Конспект интегрированного занятия в области речевого и художественно-эстетического развития учителя-логопеда Бова И.П. на тему «Путешествие в весенний лес»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Черачева Наталья Александровна

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

закреплять знания детей о весенних явлениях природы: называть приметы весны, весенних месяцев, последовательности времен года;

расширять представления об изменениях в жизни животных с приходом весны.

2. Коррекционно-развивающие:

активизировать словарь по теме: "Весна";

развивать умения подбирать действия и признаки;

упражнять в употреблении существительных с различными уменьшительно – ласкательными суффиксами;

различать и называть весенние цветы;

согласовывать существительное с числительным;

развивать связную речь;

стимулировать мыслительную и речевую активность детей;

 развивать общую и мелкую моторику;

профилактика верхних дыхательных путей.

3. Коррекционно-воспитательные:

воспитывать у детей экологическую культуру;

воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

4.ЦОР: магнитофонная запись «Голоса птиц», «Лягушонок и мышонок», «Варенье из заката»;

5.Оборудование:

конверт с карточками (задания), мнемотаблица «весна» 6 шт., картинки цветов и ведёрки 6 шт., иллюстрации к комплексу дыхательной гимнастики, презентация о весне, мяч, ёжик, венок из цветов, ароматизатор хвои.

6.Предварительная работа с детьми:

наблюдение за сезонными изменениями в природе на прогулке; рассматривание весенних цветов на клумбе,  иллюстраций по теме; чтение рассказов, разучивание стихов  и песен о весне,  беседы о птицах, животных, растениях.

 

Ход занятия.

 

1.Организационный момент.
Дети заходят в зал под композицию «Лягушонок и мышонок» 

Сегодня к нам на занятие придёт  какой – то гость. Но кто это вы узнаете позже.

 Мне передали конверт, давайте посмотрим, что в нём? Ой, да тут загадки.

3. Отгадывание загадок:

Логопед

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет.
Ответ (Весна)

 

Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?

(Март.)

 

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель_

В гости к нам пришёл ..

(Апрель)

 

 Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят,
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это? ...

(Май.)

 

Солнце ярче светит.

Дует тёплый ветер.

Птицы с юга прилетели.

Звонко капают капели.

Вот и кончилась зима.

К нам опять пришла…?         ВЕСНА

 

Учитель-логопед:

Да, у нас в гостях  Весна! (надевает венок из цветов и  поёт  приветствие)

Гости дорогие, здравствуйте!

Здравствуйте, ребята. Добрый день!  (дети здороваются).

              

2. Пальчиковая речевая игра по стихотворению Т. Сикачевой «Здравствуй» (приветствие гостей).
Я здороваюсь везде – дома и на улице,   Даже "Здравствуй" говорю Я соседской  курице

(Дети показывают "крылышки") .

Здравствуй, солнце золотое!

(Показывают солнце) .

Здравствуй, небо голубое!

(Показывают небо) .

Здравствуй, вольный ветерок!

(Показывают "ветерок") .

Здравствуй, маленький дубок!

(Показывают "дубок") .

Здравствуй, Утро!

(Жест вправо) .

Здравствуй, День!

(Жест влево) .

Нам здороваться не лень!

(Разводят обе руки в стороны) .

 

Здрав –ствуй –теее!!! (дети поют)

Логопед :

А сейчас отправимся гулять по лесу (под музыку дети идут к экрану).

Дорожка привела нас на поляну с заданиями  (из конверта достаёт следующее задание):

 

3. Тест «Без чего не бывает весна», « Один много» (презентация «Весна»)

Логопед- весна:

Давайте  присядем и расскажем стихотворение о весне по схемам (у детей на стульчиках(пенёчках)  схема стихотворения)

4.Чтение стихотворения  «Весна» (мнемотаблицы)

 

На дворе звенит капель,

 по полям бежит ручей,

 на дорогах лужи. Скоро выйдут

 муравьи после зимней стужи.

 Пробирается медведь сквозь

 лесной валежник. Стали птицы

 песни петь, и зацвёл подснежник.

 

Логопед –весна : А теперь, ребята  давайте встанем в круг, а поиграем    с весенними словами, назовём их ласково (дети встают в круг, «Весна»  кидает мяч, называет слово, ребенок бросает обратно мяч, отвечает ласковым словом пропевая):
5.Игра «Назови ласково»
солнце - ... СОЛ__НЫШ__КО

ручей…- РУ__ЧЕ__Ё_К

жук…
трава - ...

облако - ....
ветер - ....
гнездо - ...
почка - ....
птица - ....
цветок - ....

дождь-…

стрекоза-…

капля-…

лист-….

лужа-…

 

Логопед –весна :

 

А когда совсем тепло становится, что появляется в лесу на поляне?

