Конспект фронтальной непосредственной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Ковалева Марина Борисовна

Конспект фронтальной непосредственной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5 СТАНИЦЫ КРЫЛОВСКОЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫЛОВСКОЙ РАЙОН

Открытая фронтальная НОД

в 1-ой старшей логопедической группе «Ягодки».

Тема: «Транспорт. Виды транспорта».

04-59

Учитель-логопед: Ковалева М.Б.

СТ. КРЫЛОВСКАЯ

2014 г.

Конспект открытой фронтальной НОД

в 1-ой старшей логопедической группе «Ягодки»

по теме: «Транспорт. Виды транспорта».

Задачи:

Коррекционно-образовательные: уточнение, расширение (виды транспорта: наземный, водный, воздушный, подземный) и активизация словаря по теме «Транспорт», расширение и закрепление представлений о видах транспорта (наземный, водный, воздушный, подземный), названиях транспортных средств, действиях, которые они совершают, совершенствование грамматического строя речи: употребление существительных в форме родительного падежа.

Коррекционно-развивающие: развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия,  развитие дыхания,  общей и тонкой моторики, слухоречевой памяти, логического мышления, коммуникативных навыков, развитие координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать доброжелательность, инициативность, учить работать в коллективе, правильно выполнять речевые инструкции учителя-логопеда.

Оборудование: магнитная доска, эмблемы, обозначающие воздушный, наземный, подземный и водный виды транспорта, предметные картинки с изображением транспорта, тренажеры для дыхания «Самолет», «Билет на Олимпиаду», «Волшебный сундучок».

Предварительная работа: беседа о транспорте с рассматриванием предметных картинок, наблюдение за движущимся транспортом.

Ход НОД:

I. Организационный момент.

Дети и логопед заходят в группу, здороваются с гостями.

  1. Психогимнастика «Улыбка».

- Ребята, давайте станем в кружок, возьмемся за руки.

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

- Улыбнитесь друг другу и громко скажите: «Доброе утро!», а теперь тихо. (Доброе утро!) Снова громко. (Доброе утро!).

  1. Сюрпризный момент.

Слышатся посторонние звуки («Капель»).

- Что это за звук, слышите ребята? (Да).

- Пойдемте, посмотрим.

Логопед вместе с детьми подходит к двери и открывает ее,  в группу входит Баба Яга и плачет.

- Ребята, посмотрите, кто к нам пришел. Вы узнали ее? (Это Баба Яга).

- Давайте поздороваемся. (Здравствуй, Баба Яга.)

- Баба Яга, почему ты  плачешь?

Баба Яга. Горе у меня случилось. Я летела, я спешила в город Сочи, на Олимпиаду. Мне ведь тоже хочется быть стройной, красивой и здоровой. Но моя метла сломалась, а это значит, что к открытию Олимпийских игр мне не успеть.

- Не огорчайся Баба Яга, мы с ребятами  постараемся  помочь тебе.

- Поможем Бабе Яге ребята? (Да).

- Давайте пригласим ее к нам на занятие.

- Проводите Бабу Ягу  на стульчик и сами присядьте.

- Дети, Баба Яга первый раз у нас в гостях и не знает, как себя нужно вести. Давайте  ей расскажем правило поведения на нашем занятии:

Внимательно слушай, другим не мешай.

Когда тебя спросят - тогда отвечай.

Правило произносят все вместе.

- Запомнила правило,  Баба Яга? (Да).

- Сейчас мы это и проверим.

II. Сообщение темы и цели.

- Баба Яга так на чем ты к нам приехала?

Баба Яга. Нет, я не приехала, я прилетела – на метле.

- Ребята, а разве на метле можно летать? (Ответы детей).

Баба Яга. Можно, можно! Я ведь герой из сказки и метла у меня не обычная, а волшебная. А еще у меня есть волшебный сундучок, хотите посмотреть, что в нем лежит. (Да).

Логопед показывает картинку, дети называют предмет, изображенный не ней.

- Что это, ребята? (Ковер-самолет).

- А это что? (Самоходная печка Емели).

- А что изображено на этой картинке? (Баба Яга в ступе).

- Ребята,  как можно одним словом назвать все эти предметы? (Сказочный транспорт).

- Правильно, все это транспорт. Но сегодня мы поговорим не о сказочном транспорте, а о реально существующем, который не менее интересен и к тому же очень необходим.

Логопед убирает картинки с магнитной доски.

