Игра - путешествие "Спасательная экспедиция"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Лапина Елена Глебовна

Подгрупповое психолого-логопедическое занятие для детей подготовительной группы с лексико-грамматическим недоразвитием речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подгрупповое психолого-логопедическое занятие для детей подготовительной группы с лексико-грамматическим недоразвитием речи

Игра – путешествие  «Спасательная экспедиция».

Составили: Педагог-психолог Лапина Е.Г

Учитель- логопед  Рыжкова А.Г.

Игра – путешествие     «Спасательная экспедиция».

Цели: совершенствование коммуникативных навыков через игровые упражнения.

Задачи:

Коррекционно - Образовательные:

 - Закрепление умений  образовывать притяжательные прилагательные;

-  Упражняться  в определении наличия звука в слогах;

- Закреплять умения в словоизменении, согласовывать  существительные  с числительными

- Упражнять в подборе  антонимов.

Коррекционно  - Развивающие:

 -  развивать артикуляционную моторику;

-  развивать речеслуховое внимание, фонематический  слух;

-  развивать мелкую моторику, мимическую выразительность;

- развивать  мышление, эмоциональную сферу, эмпатию.

Коррекционно - Воспитательные:

- воспитывать  доброжелательность, взаимопонимание, желание сотрудничать со сверстниками;

- добиваться положительных результатов в совместной  творческой деятельности;

- учить взаимодействовать  друг с другом и конструктивно разрешать возникающие конфликтные ситуации.

Оборудование: Письмо, карта, 3 елки, рукавичка, ковер, кочки, плакат с болотом, (лягушки, стрекозы, камыши, бревно, пенек, орешки, зеркало, волшебная книга с карточками предметами, сундук, заяц, утка, яйцо, игла, аудиозапись с голосами лягушки-Царевны и Кощея, корзинка для орешков, шкатулка для яблока и «меч-кладинец».


Этапы

Ход занятия

прило

1.

психолог

Организационный момент.  

Приветствие. 

Ребята, давайте поздороваемся. Как можно поприветствовать друг друга? (ответы детей). Я предлагаю поздороваться разными частями тела.

  • Здороваемся ладошками;
  • Здороваемся плечами;
  • Здороваемся спинками;
  • Здороваемся животиками и т.д.

2

логопед

Организационный момент.  

Загадочное письмо.

-  сегодня утром мы обнаружили необычный конверт. Давай узнаем, что же в этом конверте? Может, это письмо от кого-нибудь?

- открываем конверт. В нем лежит письмо, давайте его прочтем.   «Здравствуйте, дорогие ребята! Мы, жители сказочного леса, нуждаемся в вашей помощи. Кощей Бессмертный заколдовал наш лес и перепутал все сказки. Нужно их распутать, а мы не знаем, как это сделать! Помогите нам, пожалуйста! Чтобы вы могли хорошо ориентироваться в лесу, мы посылаем вам карту нашего сказочного леса. Удачи вам!». 

-«Ну что выручим героев сказочного леса? Отправляемся в путешествие!»

достаем карту из конверта

Конв-т письмокарта

3

 психолог

«Узел дружбы» 

Поможет нам в путешествии дружба. Завяжем узел дружбы (дети кладут руки на руку психолога, второй рукой психолог накрывает все ладошки). Теперь, когда наша дружба стала еще крепче, нам не страшны никакие трудности!

Давайте рассмотрим карту! (Разглядывают карту, решают, в какую сторону идти.) Отправляемся в путь!

4

логопед

Образование притяжательных прилагательных

Рукавичка.     Куда привела нас карта? (К рукавичке.) Из какой сказки могла потеряться эта рукавичка? («Рукавичка».) А под елочкой еще картинки! О, так это же следы зверей, которых заколдовал Кощей Бессмертный! Давайте присядем на полянку, я буду показывать картинку и давать рукавичку каждому из вас, а вы должны сказать, чьи это следы.

Все присаживаются на ковер, логопед дает детям по кругу рукавичку и показывает картинку со следами животного. Дети говорят, чьи это следы: заячьи, лисьи, лягушачьи, волчьи, медвежьи, мышиные, лосиные, ежиные.

