Главные вкладки

    Интегрированное занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи в средней группе «Исследуя своё тело» Лексическая тема: «Части лица и тела Средство личной гигиены » с использованием речедвигательных игр, упражнений и компьютерных технологий
    план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) на тему

    Багайскова Марина Александровна

    Цель:

    Создание условий, обеспечивающих овладение ребёнком нормами устной речи, способствующих развитию коммуникативных способностей ребёнка в соответствии с возрастными возможностями.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:

    -уточнять, расширять и активизировать словарь по теме.

    -учить правильно, использовать существительные в форме т.п.  и п.п.  ед. и мн.ч.

    Коррекционно-развивающие:

    -развивать слуховое и зрительное внимание, память и мелкую моторику.

    -закреплять навыки противопоставления большого пальца остальным, помогать запоминать названия пальцев.

    - обогащать чувственный опыт ребенка посредством развития слухового, зрительного, вкусового, обонятельного анализаторов.

    -учить ориентироваться в пространстве относительно своего тела.

    -упражнять в понимании и выполнении 2-ступенчатой инструкции.

    Воспитательные:

    - прививать культурно-гигиенические навыки.

    -воспитывать навыки организованного поведения.

    -воспитывать эмоционально-радостное отношение к играм.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon chasti_tela.doc73.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интегрированное занятия

     по развитию лексико-грамматической стороны речи

    в средней группе

    «Исследуя своё тело»

    Лексическая тема:

    «Части лица и тела

    Средство личной гигиены »

    с использованием речедвигательных игр, упражнений и компьютерных технологий


    Цель:

    Создание условий, обеспечивающих овладение ребёнком нормами устной речи, способствующих развитию коммуникативных способностей ребёнка в соответствии с возрастными возможностями.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:

    -уточнять, расширять и активизировать словарь по теме.

    -учить правильно, использовать существительные в форме т.п.  и п.п.  ед. и мн.ч.

    Коррекционно-развивающие:

    -развивать слуховое и зрительное внимание, память и мелкую моторику.

    -закреплять навыки противопоставления большого пальца остальным, помогать запоминать названия пальцев.

    - обогащать чувственный опыт ребенка посредством развития слухового, зрительного, вкусового, обонятельного анализаторов.

    -учить ориентироваться в пространстве относительно своего тела.

    -упражнять в понимании и выполнении 2-ступенчатой инструкции.

    Воспитательные:

    - прививать культурно-гигиенические навыки.

    -воспитывать навыки организованного поведения.

    -воспитывать эмоционально-радостное отношение к играм.

    Материал к коррекционно – развивающей деятельности:

    - ИКТ;

    - целлофановый пакет, бумага, (для слухового анализатора);

    - апельсин,  огурец, (для обоняния);

    - яблоко, банан (для вкусового анализатора);

    - маски для глаз.  

             

    Ход занятия

    I.  Орг.  момент. Приветствие.

    Станем рядышком, по кругу,
    Скажем  "Здравствуйте!" друг другу.
    Нам здороваться ни лень:
    Всем "Привет!" и "Добрый день!";
    Если каждый улыбнётся – 
    Утро доброе начнётся–

    ДОБРОЕ УТРО, РЕБЯТА!!!

    - Я сейчас повернусь к своему соседу  с право и улыбнусь ему.

    - Дети, а кто мой сосед с право?

    - Костя, я тебе улыбнусь, а ты передай мою улыбку своему соседу с право, и т. д.

    - Посмотрите ребята, а мы сегодня не одни, к нам на занятие пришли гости!  

    Вежливые люди,   всегда здороваются, вот и мы как вежливые  люди поздороваемся с гостями и подарим им свои улыбки.

    - Ребята,  присаживайтесь на стульчики.  

    - А вы знаете, что у нас есть очень хорошие помощники, которые помогают нам кушать, умываться, играть, рисовать, одеваться и за мамочку держаться.

    - Вы догадались,  что это за помощники?

    - Да, это наши ручки и ловкие пальчики, которые тоже умеют здороваться.

     

    Игра: «Пальчики здороваются»

    Большой пальчик правой руки будет  «здоровается» поочередно с остальными пальчиками, начиная с указательного пальца.

           Здравствуй, указательный!

    Доброе утро, средний!

                                                             Привет, безымянный!

    Как живешь, мизинчик?

    II. Введение в тему.

    - Ребята, посмотрите,  пожалуйста, на экран, назовите предметы которые вы видите там.  

