Конспект занятия"Овощи и фрукты"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Корниенко Жанна Анатольевна

Конспект занятия для старшей логопедической группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ov._i_fruk.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в старшей группе

Учитель-логопед высшей квалификационной категории ГДОУ №12

Корниенко Ж.А.

«Формирование фонематических процессов через развитие психических

функций»

Лексическая тема: «Овощи. Фрукты»

I. Коррекционно-образовательные цели:

Расширение, уточнение и активизация словаря по темам «Овощи. Фрукты», «Профессия продавец» в различных видах деятельности, опираясь на зрительный анализ. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных и существительных в роде и числе, образование и использование в речи качественных и относительных прилагательных). Развитие фонематического восприятия (выделение из ряда звуков гласных звуков [А], [У]; упражнение в анализе и синтезе слияний гласных звуков [АУ], [УА], [УАУ]; выделение начальных гласных [А], [У] в словах;

дифференциация звуков [А] - [У].

II. Коррекционно-развивающие цели:

Развитие связной речи, зрительного и слухового внимания, мышления, артикуляционной, общей, мелкой моторики, координации речи с движением развитие общих речевых навыков (формирование правильного физиологического и речевого дыхания, мягкой атаки голоса при произнесении гласных).

III. Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.

Оборудование: наборное полотно, предметные картинки, муляжи фруктов и овощей, игрушечные грузовики, развивающие игры и дидактические игры: «Собери урожай», «Повар», «4 лишний», «Какой? Какая?», разноцветные флажки, геометрические фигуры.

Предварительная работа:

Разучивание пальчиковой гимнастики «Компот», речи с движением «Урожай», проведение сюжетно-ролевой игры «Магазин», дыхательная гимнастика, игры «Угадай на ощупь фрукт (овощ)», «Узнай овощ (фрукт) по запаху и вкусу», обводка, штриховка овощей и фруктов, заучивание считалок, загадок, стихов про овощи и фрукты, уточнение правильной артикуляции гласных звуков.

Ход занятия:

I.​ Организационный момент.

(активизация слухового и зрительного внимания, развитие

грамматического стоя речи, объявление темы занятия)

Логопед. Выбери себе флажок. Сядьте на то же место, где лежит

геометрическая фигура такого же цвета на столе.

Дети берут флажок и садятся за стол.

Логопед. Какого цвета ваша фигура, как она называется?

1​  ребенок. У меня желтый овал.

2​  ребенок. У меня красный круг.

3​  ребенок. У меня зеленый овал.

4​  ребенок. У меня синий овал.

Логопед. Что напоминают вам эти фигуры? Что может быть такого

цвета и такой формы?

1 ребенок. Моя фигура похожа на лимон.

2​  ребенок. Мне напоминает огурец.

3​  ребенок. Моя фигура похожа на сливу.

4​  ребенок. Мне напоминает помидор.

Логопед. А что это у вас все вместе?

Дети. Это овощи и фрукты.

Логопед. Сегодня мы поговорим об овощах и фруктах.

II.​ Тема занятия.

(обогащение словаря по теме «Овощи, фрукты», закрепление в речи правильного согласования прилагательных и существительных в роде и числе, развитие связной речи, закрепление и употребление в речи качественных прилагательных)

Логопед. У нас сегодня гость будет на занятии. Отгадайте загадку, и он появится. «Сидит девица в темнице, а коса на улице».

Дети. Это морковка.

Появляется морковка - мягкая игрушка.

Логопед. Морковка еще очень молоденькая. И много еще не знает и не понимает. У нее к вам много вопросов, которые она взяла с собой. Прочитаем первый вопрос: «Что такое овощи и фрукты?». Морковка не знает названий. Давайте мы ей поможем.

Игра «Две корзинки» (активизация зрительного внимания, словаря по теме)

Логопед. У нас две корзинки: красная и желтая. В красную корзинку мы будем складывать овощи (логопед кладет помидор в красную корзинку), а в другую корзинку будем складывать фрукты (логопед кладет яблоко в желтую корзинку). Раз, два, три - разложи.

Дети по очереди раскладывают овощи и фрукты, называя их.

1​  ребенок. Я положу сливу в желтую корзинку.

2​  ребенок. Я положу огурец в красную корзинку.

Так дети раскладывают все картинки.

Логопед. Морковки еще один вопрос: «Где растут овощи? Где растут фрукты?»

Логопед достает листочки из кармана морковки и читает их.

Дети. Овощи растут в огороде в земле или на кустиках. Фрукты растут в саду на деревьях.

Логопед. У нашей морковки еще вопрос: «Какими бывают овощи?», «Какими бывают фрукты?» Чтобы ответить на этот вопрос морковки, мы подойдем к нашей игре «Что какое?»

III.​ Игра «Что какое?»

(развитие зрительного внимания, грамматического строя речи, тонкой моторики)

Для этой игры на наборное полотно вешается план-схема для рассказа- описания:

-​  название;

-​  где растет;

-​  какого цвета;

-​  какой формы;

-​  какого вкуса;

Ребенок выбирает овощ, крепит его к схеме, далее крепятся символы свойств этого предмета в столбик.

