Открытое занятие по формированию лексико-грамматических представлений в старшей логопедической группе.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Ветрова Марина Владимировна

Лексическая тема «Правила дорожного движения».

 

 

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Правила дорожного движения» Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными, использование  предлогов  «на, от, в, из», обозначающие пространственное расположение предметов и глаголов с разными приставками..). Совершенство­вание навыка слогового анализа слов. Профилактика нарушений письменной речи.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи,  зрительного внимания и восприятия, общих речевых навыков, мелкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Магнитная доска, предметные и сюжетные картинки по теме «Правила дорожного движения»,  плоскостные изображения дяди Степы, четырех маршрутных автобусов, животных; карточки с буквами (у, о, и, ы). карточки  по числу детей, контейнер с карандашами.

Предварительная работа. Экскурсия на ближайшую к детскому саду улицу, наблюдение за дорожным движением, поведением пе­шеходов, работой сотрудников ГИБДД. Беседа о правилах дорож­ного движения, о правилах поведения на улице. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lek._tema_pravila_dor._dvizh.docx203.17 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие 

по формированию лексико-грамматических представлений

в старшей логопедической группе.

Лексическая тема «Правила дорожного движения».

Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Правила дорожного движения» Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными, использование  предлогов  «на, от, в, из», обозначающие пространственное расположение предметов и глаголов с разными приставками..). Совершенствование навыка слогового анализа слов. Профилактика нарушений письменной речи.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи,  зрительного внимания и восприятия, общих речевых навыков, мелкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Оборудование. Магнитная доска, предметные и сюжетные картинки по теме «Правила дорожного движения»,  плоскостные изображения дяди Степы, четырех маршрутных автобусов, животных; карточки с буквами (у, о, и, ы). карточки  по числу детей, контейнер с карандашами.

Предварительная работа. Экскурсия на ближайшую к детскому саду улицу, наблюдение за дорожным движением, поведением пешеходов, работой сотрудников ГИБДД. Беседа о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие и предлагает пройти к столу, на котором лежат предметные картинки.

Логопед. Перед вами лежат картинки. Разделите названия изображенных на них предметов на слоги.

1-йребенок. Жезл. Вэтом слове один слог.

2-й ребенок. Пе-ре-ход. В этом слове три слога.

3-й ребенок. Све-то-фор. В этом слове тоже три слога.

4-й ребенок. По-езд. В этом слове два слога.

5-й ребенок. Ре-гу-ли-ров-щик . В этом слове пять слогов.        

Логопед оценивает работу детей и убирает картинки.

2. Самомассаж лица.

 «Трактор надо вызывать»

По дорожке,

(Погладить лоб обеими руками от середины к вискам )

По пригорку

(Растереть лоб от бровей к волосистой части головы)

Грузовик ведет Егорка.

(Пальчиковый «душ» по массажным линиям лба)

Вот подъехал он к реке,     (Выполнить поглаживания вокруг глаз очки»)

Грузовик застрял в песке,

(Нажать на парные точки в области носа)

Буксовал он очень долго,

(Погладить щеки обеими руками по направлению от носа к вискам по массажным линиям)

Только все, у вы, без толку.

(Погладить верхнюю губу, затем пощипать)

Чтобы время не терять,

(Погладить нижнюю губу, затем пощипать )

Трактор надо вызывать.

(Обхватить подбородок указательным и большим пальцами («щипи,ы») и погладить подбородок от середины к мочкам ушей)

(Потянуть уши за мочки вниз, произнести: вв-в-в, жж-ж-ж- поехал!)

3. Упражнение «Составь предложение».

Логопед. Посмотрите на картинку, которая называется пешеходный переход, составьте предложение по ней.

Л. Что ты видишь на картинке!

1-йребенок. Я вижу на картинке пешеходный переход.

Л. Что делают пешеходы?

2-й ребенок. Пешеходы переходят проезжую часть по наземному переходу.

Л. Какой свет горит на светофоре для пешеходов?

3-й ребенок. На светофоре для пешеходов горит зеленый свет.

Л. Какой свет горит на светофоре для водителей?

4-й ребенок. На светофоре для водителей горит красный свет.

Л. Кто следит за порядком на улице?

5-й ребенок. За порядком на улице следит полицейский.

4. Игровое упражнение «Есть — нет».

Логопед раздает детям предметные картинки.

Логопед. Теперь я предлагаю вам проиграть в игру  «Есть — нет».

