Логопедическое занятие по теме "Домашние животные" для детей 5-6 лет Подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Турова Наталья Ивановна

Логопедическое занятие основано на программе Нищевой Н.В. "Программа коррекционно-развивающего обучения в логопедической группе". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_turovoy.docx19.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

 по  теме «Домашние животные» № 1

для детей 5-6 лет в группе компенсирующей направленности

 для детей с тяжелыми нарушениями речи

МБДОУ №12 «Ладушка» г.Тихорецка

Подготовила Турова Н.И.,

 Учитель-логопед  группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ №12 «Ладушка» г.Тихорецка

Тихорецк, 2014

Образовательная область: Коррекционная деятельность

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: старшая

Тема: Домашние животные

Программное  содержание:

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представле¬ний о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные» (животное, корова, лошадь, коза, овца, свинья, собака, кошка, рога, грива, копыта, хлев, стойло, сено, пойло, запас', домашний, теплый, полезный, умный', кормить, поить, чистить, доить, возить, охранять, ловить, давать, приносить). Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-). Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [т]—[ть] в словах). Совершенствование слоговой структуры слов (трехсложные слова с одним закрытым слогом). Автоматизация произношения звука [ж] в открытых слогах и словах с ними.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической ре¬чи, слухового внимания, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, мышления, артикуляционной, тонкой и общей мотори¬ки, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Наборное полотно,  предметные картинки с изображениями домашних животных и их детенышей', сюжетные картины домашних животных.

Предварительная работа. Просмотр слайдов с изображениями домашних животных и их детенышей. Рассматривание фотографий домашних питомцев детей и сотрудников детского сада. Беседа о том, какую пользу приносят домашние животные. Разучивание пальчиковой гимнастики «Буренушка». Чтение рассказа К. Ушинского «Слепая лошадь». Формирование понятия ударный слог на индивидуальных занятиях с логопедом.

Ход занятия

1.        Организационный момент. [Объявление темы занятия. Со¬здание эмоционально положительного фона. Развитие слухового внимания. Актуализация номинативного словаря по теме «Домашние животные». Расширение словаря глаголов по теме «Домашние животные».]

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает занять места за столиком, выкладывает картинки домашних животных, сопровождает их соответствующими голосами животных. .

Логопед.Что мы с вами увидели? Что там услышали?

Дети. Мы побывали в деревне и услышали голоса домашних животных.

Логопед. Перечислите их.

Дети. Мы услышали голоса коровы, лошади, овцы, свиньи, собаки, кошки.

Логопед. Как подает голос собака?

Дети. Она лает.

Логопед. А кошка?

Дети. Она мяукает.

Логопед. А свинья?

Дети. Свинья хрюкает.

Логопед. Давайте повторим голоса животных, как подают голос корова, лошадь и овца?

Дети. Корова кричит: «Му!»

Логопед. Корова мычит. Повторите, пожалуйста, новое слово. Что делает корова?

Дети. Корова мычит.

Логопед. Как подает голос лошадь?

Дети. Она кричит: «И-го-го!»

Логопед. Лошадь ржет. Повторите, пожалуйста, новое слово. Что делает лошадь?

Дети. Лошадь ржет.

Логопед. Как подает голос овца?

Дети. Овца кричит: «Бе-е-е».

Логопед. Овца блеет. Повторите, пожалуйста, новое слово. Что делает овца?

Дети. Овца блеет.

Логопед. Думаю, вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о домашних животных, о том, как они выглядят, какую пользу приносят человеку, как человек за ними ухаживает.

2.        Беседа о домашних животных с опорой на картинки. [Закрепление представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни в зимний период, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные». Развитие диалогической речи.]

Логопед помещает на наборное полотно альбом «Живая природа. В мире животных».

Логопед. Внимательно посмотрите на картинки. Кто на них изображен?

Дети. На картинках нарисованы домашние животные и их детеныши: коза с козленком, свинья с поросятами, овца и баран с ягненком, лошадь с жеребенком, собака, корова.

