Оптическая дисграфия
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему

Малкина Юлия Викторовна

Что такое оптическая дисграфия, меры профилактики, проявления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opticheskaya_disgrafiya.docx159.47 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                           Оптическая дисграфия

     У детей со зрительными нарушениями чаще всего встречается оптическая  дисграфия, связанная с трудностью усвоения ребенком зрительных образов букв. Часто смешивание букв по оптическому сходству принимают за обыкновенные «описки», но это не так – эти ошибки не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии.   Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью  зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

      Одно из проявлений оптической дисграфии зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо, которое может наблюдаться у левшей, при органических повреждениях мозга.
   Оптическую  дисграфию можно разделить  на литеральную и вербальную. Литеральная дисграфия проявляется в трудностях воспроизведения изолированных букв. При вербальной дисграфии воспроизведение изолированных букв сохранно. Однако при написании слов отмечаются искажения букв, замены и смешения графически сходных букв, контекстуальные влияния соседних букв на воспроизведение зрительного образа буквы.                                              

       Одной из причин сложности усвоения ребенком зрительных образов букв является  несформированность зрительно-пространственных представлений в дошкольном возрасте. Дошкольник,  не усвоивший такие понятия как  вправо – влево, вверх- вниз, длинный-короткий, большой-маленький  -  может путаться в написании букв. Это может выражаться   в недописывании каких-либо элементов букв, в их «зеркальном» изображении, замены похожих букв. Дети, имеющие оптическую дисграфию, часто имеют и недоразвитие зрительно-моторной координации, неточность представлений , недоразвитие памяти, недифференцированность оптических образов букв.

     Чтобы определить есть ли у ребенка оптическая дисграфия  -  поиграйте с ним предложите положить кубик перед  игрушкой, за игрушкой,  справа, слева. Игры с предлогами покажут сформированность у ребенка зрительно-пространственных представлений,  понимание расположения предметов по отношению друг к другу.  Такие  игры,  как дорисовка букв, графические диктанты, дорисовка рисунка по одной из половинок, раскраска рисунка по цифрам , при затруднении ребенком в выполнении этих заданий, будет свидетельствовать о затруднении в дифференциации левой и правой сторон, ориентировки в пространстве. Игры с пазлами от самых простых к сложным , покажут достаточно ли развит у ребенка  зрительный анализ. Игры с кубиками выявят умение ребенка анализировать и синтезировать отдельные части в целое. Многие дети в старшем возрасте отказываются играть в игры связанные со зрительно-пространственными представлениями или в игры, где бы от него требовались зрительный анализ и синтез. Ему сложно, а значит и неинтересно. И здесь  необходимо  понаблюдать за ребенком, он не хочет играть потому, что у него не получается или гиперактивность не позволяет ему усидеть на одном месте. Очень важно не пропустить оптическую дисграфию ещё в дошкольном возрасте, устранить её предпосылки и  направить усилия  на преодоление отставания в развитии у ребёнка зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Если своевременно проводить профилактическую работу по оптической дисграфии, то в школьном возрасте, детям будет гораздо легче учиться. 

б) Устранение предпосылок оптической дисграфии

Профилактика оптической дисграфии,заключается в устранении выявленных её предпосылок, и должна быть направлена на преодоление отставания в развитии у ребёнка зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

Развитие представлений о форме и величине предметов

1. Упражнение. Указав на квадрат (или треугольник, овал и пр.) расположенных в верхнем ряду, попросить найти такую же фигуру в нижнем ряду. Продолжать выполнять эту работу до тех пор, пока ребёнок не усвоит все геометрические формы и их названия.

http://festival.1september.ru/articles/637610/img15.jpg

2. Упражнение. Попросить показать большое, маленькое и среднее яблоко, а так же два одинаковых по величине яблока. Затем показывая поочерёдно на каждое из яблок, попросить назвать их величину (большое, среднее, маленькое,среднее). Показав в заключении на два одинаковых по размеру яблока, постараться получить от ребёнка соответствующее словесное обозначение(«одинаковые»).

http://festival.1september.ru/articles/637610/img17.jpg

3. Упражнение. Аналогично сравниваем предметы по высоте, толщине, длине, ширине и закрепляем соответствующее словесные обозначения «толстый – тонкий», «высокий –низкий», «длинный – короткий», «широкая –узкая».