    1. Игра: «Что изменилось?» На экране появляется  картинка «цветка», затем появляется картинка «грибок» (яблоко, клубника, банан.)  

    А что вам помогло это увидеть? (ГЛАЗА)

    Правильно,  ребята, мы видим глазами.        

    2.  А сейчас закройте глаза, и послушайте окружающие нас звуки.

     – шуршать пакетом, смять бумагу, постучать по столу… Откройте, глаза.

    - Ребята, что вы услышали, поделитесь со мной!

    Дети угадывают звуки.

    - Что вам помогло услышать эти звуки?

    - Чем вы слушали? (УШАМИ) 

    Правильно, ребята, мы слышим ушами.

    3. А сейчас, я  предложу вам сложное задание. Внимательно послушайте!

    Вы сейчас закроете глаза маски и будете угадывать запах продуктов.

    Ребята, что вам помогло определить запах?  Чем вы нюхаете? НОС

    Картинка «нос»

    Совершенно верно, ребята, определять и узнавать  запахи нам помогает нос.

    4. А ещё есть интересная и вкусная игра, угадай на вкус. Угадывание на вкус

    (яблоко, банан).

    Ребенку закрыть глаза, дать попробовать кусочек.

    Что нам,  помогает  узнать продукт на вкус? (РОТ)

    Чем мы едим? Картинка рот

    Да, определять вкус продуктов, нам помогает рот и язык.

    Ребята, на какой части тела у нас находятся глаза, уши, нос, рот? 

    Вы, правы, они  находятся на части тела – картинка голова

    III. Закрепление темы

    Посмотрите, что вы видите на экране?

    картинка  ЧАСТИ ТЕЛА Какие еще части тела у нас есть у человека?

    Если дети затрудняются, то показывает части тела на картинке человека  (дети называют)

    - Смотрю, вы немного устали, предлагаю сделать не большую паузу и  поиграть, а  в игре мы  будем называть,  и показывать части нашего тела.

    Речевая подвижная игра:

    Называем мы слова:                 Нос, живот, коленки, пятки,

    Лоб, затылок, голова,                 Губы, бедра и лопатки…

    Шея, плечи, пальцы, ногти,         Части тела изучаем,

    Кулаки, ладошки, локти,                   Части тела называем.

    IV.   Отдохнули? Занимайте свои места.

    Ой, посмотрите.  Картинка куклы

    Кого вы видите?  

    - Кукол.

    - Какая из кукол вам понравился больше? Почему? (Ответы детей).

    Чтобы человек выглядел чистым и аккуратным, не болеть, необходимо соблюдать правила личной гигиены.

    - Ребята, а вы  соблюдаете правило личной гигиены:

    - моете руки, лицо, чистите зубы, расчёсываете волосы?

    Да….

    Воспитатель заносит игрушку кошечка с корзинкой, она здоровается с детьми.

    Мурка:

    - Мур, мур. Здравствуйте, дети, меня зовут Мурка.     (Дети и педагог здороваются).

    Я предлагаю Вам отгадать мои загадки:

    Говорит дорожка, два вышитых конца:

    - Помылся хоть немножко,

    Чернила смой с лица.

    Иначе ты в полдня

    Испачкаешь меня! /полотенце/

    Для чего нам нужно полотенце? (чтобы вытираться)

    Я мохната и кудрява,

    Чисто мою вас, ребята  /мочалка/

    У нее с утра дела,

    Чистить зубы до бела. /зубная щётка/

    В тюбике она живет,

    Змейкой из него ползет,

    Неразлучна с щеткой часто

    Мятная зубная... (паста)

     

    Ребята, сколько раз в день нужно чистить зубы? (2 раза - утром и вечером).

    А для чего? (чтобы сохранить зубы здоровыми, белыми)

    Все она по волосам,
    Ходит тут и ходит там,
    Где проходит, не спеша
    Там причёска, хороша! 

    /расчёска/

    Я и гладко и душисто,    

    Вашу кожу мою чисто.    /мыло/  

    - Правильно (достать мыло). Для чего нам нужно мыло? (Чтобы мыть руки).

    Когда мы моем руки? (перед едой, после прогулки, после посещения туалета, когда испачкались).

    Я предлагаю поиграть в игру «Умывалочка», покажем кошечке, как мы моем руки.

    Самомассаж  «Умывалочка»

    Надо, надо нам помыться.

     трем руки друг о друга

    Где тут чистая водица?

    показываем ладошки

    Кран откроем ш-ш-ш,

    имитация открывания крана

    Руки моем ш-ш-ш.