Логопед. Каких домашних животных можно считать круп¬ными?

Дети. Корову и лошадь.

Логопед. Вспомните, какую пользу приносят эти животные.

Дети. Корова дает человеку молоко и мясо.

Дети. Лошадь перевозит грузы, помогает пахать землю.

Логопед. Каких домашних животных мы считаем средними по размеру?

Дети. Овцу, барана, козу, свинью.

Логопед. Какую пользу приносят эти животные?

Логопед. Человек за это ухаживает за домашними животны¬ми. Зимой он держит скот (корову, лошадь, овцу, барана, козу) в теплом хлеву, дает ему вкусное сено и теплое пойло, убирает навоз. Кошка живет в теплом доме хозяина. Конуру собаки на зиму утепляют, стелят сено, чтобы собаке было не холодно спать на земле. Лошадь очень нужна в деревне. Она поможет хозяину привезти из леса дрова, с поля — сено, заготовленное летом в стога, отвезти на поле навоз. Все домашние животные нужны че¬ловеку. Значит, какие они?

Дети. Нужные.

Логопед. Все они приносят пользу. Значит, какие они?

Дети. Полезные.

3.        Пальчиковая гимнастика «Буренушка». [Развитие тонкой мо¬торики. Координация речи с движением.]

Логопед предлагает детям встать в круг на ковре и выполнить пальчиковую гимнастику.

Дай молока, Буренушка,                     Показывают, как доят корову.

Хоть капельку — на донышке.

Ждут меня котятки,                                 Делают «мордочки» из пальчиков.

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку,                          Загибают по одному пальчику        на

Творогу немножечко,                                    руках, начиная с мизинцев, на каждое

Масла, простоквашки,                                   название молочного продукта.

Молока для кашки.                                Снова «доят».

Всем дает здоровье     Молоко коровье.

                                                                                       Чешская песенка

4.        Проговаривание чистоговорок. [Автоматизация произноше¬ния звука [ж] в открытых слогах и словах с ними.]

Логопед предлагает детям вспомнить, как правильно произно¬сится звук [ж], и произнести всем по кругу друг за другом нистого- ворки из книги «Будем говорить правильно».

Логопед. А теперь повторяйте вслед за мной. Жа-жа-жа-жаба.

Жа-жа-жа-лужа.

Жи-жи-жи-живы.

Жи-жи-жи-ножи.

Жо-жо-жо-Жора.

Жо-жо-жо-свежо.

Же-же-же-Женя.

Же-же-же-уже.

5.        Работа по развитию фонематического восприятия. Знакомство со звуком Т,ТЬ.

Игра «Рассели картинки»

Логопед. К вам пришли картинки  Большой молоток: Т-Т-Т, маленький молоточек: ТЬ-ТЬ-ТЬ.

Давайте повторим:ТТТ, ТЬТЬТЬТЬ

 Какие это звуки? Что мы можем о ни х рассказать.ТАНК   ТАПКИ   ТУФЛИ   БОТИНКИ.

Д ети.Т-согласный, твердый

ТЬ-согласный, мягкий.

Логопед.  К нам пришли картинки. ТАНК   ТАПКИ   ТУФЛИ   БОТИНКИ

В каких картинках звук-Т, а в каких-ТЬ. Игра «Рассели картинки»

Дети выполняют задание.

Логопед. Повтори ТА-ТЯ   ТО-ТЁ   ТЫ-ТИ   ТУ-ТЮ

 Вы замечательно выполнили задание! Я горжусь нами!

6.        Упражнение «Телеграф». [Совершенствование слоговой структуры слова (трехсложные слова с одним закрытым слогом).]

Логопед убирает тетради и карандаши.

Логопед. Вы только что раскрасили корову. А знаете ли вы, как называется ее детеныш?

Дети. Теленок.

Логопед. Давайте четко проговорим это слово по слогам и простукаем его. На ударный слог мы еще и топнем правой ногой.

