Дневник взаимосвязи учителя - логопеда и воспитателя старшая группа
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Материалы, содержащиеся в дневнике, помогут организовать понедельную работу воспитателей по заданию логопеда.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕНЯБРЬ 1 рабочая неделя

Тема: «Воспоминания о лете. Что такое речь».

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие мелкой моторики

На ромашке - две букашки,

А на лютике – жучок,

В колокольчике – кузнечик,

На гвоздике паучок.

А на маке никого.

Сколько было их всего?

Загибают пальчики и подсчитывают.

Развитие общей моторики

Возле речки детский сад,

На лугу ромашки…

Сорок маленьких ребят

Бегают в пятнашки.

Мы приехали сюда, Ходим за цветами.

Солнце, воздух и вода

На прогулке с нами.

Стоят в кругу.

Идут к центру круга.

Расходятся.

Бегут друг за другом.

«Едут».

Ходят.

1. Развитие фонетико-фонематических процессов, обучение грамоте.

Чтение Сказки «Невидимка»

2 . Развитие лексико-грамматических процессов: 

1. «Назови лето (какое?) – теплое, яркое, разноцветное, радостное… Солнце, трава, вода, дождь, дети.

2. «Подбери». Солнце (что делает?), небо, облака, трава, листья, цветы, фрукты, овощи, птицы, дети.

3. «Собери разрезные картинки» и составь по ним предложение.

3. Развитие связной речи: Рассказ из личного опыта о проведенном лете.

СЕНЯБРЬ 2 рабочая неделя

Тема: «Детский сад. Понятие о предложении».

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие общей моторики

Дружно встали на разминку

И назад сгибаем спинку.

Раз-два, раз-два, раз-два-три

Да не упади смотри.

Наклоняемся вперед.

Кто до пола достает?

Эту сложную работу

Тоже делаем по счету,

Полетели, полетели,

Вперед руками завертели.

А потом наоборот – Назад помчался самолет

А сейчас давайте вместе

Будем мы ходить на месте

1. Развитие фонетико-фонематических процессов, обучение грамоте.

1. Воспитатель называет деформированную фразу или предложение, дети определяют предложение это или нет.

2 . Развитие лексико-грамматических процессов: 

1. «Скажи какой?» Наш детский сад, какой? (красивый, большой, светлый, веселый).

2. Кто работает в детском саду? (воспитатели, заведующий, няня, повар, муз. Работник, физрук, дворник и.т.д). Чему вас учат в детском саду (танцевать , клеить, рисовать, петь, здороваться, прощаться, спать). Что вы любите делать в детском саду? Чего много в садике? Воспитатели заботятся о ком?

3. «Посчитай» группы, машинки, игрушки и т.д.

4. «Что делают, что сделали?» Дети игрушками играют – играли. Игрушки убирают- убрали. И т.д.

3. Развитие связной речи: Составление предложений по вопросам воспитателя: какой наш детский сад? Что есть в детском саду? Кто работает в детском саду?

СЕНЯБРЬ 3 рабочая неделя

Тема: «Осень. Слова - предметы».

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре, пять!

Мы идем грибы искать.

Этот пальчик в лес пошел,

 Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел,

Оттого и потолстел.

Загибают пальцы по очереди на обеих руках, начиная с мизинца.

Развитие общей моторики

Листья осенние тихо кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся,

И под ногами шуршат, шелестят.

Будто опять закружиться хотят.

К нам на длинной  тонкой ножке

Скачет дождик по дорожке.

В лужице – смотри, смотри! –

Он пускает пузыри.

Дети кружатся на цыпочках, руки в стороны.

Приседают.

Движения руками вправо, влево.

Поднимаются кружатся.

Прыжки на одной ноге по кругу.

Прыжки на другой ноге.

Показывают руками на воображаемые пузыри.

1. Развитие фонетико-фонематических процессов:

 1. «Кто это, что это?» Воспитатель показывает картинки с одушевленными и неодушевленными предметами, ребенок задает вопрос  кто это или что это?

2. Разложи картинки в первую стопку картинки, отвечающие на вопрос кто это, во вторую на вопрос что это?

2. Развитие лексико-грамматических процессов 1. Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словам «осенний». Небо (какое?) ... , ветер (какой?) ... , аллея (какая?) ... , солнце (какое?), туча (какая?) ... , дождь (какой?) и т.д.

2. Игра «Скажи наоборот»: осень ранняя, день веселый, день солнечный, облако белое, погода холодная.

3. Игра «Подбери признак» по теме «Осень» листья, трава, небо, дождь, земля, день, облака, ветер.

4. «Что делает?» Осень – наступает, приходит, начинается.

Птицы, дождь, тучи, трава, животные, деревья, ветер, листья.

3. «Назови ласково» солнце – солнышко, туча – тучка, лист – листочек, ветка – веточка (нарисуй ).

3. Развитие связной речи

«Сравни и назови» «Ранней осенью мы собирали грибы, а поздней осенью грибов нет. Ранней осенью на деревьях разноцветные листья, а поздней осенью мы эти листья собирали под деревьями. Ранней осенью мы рвали яблоки с яблонь, а поздней осенью яблок на деревьях уже нет. Ранней осенью мы убирали овощи, а поздней осенью никаких овощей на огородах нет. Ранней осенью идут дожди, а поздней осенью дожди со снегом».

СЕНЯБРЬ 4 рабочая неделя

Тема: «Улицы нашего города. Слова - действия».

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие общей моторики

Если цвет зажегся красный

Значит, двигаться опасно-

Желтый свет – предупреждение –

Жди сигнала для движения.

Свет зеленый говорит

«Проходите, путь открыт».

Дети поднимают руки вверх,

Скрещивают над головой.

Хлопают в ладоши.

Ходят на месте, высоко поднимая колени.

 1. Развитие фонетико-фонематических процессов:

1. Придумать – назвать слова предметы, слова – действия.

2 . Развитие лексико-грамматических процессов: 

1. «Скажи наоборот» самолет прилетел- улетел; машина приехала-, корабль приплыл - , машина подъехала - , вышел-, въехал-, приехал-, вышел- , подошел-, отплыл.

2. «Кто чем управляет» Кто водит автобус, велосипедом, мотоциклом, поезд, корабль, трамвай, космический корабль.

3. «Посчитай этажи» 1этаж – дом одноэтажный, 2 – двухэтажный и т д.

4. «Назови свой адрес», достопримечательности нашего города.

3. Развитие связной речи: Составление простых предложений о достопримечательностях города.

ОКТЯБРЬ 5 НЕДЕЛЯ

Тема: «Фрукты. Слова – признаки»

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие общей моторики

Как румян осенний сад!

Всюду яблоки висят

Краснобоки, краснощеки

На ветвях своих высоких

Точно солнышки горят

Легкие хлопки по щекам

Руки поднять вверх

Руки на поясе

Руки поднять вверх

Соединить руки в круг (солнышко)

Развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре, пять.

В лес идем мы погулять:

За черникой, за малиной,

За брусникой, за калиной.

Землянику мы  найдем

И братишке отнесем.

Сжимают- разжимают кулачки.

Дети пальцами правой и левой рук по очереди касаются больших пальцев.

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов:
  1. Назвать (придумать) слова – предметы (живые и неживые), слова- действия (что делает что делают), слова – признаки (какой, какая, какие).

2. Развитие лексико-грамматических процессов

1. Игра «Магазин соков». Образование прилагательных от существительных: сок из яблок (какой?) - яблочный, из груш, из слив, из абрикосов, из апельсинов и т.д.

3. Игра «1,3,5,7». Груша, яблоко, вишня, черешня, персик и т.д. (согласование  числительных с сущ.).

4. «Назови ласково» яблоко- яблочко, груша, ананас, виноград, апельсин, мандарин, арбуз, дыня,  и т.д.

        

3. Развитие связной речи

Составление описательного рассказа про овощ или фрукт по плану:

 Что это (название)?