    трем ладошки друг о друга

    Нос и щечки не забыли и водичкой все умыли.

    погладили нос и щеки, а затем все лицо

    Правильно, вот с кем надо всегда дружить: с мылом, мочалкой, полотенцем, зубной щёткой, расчёской.

    Ребята, я предлагаю вам поиграть  Подвижная игра «Ровным кругом»

    Правила игры:

    Ребята, становитесь в круг. Первым водящим будет Костя. У тебя будет роль «мыло». Ты будешь показывать нам действие: что мы делаем с помощью мыла.

    Дети встают в круг. В середине круга ребёнок, исполняющий роль мыла и (расчёска, зубная щётка, мочалка, полотенце)

    Дети идут друг за другом по кругу, произнося слова:

    Ровным кругом друг за другом

    Будем весело шагать,

    Что нам мыло здесь покажет,

    То и будем выполнять.

    Мыло показывает, как надо намыливать руки, дети повторяют движения

    (расчёска, зубная щётка, мочалка, вытираться полотенцем), дети отгадывает действия.

    Ребята,  и я и кошечка увидели, что очень хорошо знаете правило личной гигиены и части тело человека.   Я хочу прочитать Вам стихотворение, послушайте его.

    - МУР-МЯУ, а  я  на память о нашей встречи приготовила Вам подарки, возьмите, пожалуйста, из корзины подарки (дети достают по очереди подарок и называют для чего нужен  этот предмет).

    Итог НОД: 

    - Спасибо, Мурочка!

    - Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне.

    Что нам помогает дышать, есть, говорить, смотреть, слышать, топать, хлопать…?

    Как мы называем все эти части? ( Правильно, это - ЧАСТИ ТЕЛА, о которых нужно правильно заботиться: умываться, чистить зубы, расчёсываться, купаться.)

    Вы меня очень порадовали своими ответами (похвалить всех детей).

    Поэтому на прощание улыбнёмся друг другу и подарим на прощание улыбку нашим гостям.  

    Литература:

    1. Нищева Н.В. Организация коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе детского сада. – Издательство «Детство-пресс», 2006 г.
    2. Бардышева Т.Ю. Моносова Е. Н. УМК к проведению логопедических занятий. – Издательство «Скрипторий», 2009 г.
    3. Петрова Т. И. Петрова Е. С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. – Издательство Москва 2Школьная Пресса», 2008 г.
    4. Зайцев Г. К. Уроки Мойдодыра. - Издательство «Акцент», 1996 г.
    5. Поддубная Л. Б. ОБЖ. Средняя группа. Занимательные материалы. Волгоград: ИТД «Корифей», 2008 г.
    6. Стёркина Р. Б. Безопасность. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002 г.
    7. Фисенко М. А. ОБЖ. Средняя группа. Разработки занятий. Волгоград: ИТД «Корифей», 2008 г.
    8. Черемашенцева О. В. Основы безопасного поведения дошкольников: занятия, планирование, рекомендации. Волгоград: Учитель, 2008 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию легсико-грамматической стороны речи в средней группе. Лексическая тема "Части тела"

    Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи  в средней группе. Тема: «Части тела» с использованием речедвигательных упражнений и пальчиковых игр....

    Рабочая тетрадь совместной работы логопеда и воспитателя по развитию лексико-грамматических категорий, связной речи и моторной сферы у детей 5-6 лет с ОНР.

    Практическое пособие представляет собой сборник заданий,  дидактических игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи,  распределённых по лек...

    Конспект НОД лексическая тема "Части лица и тела человека"

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.  Знакомый персонаж, интересные задания и игровые упражнения...

    Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи. Тема: Словообразование и словоизменение с использованием лексического материала по теме «Посуда». в старшей группе для детей с ФФНР

    Цель: Развитие лексико-грамматических средств языка в рамках лексической темы «Посуда».Программное содержание:1) коррекционно-образовательные задачи:- продолжать совершенствовать навыки сл...

    Стихи по лексическим темам (части тела, гигиена)

    Гигиеной детей дошкольного возраста занимается наука, которая изучает внешние факторы, влияющие на детский организм. Личная гигиена детей дошкольного возраста требует соблюдения основных и...

    Конспект НОД по формированию лексико - грамматических категорий у детей среднего дошкольного возраста "Помощники" (по лексической теме "Посуда")

    Цель: формирование лекико-грамматических категорий. Задачи:коррекционно-развивающие: развивать диалогическую речь детей;продолжать формировать умение самостоятельно отвечать на вопросы;закреплять...