Главные вкладки

    Конспект фронтальной непосредственной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Ковалева Марина Борисовна

    Конспект фронтальной непосредственной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №5 СТАНИЦЫ КРЫЛОВСКОЙ

    МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫЛОВСКОЙ РАЙОН

    Открытая фронтальная НОД

    в 1-ой старшей логопедической группе «Ягодки».

    Тема: «Транспорт. Виды транспорта».

    04-59

    Учитель-логопед: Ковалева М.Б.

    СТ. КРЫЛОВСКАЯ

    2014 г.

    Конспект открытой фронтальной НОД

    в 1-ой старшей логопедической группе «Ягодки»

    по теме: «Транспорт. Виды транспорта».

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные: уточнение, расширение (виды транспорта: наземный, водный, воздушный, подземный) и активизация словаря по теме «Транспорт», расширение и закрепление представлений о видах транспорта (наземный, водный, воздушный, подземный), названиях транспортных средств, действиях, которые они совершают, совершенствование грамматического строя речи: употребление существительных в форме родительного падежа.

    Коррекционно-развивающие: развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия,  развитие дыхания,  общей и тонкой моторики, слухоречевой памяти, логического мышления, коммуникативных навыков, развитие координации речи с движением.

    Коррекционно-воспитательные: воспитывать доброжелательность, инициативность, учить работать в коллективе, правильно выполнять речевые инструкции учителя-логопеда.

    Оборудование: магнитная доска, эмблемы, обозначающие воздушный, наземный, подземный и водный виды транспорта, предметные картинки с изображением транспорта, тренажеры для дыхания «Самолет», «Билет на Олимпиаду», «Волшебный сундучок».

    Предварительная работа: беседа о транспорте с рассматриванием предметных картинок, наблюдение за движущимся транспортом.

    Ход НОД:

    I. Организационный момент.

    Дети и логопед заходят в группу, здороваются с гостями.

    1. Психогимнастика «Улыбка».

    - Ребята, давайте станем в кружок, возьмемся за руки.

    Придумано кем-то просто и мудро,

    При встрече здороваться: «Доброе утро!»

    - Улыбнитесь друг другу и громко скажите: «Доброе утро!», а теперь тихо. (Доброе утро!) Снова громко. (Доброе утро!).

    1. Сюрпризный момент.

    Слышатся посторонние звуки («Капель»).

    - Что это за звук, слышите ребята? (Да).

    - Пойдемте, посмотрим.

    Логопед вместе с детьми подходит к двери и открывает ее,  в группу входит Баба Яга и плачет.

    - Ребята, посмотрите, кто к нам пришел. Вы узнали ее? (Это Баба Яга).

    - Давайте поздороваемся. (Здравствуй, Баба Яга.)

    - Баба Яга, почему ты  плачешь?

    Баба Яга. Горе у меня случилось. Я летела, я спешила в город Сочи, на Олимпиаду. Мне ведь тоже хочется быть стройной, красивой и здоровой. Но моя метла сломалась, а это значит, что к открытию Олимпийских игр мне не успеть.

    - Не огорчайся Баба Яга, мы с ребятами  постараемся  помочь тебе.

    - Поможем Бабе Яге ребята? (Да).

    - Давайте пригласим ее к нам на занятие.

    - Проводите Бабу Ягу  на стульчик и сами присядьте.

    - Дети, Баба Яга первый раз у нас в гостях и не знает, как себя нужно вести. Давайте  ей расскажем правило поведения на нашем занятии:

    Внимательно слушай, другим не мешай.

    Когда тебя спросят - тогда отвечай.

    Правило произносят все вместе.

    - Запомнила правило,  Баба Яга? (Да).

    - Сейчас мы это и проверим.

    II. Сообщение темы и цели.

    - Баба Яга так на чем ты к нам приехала?

    Баба Яга. Нет, я не приехала, я прилетела – на метле.

    - Ребята, а разве на метле можно летать? (Ответы детей).

    Баба Яга. Можно, можно! Я ведь герой из сказки и метла у меня не обычная, а волшебная. А еще у меня есть волшебный сундучок, хотите посмотреть, что в нем лежит. (Да).

    Логопед показывает картинку, дети называют предмет, изображенный не ней.

    - Что это, ребята? (Ковер-самолет).

    - А это что? (Самоходная печка Емели).

    - А что изображено на этой картинке? (Баба Яга в ступе).

    - Ребята,  как можно одним словом назвать все эти предметы? (Сказочный транспорт).

    - Правильно, все это транспорт. Но сегодня мы поговорим не о сказочном транспорте, а о реально существующем, который не менее интересен и к тому же очень необходим.

    Логопед убирает картинки с магнитной доски.

    III. Основная часть.

    1. Беседа по теме.