III. Основная часть.

  1. Беседа по теме.

- Какой транспорт вы знаете? (Ответы детей).

- Назовите транспорт, который передвигается по земле. (Ответы детей).

- Этот транспорт называется наземный и обозначается вот таким значком.

Логопед берет со стола эмблему, обозначающую наземный вид транспорта «линия со стрелочкой наверх», показывает детям и кладет на место.

- …, подойди к столу, найди карточку, которая обозначает наземный вид транспорта и прикрепи ее на доску.

- Ребята, а вы знаете, какой транспорт летает по воздуху? (Ответы детей).

- Как вы думаете, как он называется? (Ответы детей).

- Этот транспорт называется воздушным и обозначается «облаком».

Логопед берет со стола эмблему, обозначающую воздушный  вид транспорта, показывает детям и кладет на место.

- …, подойди к столу, найди карточку, которая обозначает воздушный  вид транспорта и прикрепи ее рядом со значком, обозначающим наземный транспорт.

- Существует также транспорт, который ходит по воде. Как вы думаете, ребята, что это за транспорт? (Ответы детей).

- Может кто-нибудь уже догадался, как называется этот вид транспорта? (Ответы детей).

- Называется этот транспорт – водный и обозначается «волной».

Логопед берет со стола эмблему, обозначающую водный  вид транспорта, показывает детям и кладет на место.

- …, подойди к столу, найди карточку, которая обозначает водный  вид транспорта и аккуратно прикрепи ее на доску.

- Существует еще один  вид транспорта, который передвигается под землей.

- Ребята, как вы думаете, как он называется? (Ответы детей).

- Транспорт, который передвигается под землей, называется – подземный. Обозначать его мы будем линией со стрелочкой внизу.

Логопед берет со стола эмблему, обозначающую подземный  вид транспорта, показывает детям и кладет на место.

- …, подойди к столу, возьми карточку, которая обозначает подземный  вид транспорта и прикрепи ее на доску.

- Ребята, а вы знаете, какой транспорт является подземным? Как он называется?

- К подземному транспорту относится метро.

- Интересно тебе, Баба Яга? (Да, очень познавательно).

  1. Отгадывание загадок.

-  Ребята, подойдите к столу и возьмите по одной карточке. Только никому ее не показывайте – это секрет. -  Сейчас я  загадаю вам загадки о транспорте. Вы обязательно дослушайте ее до конца и, если отгадка нарисована у вас на карточке, поднимите карточку и назовите транспорт, который на ней изображен.

Ясным утром вдоль дороги

На траве блестит роса,

По дороге едут ноги

И бегут два колеса.

У загадки есть ответ:

Это мой… (Велосипед)

- К какому виду транспорта относится велосипед? (Велосипед относится к наземному виду транспорта).

- Согласны, ребята? (Да).

- Под каким значком ты прикрепишь изображение велосипеда? (Ответ ребенка).

Ребенок подходит к доске и крепит свою картинку под нужной эмблемой.

- Правильно … прикрепил свою картинку? (Да).

Чтоб тебя я повез,

Мне не нужен овес.

Накорми меня бензином,

На копытца дай резины,

И тогда, поднявши пыль,

Побежит… (Автомобиль)

- К какому виду транспорта относится автомобиль? (Автомобиль относится к наземному виду транспорта).

- Под каким значком ты прикрепишь изображение автомобиля? (Ответ ребенка).

Ребенок подходит к доске и крепит свою картинку под нужной эмблемой.

- Правильно … прикрепил свою картинку? (Да).

По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход,
Лишь гудит машина важно.
Что такое?
(Пароход)

- К какому виду транспорта относится пароход? (Пароход относится к водному виду транспорта).

- Под каким значком ты прикрепишь изображение парохода? (Ответ ребенка).

Ребенок подходит к доске и крепит свою картинку под нужной эмблемой.

- Правильно … прикрепил свою картинку? (Да).

Он по рельсам быстро мчал -
Шпалы все пересчитал.
(Поезд)

- К какому виду транспорта относится поезд? (Поезд относится к наземному виду транспорта).

- Под каким значком ты прикрепишь изображение поезда? (Ответ ребенка).

Ребенок подходит к доске и крепит свою картинку под нужной эмблемой.

- Правильно … прикрепил свою картинку? (Да).

Без разгона ввысь взлетает,

Стрекозу напоминает.

Отправляется в полет

Наш российский… (Вертолет) 

- К какому виду транспорта относится вертолет? (Вертолет относится к воздушному виду транспорта).