1 ребенок. - Огурец (картинка);

-​  растет в огороде (картинка «огород»);

-​  он зеленый (зеленый квадрат);

-​  он овальный (овал серого цвета);

-​  сладкий (кусочки сахара);

Так же все дети рассказывают про выбранный овощ.

Логопед. Про овощи наша морковка теперь знает все. А вот чтобы рассказать про фрукты, давайте поиграем в игру «Магазин».

Кто работает в магазине?

Дети. В магазине работает продавец.

Логопед. Что делает продавец на своей работе?

Дети. Продает.

Логопед. Как называются люди, которые приходят в магазин?

Дети. Это покупатели.

Логопед. Что делают в магазине покупатели?

Дети. Они покупают.

IV.​ Игра «Магазин»

(развитие связной речи, воображения, активизация игровой деятельности)

Стоит касса, лежат на подносе фрукты. Каждому ребенку заготовлена корзинка и деньги в корзинке (картинка с фруктом)

Логопед. Чтобы начать игру, нам нужен продавец. Давайте его выберем с помощью считалки:

Чики-чики-чики-чок,

Помидоры, кабачок,

Лук, картофель, патиссон,

Выходи скорее вон.

Ребенок проговаривает считалку. Выбирают продавца. Продавцу надевают белую шапочку. Дети берут корзинки, встают в очередь за покупками.

Логопед. Вас мама послала в магазин за фруктами. Но вы забыли названия этих фруктов. Хорошо, что вы знаете, какой он по цвету, форме, вкусу. Именно это вы и говорите продавцу.

1 ребенок. Он синий, овальный, сладкий.

Продавец. Наверное, вы хотите купить сливу?

1 ребенок. Да.

Ребенок отдает продавцу картинку-денежку с изображением сливы. Берет у продавца сливу.

Так проигрываются все фрукты.

Логопед. Мы все купили, что просила нас мама. Для чего нужны фрукты?

Дети. Чтобы их есть.

Логопед. Для чего нужно есть фрукты?

Дети. Они очень полезны. В них много витаминов.

V.​  Игра «Повара»

(развитие грамматического строя речи, тонкой моторики)

Логопед. Несем наши корзинки на нашу кухню.

Дети ставят корзинки на пол, встают вокруг стола, на котором лежат плоские изображения банки, стакана, вазочки, кастрюли. В центре стола поднос, на котором лежат картинки с изображением фруктов. Логопед. Что же можно приготовить из фруктов?

Дети. Можно сварить компот, варенье, желе, сок отжать.

VI.​  Пальчиковая гимнастика «Компот» (Н.В.Ншцева «Система коррекционной работы в логопедической группы для детей с общим недоразвитием речи»).

VII.​  Пгра «Повара»

На столе разложены картинки с изображением: банки, кастрюли, вазочки, стакана. Предметные картинки с изображением фруктов. Логопед. Поможем маме приготовить различные блюда. Что можно приготовить из фруктов?

Дети. Можно сварить компот и варенье, отжать сок, сделать желе.

Дети по очереди берут с подноса картинку с изображением фрукта и кладут в одно из предметов посуды. Называют свое блюдо.

1​  ребенок. У меня вишневый компот.

2​  ребенок. У меня яблочный сок.

3​  ребенок. У меня грушевое желе.

4​  ребенок. У меня сливовое варенье.

Далее дети меняются местами. Игра повторяется.

Логопед. У нашей морковки новый вопрос: «Как овощи и фрукты попадают в магазин и к нам домой?»

Дети. Их собирают в садах и огородах.

У1П. Игра «Собери яблоки»

(развитие тонкой моторики, быстроты, ловкости)

Логопед. Пора собирать яблоки с яблонь в свои ведерки. У кого быстрее всех это получится.

Дети подходят к столу, на котором стоят плоскостные изображения яблонь и игрушечные ведерки. На яблонях с помощью крючков закреплены маленькие муляжи яблок.

Логопед. Все молодцы. Быстро собрали все яблоки.

IX.​ Игра «Будем, будем мы считать»

(развитие элементарных математических представлений, совершенствование грамматического строя речи - согласование числительных с существительными)

Логопед. Теперь мы посчитаем яблоки. Выкладывайте их на стол из ведерок. Считайте, правильно называя, сколько яблок у вас.

Дети. Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок. Логопед. Сколько яблок у каждого из вас?

Дети. У нас по пять яблок.

Логопед. Молодцы! Сложите яблоки обратно в ведерки. За ними приехал грузовик.

Дети. Грузят ведерки в грузовик.

Логопед. Куда повезли наши яблочки?

Дети. Их повезли в детский сад, магазин, на завод, чтоб сделать разные блюда.

Логопед увозит грузовик за ширму.