Дети. Те-ле-нок.

Аналогично проговариваются слова котенок, ягненок. Предварительно логопед выясняет, чьи это детеныши.

7.        Упражнение «Будь внимательным». [Развитие речевого слуха. (совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-).]

Логопед предлагает детям вновь пройти на ковер, потянуться, а потом сесть по-турецки.

Логопед. Теперь я хочу проверить, какие вы внимательные. Послушайте стихотворение «Мои друзья».

На подворье нашем

Овцы и барашек,

Хрюшка с поросенком

И коза с козленком,

Добрый пес Трезорка

И корова Зорька,

Кролики, крольчата,

Лошадь, жеребята.

Все они хорошие,

Я их всех люблю.

Кроликов я травкою

Утром покормлю.

                                                                            Г. Ладонщиков

О        ком это стихотворение?

Дети. О домашних животных.

Логопед. Перечислите их названия.

Дети. Овцы, барашек, свинья, коза, пес, корова, кролики, лошадь.

Логопед. Хорошо. А теперь перечислите детенышей до¬машних животных, о которых говорится в стихотворении.

Дети. Поросенок, козленок, крольчата, жеребята. (И т. д.)

Логопед. Молодцы!

8.        Игра «Угости животных». [Совершенствование грамматического строя речи.]

Логопед ставит перед детьми коврограф, на котором закреплены плоскостные изображения домашних животных (кролика, коровы, кошки, собаки), закрепляет рядом с каждым животным яркий шнурочек с помощью «липучки», а вторым столбиком располагает изображения «угощения» {стог сена, кочан капусты, коробку с молоком и рыбку, косточку и кусочек мяса)

Логопед. Вспомните, чем человек кормит домашних животных. Выберите по одному животному, протяните шнурочек от него к угощению, предназначенному ему. Расскажите, кого и чем вы угостили. Постарайтесь рассказывать по-своему и не повторяться.

Дети выполняют задание и комментируют свои действия.

Дети. Я накормлю корову сеном.

Дети. А   я угощу кролика морковкой.

Дети Кошку можно напоить молоком и накормить рыбой.

Логопед. Вы хорошо выполнили последнее задание.

9.        Итог занятия. [Оценка работы детей.]

О чем мы говорили на занятии? Что вам было интересно?.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека логопедических игр Подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна

Представлен подбор логопедических игр для работы над правильным произошением  шипящих звуков...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна

Конспект  фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...

Конспект логопедического занятия для детей 6-7 лет по теме "Домашние птицы". Подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Турова Н.И.

Подбор упражнений для развития лексико-грамматических категорий и связной речи детей 6-7 лет по теме "Домашние птицы"....

Конспект музыкального занятия для детей 5 лет с использованием ИКТ Тема: «Весеннее пробуждение» Подготовила: учитель-логопед Чичваркина Л.Э., МБДОУ «Детский сад «Снежинка»

Цель: преодоление речевых нарушений с помощью развития и исправления неречевых и речевых психических функций, используя интеграцию ритмики, логопедии и музыкиЗадачи:Коррекционно-образовательные: - зак...

Конспект открытого логопедического занятия по теме" Звук [ш] (закрепление)" для детей подготовительной к школе группы учителя-логопеда МБДОУ д/с № 4 с. Ейское Укрепление Пятаковой Галины Владимировны

Конспект открытого логопедического занятия по теме" Звук [ш] (закрепление)" для детей подготовительной к школе группы учителя-логопеда МБДОУ д/с № 4 с. Ейское Укрепление  Пятаковой Гали...

Презентация к подгрупповому логопедическому занятию на тему: «Хлеб». Подготовила: учитель-логопед ГБ ДОУ детский сад «Кудесница» г. Санкт-Петербурга Храповицкая Н. М.

Лексическая тема: Хлеб. Цель: обогащение знаний дошкольников по формированию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Хлеб».Задачи: -обогащать, уточнять и активизировать ...