Особенности обучения иностранному языку детей с ТНР
консультация по логопедии на тему

Петухова Ирина Сергеевна
Перед учителями школы и, в частности, перед учителями иностранного языка, стоит труднейший вопрос — чему и как учить таких детей? Стоит ли им вообще изучать иностранный язык? Способны ли они выучить иностранный язык в объеме школьной программы?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл дети с ТНР6.22 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение иностранному языку детей с ТНР

Перед учителями школы и, в частности, перед учителями иностранного языка, стоит труднейший вопрос — чему и как учить таких детей? Стоит ли им вообще изучать иностранный язык? Ведь для ряда детей с ТНР характерны низкая работоспособность и повышенная утомляемость, неорганизованность и склонность к нарушениям дисциплины (вследствие повышенной импульсивности и гиперактивности), ослабленная память, низкий образовательный уровень. Кроме вышеперечисленных особенностей существуют также и «трудности в звуковом анализе, нарушенный фонематический слух. Они нечетко воспринимают обращенную речь, не дифференцируют сходные звуки» и т. д. Способны ли они выучить иностранный язык в объеме школьной программы?

Да, это возможно,  но при условии смещения акцента в постановке целей с точки зрения практического владения языком - на общее развитие детей. На первое место должна быть поставлена задача развития мышления детей, памяти, речи, активизация их познавательной деятельности, обогащение их знаниями об окружающем мире, чему иностранный язык способствует как никакой другой предмет. Практическое владение языком становится не целью, а действенным средством решения этой задачи. Планируя конечный уровень практического владения языком, нужно исходить из того, что речь детей с тяжелыми нарушениями речи на родном языке небогата по лексическому объему и порой грамматически неправильна, следовательно, грамматически сложнопостроенную речь на чужом языке им не освоить, так как степень обученности иностранному языку зависит от общего уровня развития ребенка. Но это не значит, что таких детей нельзя обучить иностранному языку, они смогут говорить на другом языке, но на уровне своего развития.

Дети с ТНР имеют нарушенные задатки к развитию языковой способности. Это нарушение речедвигательного и речеслухового анализаторов. Дети страдают дисграфией, дислексией, моторной и сенсомоторной алалией, функциональная незрелость коры головного мозга. Не вдаваясь далее в медицинские термины, дети с такими нарушениями имеют:

1  скудный словарный запас

2  пониженную способностью к восприятию речевых звуков

3  дефекты произношения

4  аграмматизм

Нарушение речи часто сопровождается также и нарушением психических процессов. Например:

1  неустойчивость внимания (мерцающее внимание)

2  двигательная расторможенность

3  эмоциональная неустойчивость

Цель изучения иностранных языков в классах коррекции

Основная цель изучения иностранных языков в таких классах – развивающая, «не знания, а развитие». На уроках иностранного языка необходимо развивать у учащихся:

  • память
  • речь
  • восприятие
  • мышление
  • кругозор

Сложные конструкции и клише… - такими учащимися не будут усвоены, так как у них очень низкий уровень развития родного языка. Возможно, проводить такую работу лишь с целью ознакомления.

Ошибки – не исправлять. Составил ученик «винегрет» - хорошо, я тебя поняла.

Оценка – вербальная, с позитивным уклоном. Необходимо поддерживать отношение благоговейности к иностранному языку.

Приоритетные виды деятельности на уроках иностранного языка

Приоритетным видом деятельности являются:

  • чтение, а также умение пользоваться словарем;
  • игра как двигательная активность, сопровождающаяся языковым материалом;
  • развитие моторики через интегрированные уроки –

 иностранный язык + музыка

 иностранный язык + рисование

 иностранный язык + труд

Рекомендации для проведения уроков иностранного языка

  • Создание благоприятного психологического климата (комфорта) на уроке.
  • Предупреждение утомляемости (паузы, смена видов работы, песни, считалки).
  • Частая повторяемость учебного материала:

     Учитель  класс  ученик 1, ученик 2 …(начиная с сильного ученика).

  • Обязательное использование наглядности на уроке (яркая, четкая, разные      варианты одного и того же слова).
  • Обучение через игру (обязательно на каждом уроке и желательно не одна).
  • Введение материала небольшими порциями в контексте.
  • Поощрение малейшего прогресса + вербальная оценка.
  • Домашние задания лучше не задавать, так как это вызывает негативную реакцию и дети выполняют его очень редко в этих классах.

Что необходимо знать и выполнить учителю-предметнику

для работы в классах  коррекции:

Учитель иностранного языка может составить собственную программу для обучения таких классов или внести изменения в общеобразовательную программу. Эта программа утверждается на школьном МО или на школьном педсовете.

Учитель имеет право:

  • уменьшить объем изучаемой лексики;
  • выбрать для предъявления легко запоминающиеся конструкции по грамматике;
  • подобрать упрощенные тексты;
  • снизить требования к изучению иностранного языка.

     Необходимо оценивать учащихся не столько по достигнутым результатам, а за старание и усилия учащихся.

Не стоит расстраиваться, когда дети не запоминают слова с первого раза, не могут правильно произнести звук или слово, не понимают грамматический материал. В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания, понимания их проблемы, терпения учителя и помощи всех, кто с ними работает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квалификационная работа "Игра, её роль в обучении иностранному языку детей дошкольного возраста"

РаннПроблема, которая рассматривается в квалификационной работе, это роль игры в обучении детей иностранному языку. Раннее обучение иностранному языку создаёт прекрасные возможности для того, чтобы вы...

памятка родителям по обучению иностранному языку детей дошкольного возраста

Почему ранний возраст предпочтителен для занятий иностранного языка? Чем младше ребенок, тем меньше его словарный запас в родном языке. Но при этом меньше и его речевые потребности....

Особенности преподавания иностранного языка для детей в рамках дополнительного образования в православном детском саду и способы обучения, направленные на повышение учебной мотивации дошкольников.

В статье рассматриваются особенности в процессе преподавания английского языка в православном детском саду и актуализируется вопрос о выборе эффективных способов обучения иностранному языку детей дошк...

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

      Основной целью обучения иностранным языкам выступает личностное развитие ребенка....

Особенности обучения иностранному языку дошкольников

Презентация освещает основные особенности работы с дошкольниками при обучении их иностранному языку....

Психолого-педагогичские особенности обучения иностранному языку детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы

На данном этапе развития нашего общества актуальной проблемой яв- ляется возможность обучения детей с нарушениями в психологическом раз- витии иностранному языку. Очевидно, что такие дети могут изучат...

«Обучение иностранному языку в дошкольном возрасте. Особенности организации обучения английскому языку в детском саду»

В настоящее время все больше и больше родителей интересуются возможностью изучения иностранного языка в условиях дошкольного образовательного учреждения, т.е. когда ребенок посещает детский сад. ...