Какой формы?

Какого цвета?

 Какой на вкус?

Где растет?

Какие блюда можно приготовить ?

ОКТЯБРЬ. 6 рабочая неделя

Тема «Мое Отечество – Россия. Понятие о звуке».

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие общей моторики

Поезжай за моря – океаны,

Надо всею землей пролети:

Есть на свете различные страны,

Но такой как у нас не найти.

Глубоки наши светлые воды,

Широка и привольна земля, И гремят, не смолкая заводы.

 И шумят, расцветая поля.

«Едут»

«Летят»

Разводят руки в стороны

Отрицательно качают головой

Приседают

Встают, руки в стороны

«стучат» руками пред собой.

Плавные взмахи руками, разведенными в стороны.

Развитие мелкой моторики

На поляне дом стоит.

Ну а к дому путь закрыт

Мы ворота открываем, в этот домик приглашаем.

Руки над головой «крышей»

«ворота»

Открываем «ворота»

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов,  обучение грамоте.

1. Назвать (придумать) слова- действия, слова -признаки.

2. Выделить и назвать первый звук в словах: Аня, утка, окунь, осы, улица, азбука, удочка и т.д. (чтобы первый звук был ударным).

2. Развитие лексико-грамматических процессов:

1. «Подбери признак» - Родина – большая, необъятная, бескрайняя. просторная, безграничная, огромная и т.д.

2. «Скажи иначе» - подбор синонимов. Страна – государство, Красивая – замечательная, милая, любимая; Родина – Отечество.

3. Развитие связной речи: Составить предложение из слов: Родина, Россия, любимая, наша . Город, главный, Москва, Россия.

ОКТЯБРЬ 8 НЕДЕЛЯ

Тема: «Ягоды, грибы. Звук А»

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие мелкой моторики

Много мы грибов набрали,

А потом пересчитали:

Раз- лисичка,

Два- свинушка,

Три- опята,

Четыре – чернушка,

Пять – пузатый боровик,

Шесть – малышка моховик,

Семь – как шляпа, черный груздь,

Восемь – я назад вернусь.

Подберезовик хорош,

Подосиновик пригож.

А десятым будет белый-

Всей корзины нашей гвоздь.

Мы внимательно искали.

Много мы грибов набрали.

А теперь назад пойдем.

Загибают пальцы

Развитие общей моторики

Перед нами луг широкий, А над нами лес высокий. А над нами сосны, ели Головами зашумели. Грянул гром.

Побежали быстро в дом.

Руки вытянуты вперед.

Руки вверх

Качаются из стороны в сторону

(хлопок)

Показывают «крышу».

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов:

1. Назвать (придумать) слова- действия, слова -признаки.

2. Выделить и назвать первый звук в словах: Аня, утка, окунь, осы, улица, азбука, удочка и т.д. (чтобы первый звук был ударным).

2. Развитие лексико-грамматических процессов

 1. Назови  родственные слова (семейку слов) к словам гриб, лес, дождь.

(грибок, грибочек, грибник, грибница, грибной; лес, лесок, лесник, лесовичок, лесной (запах); Дождь, дождик, дождевик, дождливая (погода).

Игра «Слова наоборот и слова – друзья».

Сильный – слабый, маленький- большой, мокрый – сухой, спрятаться – выглянуть, прибежать – убежать, намокли – высохли, отдохнуть – устать, тесно – свободно, поближе – подальше.

Огромный гриб – большой гриб,  глядеть – смотреть, идти – шагать, спешить – торопиться, выдергивать – вырывать, потесниться – расступиться.

3. Развитие связной речи

Пересказ рассказа  В. Катаева «Грибы».

НОЯБРЬ  10 рабочая неделя

Тема: «Одежда, обувь, головные уборы. Знакомство с гласным звуком И»

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие мелкой моторики

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга.

Развитие общей моторики

Вот портной наш шить устал,

Из-за стола он быстро встал,

Расправил плечи, потянулся,

Потом он низенько нагнулся.

Затем на цыпочки поднялся,

«Поприседал я вот, размялся.

К работе можно приступать,

Теперь нам долго не устать».

Движения по тексту.

Развитие фонетико-фонематических процессов:

 1. Развитие фонетико-фонематических процессов:

    Запомни:

1. Звук И– поется , тянется, не встречает преграду – он гласный, обозначается красной фишкой.

2. Выделение звука И в начале, конце, слова.

3. Анализ звукового ряда  АУИ, УИА, ИУА.

4. Назови слова со звуком И.

5. «Светофор» подними «светофор», если услышишь слово со звуком И.

Запомни: Воздух свободно идет через рот.

                   Нет препятствий разных.

                   Голос участвует, голос поет, звук получается гласный.

2. Развитие лексико-грамматических процессов

 1. Игра « 4 лишний» (называется 4 предмета, ребенок на слух определяет  какой предмет лишний и почему нр. сапоги, ботинки, шапка, кроссовки).

2. «Назови какой, какая» Из шерсти кофта шерстяная, из меха шуба меховая, платок из пуха  – пуховый, из ситца платье ситцевое, из резины сапоги-, из шелка платок -, из хлопка футболка -,  из шифона косынка - , из кожи плащ -, и т.д.

3. Запомни названия головных уборов: берет, косынка, бескозырка, фуражка;

Одежды: сарафан, гольфы, комбинезон; обувь- валенки, сандалии, босоножки.

4. Игра «Мой, моя, мои?» кофта моя, перчатки мои, шарф мой и т.д. (воспитатель называет предмет одежды, дети называют подходящее местоимение)

3. Развитие связной речи.

Составь рассказ по плану:

Что это? Верхняя это одежда или нижняя? Из каких частей состоит? Из какого материала сделана? Какого цвета? В какое время года носят? Кто надевает?

МАЙ    36 рабочая  неделя

Тема: «Лето. Звуки С-Ш».

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие общей моторики

На ромашке - две букашки,

А на лютике – жучок,

В колокольчике – кузнечик,

На гвоздике паучок.

А на маке никого.

Сколько было их всего?

Загибают пальчики и подсчитывают.

Развитие мелкой моторики

Возле речки детский сад,

На лугу ромашки…

Сорок маленьких ребят

Бегают в пятнашки.

Мы приехали сюда, Ходим за цветами.

Солнце, воздух и вода

На прогулке с нами.

Стоят в кругу.

Идут к центру круга.

Расходятся.

Бегут друг за другом.

«Едут».

Ходят.

1. Развитие фонетико-фонематических процессов, обучение грамоте.

1. «Запомни – повтори» (Дифференциация звуков С-Ш) са-ша-са, ош-ос-ош, ши-ши-сы, ас-аш-ас, су-су-шу, ыш-ыш-ыс, шо-со-шс, ус-ус-уш.

2. «Замени звук С на звук Ш»» сок-… , сутки…, басня…, каска…, миска…, усы…, нас…, вас… .

2. «Поймай звук» воспитатель называет слова со звуком С(Ш). Дети хлопают в ладоши, если услышат заданный звук.

3. Определи место звуков С(Ш) в заданных словах. (Подирает воспитатель).

4. Звуковой анализ слов: Саша, сушка.

2 . Развитие лексико-грамматических процессов: 

1. «Назови признаки» Лето (какое?) – теплое, яркое, разноцветное, радостное… Солнце, трава, вода, дождь, дети.

2. «Подбери действие». Солнце (что делает?), небо, облака, трава, листья, цветы, фрукты, овощи, птицы, дети.

3. «Собери разрезные картинки» и составь по ним предложение.

3. Развитие связной речи: Составление описательного рассказа о лете.

      МАЙ    35 рабочая  неделя

      Тема: «Инструменты. Звук Ш».

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие общей моторики

Летят опилки белые,

Летят из-под пилы.

Это плотник делает

Рамы и полы.

Топором, рубанком

Выстругивает планки.

Сделал подоконники

Без сучка – задоринки.