1-й ребенок. У меня есть два жезла.

2-й ребенок. Ау меня нет двух жезлов, но есть пять светофоров.

3-й ребенок. Ау меня нет пяти светофоров, но есть две фуражки.

4-й ребенок. А у меня нет двух фуражек, но есть пять дорожных знаков.

1-й ребенок. Ау меня нет пяти дорожных знаков, но есть два жезла.

Логопед. Отлично! Это было очень трудное задание! Я горжусь вами!

5. Физкультурная пауза «Машины».

Логопед предлагает детям пройти на ковер, встать в круг и сделать знакомое упражнение.

На улице нашей

Дети двигаются из одного конца

Машины, машины.

группы в другой, держа в руках вооб -ражаемый руль.

Машины малютки,

Соединяют руки вместе

Машины большие.

Разводят руки в стороны

Спешат грузовые,

Шагают на месте

Фырчат легковые.

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

— Эй, машины, полный ход,

Когда все «машины проехали», один из

Я — примерный пешеход:

детей — пешеход — переходит улицу

Торопиться не люблю,

и произносит эти слова.

Вам дорогу уступлю.

6. Упражнение «Составь предложений с предлогами».

Логопед. Посмотрите на  картинки. Их нужно развесить в правильной последовательности. А теперь расскажите, что делает машина, на каждой из картинок.

1-й ребенок. Машина выезжает из гаража.

2-й ребенок. Машина отъезжает от гаража.

3-й ребенок. Машина въезжает на мост.

4-й ребенок. Машина въезжает в гараж.

7. Упражнение «Помоги дяде Степе».

Логопед убирает картинки и помещает на магнитную доску плоскостные изображения дяди Степы и четырех автобусов (рис. 1), а на столе раскладывает карточки с картинками и буквами ( и, о, у, ы).

Логопед. Помогите дяде Степе отправить в путь колонну автобусов. Для этого вы должны вставить в слова потерявшиеся буквы. Выберите каждый по одной карточке с буквой и найдите ей место в одном из пустых квадратов. Прочитав слово, вы узнаете, кто поведет каждый автобус, и поместите картинку с изображением этого героя в прямоугольник.

Рис. 1

Дети выполняют задание, вставляют в слова буквы ы чытают получившиеся слова. Логопед раздает детям картинки с изображениями животных-водителей. Дети закрепляют картинки в прямоугольниках.

Логопед. Очень хорошо. Дядя Степа благодарит вас за помощь.

Логопед убирает пособие.

8. Игра с длинными бигуди

«Машины»

По шоссе идут машины,

По асфальту едут шины

По дороге не беги,        

Я скажу тебе: «Би-би».        

Дети катают бигуди между ладонями  вперед-назад, руки держат перед собой.

 Рука сжата в кулак,

выпрямляют большой палец — «сигналят».

9. Работа с карточками.

Логопед раздает детям тетради, а на стол ставит контейнер с карандашами.

Логопед.          Поморгает красным глазом

                         Остановятся все сразу.

                         А зелёным подмигнёт —

                        Начинают переход  (Светофор)

Л. О каких «глазах»  эта загадка? Найди на рисунке и правильно раскрась светофор. Назови остальные предметы.

 Дети. Трамвай и жезл.

Логопед. Возьмите простой карандаш и обведите нарисованный светофор по контуру, а потом правильно раскрасьте его. Я надеюсь, вы помните, в каком порядке расположены красный, желтый и зеленый огни на светофоре.

Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу и убирает тетради и контейнер с карандашами.

10. Окончание занятия.

Логопед. Чем мы занимались сегодня?

Логопед оценивает детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе у детей с ОНР

Примерное тематическое планирование игр,упражнений по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе у детей с ОНР....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе по теме “Морские обитатели”.

Конспект  занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе по теме  “Морские обитатели”.Цель занятия: активизировать лексических запас слов у дете...

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе по теме «Дикие животные».

На занятии дети знакомятся с дикими животными средней полосы России. Для улучшения усвоения материала использованы современные методы и приемы: компьютерные презентации, сухой бассейн, работа с прищеп...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе «В гостях у сказки»

 Цель: формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.  Задачи: -коррекционно-образовательные: учить употреблять существите...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе «Человек. Наше тело»

Оборудование: предметные картинки (мальчик, парень, мужчина, дедушка, девочка, девушка, женщина, бабушка); изображение человека, мяч....