Защита проекта "Я-мама, я-логопед"
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Насырова Анна Михайловна

В наше время все больше и больше растет число детей с речевыми нарушениями. Не все дети, нуждающиеся в логопедической помощи, могут ее получить. В  ДОУ учитель-логопед охватывает не всех детей в возрасте 5-7 лет, в силу того, что мест на логопедическом пункте ограничено и в первую очередь зачисляются дети подготовительных к школе групп и дети с тяжелыми речевыми нарушениями. А что же делать тем детям, кто не попал на логопедические занятия, и если речевые нарушения не исправить сейчас, то они перейдут в стойкий дефект, который исправить потом намного сложнее.

 Проект «Я – мама, я – логопед» поможет родителя самостоятельно исправить речевые нарушения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_dlya_roditeley._ya-mama_ya-logoped.doc84 КБ

Предварительный просмотр:


         Вы любите своего ребенка? Вы хотите, чтобы Ваш ребенок добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно?
      Учите своего малыша говорить. Учась говорить, он учится думать. И говорить он должен правильно.

С каждым годом растет число детей с нарушением  звукопроизношения.

Откуда берутся физиологические и патологические причины расстройства в устной и письменной речи.

Ответ простой:

1) генетика

2) патология внутриутробного развития;

3) плохое родовспоможение, т.е. различные родовые травмы.

         Сложные случаи речевых нарушений мы сегодня не рассматриваем, потому что без помощи специалистов проблему не решить.

А в легких и средних случаях нарушения произношения любой заинтересованный взрослый при внимательном использовании приведенных упражнений и обязательном консультировании с логопедом сможет самостоятельно помочь своему ребенку справиться с произносительными трудностями.

       Правильное, чистое произношение и развитая речь — заслуга прежде всего семейного воспитания. Недостаточное внимание к речи детей нередко становится главной причиной – дефектов звукопроизношения.

На что следует обратить внимание?

Этапы развития детской речи.
        в
 3 года. Использует  предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; ребенок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, задает вопросы о значении слов. Ребенок правильно произносит свистящие звуки с, сь, з, зь,ц.
          4 года. В речи уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ. Исчезает смягченное произношение согласных.
          5 лет. Он активно употребляет обобщающие слова ("одежда", "овощи", "животные" и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

Можно выделить четыре основные группы речевых расстройств:

1. Нарушения звукопроизношения.
2. Нарушения ритма и темпа речи.
3. Расстройства речи, связанные с нарушениями слуха.
4. Недоразвитие речи или утрата ранее имевшейся речи.

  Если рассмотреть наиболее часто встречаемые дефекты произношения звуков у детей, можно выявить ряд общих причин в их возникновении:
 ■ нарушения в строении артикуляционного аппарата (увеличенный язык; укороченная, массивная подъязычная уздечка; аномалии прикуса и др.);
 ■ недоразвитие артикуляционной моторики (мышцы губ и языка недостаточно развиты, их движения замедленны и однотипны, плохо дифференцируются, быстро утомляются при однообразных движениях и т.д.);
 ■ недоразвитие речевого дыхания.

  Нарушения произношения звука [с], [з], [ц].

  • Межзубный – кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами;
  • Боковой – (хлопающий звук) – воздух идет по обоим краям языка или вбок;
  • Носовой – (назальный звук) –носовой   оттенок последующего гласного.
  • Губно-зубной [с – ф] – Нижняя губа образует щель с верхними зубами.
  • Призубный [с – т] – Язык упирается в верхние зубы (Суп – Туп).
  • Шипящий [с – щ] – Язык поднимается вверх  (Собака – щабака).

  Нарушение произношения звука [ш]

• Межзубный (язык просовывается между передними зубами).

• Боковой (воздух проходит по обоим краям языка или вбок).

• Носовой (носовой оттенок).

• Губной-зубной (нижняя губа приподнимается и образует щель с верхними резцами).  Слышится звук [ф].

Заменв звука [ш] на другие звуки:

• Призубный [ш – т] (язык упирается в верхние резцы).

• Шипящий [ш – щ] (кончик языка опушен, нет положения языка в форме чашечки).

• Свистящий [ш – с] (язык опускается вниз).

Больше всего дефектов наблюдается в произношении звуков, у которых трудный способ артикуляции. При этом, чем сложнее артикуляция звука, тем больше будет дефектов.

Чаще других встречаются дефекты в произношении звуков [р] и [л], несколько реже - в произношении звуков [с], [з], [ц] (свистящие), [ш], [ж], [ч], [щ] (шипящие).


 

 Другой трудный звук –[л]. Недостатки его произношения почти так же многочисленны, как и звука [р]. Здесь тоже отмечается отсутствие звука: "апа" (лапа), "ошка" (ложка), "юди" (люди);

встречается "двугубное" или губно-зубное : вместо [л] слышится звук, средний между [у] и [в] - "уампа" или "вампа" (лампа), "уошка" или "вошка" (ложка); носовое [л], когда звук [л] заменяется носовым звуком "нг". Бывают и более редкие нарушения, например, звук [л] заменяется звуками [р], [д], [н], и т. д.


        
  Нарушения произношения звука [р] чрезвычайно разнообразны.

Это отсутствие звука -  "ука" (рука) "коова" (корова), "ша" (шар);

картавое [р], носовое [р]: звук [р] заменяется носовым "нг".

Очень часто звук [р] заменяется звуками [л], [т], [д], [г], [й]. Например, "лука" или "йюка" (рука), "колова" или "койова" (корова) и т. д.

        

         В тех случаях, когда звук отсутствует или неправильно артикулируется, специально подобранными упражнениями налаживают правильный уклад артикуляторных органов для произношения этого звука.