Дети парами «пилят» пилой.

Руками рисуют квадрат.

Изображают работу топором, а затем рубанком.

Стряхивают «опилки» с рук и одежды.

Развитие мелкой моторики

Листья падают в саду,

Я их граблями смету.

Ладони на себя, пальцы переплетены между собой и тоже направлены на себя.

1. Развитие фонетико-фонематических процессов, обучение грамоте.

1. Запомни звук Ш– твердый, согласный, глухой.

2. «Поймай звук» воспитатель называет слова со звуком Ш. Дети хлопают в ладоши, если услышат звук Ш.

3. Придумайте слова со звуком Ш.

4. Определи место звуков Ш в заданных словах .

5. Звуковой анализ слов: шум, шина.

2 . Развитие лексико-грамматических процессов: 

1. «Назови действия». Лопатой – копают, иголкой, пилой, топором, граблями, кистями, ножницами … .

2. «Кому что нужно для работы» Поварешка нужна повару, письмо нужно…, метла …,указка…,топор…, жезл …, ножницы … , шприц …

3. «Подбери слова – родственники» к слову строить. Стройка, строитель, строительство, строительный, постройка.

4. «Доскажи словечко» Дровосеки рубят бор – есть у каждого …(топор). Папе гвоздь забить помог деревянный… . Пыль на полу – подайте …. Возле школы все ребята  убирают снег… .

3. Развитие связной речи: Составление описательного рассказа (повторение) с опорой на картинки.

     МАЙ    34 рабочая  неделя

Тема: «Насекомые. Звуки К, Кь –Г,Гь».

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие общей моторики

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки.

Дождик сверху вдруг полил, Паучков на землю смыл.

Солнце стало пригревать.

Паучок ползет опять,

А за ним ползут все детки,

Чтобы погулять на ветке.

Дети ходят.

Пальчики «идут» по телу сверху вниз.

Опускают руку сверху вниз.

Приседают.

Поднимают руки вверх.

Ходят по руке.

«Ходят» пальчиками по голове.

Развитие мелкой моторики

Сетку паучок плетет,

Словно ткач проворный.

Нитку липкую  по кругу

Намотал задорно.

А потом ее пустил,

Чтоб круги связались,

И в красивой паутине

Мухи все остались.

Вывел нитку, затянул

 И засел в засаде.

Только мухи не летят.

Паучку досадно!

Дети накладывают пальцы обеих рук друг на друга. Сжимают пальцы в кулачки, отводят руки от себя к себе.

Указательным пальцем в воздухе рисуют круг. Скрещенные руки кладут на грудь. Скрещивают пальцы рук.

Проводят линию. С досадой взмахивают рукой.

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов, обучение грамоте.

1. «Разложи картинки» со звуками  К-Г, Кь- Гь.

2. Обозначь место звуков К, (Кь) – Г(Гь) в словах.

3. «Подбери слово наоборот» слова должны начинаться на звук (Г-К): тихий, сытый, шершавый, холодный, мелкий, прямой, веселый, чистый, ласковый, редкий, сладкий, длинный.

2 . Развитие лексико-грамматических процессов: 

1. «Назови чьи?» Глаза паука – паучьи глаза, брюшко  - паучье, рот – паучий, сети паука -…, головогрудь паука -….

2. «Отгадай загадки» (про насекомых)

3. «Исправь ошибку» Бабушка летает около цветка. Лук лезет по веточке. Коза больно кусает. Пила летит и жужжит.

4. «Доскажи словечко» Под кору паучок (заполз). Из – под коры паучок (выполз). От дупла паучок … . К ветке паучок … . Через ветку паучок … . В расщелину дерева … .

3. Развитие связной речи: повторение рассказа по опорным картинкам «Майский жук»

Примерный рассказ: Майский жук – маленькое насекомое, знакомое каждому из нас. Он безопасен для людей. Он не может ни кусаться, ни колоться. Это насекомое вредит деревьям и кустам, поедая на них листья.

                                                              МАЙ    33 рабочая  неделя

                                                       Тема: «День Победы. Звуки Г, Гь».

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие общей моторики

Руки в стороны – в полет.

Отправляет самолет,

Правое крыло вперед

Полетел наш самолет.

Бегут по кругу

Руки в стороны

Поворот через правое плечо

Поворот через левое плечо

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов:

Запомни: звук Г – твердый, согласный, звонкий.

Звук Гь – мягкий, согласный, звонкий.

1. «Зажги фонарик» Дети поднимают фонарик, если услышат звук Г (Гь).

2. «Разложи картинки» со звуками Г,Гь.

3. Определи место звуков в слове Г(Г).

4. Звуковой анализ слов: гусь, гуси

2 . Развитие лексико-грамматических процессов: 

1. «Закончи предложение» по образцу участвовали. В войне участвовали летчики, потому что враг напал на нас с воздуха. В войне участвовали  танкисты…, моряки…, врачи…, медсестры… .

2. «Повтори не ошибись» храбрый- сильный – отважный; смелый – отважный -сильный; геройский – бесстрашный – храбрый и т.д.

3. «Назови военные профессии»

4. «Кто на чем  ездит, плавает, летает?»

3. Развитие связной речи: Повторение стихов о «Дне Победы»

Повторить пословицы: Трудно в учении, легко в бою. Один в поле не воин.

Один за всех и все за одного.

АПРЕЛЬ       32 рабочая  неделя

Тема: «Транспорт. Звуки Т, Ть – Д,ДЬ».

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие общей моторики

Если цвет зажегся красный

Значит, двигаться опасно-

Желтый свет – предупреждение –

Жди сигнала для движения.

Свет зеленый говорит

«Проходите, путь открыт».

Дети поднимают руки вверх,

Скрещивают над головой.

Хлопают в ладоши.

Ходят на месте, высоко поднимая колени.

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов:

1. «Разложи картинки»: Тане со звуком Т, Дане со звуком Д.

3. Измени словечко: точка – дочка, Тима-, трава-, дело -, тень-, удочка-, вата- .

4. Определи место звуков Т,Д в словах. Дорога, трамвай, телефон, Надя и т.д.

5. Выполни звуковой анализ слов МОХ, КОМ.

2 . Развитие лексико-грамматических процессов: 

1. «Скажи наоборот» самолет прилетел- улетел; машина приехала-, корабль приплыл - , машина подъехала - , вышел-, въехал-, приехал-, вышел- , подошел-, отплыл.

2. «Кто чем управляет» Кто водит автобус, велосипедом, мотоциклом, поезд, корабль, трамвай, космический корабль.

3. «Посчитай этажи» 1этаж – дом одноэтажный, 2 – двухэтажный и т д.

4. «Назови свой адрес», достопримечательности нашего города.

3. Развитие связной речи: Описательный рассказ «Транспорт».

1. Название.

2.Из каких частей состоит.

3. Для чего предназначен?

4. К какому виду транспорта относится.

5. Кто управляет.

Примерный рассказ: Это автомобиль. У автомобиля есть кабина, фары, руль, колеса, салон и т.д. Автомобиль предназначен для перевозки людей. Это наземный, пассажирский транспорт. Автомобилем управляет водитель.

АПРЕЛЬ    31 рабочая  неделя

Тема: «Профессии. Звуки Д, Дь».

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие общей моторики

Качу, лечу во весь опор.

Я сам-шофер,

Я сам – мотор.

Нажимаю на педаль-

И машина мчится в даль.

Дети маршируют и крутят воображаемый руль. Вращают руками, сжатыми в кулак, на уровне груди.

Нажимают ногой на воображаемую педаль. Бегают.

Развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре! Дети,

Много дел на белом свете.

Вот военные идут –

Они границу берегут.

А швея иглу берет

И одежду людям шьет.

Дворник улицу метет,

Звонко песенку поет.

Птичница во двор пришла,

Курам зерна принесла.

Дети сжимают пальцы по одному в кулаки. Разжимают по одному из кулаков.

