"Игры с песком в коррекционной работе логопеда"
статья по логопедии на тему

Речь является самым важным механизмом интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования сознания. От того насколько развита, богата и правильна речь ребенка зависит полноценное общение  с окружающими. У детей с нарушениями речи отмечается недоразвитие всех познавательных процессов. Поэтому, в процессе коррекционной логопедической работы, наряду с традиционными методами широко используются нетрадиционные специальные техники коррекции. Одной из которых является песочная терапия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_peskom_moe.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

«Игры с песком в коррекционной работе логопеда»

Речь является самым важным механизмом интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования сознания. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно высказывать свои мысли, познавать мир и полноценно общаться с окружающими детьми и взрослыми.

У детей с нарушениями речи отмечается недоразвитие всех процессов познавательной деятельности восприятия, памяти, мышления. Внимание неустойчивое, имеются трудности включения, переключения и распределения. Наблюдается сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого), снижение активной направленности в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста. Многим из них присущи недоразвитие мыслительных операций, снижение способности к абстрагированию, обобщению. Детям с речевой патологией легче выполнять задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде. Большинство детей с нарушениями речи имеют двигательные расстройства. Они моторно неловки, неуклюжи, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность. Они долго не включаются в выполнение задания.

Отмечаются отклонения и в эмоционально-волевой сфере. Им присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.

Поэтому, в процессе коррекционной логопедической работы наряду с традиционными методами, широко используются и нетрадиционные специальные техники коррекции. Одной из которых является песочная терапия.

Принцип песочной терапии был предложен Карлом Густавом Юнгом, психотерапевтом. По мнению К. Юнга, процесс игры в песок высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности, заложенные в человеческой психике.   Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное состояние детей. Это является прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Песок обладает релаксационным действием, позволяет раскрыться детям, повысить работоспособность и интерес к логопедическим занятиям. В процессе работы у ребенка появляется желание узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. В игре с песком более гармонично развиваются все высшие психические функции, мелкая моторика, тактильная чувствительность, речь. Совершенствуется развитие предметно-игровой деятельности, что в дальнейшем способствует развитию коммуникативных навыков ребенка. Более того, песок является экологически чистым материалом и соответствует всем обязательным требованиям, предъявляемым к детским игрушкам. Он очень удобен в обращении и безвреден. Песок не требует специальных условий для хранения, предназначен для многоразового использования. Песок не прилипает к рукам, не вызывает аллергических реакций, не засоряет глаза.

В коррекционной логопедической работе с помощью игр с песком решаются следующие задачи:

•        Развитие диафрагмального дыхания

•        Регуляция мышечного тонуса

•        Автоматизация звуков

•        Развитие фонематического слуха

•        Формирование слоговой структуры слова

•        Развитие словарного запаса.

  • Развитие грамматического строя речи.

•        Обучение грамоте

•        Развитие связной речи

Все эти задачи решаем с помощью игровых методов.

Игры с песком на развитие дыхания

 При выполнении игр и упражнений на дыхание необходимо следить, чтобы дети набирали воздух через нос, выдыхали медленно и плавно, добиваясь длительности воздушной струи.

  •  «Выровняй дорогу» От детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке. Ребёнок воздушной струёй выравнивает дорогу перед машинкой.
  •  «Что под песком?» Картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребёнок открывает изображение.
  • «Помоги зайцу замести следы». В песке делаются небольшие углубления (следы), ведущие к домику зайца. Неподалёку расположить лису. Необходимо «замести» все следы, чтобы лиса не обнаружила зайца.
  • «Секрет». В песок неглубоко закапывается игрушка или предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное.
  •  «Ямка». Ребёнок плавной и длительной воздушной струёй выдувает ямку в песке.
  • «Добрый великан» из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает её, помогая герою продолжить свой путь;
  • - «Путешествие» на песке легкие пластмассовые игрушки: ящерица, змейки, жуки. С помощью воздушной струи ребенок передвигает фигурки до заданного места;
  • - «Буря» во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной сильной воздушной струей вызывает «бурю»;
  • - «Морская прогулка» воздушной струей ребенок передвигает кораблик, лодочку, легкую черепашку, рыбку по поверхности воды.

Игры на регуляцию мышечного тонуса.

  • «Здравствуй, песок!»  Ребенок различными способами дотрагивается до песка:

- поочередно пальцами правой руки, затем левой;

- ребенок легко или с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу;

- ребенок медленно дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;

- ребенок перетирает песок между пальцами.

  • «Песочный дождик». Ребенок медленно сыплет песок из своего кулачка на ладонь взрослого, или на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на один пальчик, а ребенок называет этот палец.
  • «Необыкновенные следы».

         - «Идут медвежата» Ребенок с силой кулачками надавливает на песок.

         - «Прыгают зайки» кончиками пальцев ребенок ударяет о песок.

         - «Ползут змейки» ребенок пальчиками делает поверхность песка волнистой.

