конспект индивидуаьного занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет с ОНР в усовиях ЦВЛ. Тема:" Звук и буква "А""
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Круглякова Татьяна Александровна

Конспект предназначен для проведения индивидуальных занятий с детьми с Диагнозом ОНР,обусловленное ЗПР в условиях ПНДО, логопедических детских садов,логопунктов.

К конспекту приагается презентация (см.содержание сайта логопеда).Логопед самостоятельно комментирует слайды по обучению фонематическому анализу и синтезу слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                          Конспект индивидуального занятия по обучению грамоте детей 5-6лет

                                                              по теме "Звук и буква "А"".

Цели: -активизировать знания детей о  речевых и неречевых звуках

            -развитие догадки, образного мышления

           -активизировать двигательную и эмоциональную активность ребенка,способность  имитировать действия предметов,звукоподражать

-обогащать и закреплять,систематизировать знания ребенка о гласном звуке и букве "А".

-уточнить правильную артикуляцию звука "А"

-формировать и закреплять понятия "звук", "гласный звук", "буква"

- развивать  просодических компоненты речи,учить произносить звук "А" длительно,коротко,громко,тихо,с различной интонацией

-развивать фонематический слух ребенка

-формировать фонематические представления,навыки фонематического анализа и синтеза слов с использование ИКТ.

-познакомить с графическим образом буквы "А" и ее элементами

-развивать двигательно-моторную координацию,координацию речи с движениями

-развивать общую и  мелкую моторику пальцев рук

-развивать внимание,память,мышление ребенка

-профилактика оптической дисграфии

-работать над коррекцией  гиперактивности, нарушением поведения,снижением эмоционального напряжения с применением здоровьесберегающих технологий.

Оборудование: предметные картинки,предметы на звукоподражания,презентация на тему "Звук и буква "А"",карточки для графической работы, слайды,презентация на тему «Звук и буква «А»

Ход занятия

  1. Организация начала занятия

Логопед:- Сегодня на занятие к нам в гости прилетела Мудрая Сова (лоогпед показывает слайд),она приглашает нас в волшебную страну звуков. В этой стране живет много разных звуков. Мы их будем слушать,узнавать и произносить.Ты готов? Тогда,отправляемся.

  1. Развитие слухового внимания.

Проводится игра «Молчанка»

Логопед: -Закрывай глаза,слушай внимательно.

Раз,два,три,четыре ,пять-начинаем мы молчать

Испокойно слушать звуки.

Все предметы могут издавать звуки и все они разные. Послушай внимательно и отгадай,что звучит.

Логопед звенит колокольчиком,шуршит пакетом,бумагой,стучит по столу кулаком,играет на дудочке,бьет в бубен,хлопает в ладоши,пищит резиновой игрушкой,звенит погремушкой.

Ребенок отгадывает,называет.

Далее логопед ставит аудиозаписи звукоподражаний животным и птицам, ребенок отгадывает. При назывании ответа показывается слайд –картинка.

  1. Формирование способности звукоподражать

Игра « Как звучит»

Смотри, Мудрая Сова принесла нам «волшебный мешочек»,там много разных картинок,которые мы с тобой должны озвучить. Давай ,попробуем.

Логопед достает из мешочка картинки с изображением различных предметов,животных,явлений природы. По-очереди с ребенком озвучиваем картинки

4.Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Работа с презентацией  «Звук и буква «А»»

Логопед: -А теперь послушаем,что еще нам расскажет Мудрая Сова.

 Да, много звуков есть свете,

 Шелест листьев, плеск волны,

 А еще есть звуки речи,

           Мы их четко знать должны.

Далее логопед показывает презентацию по теме «Звук и буква «А»».Презентация сопровождается рассказом к каждому слайду.

5.Игра « Мышки» определение места звука «А»в слове. Проводится после показа 3,4,5 слайдов презентации.

Давай посмотрим,что же еще приготовила нам Мудрая Сова..Загадки.Слушай внимательно и отгадывай

Это старый наш знакомый

Он живет на крыше дома,

Длинноногий,длинноносый,

Длинношеий,безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.       (Аист)

Во дворе замерзли лужи

Целый день поземка кружит.