Пальцы «идут» по столу.

Имитируют движения иглой. Кистями рук «подметают» стол. Выполняют упр. «кормление птиц».

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов, обучение грамоте.

1. Назови слова на картинке со звуком Д. (Картинка «Двор»).

2. Обозначь место звука Д, (Дь) в слове.

5. Раскрась звуковую схему слов: дыни, Даша.

2 . Развитие лексико-грамматических процессов: 

1. Назови профессии во множественном числе» н.р: врач – врачи – врачей.

2. «Мужская и женская профессии» повар – повариха, продавец, учитель, певец, художник, птичник, артист. и т.д.

3. «Скажи иначе» пилот, портной, учитель (летчик, швея, педагог).

4. «Из двух одно»

Рыбу ловит, зверей ловит, цветы выращивает, лес рубит, пчел разводит, сталь варит, посуду моет.

5. «Подбери слова родственники к словам» повар, строитель, учитель, водитель, пожарный.

3. Развитие связной речи: Описательный рассказ «Профессии».

АПРЕЛЬ 30 рабочая неделя

Тема: «Космос. Звуки Б, Бь- П, Пь»

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие мелкой моторики

В темном небе заезды светят.

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

Сжимают, разжимают кулачки.

Ладони соединены под острым углом. Указательным и большим пальцем делают «Очки» возле глаз.

Загибают по одному пальцу.

Ладонями изображают шар.

1. Развитие фонетико-фонематических процессов:

1. «Дополни слово» па –папа, по – пони, пу, пы, бы, ба, бо, бу, би.

2. «Наоборот» пой – бой, пух-…, почка-…, пыль-…, путь-…, били-…, бот-…, забить-…, бодать-…, пас-… .

3. «Разложи картинки» Боре дай картинки со звуком Б, Поле со звуком П.

4. Определи место звуков Б, Бь (П,Пь) в словах.

Выполни звуковой анализ слов: пух, быки.

2 . Развитие лексико-грамматических процессов: 

  1. 1. «Какое слово лишнее». Солнце, сон, солнечный, солнышко. Космос, косматы, космонавт, космический. Луна, лунный, полночь, прилуниться.
  2. 2. «Скажи наоборот» Взлететь –призелиться, ярко-…, темно-…, прилететь-…,далеко-…, высоко-…, медленно-….
  3. 3. «Измени по образцу» Солнце – солнечный, космос-…, спутник-…, луна-…, орбита-…, звезда-… .
  4. 4. «Один – много» планета- планеты, космонавт, астронавт, полет, ракета, корабль, комета, звезда, тренировка, скафандр, шлем.

3. Развитие связной речи: Составление фантастической истории о путешествии к другим планетам по картинному плану.

1) Как вы назвали новую планету.

2) Как выглядит эта планета из космоса?

3) Что вы увидели на этой планете?

4) Как выглядят ее жители?

5) Что они любят делать.

6) Как они  к вам отнеслись?

7) Что вы рассказали им о своей планете

8) Чем закончилась ваша встреча?

 

АПРЕЛЬ 29 рабочая неделя

Тема: «Весна. Звуки Б, Бь»

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие общей моторики

Солнышко, солнышко, в небе свети!

Яркие лучики к нам протяни!

Ручки мы вложим в ладошки свои,

Нас покружи, оторвав от земли.

Хлопают радостно наши ладошки,

Быстро шагают резвые ножки.

Солнышко скрылось, ушло на покой,

Мы же на место сядем с тобой.

Дети тянутся руками вверх.

Вытягивают руки вперед ладонями вверх.

Встают парами.

Кружатся.

Хлопают в ладоши.

Быстро шагают на месте.

Приседают, голову закрывают руками.

Тихо садятся на свои места.

1. Развитие фонетико-фонематических процессов:

   Запомни: звук Б – звонкий (есть голосок), согласный (встречает преграду), твердый (старший братец), обозначается синей фишкой. Бь- звонкий, согласный, мягкий (младший братец), обозначается зеленой фишкой.

2. «Поймай звук» Хлопни в ладоши, если услышишь звук Б, (звук БЬ).

3. «Разложи картинки» Бому дай картинки со звуком Б, Биму со звуком Бь.

4. Определи место звука Б, Бь в словах.

Выполни звуковой анализ слов: банка, бинт.

2 . Развитие лексико-грамматических процессов: 

  1. 1. «Что лишнее». Август, март, апрель, май; почки, проталины, ледоход, листопад; грач, скворец, снегирь, журавль.
  2. 2. Подбери признаки» Солнышко (яркое, весеннее, лучистое, теплое, ласковое, блестящее; травка (молодая, зеленая, первая, нежная, душистая, долгожданная); снег (мокрый, сырой, темный); ручьи (весенние, звонкие, веселые).
  3. 3. «Назови ласково» проталина – проталинка, лужа, ручей, льдина, гнездо, почка, лист, трава, солнце, луч, весна, дерево.

3. Развитие связной речи:

 составь (повтори) описательный рассказ «Весна» (по схеме).

1. Название времени года.

2. Рассказать  - как солнце греет и освещает землю.

3. Небо (внешний вид неба, облака).

4. Чем покрыта земля (что происходит с землей, снегом).

5.Деревья.

6. Одежда людей.

7. Изменения в жизни животных.

8.Изменения в жизни птиц.

9. Занятия детей весной.

МАРТ 28 рабочая неделя

Тема: «Продукты питания. Звуки С,Сь – З,Зь»

                     

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие мелкой моторики

Мыло бывает                              

Разным-преразным

Синим,  

Зеленым

Оранжевым

Красным…

 Но не пойму

От чего же всегда

Черной-пречерной, бывает вода?                    

намыливают" руки, разминая ладони и пальцы

 соединяют подушечки указательных пальцев

соединяют подушечки средних пальцев

безымянных пальцев

изображают удивление   округляют глаза, поднимают вверх плечи разводят стороны руки…

Развитие общей моторики

Кто живет под потолком?

Гном.

У него есть борода:

-Да

- И манишка, и жилет?

- Нет.

- Как встает он по утрам?

- Сам.

Руки вытянуты вверх.

Руки «колпачком» над головой.

Руки в стороны. Кисти рук у подбородка.

Руки в стороны, руки к груди.

Руки вытянуты вверх.

Руки на поясе.

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов:

1. «Похлопай, потопай» Воспитатель называет слова со звуками З-С(Зь- Сь) на звук С дети хлопают, на звук Сь – топают.

2. «В слове слог договори и слово снова повтори»: бу(сы), гро(зы), ча(сы), та(зы), поло(сы), бере(зы), колба(сы), арбу(зы), ко(сы), рель(сы), зано(сы).

2. Развитие лексико-грамматических процессов: 

1. Игра «Из чего какой?»пирог с яблоками — яблочный, котлеты из курицы — куриные, каша из манки – манная, из риса-, из пшенки-, из гречки-, из кукурузы-. Из овсянки-, из гороха-, и т.д.

 2. «Подбери  рифму»

Я решил сварить компот В мамин день…(рождения).

Взял изюм, орехи, Килограмм…(печенья).

Все в кастрюлю положил,

Размешал, воды…(налил).

На плиту…(поставил),

И воды…(добавил),

Чтобы было повкуснее,

Ничего не пожалел:

Две морковки, лук, банан,

огурец, муки…(стакан).

3. Развитие связной речи.

Составление рассказа «Гости» по опорным картинкам.

У Сони день рождения. К ней пришли гости. Мама испекла творожный пирог, Бабушка сварила клубничное варенье. Папа купил овсяное печенье. Брат подарил сливочное мороженое. А гости принесли фруктовый торт. Всем весело.

МАРТ 27 рабочая  неделя

Тема: «Деревья и кустарники. Звуки З, Зь»

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие общей моторики

Руки подняли и покачали

Это деревья в лесу

Руки согнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки дружно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем

Крылья сложили назад.

