Конспект НОД в логопедической группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД в подготовительной группе компенсирующего вида для детей с тяжёлыми нарушенями речи. Тема: "Обучение творческому рассказыванию по пейзажной картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели."                                                                                                                                 

Применение методов и приёмов, используемых на данном занятии:

  • вызывает устойчивый интерес к рассказыванию;
  • развивает творческое воображение;
  • позволяет обучить детей составлению рассказа на основе восприятия картины органами чувств;
  • обогащает словарный запас;
  • расширяет типы используемых предложений;
  • одновременно осуществляется контроль за коррекцией звуков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Перелетные птицы.

Цели:

  1. коррекционно-образовательные:
  • составление описательного рассказа по пейзажной картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели»;

2) коррекционно-развивающие:

  • развитие связной речи, восприятие через разные органы чувств, творческого воображения, словесно-логического мышления, координации речи с движением, памяти, внимания.

3) коррекционно-воспитательные:

  • воспитание любви к родной природе, эмоционального отклика на весенние проявления природы, активности, самостоятельности.

Оборудование.

Репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», план-схема, репродукция картины 10х15 см (10 экземпяров), разрезная репродукция картины 21х29 см (для индивидуальной работы), CD-проигрыватель, аудиокассета с записью пьесы «Песня жаворонка» из цикла «Времена года» П. Чайковского.

Ход занятия

Приветствие гостей:

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Улыбнемся всем гостям

«Доброе утро» скажем вам

I. Организационный момент.

Дети! Вы умеете отгадывать загадки?

Дует теплый южный ветер

Солнышко все ярче светит

Снег худеет, мокнет, тает

Грач горластый прилетает

Что за месяц? Кто узнает?

Дети: Это март.

Логопед: Правильно. Скажите, приметой какого времени года является прилет грачей?

Дети: Это примета весны.

Логопед: Вы знаете много стихов о весте. Кто хочет рассказать небольшой отрывок из стихотворения о весте? Рассказывайте громко, четко произносите звуки (чтение стихов детьми).

Бушует полая вода

Шумит и глухо и протяжно

Грачей пролетные стада

Кричат и весело и важно

Звенит капель

Журчат ручьи

И солнце пригревает

К нам возвращаются грачи

И снег повсюду тает

Если снег повсюду тает

День становится длинней

Если стал теплее ветер

Значит, к нам пришла весна

Логопед: Поэты выражают свои чувства к русской природе в стихах. А как художник может выразить свои чувства, настроение?

Дети: Художник выражает свои чувства с помощью красок.

Логопед: Правильно. А хотите узнать как русский художник А.К. Саврасов, с помощью красок, смог выразить свои чувства, наблюдая прилет грачей, радуясь весне?

Дети: Да, хотим.

Логопед: Русский художник А.К. Саврасов написал картину, которую так и назвал «Грачи прилетели» (логопед приглашает детей занять свои места на стульчиках, стоящих полукругом около магнитной доски). Вот эта картина. Сегодня вы рассмотрите картину, ответите на вопросы, сами сможете стать экскурсоводами и описать картину. В этом вам поможет план-схема (план-схема расположена на магнитной доске рядом с репродукцией картины).

Что же интересного увидел художник на окраине села?

II. Рассматривание картины, ответ на вопросы (вопросы логопеда к детям и предполагаемые ответы).

Логопед: Что изобразил художник на переднем плане картины?

Дети: На переднем плане картины художник изобразил старую корявую березу. Ствол у неё темного цвета, шероховатый, ветви есть только вверху. Рядом растут несколько молодых стройных березок.

Логопед: Кого вы видите на березах?

Дети: На березах много грачей.

Логопед: Что делают грачи?

Дети: Грачи вьют гнезда.

Логопед: Для чего нужны грачам гнезда?

Дети: В гнездах грачи высиживают птенцов.

Логопед: Из чего грачи вьют гнезда?

Дети: Грачи ищут тонкие веточки, прутики.

Логопед: Что видно за березками?

Дети: За березками видны старые деревянные дома и церковь.

Логопед: Что художник изобразил на дальнем плане?

