Технология проблемно-диалогического общения. Консультация для педагогов ДОУ
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Митракович Любовь Васильевна

Целью и смыслом современного образования становится развитие ребёнка как субъекта познавательной деятельности. в связи с этим внимание педагогов активизируется на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие дошкольников. одной из таких технологий является технология проблемно-диалогического общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_probolemno-_dial_obshch.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проблемно-диалогического общения.

(сообщение для педагогов на педсовет).

Подготовила: Митракович Л.В,

учитель-логопед МДОУ «ДС Лебёдушка»

Технология проблемно-диалогического общения. 2015 г.

(сообщение для педагогов на педсовет)

«Если я слышу, то скоро забываю;

если я вижу, то помню долго;

если я чувствую – понимаю…».

Японская мудрость

Образовательные учреждения перешли на Федеральный государственный образовательный стандарт. В его основу положена принципиально новая идеология. Задачей педагогов является воспитание человека, способного и готового учиться на протяжении всей жизни. Целью и смыслом современного образования становится развитие ребёнка как субъекта познавательной деятельности. В связи с этим внимание педагогов активизируется на необходимости использовать современные образовательные технологии, которые помогут обеспечить развитие дошкольников. Одной из таких технологий является технология проблемно-диалогического общения.

Диалог – (от греческого разговор, беседа) – форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами. Постановку проблемы и поиск её решения дети осуществляют в ходе специально выстроенного диалога.

Проблемно-диалогическое обучение - это обучение, основанное на получении новых знаний, посредством решения теоретических и практических проблем, задач, в создающихся для этого проблемных ситуациях. Ребёнок под руководством взрослого открывает новые знания: учится самостоятельно мыслить, систематизировать, анализировать и подбирать недостающие факты – так можно охарактеризовать проблемно-диалогическую технологию.

Проблемно-диалогическая технология является:

  • Результативной, обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей детей, воспитание активной личности.
  • Здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психические нагрузки детей за счёт стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.

Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т.е. реализуется на любом предметном содержании любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому педагогу.

Главное условие применения данной технологии: систематическое проведение специальных диалогов (упражнений), направленных на усвоение программного материала. От того, насколько грамотно используется технология проблемно-диалогического обучения, зависит дальнейшее успешное обучение ребёнка в школе.

Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление. Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на занятии.

Технология проблемно-диалогического общения – это метод введения новых знаний. Основными целями проблемно-диалогического обучения является приобретение знаний, умений, навыков, усвоение способов самостоятельной деятельности и развитие познавательных и творческих способностей ребёнка.

Проблемно-диалогическая технология:

Всегда направлена на результат;

  • Дети активно вовлечены в процесс на протяжении всей деятельности;
  • Вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности;
  • Учит обобщать, группировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи;
  • Способствует развитию познавательной активности;
  • Предупреждает появление формализма, бездумности;
  • Более прочное усвоение знаний;
  • Делает деятельность детей более привлекательной

Для успешного применения данной технологии необходимо выполнение следующих основных условий:

  • Снятие факторов, тормозящих общение педагога с детьми;
  • Восприимчивость к чужому мнению, стремление не оценить, а услышать и принять мнение ребёнка;
  • Владение педагогом технологией организации предметного диалога
  • Основные психологические условия для успешного применения проблемно-диалогического общения:
  • Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний;
  • Быть доступными для воспитанников;
  • Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность;
  • Задания должны быть таковыми, чтобы дети могли выполнить их, опираясь на уже имеющийся опыт

Для успешного применения данной технологии необходимо, чтобы была создана проблематизатиция учебного материала, активность ребёнка и обеспечение связи обучения с жизнью ребёнка, игрой, трудом.

Способы создания проблемных ситуаций:

  • Сообщение информации;
  • Сопоставление фактов;
  • Анализ фактов и явлений;
  • Постановка вопросов;
  • Предъявление заданий.

Методика создания проблемных ситуаций:

  • Педагог подводит детей к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;
  • Сталкивает противоречия практической деятельности;
  • Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • Предлагает рассмотреть явление с различных позиций;
  • Побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
  • Ставит конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
  • Определяет проблемные теоретические и практические задания (например, исследовательские);
  • Ставит проблемные задачи (например,: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.).

Постановка проблемной задачи и процесс решения её происходит в совместной деятельности педагога и детей. Педагог увлекает детей в совместный умственный поиск, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Педагог ставит вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретённых знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путём рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагаются детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: всё в мире человек узнаёт через сравнение. Благодаря сравнению ребёнок лучше познаёт окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что даёт возможность по новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым. Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом – сходства.

Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между сложившимся опытом и вновь получаемыми знаниями. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад. Можно иногда и ошибиться – пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. И не забудьте о шутке: она активизирует мысль, озадачивает детей. Неожиданные занимательные приёмы побуждают их к размышлению. Особенно такие приёмы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание т волевые усилия.

Компетентности дошкольников, формирующиеся при применении проблемного диалога:

  • Организационные – умение решать проблемы.
  • Коммуникативные – вести диалог.
  • Интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы.
  • Оценочные – в случае, если ставилась проблема нравственной оценки ситуации

Подготовила: :учитель-логоопед Митракович Л.В.

Январь 2015

2015тгод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД во второй младшей группе детского сада на тему:Развитие сенсорного восприятия младших дошкольников с использованием технологии проблемно - диалогического обучения

Данный конспект разработан на основе использования технологии проблемно - диалогического обучения. Данный метод разрабатывался Е.Л. Мельниковой для использования в школе. Для преемственности уровней о...

«Игровые технологии в экологическом воспитании» - КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ.

С выходом в свет законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» и Постановлен6ия «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации»(30....

Мастер-класс с применением технологии проблемно-диалогического изложения материала

КОНСПЕКТ МАСТЕР-КЛАССА ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ И ЭКОЛОГИИДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО ИЗЛОЖЕНИЯ МАТЕРИАЛА...

ПРОБЛЕМА РЕЧЕВОЙ АГРЕССИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБЩЕНИИ (консультация для педагогов)

Каковы причины речевой агрессии у детей? Как влияют на ее проявления негативные модели речевого поведения родителей, педагогов?...

Технология проблемно-диалогического обучения

Проблемно-диалогическая технология - это технология организации познавательной деятельности дошкольников в Образовательной системе «Школа.2100. Детский сад 2100», на основе которой п...

"Метод проектов - технология экологического воспитания дошкольников" консультация для педагогов и родителей

Дошкольники проявляют высокий познавательный интерес к миру природы, и он может стать отправной точкой в воспитании экологической культуры....

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование коммуникативной компетенции у детей старшего дошкольного возраста посредством технологии проблемно-диалогического обучения»

В практике современной педагогики всё чаще в качестве эффективных средств развития коммуникативной компетенции старших дошкольников используется технология проблемно-диалогического обучения. Приёмы да...