Руки вверх, качают из стороны в сторону.

Сгибаю руки в локтях «встряхивают»

Руки в стороны, машут.

Бег по кругу

Садятся на корточки, руки за спину.

Развитие мелкой моторики

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес.

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Дети поднимают обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы, шевелят пальцами.

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов:

1. Запомни  Звук З – твердый, согласный, звонкий;

Звук Зь – согласный, мягкий, глухой.

2. Придумай слова со звуками З, ЗЬ.

3.Выполни звуковой анализ слова  ЗИМА, ЗОНТ

4. Придумай слова со слогами ЗИ, ЗА (где эти слоги будут первыми).

5. Деление слов на слоги.

2 . Развитие лексико-грамматических процессов: 

«Скажи наоборот». Сосна высокая, рябина…, у сосны иглы длинные, а у ели.., у клена листья большие, а у березы…, у дуба ствол толстый, а у березы, у дуба ствол светлый, а у клена… и т.д.

2. «Назови, какие это листья?» лист березы – (березовый),у дуба, у клена, у сосны, у осины, и т.д.

  1. 3. «Семейка слов» ( подобрать слова – «родственники») к словам : дуб (дубок, дубовый, поддубный, дубина, дубище), клен (кленовый, кленочек), береза- березовый, березка, подберезовик), и т.д.
  2. 4. «Назови ласково» береза- березка, дуб – дубок, ель, сосна, клен, рябина, пихта, осина, и т.д.
  3. 5. «Посчитай-ка» Одна береза, две березы, пять берез; сосна, клен, дуб, пихта и т.д.

3. Развитие связной речи:

Пересказ рассказа о деревьях. Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. На ветках листья округлой формы. Питается береза с помощью корней. Береза это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом.

Составить рассказ о ели, дубе. По данному плану.

МАРТ 26 рабочая неделя

        Тема: «Семья. Звуки К, Кь- Х,Хь».

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие мелкой моторики

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья.

Загибают по одному пальцу на каждой руке, начиная с большого пальца.

Развитие общей моторики

«Кто как передвигается»

Имитация движений диких и домашних животных.

1. Развитие фонетико-фонематических процессов:

1. «Разложи картинки»: Хрюше со звуком Х, Коту со звуком К.

2. Определи место звуков К, Х в словах. Ком, муха, хвост, хлеб, каша, мох, и т.д.

3. «Измени словечко» мах- мак, чек-чех, мох-мок, чох-чок, пух-пук, сок-сох.

4. Выполни звуковой анализ слов МОХ, КОМ.

2. Развитие лексико-грамматических процессов:

1.«Подбор признаков к предмету» бабушка – добрая, заботливая, умелая,  хозяйственная; мама – работящая, нежная, ласковая;  папа и т.д.

2. Подбор антонимов к словам (высокий, мягкий, храбрый, старый, веселый и т.д.)

3. Подбор родственных слов к словам семья, друг.

4. Игра «Кто старше, кто младше?». Мама и сын, папа и дедушка, мама и дедушка и т.д.

5. Уметь называть свое полное имя, полные имена родителей.

3. Развитие связной речи:

Повторение рассказа «Семья» по серии сюжетных картин.

ФЕВРАЛЬ     25 рабочая  неделя

            Тема: «8 марта. Звуки Х, Хь»

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие общей моторики

Чей сегодня день рожденья?

Для кого пекут пирог?

Для кого расцвел весенний,

Первый мартовский цветок?

Для кого, для кого? Догадайтесь сами.

И пирог и цветок

Мы подарим маме.

Дети пожимают плечами.

Руки над головой изображают «цветок».

Руки на поясе.

Руки перед собой, а «цветок» над головой.

«Дарят» воображаемой маме.

Развитие мелкой моторики

Вот помощники мои, их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять, не сидится им опять.

Постучали, повертели и работать расхотели.

Это пальчик хочет спать, этот пальчик прыг в кровать,

Этот рядом прикорнул, этот пальчик уж уснул.

Выполнять движения пальцами в соответствии с текстом.

1. Развитие фонетико-фонематических процессов, обучение грамоте.

 1. «Подари картинки» Со звуком Х  Хрюше Х, со звуком  Хь- Звукоеду.

 2. Определить место звуков Х, Хь в словах (по картинкам) (начало, середина, конец).

3. «Поймай звук» Хлопни в ладоши, если услышишь звук Х, (звук ХЬ).

4. Звуковой анализ слов: Хома, мухи.

2. Развитие лексико-грамматических процессов:

1. «Назови женскую профессию» (словообразование). Повар – повариха, портной – портниха, учитель-…, воспитатель -…, художник-…, певец-…, скрипач-…, пианист-…, продавец-… .

2. «Подбери слова – признаки» Какая твоя мама? – добрая, ласковая, заботливая, трудолюбивая и т.д.

3. «Назови ласково» Аня – Анечка, Анюта, Аннушка; Настя, Лена, Ира, Маша, Таня и т.д.

3. Развитие связной речи:

Расскажи о своей маме по плану:

1) Как зовут твою маму?

2) Сколько у неё детей?

3) Что она делает дома?

4) Любимое занятие твоей мамы.

5)Как выглядит твоя мама?

6) Как ты ей помогаешь?

ФЕВРАЛЬ     24 рабочая  неделя

            Тема: «Цветы. Звуки С, Сь»

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие общей моторики

Медвежата в чаще жили,

 Головой своей кружили

Вот так, вот так.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали

Вот так, вот так.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили

Вот так, вот так.

А потом они плясали,

Выше лапы поднимали

Вот так, вот так.

Вращение головой в одну сторону, затем другую.

Наклоны в сторону.

Ходьба на месте на внешней стороне стопы. Наклоны вперед.

Поднимание ног, согнутых в коленях.

Развитие мелкой моторики

Вырос высокий цветок на поляне.

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и сиянье.

Дружно дают под землей корешки.

Кисти сложить ладонями вместе. Шевелят пальцами.

Изображают «корешки».

1. Развитие фонетико-фонематических процессов, обучение грамоте.

  1. Подобрать картинки со звуками С, Сь.

  2. Определить место звуков С, Сь в словах (начало, середина, конец).

  3. Звуковой анализ слов: сам, сок, сани.

2. Развитие лексико-грамматических процессов

1.Отгадай загадки о цветах.

2. «Поле - сад» (Назови садовые и полевые цветы)

3. «Назови ласково»: ромашка, незабудка, роза, тюльпан, василек, и т.д.

4. Закрепить части цветка (корень, стебель, листья, бутон, лепестки).

5. «Семейка слов»: назови слова родственники к слову цветы (цветочек, цветовод, цветник, зацвел, расцвел, и т.д.)

3. Развитие связной речи

1. Составление описательного рассказа  про цветы по плану:

1. Название.

2. Цвет.

3. Части цветка.

4. Где растет.

5. Как можно использовать.

ФЕВРАЛЬ 23 рабочая неделя

Тема: «Защитники Отечества. Звуки К, Кь».

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие общей моторики

Дыр-дыр пулеметы

Выше-выше самолеты

Бац! Артиллерия.

Мчится кавалерия. Ура!!!

Кулаками стучат по коленям.

Руки вверх.

Хлопок в ладоши.

Круговые движения  рукой над головой («шашкой»).

 1. Развитие фонетико-фонематических процессов, обучение грамоте.

1. Запомни звук К– твердый, согласный, глухой.

Звук Кь – мягкий согласный, глухой (не тянется).

2. «Поймай звук» воспитатель называет слова со звуками К (Кь) дети хлопают в ладоши, если услышат заданный звук.  

3. Придумайте слова со звуками К (Кь).

4. Определи место звуков К (Кь) в заданных словах .