    - Какой транспорт вы знаете? (Ответы детей).

    - Назовите транспорт, который передвигается по земле. (Ответы детей).

    - Этот транспорт называется наземный и обозначается вот таким значком.

    Логопед берет со стола эмблему, обозначающую наземный вид транспорта «линия со стрелочкой наверх», показывает детям и кладет на место.

    - …, подойди к столу, найди карточку, которая обозначает наземный вид транспорта и прикрепи ее на доску.

    - Ребята, а вы знаете, какой транспорт летает по воздуху? (Ответы детей).

    - Как вы думаете, как он называется? (Ответы детей).

    - Этот транспорт называется воздушным и обозначается «облаком».

    Логопед берет со стола эмблему, обозначающую воздушный  вид транспорта, показывает детям и кладет на место.

    - …, подойди к столу, найди карточку, которая обозначает воздушный  вид транспорта и прикрепи ее рядом со значком, обозначающим наземный транспорт.

    - Существует также транспорт, который ходит по воде. Как вы думаете, ребята, что это за транспорт? (Ответы детей).

    - Может кто-нибудь уже догадался, как называется этот вид транспорта? (Ответы детей).

    - Называется этот транспорт – водный и обозначается «волной».

    Логопед берет со стола эмблему, обозначающую водный  вид транспорта, показывает детям и кладет на место.

    - …, подойди к столу, найди карточку, которая обозначает водный  вид транспорта и аккуратно прикрепи ее на доску.

    - Существует еще один  вид транспорта, который передвигается под землей.

    - Ребята, как вы думаете, как он называется? (Ответы детей).

    - Транспорт, который передвигается под землей, называется – подземный. Обозначать его мы будем линией со стрелочкой внизу.

    Логопед берет со стола эмблему, обозначающую подземный  вид транспорта, показывает детям и кладет на место.

    - …, подойди к столу, возьми карточку, которая обозначает подземный  вид транспорта и прикрепи ее на доску.

    - Ребята, а вы знаете, какой транспорт является подземным? Как он называется?

    - К подземному транспорту относится метро.

    - Интересно тебе, Баба Яга? (Да, очень познавательно).

    1. Отгадывание загадок.

    -  Ребята, подойдите к столу и возьмите по одной карточке. Только никому ее не показывайте – это секрет. -  Сейчас я  загадаю вам загадки о транспорте. Вы обязательно дослушайте ее до конца и, если отгадка нарисована у вас на карточке, поднимите карточку и назовите транспорт, который на ней изображен.

    Ясным утром вдоль дороги

    На траве блестит роса,

    По дороге едут ноги

    И бегут два колеса.

    У загадки есть ответ:

    Это мой… (Велосипед)

    - К какому виду транспорта относится велосипед? (Велосипед относится к наземному виду транспорта).

    - Согласны, ребята? (Да).

    - Под каким значком ты прикрепишь изображение велосипеда? (Ответ ребенка).

    Ребенок подходит к доске и крепит свою картинку под нужной эмблемой.

    - Правильно … прикрепил свою картинку? (Да).

    Чтоб тебя я повез,

    Мне не нужен овес.

    Накорми меня бензином,

    На копытца дай резины,

    И тогда, поднявши пыль,

    Побежит… (Автомобиль)

    - К какому виду транспорта относится автомобиль? (Автомобиль относится к наземному виду транспорта).

    - Под каким значком ты прикрепишь изображение автомобиля? (Ответ ребенка).

    Ребенок подходит к доске и крепит свою картинку под нужной эмблемой.

    - Правильно … прикрепил свою картинку? (Да).

    По волнам плывет отважно,
    Не сбавляя быстрый ход,
    Лишь гудит машина важно.
    Что такое?
    (Пароход)

    - К какому виду транспорта относится пароход? (Пароход относится к водному виду транспорта).

    - Под каким значком ты прикрепишь изображение парохода? (Ответ ребенка).

    Ребенок подходит к доске и крепит свою картинку под нужной эмблемой.

    - Правильно … прикрепил свою картинку? (Да).

    Он по рельсам быстро мчал -
    Шпалы все пересчитал.
    (Поезд)

    - К какому виду транспорта относится поезд? (Поезд относится к наземному виду транспорта).

    - Под каким значком ты прикрепишь изображение поезда? (Ответ ребенка).

    Ребенок подходит к доске и крепит свою картинку под нужной эмблемой.

    - Правильно … прикрепил свою картинку? (Да).

    Без разгона ввысь взлетает,

    Стрекозу напоминает.

    Отправляется в полет

    Наш российский… (Вертолет) 

    - К какому виду транспорта относится вертолет? (Вертолет относится к воздушному виду транспорта).

    - Под каким значком ты прикрепишь изображение вертолета? (Ответ ребенка).