http://festival.1september.ru/articles/637610/img18.jpg

(11-27 СЛАЙДЫ)

2. Игры на развитие у ребёнка зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза

http://festival.1september.ru/articles/637610/img20.jpg

http://festival.1september.ru/articles/637610/img22.jpg

http://festival.1september.ru/articles/637610/img24.jpg

http://festival.1september.ru/articles/637610/img26.jpg

http://festival.1september.ru/articles/637610/img28.jpg

http://festival.1september.ru/articles/637610/img30.jpg

http://festival.1september.ru/articles/637610/img32.jpg

http://festival.1september.ru/articles/637610/img34.jpg

http://festival.1september.ru/articles/637610/img36.jpg

http://festival.1september.ru/articles/637610/img38.jpg

(28 СЛАЙД)

Работа над пространственными предлогами

Особый раздел составляет работа над пространственными предлогами. При помощи которых выражается расположение предметов в пространстве по отношению друг к другу. Прежде всего нужно в доступной форме (на реальных предметах и на картинках) объяснить смысловое значение основных предлогов.

(29-32 СЛАЙДЫ)

Игры на закрепление умений правильно употреблять предлоги

http://festival.1september.ru/articles/637610/img40.jpg

http://festival.1september.ru/articles/637610/img42.jpg

http://festival.1september.ru/articles/637610/img44.jpg

http://festival.1september.ru/articles/637610/img46.jpg

http://festival.1september.ru/articles/637610/img48.jpg

(33 СЛАЙД)

Ориентировка в правой и левой сторонах пространства

Очень важным показателем сформированности или несформированности у ребёнка пространственных представлений является его умение ориентироваться в правой и левой сторонах пространства. В этом плане необходимо добиваться того, чтобы до начала школьного обучения ребёнок мог без затруднений выполнять следующие упражнения.

1. Упражнение

Попросить ребёнка поднять вверх правую руку.При правильном выполнении им этого задания попросить его показать правой рукой левый глаз,левой рукой правое ухо, левой рукой левую ногу. В случае затруднений при выполнении этих заданий необходимо добиться чёткой ориентировки ребёнка в правой и левой сторонах своего тела.

http://festival.1september.ru/articles/637610/img50.jpg

2. Упражнение

Поработайте над тем, чтобы ребёнок научился ориентироваться в правой и левой сторонах окружающего пространства по отношению к нему самому (умение, определять справа или слева от него находятся расположенные в комнате различные предметы.

http://festival.1september.ru/articles/637610/img52.jpg

(34 СЛАЙД)

3. Упражнение

Встать напротив ребёнка и попросить его показать сначала его правую руку, а затем вашу,его левый глаз, а затем ваш и т.д.. После этого дать ребёнку игрушку и попросить показать правую илевую руку у петрушки. Это задание являетвя самым сложным, и нередкооно становится доступным лишь детям младшего школьного. И тем не менее нужно постепенно добиваться правильного его выполнения.

http://festival.1september.ru/articles/637610/img55.jpg

Успешное выполнение упражнений №1 – 3даст ребёнку возможность избежать«зеркальности» в изображении букв и цифр. Однако для окончательного достижения этой цели необходимо ещё и чисто практически приучать его правильно ориентироваться на листе бумаги –начинать писать буквы или цифры с левого верхнего угла и заполнять строчку в направлении слева направо. Кроме того, элементы знакомых ребёнку печатных букв обязательно должны писаться сверху вниз, а не наоборот, и каждый элемент к любой конкретной букве должен приписываться только справа (например, букву Юнельзя начинать писать с овала).

(35-37 СЛАЙДЫ)

Игры на ориентирование правой и левой сторон пространства

(38-40 СЛАЙДЫ)

Узнавание букв в усложнённых условиях

Если ребёнок дошкольного возраста уже знаком с печатными буквами, то очень полезно поупражнять его в выполнении следующих заданий: Назвать буквы сходные по начертанию, заштрихованные,недописанные, наложенные друг на друга, необычно расположенные и т.д.

http://festival.1september.ru/articles/637610/img57.jpg

Все эти задания проводятся в виде игры, они помогут ребёнку создать в своём воображении устойчивые образы букв, не смотря ни на какие«помехи». Это и будет наилучший способ профилактики оптической дисграфии.