2 . Развитие лексико-грамматических процессов: 

  1. 1).Повторить названия военных профессий: танкист, летчик, моряк, десантник, пограничник, пехотинец, артиллерист, ракетчик, пулеметчик, кавалерист, пограничник, автоматчик, вертолетчик,  парашютист и т.д.
  2. 2) «Скажи иначе» (упр. в подборе синонимов) – Отечество – Отчизна, Родина; Защитник Отечества – боец, воин, солдат; защищать Родину – охранять, беречь; храбрый солдат- смелый, бесстрашный, доблестный.
  3. 3) «Назови военную профессию по названию предмета»: самолет-, вертолет-, пулемет-, граница-, парашют-, кавалерия-, пехота-, танк-, десант-, море-, ракета-, космос.
  4. 4) «Посчитай» - танки: один танк, два танка, три танк и т.д.
  5. 5) «Назови головной убор» У танкиста- шлемофон, у моряка- бескозырка, у автоматчика- каска, у десантника- берет, у пограничника – фуражка, у летчика – шлем.

 3. Развитие связной речи:

Повторить рассказ «Собака – санитар»

Шла война. Солдат храбро сражался за свою Родину. В бою он был ранен в ногу и не мог передвигаться. И вдруг он заметил, как к нему подошел санитар. Это была собака. На спине она несла сумку, в которой был бинт. Раненый перевязал себе ногу. А собака отправилась за помощью. Вернулась собака с тремя санитарами. Они положили бойца на носилки и отнесли в безопасное место. Так собака- санитар спасла жизнь защитнику Отечества.

ФЕВРАЛЬ. 22 рабочая неделя

Тема: «Зима. Звуки Т, Ть»

                                 

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие общей моторики

Закружились, завертелись

Белые снежинки,

Вверх  взлетели белой стаей

Легкие пушинки,

Чуть затихла злая вьюга

Улеглись повсюду,

Заблистали, словно жемчуг.

Все дивятся чуду.

Дети кружатся на месте

Поднимают руки, кружатся.

Опускают руки, встают прямо.

Приседают, руки опускают.

Встают, кладут руки на пояс.

Имитируют движения.

1. Развитие фонетико-фонематических процессов:

1. Запомни: Звук Т – согласный, твердый, глухой (не тянется не поется, встречает преграду).

Звук ТЬ – согласный, мягкий, глухой (младший братец звука Т). Живут в одном домике.

2. Придумать (припомнить) 

слова со звуками Т,Т.

3. Выполнить задание (взрослый начинает слово, а дети заканчивают слово всегда одинаково, звук Т). вин…, бин…, зон…, кус…,мос…, лис…. сала…. Жаке…. паке…;

- слог ТА: лопа…, конфе…, Моне…, пала…. газе…. воро…. котле… .

- слог ТЯ: Ви…, Ми…, Ка…, Нас…, Кос…,

-звук Ть: пус…, мес…, вез…,пас… .

4. «Подари подарки Тиму и Тому» (подобрать картинки со звуками Т, ТЬ).

2. Развитие лексико-грамматических процессов:

1. «Назови признаки» 

Снег (какой?) – белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий.

Зима - холодная, веселая, злая, суровая, морозная, длинная, вьюжная.

Снежинки – белый, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные.

2. «Семейка слов»

Снег – снежок, снежки, снежинка, снежный, заснеженный, снегопад, Снегурочка, подснежник, снегирь.

Зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимовка, озимь, зимующие, озимые.

Мороз – морозец, морозить, морозилка, морозный, мороженое.

Лед – ледок, льдинка, ледник, ледоход, ледяной, гололед, ледовый.

3. «Скажи наоборот»

Зимой ночь длинная, а день короткий, Снег белый, а асфальт …

Зимой ветер холодный, северный, а летом …, темный – светлый,

короткий – , черный –, холодный – теплый, горячий.

пасмурный – ясный, солнечный, мягкий – твердый, жесткий

ветер – безветрие, тихая погода.

3. Развитие связной речи. Составление описательного рассказа по плану:

ФЕВРАЛЬ    21 рабочая неделя

Тема: «Посуда. Звуки П, Пь».

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие мелкой моторики

Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу

Кошке- в чашку, Жучке – в плошку,

А коту в большую ложку.

В миску курицам, цыплятам,

 И в корытце поросятам.

Всю посуду заняла.

Все до крошки раздала.

Указательным пальцем по ладошке.

Загибаем пальцы по одному на каждую строчку.

Развитие общей моторики

Чайничек с крышечкой.

Крышечка с шишечкой.

Шишечка с дырочкой.

В дырочке пар- пар – пар – пар-пар.

Показываю движения по тексту.

 1. Развитие фонетико – фонематических процессов:

1. Запомни: звук П – твердый, согласный, глухой.

Звук Нь- мягкий согласный, глухой.

2. «Поймай звук» воспитатель называет слова со звуком П и без него. Дети хлопают в ладоши, если услышат заданный звук (то же самое со звуком ПЬ).

3. Придумай, вспомни слова со звуком П (Пь).

4. Определи место звука П, Пь в заданных словах.

2. Развитие лексико – грамматических процессов.

1. «Что без чего?» (образование относительных прилагательных): из хрусталя- хрустальная, из стекла, из глины, из бумаги, из керамики, из металла, из пластмассы, из стали, из картона.

2. «Назови правильно» (классификация посуды: кухонная, столовая, чайная).

3. «Скажи наоборот» тяжелая, высокая, мелкое и т.д.

4. «Согласование числительных с существительными 1,2,3,5»  сухари в сухарницу, соль в …, хлеб в …, конфеты в …, масло в …, молоко в …, фрукты в .., салат в …, перец …, суп в …, сахар в … тарелка, чайник, ложка.

5. «Поможем маме» разложите продукты в соответствующую посуду.

3 Развитие связной речи: Составление описательного рассказа по плану:

1) Название

2) цвет

3) размер

4) из какого материала сделана?

5) как используют?

ЯНВАРЬ 20 рабочая неделя

Тема: «Человек. Части тела. Звуки Н, НЬ».

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие общей моторики

Есть на пальцах наших ногти,

На руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь.

Бедра, пятки, двое стоп.

Есть колени и спина,

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,

И глаза, что так близки.

Щеки, нос и две ноздри,

Губы, зубы посмотри!

Подбородок под губой.

Вот что знаем мы с тобой!

Показывают части тела и лица по тексту.

1. Развитие фонетико-фонематических процессов:

   Запомни: звук Н – звонкий (есть голосок), согласный (встречает преграду), твердый (старший братец), обозначается синей фишкой. Нь- звонкий, согласный, мягкий (младший братец), обозначается зеленой фишкой.

2. «Поймай звук» Хлопни в ладоши, если услышишь звук Н, (звук НЬ).

3. «Разложи картинки» Наташе дай картинки со звуком Н, Никите со звуком НЬ.

4. Определи место звука Н, Нь в словах.

Выполни звуковой анализ слогов НА,НИ.

2. Развитие лексико-грамматических процессов:

1. «Я начну, а ты закончи»

Головой мы (что делаем?) думаем, ушами- слушаем, глазами – смотрим, видим; носом – дышим, нюхаем; ртом – едим, пьем, говорим; руками – берем, держим, трогаем, рисуем; ногами – ходим, бегаем, прыгаем.

2. «Скажи наоборот»

Большой, трудолюбивый, низкий, глупый, широкий, детский, грустный, поднимать, длинный, смелый, злой, черный, говорить.

3. «Один – много» (образование существительных множественного числа в именительном и родительном падеже) рот- рты- ртов, нос – носы- носов и.т.д.

3. Развитие связной речи:

Пересказ басни Толстого «Старый дед и внучек»

ЯНВАРЬ 19 рабочая неделя

Тема: «Зимние забавы. Звуки В, ВЬ».

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие общей моторики

Снег идет, снег идет.

Дворник улицу метет.

Мы катаемся на лыжах

И встаем мы на коньки.

Мы катаемся на санках

И играем все в снежки.

Движения руками сверху вниз

Движения в стороны.

Имитация движений по тексту.