(ответы детей) -  ЦВЕТЫ

 И на нашей поляне много цветов. Давайте их соберём.

6. Подвижная игра «Собери и сосчитай весенние цветы»  (музыкальное сопровождение)
 

Для игры участникам необходимы ведерки. По полу рассыпаются мелкие цветы:  По указанию логопеда, дети начинают собирать «цветы». После сбора счёт цветов.
Логопед – весна:

Какие животные просыпаются весной?      (Медведь, ёж, барсук).

Весной у животных появляются детёныши.

7.Игра: «Назови детёнышей»

у белки –

у зайца –

у медведя –

у лисы –

у волка –

у лося-

у оленя-

 у тигра-

у льва-

у ежа-

Логопед –весна:

Ребята, на  лесной поляне сидит ёжик. А где же его детёныш? Мы из песни это узнаем.

8. Песенка: «Умный ёж» (дети поют песню).

Логопед –весна:

Ребята, в весеннем лесу нас ждёт весёлая игра , давайте  поиграем в игру :

9.  «Весёлое лесное путешествие»

 

Комплекс профилактических упражнений для верхних дыхательных путей

выполнение упражнений можно сопровождать показом иллюстраций

 

Паровоз привез нас в лес.

Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!

(ходьба по залу с согнутыми в локтях руками)  

Там полным-полно чудес.
(удивленно произносить «м-м-м» на выдохе, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа)

 

Вот идет сердитый еж:

П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!                                                                                                                     (низко наклониться, обхватив руками грудь – свернувшийся в клубок ежик)

Где же носик? Не поймешь.

Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!

 

Вот веселая пчела

Детям меда принесла.

З-з-з! З-з-з!

Села нам на локоток,

З-з-з! З-з-з!

Полетела на носок.

З-з-з! З-з-з!                          (звук и взгляд направлять по тексту)

Пчёлку ослик испугал:

Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!

На весь лес он закричал:

Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!               (укрепление связок гортани, профилактика храпа)

 

Гуси по небу летят,

Гуси ослику гудят:

Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!

(медленная ходьба, руки-крылья поднимать на вдохе, опускать со звуком)

 

Устали? Нужно отдыхать,

Сесть и сладко позевать.

(дети садятся на ковер и несколько раз зевают, стимулируя тем самым гортанно-глоточный аппарат и деятельность головного мозга).

 

Логопед –весна:

Позевали, отдохнули. Ребята, вы слышите чьи-то голоса

10. Пение -звукоподражание с различным эмоциональным выражением «Разговоры».

 11.Отстукивание ритма на музыкальных инструментах.

 

Логопед-весна:

 Ребята, а как хорошо дышится на свежем воздухе. Как приятно пахнет хвойный лес. Давайте присядем  на поляну и насладимся звуками и ароматами весны (аромотеропия  под музыку).   Как  хорошо  быть в  лесу, но  наше путешествие закончилось, и мы с весенним настроением вернёмся в детский сад,  (логопед-весна снимает венок, ребята идут по тропинке в детский сад).

 

Логопед-весна:
Ребята, кто к нам сегодня приходил в гости? О чем мы говорили? (помощь детям в подведении итога занятия). А за ваши правильные ответы, выполненные задания Весна  приготовила  подарки (раздаёт угощения).

Давайте скажем спасибо нашим гостям и друг другу. Мы будем ждать гостей в следующий раз.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в областях "Речевое и художественно-эстетическое развитие" Звуковая культура речи. Звук "Ц". для детей 4-5 лет " Цыплята в гостях у бельчат"

Занятие разработано и проведено для педагогов образовательного комплекса в рамках обмена опытом в области речевое развитие....

Конспект интегрированного занятия в области речевого и художественно-эстетического развития учителя-логопеда Бова И.П. на тему «Путешествие в весенний лес»

Задачи:1. Коррекционно-образовательные:закреплять знания детей о весенних явлениях природы: называть приметы весны, весенних месяцев, последовательности времен года;расширять представления об изменени...

Конспект интегрированного занятия в области «Познания» и «Художественно-эстетической деятельности» «Снежинки-пушинки»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и изо-деятельности с детьми второй младшей группы...

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе по теме: «Неваляшка»

Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие Задачи:1.  Учить детей создав...

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру и художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе по теме: «Дерево»

Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие; Физическое развитие Задачи:1. Ознакомить детей с понят...

Конспект интегрированного занятия по познавательно- речевому и художественно-эстетическому развитию детей в подготовительной группе "Страна Вообразилия"

- Ребята, оказывается, что есть необыкновенная и волшебная страна, под названием Вообразилия. А придумал её Борис Заходер. Вы знаете, кто это?- Но вход в эту страну разрешён не всем. А кому? – с...