Схемы следов животных

5

логопед

Согласование с числительным

Болото

 Вот мы и расколдовали первую сказку! Пора двигаться дальше! Давайте сверимся с картой; куда мы пойдем?

На пути у нас топкое болото. Посмотрите, кто это в нем живет? (Царевна- лягушка.) Как же нам перебраться через болото?

Звучит аудиозапись с голосом лягушки: «Ребята, помогите мне! Расколдуйте мое болото! Вам надо пересчитать на болоте все предметы, тогда вы сможете перебраться через него

Дети 

Один камыш, два камыша... пять камышей.

Одна лягушка, две лягушки... пять лягушек.

Один кустик, два кустика... пять кустиков.

Один пузырь, два пузыря... пять пузырей.

Одна стрекоза, две стрекозы... пять стрекоз.

Одна мошка, две мошки... пять мошек.

Один комар, два комара...пять  комаров.

Один огонек, два огонька... пять огоньков.

Одна водомерка, две водомерки... пять водомерок.

(прыгая с кочки на кочку).

Одна кочка, две кочки... пять кочек.

Плакат с рисун-ком  болота

Запись голоса лягуш-ки.

6

психолог

Развитие мелкой моторики

Орешки

Вот мы и вторую сказку расколдовали. Смотрим карту и идем дальше. У нас на пути кто-то рассыпал орешки! Кто любит грызть орешки? А в какой сказке встречается белочка с орешками?

 сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».) 

Давайте сядем на это удобное бревнышко, отдохнем и поиграем с орешками.

(дети выполняют движения, описываемые в тексте)

Я орех волшебный взял,

Крепко между рук зажал.

Орехом я круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошки.

И сожму его немножко -

Помассирую ладошки!

Каждым пальчиком прижму

И другой рукой нажму.

А теперь последний трюк -

Орех летает между рук.

Хороший сюрприз от белочки, орешки мы оставим ей.

Грец-кие орехи

7  логопед

Артикуля-ционная гимнас-тика

Чаепитие с блинами

Чтобы нам дальше двигаться, и чтобы было легче  справляться с заданиями давайте устроим с вами чаепитие с блинами.

Дети  выполняют упражнения, символы к которым показывает логопед.

Карточки схемы для упражнений

8

Психолог

Психомы-шечная трениров-ка

Мимический этюд

Отдохнули, надо двигаться дальше!

Проверяем по карте дорогу и идем дальше! Смотрите, кто-то потерял волшебное зеркальце! Из какой оно сказки? (Из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.) Давайте представим, что мы держим зеркальце в ладонях. Рассмотрим в зеркале лицо, глазки, носик, улыбнемся, шире улыбку, покажем себе язык. Отлично! «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи...». Кому в лесу еще помощь нужна? Ох, вижу, гуси-лебеди плачут. И им Кощей напакостил - сил лишил - не могут они теперь взлететь. Поможем им? Покажем, как летать следует?

«Полетели!». Разошлись в стороны на расстояние вытянутых рук друг от друга. (Напряженно.) Расставим руки в разные стороны, словно крылья. Сделаем ими сильные взмахи, чтобы оторваться от земли. Чувствуете, как ваши руки напряжены? как с каждым взмахом напрягается каждая мышца? Сильнее! Еще сильнее! (Плавно.) Взмыли в воздух, в небо синее. Теперь можно плавно крыльями махать, мягко. Подхватил нас ветер. (Натяжение.) Полетали хорошо, теперь спускаемся на землю. Расправили крылья, растянули в разные стороны. Тянем, тянем! (Расслабление.) Приземлились на землю, расслабили крылышки, потрясли руками. Отдохнули.

Выражение эмоции страха, смелости. Что я вижу? Смелый богатырь Илья под кустом сидит, дрожит: запугал его Кощей. Покажите, как он боится? (Дети садятся на корточки, локти прижаты к груди, ладони на коленях, голова наклонена вперед и втянута в поднятые плечи.) Разве так следует вести себя богатырю? Покажем Илье, как должен выглядеть смелый богатырь! (Стоя, одна нога перед другой, руки за спину, подбородок поднят, взгляд уверенный.) Не боится богатырь никого, смело и отважно смотрит вперед!