    Ребенок подходит к доске и крепит свою картинку под нужной эмблемой.

    - Правильно … прикрепил свою картинку? (Да).

    На море, в реках и озерах

    Я плаваю, проворный, скорый.

    Среди огромных кораблей

    Известен легкостью своей. (Катер)

    - К какому виду транспорта относится катер? (Катер относится к водному виду транспорта).

    - Под каким значком ты прикрепишь изображение катера? (Ответ ребенка).

    Ребенок подходит к доске и крепит свою картинку под нужной эмблемой.

    - Правильно … прикрепил свою картинку? (Да).

    Я в любое время года

    И в любую непогоду

    Очень быстро в час любой

    Провезу вас под землёй. (Метро)

    - К какому виду транспорта относится метро? (Метро относится к подземному виду транспорта).

    - Под каким значком ты прикрепишь изображение метро? (Ответ ребенка).

    Ребенок подходит к доске и крепит свою картинку под нужной эмблемой.

    - Правильно … прикрепил свою картинку? (Да).

    Я пилотом тоже стану,

    Всех возьму в полет,

    Из конструктора я строю

    Белый… (Самолет)

    - К какому виду транспорта относится самолет? (Самолет относится к воздушному виду транспорта).

    - Под каким значком ты прикрепишь изображение самолета? (Ответ ребенка).

    Ребенок подходит к доске и крепит свою картинку под нужной эмблемой.

    - Правильно … прикрепил свою картинку? (Да).

    - Молодцы, справились с заданием!

    1. Дыхательная гимнастика «Самолеты».

    - Ребята, а вы знаете, кто управляет самолетом?  (Самолетом управляет пилот). 

    - Сейчас мы с вами поиграем в пилотов и отправим в полет наши маленькие самолетики.

    Дети выходят на коврик и встают в кружок, логопед дает каждому ребенку по одному бумажному самолетику, привязанному к палочке.

    - Баба Яга подходи, давай будем играть вместе.

    - Держите ваш самолетик на небольшом расстоянии ото рта. Сделайте глубокий вдох носиком, не поднимая плеч. Сильно и плавно подуйте на самолётики, вытянув губы трубочкой и не надувая щёк. (2-3 раза).

    - Молодцы! Вы настоящие пилоты! 

    Логопед собирает тренажеры для дыхания в коробку.

    1. Игра «Ловишки».

    - Вам понравилось играть? Давайте еще поиграем. Присядьте на коврик.

    - Я буду называть вам слова, а вы хлопните в ладоши, если это слово относится к транспорту.

    - Также вы должны будете назвать действие, которое совершает этот транспорт.

    САМОЛЕТ

    КРОВАТЬ

    КОРАБЛЬ

    ПОЕЗД

    АВТОМОБИЛЬ

    ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК

    СТУЛ

    ЛОДКА

    ВОЗДУШНЫЙ ШАР

    ПАРОХОД

    ДВЕРЬ

    АВТОБУС

    - Какие вы внимательные, ребята! Молодцы!

    Баба Яга. Ребята, с вами очень интересно, но мне уже пора в Сочи на Олимпиаду отправляться. Но на чем же мне полететь, посоветуйте, ребята.

    1. Физминутка «Путешествие с друзьями».

    - Давайте покажем Бабе Яге, как же движется различный транспорт, чтобы ей было легче сделать выбор.

    Мы с друзьями едем-едем,

    Едем на велосипеде,

    Ну, а если захотим,

    В самолете полетим: «У-У-У».

    Набирает быстрый ход

    Белоснежный пароход: «Ы-Ы-Ы».

    Машинка заводит моторчик:

    «ДЫН-ДЫН-ДЫН»,

    Поезд сигнал подает: «ТУ-ТУ-У-У».

    Стоять он уж больше не может:

    «Ш-Ш-Ш-Ш-Ш»,

    Стремительно мчится вперед:

    «ЧУХ-ЧУХ, ЧУХ-ЧУХ, ЧУХ-ЧУХ».

    Сидя на коврике, выполнить

    движение ногами «велосипед».

    Встать, руки в стороны.

    Идут по кругу.

    Приседают.

    Поднимаются, выполняют

     круговые движения кистью руки.

    Движение рукой - «гудок поезда».

    Стоя на месте выполнять

    круговые движения руками.

    Ходьба по кругу,

    круговые движения руками.

    - Молодцы ребята!

    - Давайте присядем на свои места.

    1. Игра «Чего не стало?».

    - Баба Яга, тебе понравилось, как ребята изобразили транспорт.

    Баба Яга. Спасибо очень понравилось, и я уже выбрала, на чем отправиться на Олимпиаду! Но мне хотелось посмотреть, как этот транспорт выглядит. Вы мне покажете?

    - Конечно, покажем!