Стали белыми дома,

Это к нам пришла…. (Зима)

Все лето стояли

Зимы ожидали.

Дождались зимы-

Полетели с горы.    (Сани)

Логопед показывает картинки,достает мышек и предлагает ребенку определить место звука «А» в слове.

6.Физминутка

Произнесение стихотворения с движением рук.

Мы летаем высоко

Мы летаем низко

Мы летаем далеко

Мы летаем близко.

Игра: «Разные песенки»

Логопед: -Звук бывает разный,то он на песенку похож (А-А-А), то на плач ребенка (а-а-а).а иногда он отрывистый,будто прыгает (а,а,а)

Вышла буква А гулять,

Стала плавно напевать: АААА

А другая скачет и руками машет,

Даже ее песенка скачет как по лесенке (а,а,а)

-А еще звук «А» можно пропеть по-разному

А-А-поем мы высоко(высоким голосом,подняв руки вверх)

А-А-поем мы низко (низким голосом,опустив руки вниз)

А-А-как будто далеко(тихим голосом,рки вперед)

А-А-как будто близко(громким голосом,разводим руки в стороны).

6. Работа по закреплению графического образа буквы «А» Показ 6 слайда презентации

Превратились пальцы в ножки,

Побежали по дорожке,

Вдруг преграда на пути-

Дальше пальцам не пройти.

Логопед:-Какая получилась буква? (А)

В мешочке Мудрой совы есть еще задание для тебя. Надо узнать букву «А» среди множества букв. Ребенок обводит карандашом букву «А» См.приложение №1

Логопед:-Давай посмотрим,какие еще задания есть в конверте от Мудрой Совы.

Игра «Починим буквы»

Жук-Буквоед любит грызть буквы,давай –ка мы их допишем,чтобы получилась буква «А» (см.приложение №2)

Логопед:- Смотри ,волшебный мешочек Мудрой совы почти пустой.Давай,закроем глаза и попробуем узнать,что же там осталось. В мешочке остается пластилин,палочки,деревянная буква «А»,арбуз. Ребенок отгадывает. Далее из палочек складываем букву «А» и лепим ее из пластилина. В слове «Арбуз» определяем первый звук.

7.Подведение итогов занятия. Оценка деятельности ребенка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А Анечка упала на пол, Кот ладошку расцарапал, И не ладится игра, Аня громко плачет: А-А-А! «Звук и буква А»

Слайд 2

А

Слайд 7

Букву «А» узнать легко –Ноги ставит широко А


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ФФН подготовительной группы. "Дифференциация звуков [Ш] -[ж]".

Тема: "Дифференциация звуков [ш]-[ж].Цель:1. Учить правильно произносить и различать звуки [ш]-[ж].2. Закреплять навыки чтения и печатания.3. Познакомить с правописанием ШИ-ЖИ.4. Развивать внимание, п...

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Звук П»

Конспект предназначен для знакомства детей с тяжелыми нарушениями речи со звуком П, формирования фонематических представлений....

Квест-игра «В поисках пропавшей Азбуки». Конспект обобщающего занятия по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОВЗ.

В статье представлен конспект обобщающего занятия по обучению элементарной грамоте детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет с ОВЗ, проведенного в форме подгрупповой квест-игры.Квест-игры являются а...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте детей с ТНР

Коррекция речевых нарушений через обучение грамоте....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности с использованием скрайбинг-технологии. Тема: «Звук «Ы».

Задачи: Коррекционно-образовательные: - познакомить детей со звуком «Ы»; - научить характеризовать звук по акустическим и артикуляционным признакам; - формировать навык определять место зв...

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной группы с фонетико – фонематическим недоразвитием речи. Тема: «Звук [д]. Буква Д».

ТЕМА: «Звук [д]. Буква Д»Коррекционные задачи: Учить детей давать артикуляционную и акустическую характеристику звука [д].Учить детей выделять звук [д] из ряда звуков, слогов.Закреплять на...