- Под каким значком ты прикрепишь изображение вертолета? (Ответ ребенка).

Ребенок подходит к доске и крепит свою картинку под нужной эмблемой.

- Правильно … прикрепил свою картинку? (Да).

На море, в реках и озерах

Я плаваю, проворный, скорый.

Среди огромных кораблей

Известен легкостью своей. (Катер)

- К какому виду транспорта относится катер? (Катер относится к водному виду транспорта).

- Под каким значком ты прикрепишь изображение катера? (Ответ ребенка).

Ребенок подходит к доске и крепит свою картинку под нужной эмблемой.

- Правильно … прикрепил свою картинку? (Да).

Я в любое время года

И в любую непогоду

Очень быстро в час любой

Провезу вас под землёй. (Метро)

- К какому виду транспорта относится метро? (Метро относится к подземному виду транспорта).

- Под каким значком ты прикрепишь изображение метро? (Ответ ребенка).

Ребенок подходит к доске и крепит свою картинку под нужной эмблемой.

- Правильно … прикрепил свою картинку? (Да).

Я пилотом тоже стану,

Всех возьму в полет,

Из конструктора я строю

Белый… (Самолет)

- К какому виду транспорта относится самолет? (Самолет относится к воздушному виду транспорта).

- Под каким значком ты прикрепишь изображение самолета? (Ответ ребенка).

Ребенок подходит к доске и крепит свою картинку под нужной эмблемой.

- Правильно … прикрепил свою картинку? (Да).

- Молодцы, справились с заданием!

  1. Дыхательная гимнастика «Самолеты».

- Ребята, а вы знаете, кто управляет самолетом?  (Самолетом управляет пилот). 

- Сейчас мы с вами поиграем в пилотов и отправим в полет наши маленькие самолетики.

Дети выходят на коврик и встают в кружок, логопед дает каждому ребенку по одному бумажному самолетику, привязанному к палочке.

- Баба Яга подходи, давай будем играть вместе.

- Держите ваш самолетик на небольшом расстоянии ото рта. Сделайте глубокий вдох носиком, не поднимая плеч. Сильно и плавно подуйте на самолётики, вытянув губы трубочкой и не надувая щёк. (2-3 раза).

- Молодцы! Вы настоящие пилоты! 

Логопед собирает тренажеры для дыхания в коробку.

  1. Игра «Ловишки».

- Вам понравилось играть? Давайте еще поиграем. Присядьте на коврик.

- Я буду называть вам слова, а вы хлопните в ладоши, если это слово относится к транспорту.

- Также вы должны будете назвать действие, которое совершает этот транспорт.

САМОЛЕТ

КРОВАТЬ

КОРАБЛЬ

ПОЕЗД

АВТОМОБИЛЬ

ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК

СТУЛ

ЛОДКА

ВОЗДУШНЫЙ ШАР

ПАРОХОД

ДВЕРЬ

АВТОБУС

- Какие вы внимательные, ребята! Молодцы!

Баба Яга. Ребята, с вами очень интересно, но мне уже пора в Сочи на Олимпиаду отправляться. Но на чем же мне полететь, посоветуйте, ребята.

  1. Физминутка «Путешествие с друзьями».

- Давайте покажем Бабе Яге, как же движется различный транспорт, чтобы ей было легче сделать выбор.

Мы с друзьями едем-едем,

Едем на велосипеде,

Ну, а если захотим,

В самолете полетим: «У-У-У».

Набирает быстрый ход

Белоснежный пароход: «Ы-Ы-Ы».

Машинка заводит моторчик:

«ДЫН-ДЫН-ДЫН»,

Поезд сигнал подает: «ТУ-ТУ-У-У».

Стоять он уж больше не может:

«Ш-Ш-Ш-Ш-Ш»,

Стремительно мчится вперед:

«ЧУХ-ЧУХ, ЧУХ-ЧУХ, ЧУХ-ЧУХ».

Сидя на коврике, выполнить

движение ногами «велосипед».

Встать, руки в стороны.

Идут по кругу.

Приседают.

Поднимаются, выполняют

 круговые движения кистью руки.

Движение рукой - «гудок поезда».

Стоя на месте выполнять

круговые движения руками.

Ходьба по кругу,

круговые движения руками.

- Молодцы ребята!

- Давайте присядем на свои места.

  1. Игра «Чего не стало?».

- Баба Яга, тебе понравилось, как ребята изобразили транспорт.