(41-54 СЛАЙДЫ)

Игры на предупреждение оптической дисграфии

http://festival.1september.ru/articles/637610/img59.gif

http://festival.1september.ru/articles/637610/img61.jpg

http://festival.1september.ru/articles/637610/img63.jpg

http://festival.1september.ru/articles/637610/img65.jpg

http://festival.1september.ru/articles/637610/img67.jpg

http://festival.1september.ru/articles/637610/img69.jpg

http://festival.1september.ru/articles/637610/img71.jpg

http://festival.1september.ru/articles/637610/img73.jpg

http://festival.1september.ru/articles/637610/img75.jpg

http://festival.1september.ru/articles/637610/img77.jpg

(55 СЛАЙД)

II. Заключение

Предложенные упражнения и игры способствуют развитию зрительного гнозиса , формированию пространственных представлений. Одной из приоритетных задач логопедов и педагогов является своевременное выявление, профилактики и коррекции оптической дисграфии, что не позволит допустить перехода ошибок в начальное звено школы.

(56 СЛАЙД)

III. Литература

1. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – С.Петербург,«Союз» 2001. 2. Логопедия/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н.Шаховской. – М.: Владос, 1998.
3.
Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей (Из опыта работы)
4.
Ярёменко Б.Р., Ярёменко А.Б., Горяинова Т.Б.Минимальные дисфункцииголовного мозга у детей.– СПб.: Салит-Деан, 1999. 4. festival.1september.ru, 2013.

         

   Моему пристальному изучению и профилактике подлежит оптическая дисграфия.

   У детей с оптической дисграфией наблюдаются трудности усвоения зрительного образа буквы. В основе этих трудностей лежит нарушение зрительного восприятия, недоразвитие зрительной памяти, пространственного и оптико-пространственного анализа, недифференцированность оптических образов букв.

   При устранении оптической дисграфии работа проводится в следующих направлениях:

а) развитие зрительного восприятия и узнавания, в том числе и буквенного;

б) уточнение и расширение объёма зрительной памяти;

в) формирование пространственного восприятия и представления;

г) развитие зрительного анализа и синтеза;

д) формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;

е) дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.

       Развитие зрительного восприятия и узнавания:

   С целью развития зрительного восприятия и узнавания предлагаются следующие задания:

1. Назвать предметы по их контурам.

2. Назвать недорисованные предметы.

3. Назвать перечёркнутые предметы.

4. Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга.

5. Распределить изображения предметов по их реальной величине.

6. Игра «Геометрическое лото».

На большой карте изображения геометрических фигур (круга, овала, треугольника, прямоугольника, квадрата). Кроме того, имеются предметные картинки. Ребёнок называет картинку и определяет, на какую геометрическую фигуру похож предмет.

7. Срисовывание изображений, состоящих из треугольников и линий .

8. Дорисовывание незаконченных контуров геометрических фигур, предметов.

9. Дорисовывание симметричных изображений.

10. Составление разрезанных на части картинок (на 2, 3, 4, 5, 6).

11. Анализ нелепых картинок. Детям  предлагается рассмотреть картинки и определить, что на них нарисовано неправильно.

12. Конструирование фигур из спичек (сначала по образцу, затем по памяти).

13 Назови изображения, которые ты видишь. Если не может разобрать все изображения, нужно помочь ему, обведя контуры, поясняя.

14. Найди различия в 2-ух картинках.

15 Узнай и нарисуй.

Попросить ребёнка на ощупь узнать фигуры, находящиеся в мешочке (плоские из картона или фанеры), назвать их, а затем нарисовать.

16. Найти место.

На стол кладётся сложенная вами картинка из знакомой ребёнку сказки. Ребёнка просят рассказать эту сказку или назвать её, затем опрокидываете картинку и

предлагаете ребёнку найти место каждой частичке.

17. Чего не хватает?

Изображение предмета дано не полностью. Нужно сказать, чего же не хватает.

18. Конструирование различных фигур из частей Колумбова яйца и квадрата, состоящего из восьми треугольников.

    Развитие зрительной памяти.

С целью развития зрительной памяти предлагаются следующие задания:  

1. Запомнить 4-5 картинок, а затем отобразить их среди других 8-10 картинок.