Если у ребенка какое-то движение не получается, можно использовать механическую помощь. Например, помочь поднять язык за верхние зубы с помощью ручки, чайной ложки или своими пальцами, обернутыми в чистый носовой платок. (Наверное, не стоит напоминать, что Ваши руки должны быть тщательно вымыты.)

         Если имеется упорная замена одного звука другим, это свидетельствует о том, что у ребенка не только недостаточность артикуляторной функции, но и плохое различение звуков речи. В таких случаях наряду с упражнениями по исправлению артикуляции проводят и упражнения на распознавание звуков - воспитание фонематического слуха.
          Игры на развитие фонематического слуха.

- Опознание звука в текстах, предложениях, словах, слогах, изолированно

- Дифференциация звуков, близких по артикуляционным признакам; акустическим признакам

- Дифференциация слов, близких по звуковому составу

- Выделение первого, последнего звука в слове

- Подбор слов на заданный звук

- Определение позиции звука в слове

- Проведение звукового анализа

- Работа над фонематическим синтезом слов

- Работа над определением количества, последовательности и места слов в предложении

 Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания.
                 Организация работы по развитию речевого дыхания
     Родителямя следует уделять пристальное внимание развитию речевого дыхания у детей, как базе для правильного развития не только звукопроизношения, но всей речи в целом. Полезно ежедневно выполнять с детьми (в зависимости от возраста, от 3 до 6 минут) дыхательные упражнения и игры:
— дуть на легкие шарики, бумажные полоски; играть на детских музыкальных духовых инструментах;
-  дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;
— надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
— сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра в «Футбол»);
— дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику.

  Каждое занятие желательно начинать с пальчиковой гимнастики, ведь как известно пальцы - это второй орган речи.

        «ИСТОКИ СПОСОБНОСТЕЙ И ДАРОВАНИЙ НАХОДЯТСЯ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ» СУХОМЛИНСКИЙ В.А.
        Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи (исследования М.Н. Кольцовой, Л.В. Фоминой, О.С. Бот).
      Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук. Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук, стимулирует созревание речевой зоны коры головного мозга. Пальцы помогаю речи. Обратите  особое внимание на развитие мелкой моторики-точных движений пальцев рук. Она, эта моторика, тесно связана с развитием речи. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами - всё это поможет речи, а в будущем и письму.

       Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо проводить систематически (по 5-10 минут ежедневно).
     Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук очень много.


           Коррекцию звукопроизношения следует начинать ближе к пяти годам, в том случае если звуки не появились самостоятельно. А вот укреплять мышцы речевого аппарата с помощью комплекса артикуляционной гимнастики можно уже в начале третьего года жизни ребёнка. Пусть малыш почувствует радость от игры с язычком. В младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный комплекс упражнений. (распечатать для малышей гимнастику в картинках)

 

      Как уже отмечалось, основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие.            

       Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения — работа по подготовке артикуляционного аппарата.

Прежде чем начать занятия с ребенком, давайте уточним, откуда берутся речевые звуки. Для этого надо разобраться со строением речевого аппарата. Можно рассказать сказку про язычок (язычок-варежка) и показать все органы речи. Гимнастика является первым этапом правильного звукопроизношения.

Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции. Продолжительность занятий составляет 3—5 минут. В любом возрасте применяйте игровую форму.

         При выполнении артикуляционной гимнастики придерживайтесь несколько правил:

- движения выполняйте перед зеркалом.

   Последовательность постановки и автоматизации звука:

- артикуляционные упражнения для постановки звука

- звук поставлен

- автоматизация звука изолированно через звукоподражание

- автоматизация звука в слогах

- автоматизация звука в словах

- автоматизация звука в словосочетаниях

- автоматизация звука в предложениях

- автоматизация звука в текстах, связной речи

- дифференциация звуков в слогах

- дифференциация звуков в словах

- дифференциация звуков в предложениях

- дифференциация звуков в текстах, связной речи

Когда мы говорили о коррекции разных форм речевых расстройств, то все время подчеркивали необходимость длительной и систематической работы с ребенком. Это - основное условие, которое поможет вам справиться с проблемой. Конечно, oт родителей и всех, кто работает с ребенком, требуется большое терпение и самодисциплина.

         Помните: только Вы и Ваша вера в его силы и способности могут помочь ему развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша!

Берегите себя и своих близких.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Мамы разные нужны, мамы всякие важны».

Любой проект – это продукт сотрудничества детей, воспитателей и родителей. Чтобы детям было интересно, идеи, темы проектов должны исходить именно от них.Как-то дети поспорили между собой, чья ма...

проект "Мамы разные нужны, мамы разные важны"

Цель проекта:Познакомить  детей с различными профессиями своих мам.Формировать у старших дошкольников трудовые навыки.Обеспечить  начальную профориентацию детей дидактическими и методическим...

Творческий проект "Мамы всякие нужны, Мамы разные важны"

Взаимодействие с матерью необходимо в нашей жизни. С самого детства мы учимся общению, доверию. Мама показывает нам, как справляться с неудачами и тревогами, несбывшимися ожиданиями, утратами и горем....

Проект "Мама первое слово, мама главное слово"

проектная  деятельность  музыкальный руководитель...

Проект "Мамы разные нужны - мамы всякие важны"

Цель: формировать осознанное понимание значимости мамы в жизни ребенка; познакомить детей с всемирным праздником – “День матери”....

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в рамках проекта: "Мамы всякие нужны, мамы всякие важны"

Обогащение и изменение ППС по центрам активности с учётом возрастных особенностей и темы проекта в подготовительной к школе группе....

Проект " Мамы разные нужны, мамы всякие важны"

Проект " Мамы разные нужны, мамы всякие важны" для детей младшего дошкольного возраста...