Открытый урок. Тема занятия: « Путешествие по волшебному лесу. К ШКОЛЕ ГОТОВ!»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Якимович Инна Валериевна

Конспект индивидуального обобщающего логопедического занятия по коррекции общего недоразвития речи у дошкольников для подготовительного к школе возраста (6-7 лет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_yakimovich_i.v._22.04.2015.docx22.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального обобщающего логопедического занятия по коррекции общего недоразвития речи у дошкольников для детей подготовительного к школе возраста (6-7 лет)

                    И.В. Якимович, учитель-логопед ГБОУ ЦППРК «Доверие»

                                    Петродворцового р-на Санкт-Петербурга

Тема занятия: « Путешествие по волшебному лесу.

К ШКОЛЕ ГОТОВ!»

Задачи:

1.Коррекционные задачи:     

-        совершенствовать сложные формы фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений;

-  контролировать в речи детей правильное произношение всех поставленных звуков,   осуществить их дифференциацию;

- работать над совершенствованием синтаксической структуры сложных предложений;

 -   систематизировать знания по грамматике, лексике, фонетике, развитию речи, полученные на предыдущих занятиях;

2. Образовательные задачи: 

- закреплять умения подбирать родственные слова, фразеологические обороты;

- закреплять умения читать слова, написанные разными шрифтами;

3. Воспитательные задачи:

-  воспитывать интерес  к учёбе в школе;

 

План занятия:

  1. Оргмомент.
  2. Выкладывание слов  с помощью кружочков (звуковой анализ слов)
  3. Дифференциация одушевлённых и неодушевлённых предметов (Кто? Что?)
  4.  Цепочка слов.
  5.  Деление слов на слоги.
  6.  Работа с фразеологическими оборотам.
  7. Чтение слов по начальным звукам.
  8. Компьютерные игры на развитие фонематического анализа и синтеза.
  9.  Работа над сравнительными оборотами.
  10.  Работа со словами-квазиомонимами.
  11.  Работа с однокоренными словами.
  12. Выполнение заданий  из конверта:

- разбор слов по составу

- чтение слов по правильно написанным буквам

- работа над интонацией

-составление схемы предложения

- исправление ошибок на письме

-работа над ударением

  1.   Итог занятия.

Оборудование: разрезная азбука,  красные, синие и зелёные кружки, картинное панно с изображением предметов, находящихся на улице , картинки ( поезд) для составления цепочки слов, дом для деления слов на слоги и картинки к нему, картинки для игры «Прочитай по начальным звукам», компьютер с  компьютерной игрой « Два слова – один звук», нарисованный сказочный герой Старичок - Лесовичок,   звуковые линейки, таблички с перевёрнутыми и недописанными буквами, знаками препинания, слова на карточках для составления предложений, макет дерева с табличками однокоренных слов, картинки   для  составления фразеологических оборотов, конверт с заданиями для ребёнка.

Ход занятия:

  1. Оргмомент

Логопед: - Сегодня мы отправимся с тобой  на прогулку по волшебному  лесу.

II.  Логопед: -Выйдем с тобой на улицу, посмотрим вокруг и скажем, что уже наступило долгожданное время года…. ВЕСНА.  Перед тобой лежат кружки. Выложи    это слово. А теперь выложи кружками название второго весеннего месяца: АПРЕЛЬ.

III Логопед: - А теперь давай немного прогуляемся.        

Лишь шагнёшь за порог,

Сразу столько дорог

Побежит  от тебя без оглядки.

Через мост,

Через брод, прямиком от ворот – Всё вперёд,

В огород, Через грядки!

 По зелёным лугам,

По крутым берегам

Побежит в неизвестность дорога.

Ты придёшь в чудный край,

Только пой и шагай,

Всё шагай от родного порога!

Логопед: - Мы отправляемся с тобой  на прогулку в лес загадочных заданий.  А по дороге, чтобы не  скучать поиграем:  ты будешь называть мне одушевлённые и неодушевлённые предметы, которые нам встретятся по пути. (Предлагается картинное панно с изображением предметов, находящихся на улице).

IV.   Логопед:  -  Быстрее сюда! Наш поезд подходит!  А что это с вагончиками?  Какая досада…  Чтобы расставить их по  порядку, надо составить цепочку слов.

( Предлагаются вагончики с наклеенными на них картинками. Нужно поставить их друг за другом по конечному звуку в слове:

Дятел – лук – крыса – арбуз [c]- сом – морж [ш] – шар – рак – корабль – лимон – носки – иглы).

 V. Логопед : - Вот мы и в волшебном лесу.  Какой необычный домик здесь стоит. Давай посмотрим, что в нём находится. Нам нужно расселить эти картинки по квартирам, считая количество слогов в слове. Если в слове 4 слога, то поместим его на тот этаж, где 4 окошка, если один слог, то на тот этаж, где одно окно. И т.д.

Предлагаются следующие картинки:    1 слог – лес, ёж; 2 слога: бел-ка, мед-ведь;  3 слога: во-ро-на, ля-гуш-ка, у-лит ка;  4 слога: ко-ло-коль-чик, му-ра-вей-ник, зем-ля-ни-ка.