Баба Яга. Спасибо очень понравилось, и я уже выбрала, на чем отправиться на Олимпиаду! Но мне хотелось посмотреть, как этот транспорт выглядит. Вы мне покажете?

- Конечно, покажем!

- У меня как раз есть замечательные картинки с изображением транспорта.

- Давайте с ними поиграем!

- Баба Яга, поиграешь с нами? (Конечно, с удовольствием!) 

Логопед показывает картинку, дети называют транспорт, изображенный на ней.

АВТОБУС, МОТОЦИКЛ, ПОЕЗД, САМОЛЕТ;

САМОЛЕТ, ВЕРТОЛЕТ, ВОЗДУШНЫЙ ШАР, КОРАБЛЬ;

ВЕЛОСИПЕД, МОТОЦИКЛ, АВТОМОБИЛЬ,  МЕТРО.

Картинки вывешиваются на доску. 

- А теперь давайте произнесем волшебное заклинание.

 Дети закрывают глаза («Разминка для глаз»),  а логопед быстро  убирает одну картинку. Дети должны определить «Чего не стало?».

 «Разминка для глаз».
Закрываем мы глаза.

Вот какие чудеса!
Глазки наши отдыхают,

Упражнение выполняют.
А теперь их открываем,

Чего не стало?

Отгадаем!

- Как вы думаете, почему не стало самолета т.д.

Игра проводится 2-3 раза.

- Какие вы внимательные, молодцы!

  1. Пальчиковая гимнастика «Транспорт».

- А давайте поиграем с нашими пальчиками и еще раз напомним Бабе Яге названия транспорта.

- Баба Яга, ты можешь играть с нами!

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем пальчики сгибать.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем транспорт называть:

Автомобиль и самолет,

Метро, корабль, вертолет,

Автобус, поезд и мопед,

Мотоцикл, велосипед.

Загибать пальчики на правой руке, начиная с мизинца.

Сжимать и разжимать пальцы.

Загибать пальчики на левой  руке, начиная с мизинца.

Сжимать и разжимать пальцы.

Поочередно загибать пальцы на правой руке,

начиная с большого.

Поочередно загибать пальцы на левой руке,

начиная с большого.

  1. «Билет на самолет».

Баба Яга. Ребята, я решила, полечу в Сочи на самолете. Я ведь очень люблю летать!

- Баба Яга, ты  выбрала замечательный и к тому же ты самый быстрый транспорт, только вот  без билета в самолет тебя не пустят.

Баба Яга. А что же мне тогда делать? Помогите ребята.

- Ребята, давайте сделаем билет для Бабы Яги и подарим ей его.

На доске билет, дети приклеивают на него силуэты самолетов и  вручают билет Бабе Яге.

- Молодцы ребята, у вас получился очень красивый билет. Баба Яга, тебе нравится?

Баба Яга. Очень нравится. Спасибо ребята за вашу помощь. Вот теперь можно и в путь отправляться.

- Ребята, давайте попрощаемся с Бабой Ягой и пожелаем ей счастливого пути. (До свидания!).

Баба Яга. До свидания!

VI. Итог.

- Ребята, на каком транспорте улетела Баба Яга? (На самолете).

- А к какому виду транспорта относится самолет? (Самолет относится к воздушному транспорту.)

- А вы сегодня, на чем поедете домой? (На машине).

- К какому виду транспорта относится машина? (К наземному).

- А какой еще вы запомнили вид транспорта? (Водный, подземный).

- Ребята, вы сегодня очень хорошо занимались, и я приготовила для вас маленькие сюрпризы. Примите на память о нашем занятии эмблемки с изображением транспорта.

- Наше занятие окончено, давайте попрощаемся с нашими гостями. (До свидания.)




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зима. Обобщающее занятие"

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зима. Обобщающее занятие"...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Осень. Обобщающее занятие"

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Осень. Обобщающее занятие"...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТЕМА «НЕЗНАЙКА УЧИТСЯ »

Данный конспект  предназначен для учителей-логопедов, воспитателей детских садов по теме "Транспорт"...

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТЕМА: «НЕЗНАЙКА УЧИТСЯ »

Данный конспект предназначен для учителей - логопедов, воспитателей детского сада по лексической теме "Транспорт"...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитии речи (ОНР) по теме «Мебель»

Целевая аудитория:  Воспитатели, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Конспект  занятия  предназначен для детей старшего дошкольного возраста  со вторым уровн...