         - «Бегут жучки-паучки» ребенок быстро двигает всеми пальцами

 

Игры на автоматизацию звуков

  • «Сильный мотор». Произносить звук р, проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения – рисовать на песке букву Р, произнося одновременно звук Р. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
  •  «Слабый моторчик». Произносить звук Р (мягкий), проводя мизинцем дорожку по песку.
  • «Горочка». Набрать в руку песок и произносить звук С, насыпая горку. Вариант этого упражнения - выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком С и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.
  •  «Дорожка». Произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиком или легко отшлепывая по песку ладошками.
  •  «Совпадение». Логопед закапывает в песок игрушки со звуком Ш: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук Ш. Ребенок, называет игрушку, и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Игры на развитие фонематического слуха

  • «Спрячь ручки».  Прятать руки в песок, услышав заданный звук.
  •  «Слоговые дорожки». Рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.
  • «Водолаз». Со дна песочницы ребенок достает, называет и откладывает разные игрушки, предметы с дифференцируемыми звуками.
  • «Два моря». Песочница делится перегородкой на две части. Ребенок опускает предметы или игрушки с дифференцируемыми звуками в разные моря (например, «в море С» и «море Ш»).
  • «Два города». Под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.
  • «Песочные строители». Ребенок делает отпечатки фигурок и делит их на две группы.
  •  Игра «Два короля». Игра на дифференциацию твёрдых и мягких звуков. Предложить детям подарить подарки (игрушки, картинки) двум королям, которые правили королевствами твёрдых и мягких звуков.
  • «Выложи узор». Дети выкладывают на песке бусы из цветных камешков (синие и зелёные) в зависимости от того, какой звук они услышали в слове.
  •  «Клад». Логопед закапывает в песок зелёные, синие, красные камешки. Ребёнок достаёт камешек и в зависимости от цвета камешка называет слово на данный звук (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).

Игры на формирование слоговой структуры слова.

  • «Полоски». Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
  • «Исправь ошибку». Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
  • «Раздели слово на слоги». Ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.
  • «Художник». Логопед произносит слово, а ребенок рисует на песке столько кругов, (квадратов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове.

Игры на развитие словарного запаса

  • «Кто больше назовёт?» Ребёнок подбирает прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия) и на каждое слово выкладывает ракушку, камешек, пуговку.
  •  «Слова-родственники». Игра проводится аналогично предыдущей.
  •  «Чего не стало?». Игра на закрепление использования существительных в Родительном падеже единственного и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просить ребёнка назвать, что изменилось.
  •  «Машинки». Игра на употребление в речи предлогов к, между, за, перед, из-за. Логопед расставляет машинки по песочному полю. Ребёнок рассказывает о местоположении машинки относительно других.
  •  «Подбери слово». Ребёнок обнаруживает спрятанные в песке игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – быстрая, блюдце – пластмассовое, тигр – полосатый).

Развитие грамматического строя речи.

  • «Лодочка». В этом игровом упражнении с водой или с песком можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:

- предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

- приставочные глаголы: ПРИПЛЫЛ, ОТПЛЫЛ, ПЕРЕПЛЫЛ, ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;

- наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

  •  «Чего не стало».  Игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Это упражнение используется только при работе с песком, когда логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.
  •  «Подбери слово». Ребенок обнаруживает спрятанные в песке или плавающие по воде различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое).

Игры на развитие связной речи

При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.

  •  «Дорисуй картинку и составь предложение».  Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка – дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
  • «Начни предложение». Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу.
  • «Друзья». При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).
  •  «Что случилось?»  При создании картины на песке  ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»; «Кораблик перевернулся, потому что была сильная буря»).

Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий, и используя игрушки. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа. Удачнее, чем по картинкам и предметам, проходят на песке занятия по составлению рассказов-сравнений, рассказов-описаний.

  •  «Две игрушки». На песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар).

Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.

  • «Рыбка». Выполняя действия с игрушкой в воде, ребенок составляет рассказ-описание. Описывая внешний вид рыбки, он проводит в воде пальцем по частям ее тела. «Мне нравится эта рыбка. У нее хвостик ярко- красный, головка желтая, а спинка зеленая. У этой рыбки круглые черные глазки. Она любит плавать в теплой водичке. Рыбка умеет даже выпрыгивать из воды и нырять глубоко-глубоко. Иногда она достает до самого дна и ищет там корм».

Особенно любят дети сочинять небылицы, сказки.

В процессе рисования на песке и одновременного рассказывания дети дополнительно используют короткие веточки, шишки, косточки плодов, пуговки, счетные палочки, которые становятся пришельцами из космоса, сказочными драконами, волшебниками.

  •  «Мой клад». Ребёнок зарывает в песок предмет и описывает его, не называя. Тот, кто догадается, о каком предмете идёт речь, откапывает его в песке.
  •  «Нарисуй и расскажи». Ребёнок создаёт картинку на песке и сопровождает свои действия речью.

Результаты использования песочной терапии:

  • Налаживается эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми.
  • Достигаются положительные эмоции, снижаются негативные проявления, уменьшается проявление отрицательных эмоций.
  • Совершенствуются гуманные чувства детей.
  • Развивается речь, мышление, познавательные процессы и творческие способности детей.
  • Приобретается первый опыт рефлексии, умение понимать себя и других.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр с песком в коррекционной работе учителя - логопеда

В статье представлены варианты игр с песком с дошкольниками с речевыми нарушениями....

использование игр с песком в коррекционной работе учителя- логопеда

Песо́чная терапи́я – это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно–символическом уровне, что повышает уверенность в себе ...

Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда

Данная статья излагает информацию о том, как частичный перенос логопедических занятий в песочницу оказывает большой воспитательный и образовательный эффект, усиливает желание ребёнка узнавать что-то н...

Игры с песком в коррекционно–образовательной работе с детьми с речевыми нарушениями.

Игры с песком — одна из форм естественной деятельности ребенка. Они позитивно влияют на эмоциональное состояние человека, способны стабилизировать его эмоциональное самочувствие. Свойства песка ...

Презентация. "Использование игр с песком в коррекционной работе учителя-логопеда"

Презентация. "Использование игр с песком в коррекционной работе учителя - логопеда"...

Использование игр с песком в коррекционной работе логопеда для развития всех компонентов речи у детей с ТНР

Примеры игр с песком. Изготовление песочницы с подсветкой из контейнеров....