1. Развитие фонетико-фонематических процессов, обучение грамоте.

   Запомни: звук В – звонкий (есть голосок), согласный (встречает преграду), твердый (старший братец), обозначается синей фишкой. ВЬ- звонкий, согласный, мягкий (младший братец), обозначается зеленой фишкой.

2. «Поймай звук» Хлопни в ладоши, если услышишь звук В, (звук ВЬ).

3. «Разложи картинки» Ване дай картинки со звуком В, Вите со звуком ВЬ.

2. Развитие лексико-грамматических процессов:

1. «Зимние виды спорта» Назови спортсмена- конькобежец бегает на коньках, хоккеист играет в хоккей, саночник катается на санках, фигурист занимается фигурным катанием, горнолыжник катается с горы, прыгун прыгает с трамплина, сноубордист катается на сноуборде.

2. «Назови ласково» снег, палка, сани, зима, елка, снеговик, шапка, штаны, горка.

3. «Кому что нужно?» Коньки нужны конькобежцу, (фигуристу) и т.д.

3. Развитие связной речи:

Составь предложения из слов: Дети, кататься, санки, на. Девочка, снеговик, лепить, большой.

Составление предложений по сюжетным  картинам.

ДЕКАБРЬ    18 рабочая неделя

Тема: «Рождество. Звуки В, Вь».

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие мелкой моторики

Праздник приближается .

Елка  наряжается.

Мы развесили игрушки:

Бусы, шарики, хлопушки.

А здесь фонарики висят,

Блеском радуют  ребят.

Руки вверх, опускают вниз, разводят в стороны.

Поочередно соединяют большой палец с остальными.

Крутят ладонями в воздухе.

Развитие общей моторики

Пришла зимушка – зима,

Много снега намела.

Все кругом бело – бело.

Будет травушке тепло.

Падают снежинки-

Белые пушинки.

Едет Дедушка Мороз,

Везет подарков целый воз.

Колокольчики звенят.

Будет праздник у ребят.

Руки верх.

Покачивают вправо влево.

Приседают.

Приседают ладонями «гладят» «траву».

Встают, руки вверх.

Опускают руки.

Берутся за руки, идут по кругу.

1. Развитие фонетико-фонематических процессов:

   Запомни: звук В – звонкий (есть голосок), согласный (встречает преграду), твердый (старший братец), обозначается синей фишкой. ВЬ- звонкий, согласный, мягкий (младший братец), обозначается зеленой фишкой.

2. «Зажги фонарик» дети поднимают фонарик, если услышишь звук В, (звук ВЬ).

3. «Разложи картинки» Вове дай картинки со звуком В, Виталине со звуком ВЬ.

4. Звуковой анализ слова: Вова, Вита.

2. Развитие лексико-грамматических процессов:

1. Игра: «Назови ласково»

Елка -, игрушка –, праздник-,  снег-, палки – , дерево –  , мороз -, подарок-,  санки  -, шар-, хлопушка-, сосулька-, гирлянда-, маска-, костюм-, хоровод-, огонь.

2. «Один – много».

Шар-шары, шаров; сосулька, хлопушка, звездочка, свечка, колокольчик, гирлянда, маска, домик.

3. «Слова- наоборот»

Зима- лето, весело, высокая, длинная (гирлянда), разноцветные (фонарики) .

4. «Слова – друзья»

Карнавал- (маскарад), веселье - (радость).                                                  

3. Развитие связной речи. Рассказ о праздновании Рождества по картинному плану:

1) Как называется праздник?

2) В какое время года его отмечают?

3) Как принято отмечать этот праздник (традиции, обычаи)

4) Что люди делают, как они выглядят?

5) Чем заканчивается этот праздник?

6) Как вы относитесь к этому празднику?

ДЕКАБРЬ    17 рабочая неделя

Тема: «Новогодний праздник. Звуки М, Мь».

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие мелкой моторики

Мы на елке веселились

И плясали и резвились

После добрый Дед Мороз

Нам подарки преподнес.
Дал большущие пакеты

В них же вкусные предметы:

Конфеты в бумажках синих, орешки рядом с ними, груша, яблоко один золотистый апельсин.

Хлопки в ладоши.

Пальчики «идут» по столу.

«Круг»  руками.

Загибают пальцы начиная с мизинца.

Развитие общей моторики

Только в лес зашли,

Появились комары.

Руки вверх- хлопок над головой,

Руки вниз - хлопок другой.

Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладем

И вразвалочку идем.

Вдруг мы видим у куста-

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И в гнездо его кладем.

Ходьба с подниманием рук вверх и опусканием вниз, хлопки.

Ходьба на внешней стороне ступни с покачиванием влево, вправо.

Наклоны вперед, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки вверх

1. Развитие фонетико-фонематических процессов, обучение грамоте.

1. Запомни звук М – твердый, согласный, звонкий; Звук Мь – согласный, мягкий, звонкий.

2. Придумай слова со звуками М, Мь.

3. Определи место звука М, Мь с заданных словах (мак, альбом, Москва, комар, мебель, камин, семь и т.д).

4. Игра «Скажи наоборот» МА – мА – мА – мя – мя – мя; Му – му – му – мю – мю – мю; Мо – мо – мо ….; Мы – мы – мы …

5. Звуковой анализ слогов МЫ, МИ выкладывание  из фишек.

2. Развитие лексико-грамматических процессов:

1. Игра: «Назови ласково»

Елка -, игрушка –, праздник-,  снег-, палки – , дерево –  , мороз -, подарок-,  санки  -, шар-, хлопушка-, сосулька-, гирлянда-, маска-, костюм-, хоровод-, огонь.

2. «Один – много».

Шар-шары, шаров; сосулька, хлопушка, звездочка, свечка, колокольчик, гирлянда, маска, домик.

3. «Слова- наоборот»

Зима- лето, весело, высокая, длинная (гирлянда), разноцветные (фонарики) .

4. «Слова – друзья»

Карнавал- (маскарад), веселье - (радость).                                                  

3. Развитие связной речи. Игра «Что сначала, что потом?» (Скажи правильно). Пошел снег и наступила зима. Решили построить горку и пошел снег. Полили водой и построили горку. Стали кататься и построили горку.

ДЕКАБРЬ 16 рабочая неделя

Тема: «Зимующие птицы. Понятие ударение».

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие общей моторики

Поглядите боком – боком

Шла синичка мимо окон.

Скок – поскок, скок – поскок,

Дайте булочки кусок.

Дети ставят руки на пояс.

Прыгают в сторону.

Прыгают вперед – назад.

Разводят руками.

1. Развитие фонетико-фонематических процессов:

   1. Назови гласные звуки в словах:

Дом, дым, сок, сук, бык, вол, лис, мир, жук, парк, мост, слон, глаз, пруд.

2. Отстучать заданный педагогом ритм: /-// -/, // - /-//, /-/-//, //-/-/.

2. Развитие лексико-грамматических процессов:

1. «Назови одним словом»

Синица с желтой грудкой – желтогрудая, синица с черной головой – черноголовая,

Снегирь с красной грудкой – красногрудый, ворона с длинным клювом – длинноклювая, сорока с белым боком – белобокая, ворона – длиннохвостая

Сова – большеглазая.

2. «Назови ласково»

Голубь – голубок, синица –, снегирь – , воробей –,сова - ,

3. «Кто как голос подает?»

Синичка – свистит, звенит, ворона – каркает, воробей – чирикает, голубь – воркует сова – ухает, сорока – стрекочет, кукушка – кукует.

4. «4 лишний» найди лишнюю картинку и объясни свой выбор (три картинки с зимующими птицами, одна с перелетной).

3. Развитие связной речи Пересказ рассказа: «Синичка»

   Наступила холодная зима. Голодно и холодно зимой птицам. Однажды брат и сестра были дома, они смотрели в окно. На дереве дети увидели синичку. Ей было очень холодно.