Молодцы, ребята! Расколдовали еще одну сказку.

Зерка-ло

9

логопед

Развитие фонематического слуха

Волшебная книга

Сверяемся с картой, наш путь лежит вперед! Смотрите, большая волшебная книга сказок,  а в ней предметы из разных сказок перепутались, наверное, это Кощей Бессмертный опять строит козни.

А вот большая шкатулка для звуков. Давайте определим в каком  слове есть заданный звук и этот предмет кладем к нему.

Книга сказ предметами шкатулка для звуков

10

логопед

Подбор слов антонимов

Антонимы

Вот и еще одна сказка расколдована! Идем дальше. Что это у нас на пути? Ель и сундук. Что в нем может быть? (Дети открывают сундук и находят в нем яйцо.) Из какой сказки это яйцо?

(Сказка про Кощея Бессмертного.)

 А Кощей Бессмертный какой? (Злой, вредный, нехороший.) Правильно! И самая главная его черта - он все делает наоборот! Ему говоришь «холодный», а он тебе - нет, горячий!

Ему - веселый, а он - нет, грустный.

Ему - чистый, а он...

Ему - длинный, а он...

Ему - широкий, а он...

Ему - высокий, а он...

Ему - умный, а он...

Ему - острый, а он...

Ему - глубокий, а он...

Сундук, заяц, утка, яйцо, игла.

11

Психолог

Игла Кощея

Ребята, а давайте посмотрим, есть или нет в этом волшебном яйце игла.

(голос)  «Ай-Ай-Ай! Не трогайте волшебное яйцо и главное не берите иглу! Пощадите!  Я больше не буду! Я верну все сказки по местам!

 Ну что, поверим Кощею? (Ответы.) Давайте заглянем в наш конверт, мне кажется, там еще что-то появилось.

Заглядывает  и достает еще одно письмо.

Вот что написано в письме.

«Спасибо, дорогие ребята! Вы расколдовали все сказки, теперь у нас в сказочном лесу тишина и порядок. Кощей исправился и больше никого не обижает. За то, что вы нам помогли, мы дарим вам молодильное яблочко. До свидания, ребята!».

Молодильное яблоко

Как же быть? Нас много, а яблочко одно! Кому же мы его отдадим? (Самому активному ребенку.) А что с ним произойдет, если он съест целое молодильное яблоко? (Он станет совсем маленьким.) Что же сделать, чтобы не стать очень молодым, но добавить себе здоровья? (Разделить яблоко на части.) А на сколько частей разделим? (На восемь частей, считают, нас ведь восемь.) А как же мы, взрослые? Мы же вам помогали? (Дети предлагают разделить на 10 частей.)

Психолог достает из кармана «Меч-кладенец» (раскладной ножик) и делит яблоко по числу участников под музыку В. Дашкевича «В гостях у сказки». Дети угощаются яблоком и идут в группу.

Запись голоса Кощея, игла

Шка-тулка,  моло-диль-ное  яблоко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сюжетно-ролевой игры по теме "Археологическая экспедиция"

Сюжетно-ролевая игра по теме "Археологическая экспедиция"Вызвать интерес у старших дошкольников к профессии археолога и его деятельности, формировать понимание её общественной значимости. Развивать ин...

Технологическая карта к основному этапу сюжетно-ролевой игры "Космическая экспедиция"

Данная методическая разработка может быть полезна воспитателям, специалистам ДОУ....

Игра-квест "Экспедиция в АНТАРКТИДУ"

Итоговое занятие по проектной деятельности "Пингвины" ...

Сюжетно-ролевая игра "Экологическая экспедиция"

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры предназначена для воспитателей...

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры "Экологическая экспедиция"

Сюжетно-ролевая игра в рамках эколого-краеведческого  проекта " Парк- для нас, мы - для парка"...

ИГРА — КВЕСТ «ЭКСПЕДИЦИЯ В АНТАРКТИДУ»

Итоговое занятие по проекту «Где живут пингвины»...

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Экологическая экспедиция» в старшей группе

Цель: Формирование игровых навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре «Экологическая экспедиция» по средствам обогащения представлений о современной экологической, и волонт...