2. Запомнить 3-5 фигур, цифр или букв, а затем выбрать среди 8-10 других. При этом предлагаются только согласные буквы во избежании запоминания путём прочтения.

3. Разложить 3-4 картинки в той же последовательности, в какой они предъявлялись.

4. Разложить по памяти буквы, цифры или фигуры в предъявленном порядке.

5. Игра «Чего не стало?». На столе раскидывается 5-6 игрушек (картинок). Дети стараются их запомнить. Затем одна убирается, а дети должны назвать, какой игрушки (картинки) не хватает.

6. Игра «Что изменилось?». Логопед раскладывает 4-5 картинок и предлагает детям запомнить их последовательность. Затем картинки незаметно меняются местами. Дети должны определить, что изменилось, и восстановить первоначальную последовательность картинок.

Формирование пространственного восприятия, пространственных

представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Логопедическая работа проводится по следующему плану:

  1. дифференциация правых и левых частей тела;
  2. ориентировка в окружающем пространстве;
  3. определение пространственного расположения элементов графического изображения и букв.

Параллельно с этой работой проводится уточнение понимания и употребление предложенных конструкций, обозначающих пространственные отношения.

1) Дифференциация правых и левых частей тела. Эта работа начинается с выделения ведущей правой руки. Рекомендуются следующие виды занятий:

а) Показать какой рукой надо есть, пить, писать, рисовать, здороваться. Сказать, как называется эта рука. В случае затруднений логопед сам даёт ответ, а дети повторяют за

ним несколько раз.

б) Показать левую руку. Если дети не могут назвать левую руку, логопед называет её сам, а дети повторяют.

в) Поднять то левую, то правую руку. Показать карандаш правой (левой) рукой; взять книгу правой (левой) рукой.

После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации правых и левых частей тела: правой и левой ноги; правого и левого глаза, уха и т. д.

В заключение детям предлагается более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, левую ногу и т. д.; показать правые и левые части тела у человека сидящего на против.

2) Ориентировка в окружающем пространстве. Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на имеющихся у детей представлениях о правой и левой стороне тела, а также речевых обозначениях правой и левой руки. Эта работа проводится в следующей последовательности:

   а) Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребёнку, т. е. к самому себе.

В начале логопед даёт задание определить пространственное положение предметов, находящихся с боку от ребёнка: «Покажи, какой предмет находится с права от тебя, слева» и т. д.; предлагает выполнить действие, например положить книгу справа или слева от себя.

Если при выполнение этих заданий у ребёнка возникают затруднения, то необходимо уточнить, что справа – это значит ближе к правой руке, а слева – ближе к левой руке.

Далее пространственные отношения закрепляют в речи. Логопед предлагает ответить на такой, например, вопрос: «Где находится шкаф (окно, дверь)?». При этом ребёнок должен стоять так чтобы эти предметы находились справа или слева.

   б) Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и их изображениями.

Сначала логопед уточняет расположение двух предметов. Затем он предлагает взять правой рукой тетрадь и положить её около правой руки, взять левой рукой книгу и положить около левой руки. Далее логопед задаёт вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»

 В дальнейшем детям предлагаются следующие задания: «Положить карандаш слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге – справа или слева, где находится карандаш по отношению к тетради – справа или слева».

Затем аналогичная работа проводится по определению расположения трёх предметов. Логопед предлагает детям выполнить, например, следующее задание: «Положи книгу перед собой, слева от неё положи карандаш, справа – ручку и т. д.

 При устранение оптической дисграфии проводится работа и по уточнению пространственного расположения фигур и букв. Детям предлагаются картинки, на которых нарисованы круг, прямоугольник, крестик, кружок, точка. Примерные задания:

  1. Написать определённые буквы справа и слева от вертикальной линии.
  2. Положить кружок, справа от него крестик, слева от него поставить точку.
  3. Нарисовать точку, ниже точки – крестик, справа от точки – круг. Аналогичные задание: нарисовать кружок, справа от него – крестик, сверху крестика поставить точку и т. д.
  4. определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв. Одновременно проводится работа по развитию зрительного расчленения графических изображений и букв на составляющие их элементы, по определению сходства и различия между графическими изображениями и буквами.

 Формирование буквенного гнозиса,  дифференциация зрительных образов букв.

В процессе логопедической работы по формированию чёткого зрительного образа букв предлагаются следующие задания:

1. Найти букву среди графически сходных (после длительной экспозиции или кратковременного предъявления).