Дети: На дальнем плане выдны поля, на которых много проталин.

Логопед: Что изобразил художник с правой стороны картины?

Дети: С правой стороны художник изобрази снег, который растаял, и образовалось лужа. Вода в ней серо-коричневого цвета.

Логопед: Какого цвета краски использовал художник?

Дети: Художник использовал светлые и темные тона.

Логопед: Какое небо на картине?

Дети: Небо серо-голубое, солнце чуть просвечивает.

Логопед: Что можно сказать о снеге?

Дети: Снег рыхлый, серый, грязноватый.

Логопед: Представьте, что вы находитесь в этом уголке природы. Что вы слышите?

Дети: Я слышу крики, гомон грачей, звон колоколов.

Логопед: Какой весной воздух?

Дети: Воздух весной свежий, чистый. Весной пахнет, тающим снегом, мокрой землей.

Логопед: Что вы чувствуете, когда видите эту картину?

Дети: Я чувствую радость от того, что природа пробуждается. Мне немного грустно, что уходит зима, потому что зимой было много игр.

Логопед: Как вы думаете, дети, из ваших ответов можно составить интересное описание картины?

Дети: Да, можно.

Логопед: Да, я думаю, вы составите интересный рассказ по картине. А сейчас  хотите поиграть в игру «В гости к нам пришла весна» (логопед приглашает детей на игру).

Физкультминутка

(звучит отрывок из пьесы «Песня жаворонка» из цикла «Времена года» П. Чайковского)

В гости к нам пришла весна (дети идут по кругу, проговаривая слова)

Деток радует она (кружатся)

Пробежал в лесу ручей (бег на носочках по кругу)

Прилетело сто грачей («летят» по кругу)

Солнце светит, солнце греет (руками, поднятыми над головой, показывают «солнце»).

И сугробы тают, тают

Под его лучами (медленно приседают)

Ручеек бежит, играет

Каждый кустик отражает (бег по кругу)

III. Вернемся к нашей картине.

Логопед: Кто хочет стать экскурсоводом и описать картину А.К. Саврасова «Грачи прилетели»? (составление описательного рассказа по картине 1-2 детьми, Полина Ж составляет разрезную репродукцию картины).

IV. Итог занятия.

Логопед: Что нового узнали на занятии?

Интересно быть экскурсоводом?

С кем бы вы хотели поделиться своими знаниями? Я могу вам предложить небольшого размера репродукции этой картины. Вы можете их наклеить в ваши альбомы – малышки и описать картину родителям. Всем спасибо за работу на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий в логопедической группе с использованием здоровьесберегающих технологий

Представлен материал для работы с детьми , обучающихся в логопедических группах старшего дошкольного возраста. Предложены занятия  с применением здоровьесберегающих технологий (психогимнастика, г...

Конспект НОД в логопедической группе старший дошкольный возраст. Составила воспитатель 1 категории Тарасова Ольга Григорьевна « В школе пешеходных наук».

Закрепить знание правил дорожного движения: сигналов светофора, дорожных знаков.Учить различать и называть части предметов. Классифицировать виды транспорта: наземный, водный, воздушный.Обо...

Конспект занятия в логопедической группе: "Человек. Части тела"

Конспект  занятия в логопедической группе "Человек. Части тела".Цель занятия: познакомить детей с частями тела человека....

Конспект занятия в логопедической группе "Лягушкины покупки"

Конспект занятия в логопедической группе "Лягушкины покупки"...

Конспект занятия в логопедической группе. Мои авторские разработки. Часть I

Закрепление представлений о необходимости и значении труда взрослых людей; расширение и уточнение представлений о профессиях людей, работающих в детском саду. Расширение и активизация словаря по...

Конспект мероприятия в логопедической группе «Логопедический КВН»

Цель:Закрепить знания детей, полученные на логопедических занятиях в течение учебного  года....

Конспект НОД в логопедической группе (старшая группа). Тема занятия: «День Победы»

Представленный материал позволяет закрепить знания детей о празднике Победы, видах войск и их роли в военных действиях, воспитать любовь к Родине, гордость за свою страну....