    - У меня как раз есть замечательные картинки с изображением транспорта.

    - Давайте с ними поиграем!

    - Баба Яга, поиграешь с нами? (Конечно, с удовольствием!) 

    Логопед показывает картинку, дети называют транспорт, изображенный на ней.

    АВТОБУС, МОТОЦИКЛ, ПОЕЗД, САМОЛЕТ;

    САМОЛЕТ, ВЕРТОЛЕТ, ВОЗДУШНЫЙ ШАР, КОРАБЛЬ;

    ВЕЛОСИПЕД, МОТОЦИКЛ, АВТОМОБИЛЬ,  МЕТРО.

    Картинки вывешиваются на доску. 

    - А теперь давайте произнесем волшебное заклинание.

     Дети закрывают глаза («Разминка для глаз»),  а логопед быстро  убирает одну картинку. Дети должны определить «Чего не стало?».

     «Разминка для глаз».
    Закрываем мы глаза.

    Вот какие чудеса!
    Глазки наши отдыхают,

    Упражнение выполняют.
    А теперь их открываем,

    Чего не стало?

    Отгадаем!

    - Как вы думаете, почему не стало самолета т.д.

    Игра проводится 2-3 раза.

    - Какие вы внимательные, молодцы!

    1. Пальчиковая гимнастика «Транспорт».

    - А давайте поиграем с нашими пальчиками и еще раз напомним Бабе Яге названия транспорта.

    - Баба Яга, ты можешь играть с нами!

    Раз, два, три, четыре, пять –

    Будем пальчики сгибать.

    Раз, два, три, четыре, пять –

    Будем транспорт называть:

    Автомобиль и самолет,

    Метро, корабль, вертолет,

    Автобус, поезд и мопед,

    Мотоцикл, велосипед.

    Загибать пальчики на правой руке, начиная с мизинца.

    Сжимать и разжимать пальцы.

    Загибать пальчики на левой  руке, начиная с мизинца.

    Сжимать и разжимать пальцы.

    Поочередно загибать пальцы на правой руке,

    начиная с большого.

    Поочередно загибать пальцы на левой руке,

    начиная с большого.

    1. «Билет на самолет».

    Баба Яга. Ребята, я решила, полечу в Сочи на самолете. Я ведь очень люблю летать!

    - Баба Яга, ты  выбрала замечательный и к тому же ты самый быстрый транспорт, только вот  без билета в самолет тебя не пустят.

    Баба Яга. А что же мне тогда делать? Помогите ребята.

    - Ребята, давайте сделаем билет для Бабы Яги и подарим ей его.

    На доске билет, дети приклеивают на него силуэты самолетов и  вручают билет Бабе Яге.

    - Молодцы ребята, у вас получился очень красивый билет. Баба Яга, тебе нравится?

    Баба Яга. Очень нравится. Спасибо ребята за вашу помощь. Вот теперь можно и в путь отправляться.

    - Ребята, давайте попрощаемся с Бабой Ягой и пожелаем ей счастливого пути. (До свидания!).

    Баба Яга. До свидания!

    VI. Итог.

    - Ребята, на каком транспорте улетела Баба Яга? (На самолете).

    - А к какому виду транспорта относится самолет? (Самолет относится к воздушному транспорту.)

    - А вы сегодня, на чем поедете домой? (На машине).

    - К какому виду транспорта относится машина? (К наземному).

    - А какой еще вы запомнили вид транспорта? (Водный, подземный).

    - Ребята, вы сегодня очень хорошо занимались, и я приготовила для вас маленькие сюрпризы. Примите на память о нашем занятии эмблемки с изображением транспорта.

    - Наше занятие окончено, давайте попрощаемся с нашими гостями. (До свидания.)




    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зима. Обобщающее занятие"

    Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Зима. Обобщающее занятие"...

    Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Осень. Обобщающее занятие"

    Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи "Осень. Обобщающее занятие"...

    КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТЕМА «НЕЗНАЙКА УЧИТСЯ »

    Данный конспект  предназначен для учителей-логопедов, воспитателей детских садов по теме "Транспорт"...

    КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТЕМА: «НЕЗНАЙКА УЧИТСЯ »

    Данный конспект предназначен для учителей - логопедов, воспитателей детского сада по лексической теме "Транспорт"...

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПО ТЕМЕ «ПРАЗДНИК РУССКОЙ БЕРЁЗКИ»

    В данном конспекте обогащаются и активизируются знания дошкольников о Родине - России, о  народных праздниках и традциях русского народа. Дети водят хороводы, читают заклички, отгадывают загадки ...

    Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитии речи (ОНР) по теме «Мебель»

    Целевая аудитория:  Воспитатели, работающие с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Конспект  занятия  предназначен для детей старшего дошкольного возраста  со вторым уровн...