ЛМ

АД

ЛД

ВР

ВЗ

ГТ

ВБ

ГБ

ГЕ

КЖ

ХУ

ГП

ИН

ПН

ИП

ШЩ

ЦЩ

ОЮ

СО

ОР

2. Соотнести буквы, выполненные разным шрифтом (а, А, б, Б и т. д.).

3. Определить и назвать буквы, находящиеся в неправильном положение.

4. Назвать или записать буквы, перечёркнутые дополнительными линиями.

5. Обвести контурные изображения букв.

6. Обвести контуры букв, выполненные пунктиром.

7. Дописать букву.

8. Назвать буквы, наложенные друг на друга,

9. Определить правильно и неправильно (зеркально) написанных букв.

10. Узнать буквы по их зеркальному изображению.

11. Показать и назвать правильную букву среди букв, правильно и зеркально изображённых.

12. Конструирование букв из элементов.

13. Реконструирование букв:

а) добавляя элементы (например сделать из буквы Р букву В, из буквы Ь букву Б, из буквы П-Н);

б) убавляя количество элементов (например, сделать из буквы Ж букву К);

в) изменяя пространственное расположение элементов (например, сделать из буквы Р букву Ь, из буквы Т букву Г).

14. Определить различия сходных букв, отличающихся лишь одним дополнительным элементом (Р-В, З-В, Ь-В и др.).

15. Определить различия сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (П-Н, Р-Ь, Г-Т и др.).

  При устранении оптических дисграфий проводится работа по уточнению зрительных образов букв. Буква соотносится с каким-либо сходным по форме предметом (О - с обручем, З - со змеёй,  Ж -с жуком и т. д.).

Используются стихи, загадки о буквах.

Для лучшего усвоения буквы рекомендуется ощупывание и узнавание рельефных букв, срисовывание, вырезывание букв, лепке из пластилина, письмо букв в воздухе.

Литература:

1. «Хрестоматия по логопедии» Под ред.  Л. С. Волковой,  В. И. Селивёрстова  

 М.  1997 г. (статья Левиной Р. Е. «Недостатки чтения и письма у детей (1941 г.)).

2. Садовникова И. Н.  «Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников».   М.   1995 г.

3. Милостивенко Л. Г.  «Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей».    С-П.   1995 г.

4. Лалаева Р. И.  «Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников».

С-П.   1998 г.

5. Логопедия: Учебник для студентов факультета дефектологии педагогических институтов».  Под ред. Л. С. Волковой   М.  1995 г.

           

      При оптической дисграфии наблюдаются следующие виды нарушений письма:
а) искаженные воспроизведения букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношения буквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);
б) замены и смешения графически сходных букв.
Как и при дислексии, чаще всего смешиваются либо буквы, отличающиеся одним элементом (П-Т, Л-М, И-Ш), либо буквы, состоящие из одинаковых или сходных элементов, но различно расположенных в пространстве (В-Д, Э-С).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР

Материал содержит практические методы и приёмы по осуществлению профилактики дисграфии у дошкольников....

Работа с буквой.Профилактика оптической дисграфии.

Работа с буквой. Профилактика оптической дисграфии при обучении грамоте детей с ТНР....

Конспект занятия "Профилактика оптической дисграфии у дошкольников"

Базой для формирования пространственных представлений является взаимосвязь правого и левого полушарий, а также система координат, которая складывается у ребенка поэтапно в ходе лежания – сидения – пол...

Выявление предпосылок оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Диагностический материал, направленный на изучение зрительного гнозиса и мнезиса детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня. Который позволит выявить наличие предпосылок возникновения оптиче...

Презентация "Профилактика Оптической дисграфии у дшкольников с ОНР"

Презентацию можно использовать на  подгрупповых и индивидуальных  логопедических занятиях с детьми подготовительной группы. Интересные задания  помогают развивать у детей внимание, памя...

«Формирование оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза у дошкольников с нарушением речи с целью профилактики оптической дисграфии»

Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предви­деть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии. О профилактике оптической дисграфии можно говорить т...

Комплекс упражнений для предупреждения оптической дисграфии

Комплекс игровых упражнений может быть полезен логопедам, воспитателям, учителям начальных классов и родителям....