X.​  Речь с движением « УРОЖАЙ»

(координация речи с движением, развитие общей моторики) (Н.В.Ншцева «Система коррекционной работы в логопедической группы для детей с общим недоразвитием речи», с. 101)

Логопед. Мы рассказали, как собирают яблоки, а теперь покажем морковке, как убирают урожай овощей.

Дети вместе с логопедом выполняют упражнение «Урожай». В конце упражнения дети садятся на стульчики.

XI.​  Игра «4- лишний»

(развитие мышления, зрительного внимания)

Логопед. Вы все, что знали про овощи и фрукты рассказали морковке. Теперь проверим наши знания. Поиграем в игру «4- лишний».

Детям предъявляются карточки из 4 картинок. Необходимо выбрать лишнюю. На карточках изображены следующие картинки:

1​  карточка: 4 овоща и 1 фрукт (огурец, помидор, свекла, лимон)

2​  карточка: 4 фрукта и 1 овощ (апельсин, репа, яблоко, слива)

3​  карточка: 4 красных и 1 зеленый (груша, яблоко, свекла, помидор)

4​  карточка: 4 овальных и 1 круглый (картошка, огурец, баклажан, помидор)

5​  карточка: 4 сладких и 1 кислый (лимон, морковь, абрикос, персик)

6​  карточка: 4 больших и 1 маленький (свекла, репа, баклажан, горох)

7​  карточка: 4 дерева и 1 фрукт (слива дерево, вишня дерево, персик дерево, груша фрукт)

Логопед. Морковке очень понравилось у нас в детском саду. Она решила остаться с нами и жить в нашей группе.

XII.​  Выработка правильного физиологического дыхания

Дети ровно садятся на стульчики, кладут левую руку на живот, а правую на грудь. По команде логопеда они вдыхают через нос, выпячивают живот, затем выдыхают, втягивают живот.

Логопед следит за правильным выполнением упражнения.

XIII.​  Звук и буква.

(развитие фонематического восприятия)

Логопед. Дети, что мы слышим и произносим?

Дети. Звуки.

Логопед. Какие звуки можно петь?

Дети. Гласные звуки: А, О, У, И.

Логопед. Что помогает нам правильно произносить гласные звуки? Дети. Губки.

На наборном полотне появились символы гласных звуков.

Логопед. Отгадайте, какой звук я произношу?

Дети. А, У, О, И.

Логопед. А теперь губы я закрою, а вы внимательно слушайте меня и повторите звуки за мной.

Логопед закрывает экраном губы. Деи слушают и повторяют.

XIV.​  Игра «Сколько звуков. Повтори»

(фонематический анализ сочетаний)

Логопед. Слушаем внимательно песенки. Называем сколько звуков в каждой песенке, повторяем ее.

АУ, АН, У АО, АОИ.

XV.​  «Хлопни-топни»

(развитие слухового внимания, быстроты реакций, фонематического восприятия)

На доске появляются буквы « А» и «У».

Логопед просит детей встать и дает инструкцию: «На звук « А» мы будем хлопать, а на звук «У» мы будем топать».

Логопед. А, У, У, А, А, О. И, А, У.

XVI.​  Игра «Аистенок и утенок»

(Развитие фонематического восприятия, выделение начальных гласных звуков «А» и «У» в словах)

Логопед. У нас сегодня еще гости: аистенок и утенок. Они принесли вам картинки, но перепутали их. Помогите отобрать картинки, названия которых начинаются со звука «А» - аистенку и картинки, названия которых начинаются со звука «У» - утенку.

На наборном полотне стоят картинки аиста и утки. Дети берут со стола картинки, называют слово, выделяют первый звук, ставят картинку к определенной птичке.

Логопед. Все картинки разложены. Молодцы! Сделали все быстро и правильно!

XVII.​ Организация окончания занятия

Логопед. Наше занятие подошло к концу. Все дети хорошо занимались, были внимательными, активными, слушали друг друга, правильно отвечали на вопросы. Как мы играли, и какие задания вам больше всего понравились?

Логопед выслушивает всех детей.

Логопед. К нам возвращается наш грузовик. Что ж он нам привез?

Дети. Яблочный сок.

Логопед. Угощайтесь! Пейте на здоровье!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Овощи и фрукты - витаминные продукты (средняя группа)

Занятие, способствующее развитию активного словаря детей, закреплению названий овощей и фруктов....

Конспект занятия " Овощи и фрукты для Хрюши" во 2 младшей группе

В занятие закрепляютя  знания детей об овощах и фруктах, а также умении описывать их похарактерным признакам. ...

Конспект занятия "Овощи и фрукты"

Занятие разработано  для детей старшей группы...

Конспект занятия "Овощи и фрукты"

Цель: сформировать знания об овощах и фруктах через интеграции образовательных областей: познание, развитие речи.Задачи:- обобщить знания о фруктах;- обобщить знания об овощах;- ут...

Конспект занятия "Овощи и фрукты - полезные продукты"

Занятие по познавательному развитию...

Конспект занятия "Овощи и фрукты"

Интегрированное занятие по речевому развитию...