VI.  Работа с фразеологическими оборотами.

Логопед: - Посмотри, какая волшебная полянка впереди! Она приготовила нам игру  с фразеологическими оборотами. Для чего они нужны?

Ребёнок:  – Они делают нашу речь богаче и красивее.

 Логопед: -  Выбери на полянке картинку, которая будет соответствовать тому, когда мы говорим:

А) Об очень удачливом человеке, которому всегда и во всём везёт. ( Родился в рубашке)

Б). О человеке, на которого сваливают чужую вину (Козёл отпущения)

В). О тревожном и тоскливом состоянии (На душе кошки скребут)

Г). О полной тишине в помещении ( Слышно, как муха пролетит)

Д). О плохой памяти (Голова как решето)

Е). О  человеке, который оказался в глупом, смешном положении ) (Сел в калошу)

Ж)О тесноте в помещении ( Яблоку негде упасть.  Набились как сельди в бочку)

З). Очень спешить, бежать со всех ног ( Лететь стрелой)

И) О человеке, который с утра до вечера в заботах, хлопотах (Крутится как белка в колесе)

К). О сильном дожде (Льёт как из ведра)

Л). О сильной усталости (Повалиться как сноп)

VII.Логопед: - А под этим кустиком растут картинки. Давай прочитаем по начальным звука этих картинок слова, которые в них зашифрованы:

1). улитка, молоток – [ум]; 2). дом, арбуз, баран, ракетка, облако – [добро];

3).  Лопата, ананас, санки, кошка, акула – [ласка].

VIII. Логопед: Здесь ещё стоит  волшебный компьютер, и тебя  ожидают 2 интересные игры: 1) составь слово  по номеру слога в слове, 2) « Два слова – один звук»

IX. Логопед показывает игрушку  Старичка-Лесовичка.

Старичок-Лесовичок :

 Посмели вы сюда прийти?

В моём лесу покой нарушить?

Хотите, может, разбудить лесных зверушек?

Старичок-Лесовичок  предлагает нам сравнить людей с животными и птицами: - Здесь живут звери, которых часто сравнивают между собой  и  с людьми. Например, мы привыкли, что собака всегда злая. О собаке, которая ласковая, говорят, что она ласковая, как кошка. А сейчас мы увидим диких и домашних животных и птиц, которых сравнивают с людьми.

Про людей говорят:

Голоден как …….волк        Колючий как…… ёж

Хитрая как ……….лиса        Неуклюжий как ……. медведь

Надутый как….. индюк        Трусливый как ….. заяц

Здоровый как …….. бык        Голосистый как….. соловей

Надутый как…….. индюк        Шустрая как…… белка

 Грязный как…… свинья        Юркая  как….. мышь

 Упрямый как …… осёл        Болтливая  как ……. Сорока

( Ребёнок подбирает картинку с нужным сравнением).

X. Логопед:  - Подходи! Налетай! Собирай! Я называю предметы, которые начинаются на звонкий звук, а ты –   на глухой звук: (Перед ребёнком разложены картинки на парные согласные):

 Бабочка  - папочка        бочки - почки

гора - кора        забор - собор

дом - том        гости - кости

трава – дрова                                                   глаз  - класс

 зуб - суп        зайка - сайка

XI.  Логопед: - Перед нами раскидистый дуб. А на нём растут слова. Собери семейку однокоренных слов. Как по-другому называются эти слова?

Ребёнок: - Родственные.

(Перед ребёнком вперемешку разложены слова:  сад, садовник, рассада, садовод, посадки, садить, садик ; звон, звонок, звонить, звонница, перезвон, звонарь, звоночек;  вода, водянка, Водяной, водолаз, водопад, водичка, водица, подводник, водный и др. )

Логопед: - Распредели эти слова по семьям. Почему  они являются родственными?

Ребёнок: - Потому что они общие по смыслу.

XII. Логопед:  - Под этим кустом я нашла конверт. В нём несколько заданий для тебя.

1. Отметь  корень во всех этих словах: лес, лесовик, перелесок, лесная, пролесок, лесник, лесовод, лесовоз, лесоруб, лесничий, лесовичок.

Отметь в слове ПЕРЕЛЕСОК корень, приставку и суффикс.

2. Прочитай слова по правильно написанным буквам.

ДYRРWУNLГ       NWSМOFJРZЕ     СROJLЛНZQWЦЕ

3.  Покажи, какой знак должен стоять в конце предложения:

Какой чудесный день!

Кто спрятался в норке?

Мне нравится путешествовать.

4. Нарисуй схему предложения:

Я люблю гулять по лесу.

5. Исправь ошибки:

кошка  мурка сидит у лужы  

  ура

  нашы малышы хорошы

 когда  папа наточит ножы

6. Расставь правильно ударение:

ЗАМОК                                          ЗАМОК

КРУЖКИ                                         КРУЖКИ

ПОЛКИ                                          ПОЛКИ

ГВОЗДИКИ                               ГВОЗДИКИ

XII. Логопед: К сожалению, наша прогулка по волшебному лесу подошла к концу.   Пора возвращаться обратно. Садись на волшебный воздушный шар.  Повернись вокруг 3 раза. Вот мы и дома. Понравилось тебе наше путешествие?  Ты  умница. Прекрасно справилась со всеми заданиями.

XIII.  Итог занятия.