   Ребята открыли форточку. Синичка влетела в комнату и стала клевать хлебные крошки на столе.

   Когда наступила весна, дети принесли клетку с птичкой в лес. Ребята решили выпустить птаху. Синичка вылетела из клетки и радостно защебетала.

ДЕКАБРЬ 15 рабочая неделя

Тема: «Животные жарких стран. Понятие о слоге».

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие общей моторики

Вот камень лежит у дороги,

Присядем и вытянем ноги,

Вдруг камень коричневый встал,

И медленно он зашагал, А мы закричали от страха: «Да это же, черепаха!»

Дети наклоняются вперед, руки вниз.

Приседают.

Встают, ходьба на месте.

Наклоняются вперед, руками касаются щек.

Развитие мелкой моторики

  Раз, два, три, четыре,

  Мы с тобой снежок слепили

  Круглый, крепкий, очень гладкий    

  И совсем- совсем не сладкий

 (загибают пальцы) .

(лепят снежок)

(показывают)

(Стряхивают, грозят  пальцем).

 1. Развитие фонетико-фонематических процессов, обучение грамоте.

1. «Раздели слова на слоги» (посчитай, сколько слогов в слове).

Мак, мама, малина, молоко, сова, овощи, сапоги, гитара, газета, и т.д.

2. «Составь слоговую схему слов (смотри задание № 1)

2 . Развитие лексико-грамматических процессов:

1. «Один – много» (назвать животных во множественном числе) тигр , лев, жираф, зебра, носорог, бегемот, обезьяна, верблюд).

2. «Кто у кого?» У слонихи, у тигрицы, у львицы, у жирафа, у зебры, у бегемотихи, у верблюдицы  и т.д.

3. «Чей, чья, чье?» Шкура тигра – тигровая, горб верблюда – верблюжий, грива льва – львиная, хобот слона – слоновий хобот, шея жирафа – жирафья шея, полоски зебры – зебровые полоски, хвост обезьяны – обезьяний хвост.

   

3. Развитие связной речи: Составление описательного рассказа о животном: название- где обитает – части тела- чем покрыто тело – чем питается – как зовут детеныша – в каких сказках (книгах) встречается.

ДЕКАБРЬ 14 рабочая неделя

Тема: «Дикие животные. Гласные звуки».

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие общей моторики

Медвежата в чаще жили,

Головой своей кружили

Вот так, вот так.

Медвежата мед искали,

Дружно дерево качали

Вот так, вот так.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили

Вот так, вот так

А потом они плясали, Выше лапы поднимали

Во так, вот так.

Вращение головой в одну сторону, затем в другую.

Наклоны в сторону.

Ходьба  на месте  на внешней стороне стопы. Наклоны вперед.

Поднимание ног, согнутых в коленях.

Развитие мелкой моторики

Вышла кошечка вперед,

К нам идет, хвостом играет.        

К ней навстречу из ворот

Две собаки выбегают .

Показывают руками «кошечку

Кошка «машет» хвостом

«ворота»

«собаки» обеими руками.

 1. Развитие фонетико-фонематических процессов, обучение грамоте.

1. «Назови гласные в словах»  дом, дым, сок, сук, бык, вол, лис, мир, жук, парк, мост, слон, глаз, кит.

2. «Превращение слов» (бык, гласный «ы». Педагог ставит символ звука «ы», затем заменяет его на символ звука «а», получается –бак): кот – кит, дым –дом, эхо – ухо .

2 . Развитие лексико-грамматических процессов:

    1.Игра «Назови всю семью» лис – лиса- лисенок, волк, медведь, лось, еж, заяц, и т.д.

2. «Кто, где живет?» - волк в логове, заяц под кустом, лиса в норе, еж в норке, медведь в берлоге, белка в дупле и т.д.

3. «Кто как защищается, обороняется от опасности?»

4. «Назови  чей, чья, чье» у лисы хвост – лисий, уши лисьи, морда лисья, у медведя –хвост медвежий, уши медвежьи, морда – медвежья и т. д.

3. Развитие связной речи:  Составление описательного рассказа о животном: название- какое это животное (дикое) – части тела- чем покрыто тело – чем питается – как зовут детеныша – как называется домик – в каких сказках встречается.

НОЯБРЬ. 13 рабочая неделя

Тема: «Домашние животные. Звуки Ы-И».

Инструкция

Выполняемые действия

Отметка о выполнении

Развитие общей моторики

Бу – бу.

Я рогатый

Бу – бу,  

Я хвостатый

Бу – бу – я ушастый

Бу – бу – очень страшный.

Испугаю.

Бу – бу, забодаю.

(два прыжка)

( «рожки» из пальчиков ставят на голову)

 (два прыжка)

 («Хвост» руки за спину) («ушки из ладошек)

 («рожки» на голове, «бодаются»)

Развитие мелкой моторики

Вышла кошечка вперед,

К нам идет, хвостом играет.        

К ней навстречу из ворот

Две собаки выбегают .

Показывают руками «кошечку

Кошка «машет» хвостом

«ворота»

«собаки» обеими руками.

1. Развитие фонетико-фонематических процессов:

 1.игра «Эхо» ви –ви –вы, пы-пи-пы и т д.

2. «Измени слог» пы – пи, ты-ти и т.д.

3. «Зарядка», если услышишь слово со звуком «ы» –присядьте, если со звуком «и» – потянись вверх: дым, кит, дыня, мышка, ива, сито, косы, такси.

2 . Развитие лексико-грамматических процессов:

 1. «Назови всю семью». Дети должны сами назвать.

по картинкам лошадь – конь – жеребенок, свинья – боров – поросенок, корова- бык- теленок, овца- баран – ягненок, собака- пес, щенок, коза – козел – козленок, кошка – кот – котенок, крольчиха – кролик – крольчонок, гусь – гусыня- гусенок, курица – петух – цыпленок, индюк- индюшка – индюшонок, утка – селезень- утенок).

2. «Кто как кричит?»  по картинкам: лошадь ржет, свинья – хрюкает, корова – мычит, овца, коза – блеют, собака – лает, гавкает, кошка – мяукает, мурлычет, гусь – гогочет, курица – кудахчет, квохчет, петух – кукарекает, индюк- болбочет, утка – крякает). 

3. «Кто где живет» (как называется жилище») собака в будке, куры в курятнике, корова в коровнике, свиньи в свинарнике, кролики в крольчатнике лошади в конюшне, кошка дома и т.д. 

4. Игра «Назови чей?» -образование притяжательных прилагательных: коза – козий, петух – петушиный т.д.

3. Развитие связной речи:  «Расскажи» о любом домашнем животном  по плану:

Название- какие части тела имеются (т.е. отличительные части тела – рога, копыта и т.д.) -как называется домик – чем кормят – какую пользу приносит.

и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Журнал взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя. Старшая группа (1 период).

Предлагаю вашему вниманию  вариант журнала взаимосвязи воспитателя и учителя-логопеда....

Альбом взаимосвязи учителя - логопеда и воспитателя логопедической группы (задания учителя - логопеда воспитателю по работе над расширением словарного запаса, коррекции лексико-грамматической стороны речи, развитию связной речи).

Представлены рекомендации воспитателям  для закрепления речевых навыков у детей (по лексическим темам) ,(словарь, лексико-грамматические игры, связная речь)....

Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями старшей логопедической группы.

В логопедической группе особенно важно насколько тесно сотрудничают учитель-логопед и воспитатели. При тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей...

тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателей старшей группы для детей с ТНР

тетрадь взаимосвязи  учителя-логопеда  и воспитателей старшей группы  для детей  сТНР...

Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями старшей группы. Тема: «Осенний лес»

Задание для воспитателей старшей логопедической группы....

Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями старшей группы. Тема: «Фрукты»

Задание для воспитателей старшей логопедической группы....

Взаимосвязь учителя-логопеда с воспитателями старшей группы. Тема: «Овощи»

Задание для воспитателей старшей логопедической группы....