Коррекционно-развивающая образовательная деятельность №3 по лексической теме "Весна. Мамин праздник" в старшей группе компенсирующей направленности
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Матвеева Ксения Сергеевна

Коррекционно-развивающая деятельность предполагает уточнение и расширение словаря по теме недели, обобщение представлений о празднике 8 марта, повышение собственно познавательной активности детей средствами проблемного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kor-razv_obrazovat_deyatelnost_no3_vesna._mamin_prazdnik.docx130.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

интегрированной подгрупповой образовательной коррекционно-развивающей деятельности №4 по лексической теме «Весна. Приметы весны. Мамин праздник»

в старшей группе компенсирующей направленности

Коррекционно-образовательные цели. Закрепление представлений о весне, весеннем женском празднике «8 марта». Активизация и актуализация словаря по теме «Весна. Мамин праздник»: подснежник, мать-и-мачеха, мимоза, фиалка, трава; праздник, 8 марта; поздравлять, беречь, любить, дорожить; чистый, голубой, нежный, пушистый, бархатный, прозрачный, первый, длинный, звонкий, хрупкий, женский, единственная. Расширение кругозора. Закрепление навыков количественного и порядкового счёта в пределах 6. Закрепление представления о том, что результат счёта не зависит от расположения линий и направления счёта. Закрепление представлений о разных видах линий. Формирование умения конструировать из линий буквы и складывать их в слова. Развитие умения детей ориентироваться на плоскости. Совершенствовать умение детей работать с различными материалами. Формирование умения подбирать красивые сочетания цветов при составлении декоративной композиции (открытки для мамы).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи. Совершенствование синтаксического строя речи (формирование умения образовывать сложноподчинённые предложения с синтаксической конструкцией «Если бы…, то…»). Активизация речемыслительного процесса, воображения. Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными). Стимулирование спонтанной речи. Побуждение к самостоятельной исследовательской деятельности, конструированию выводов и самостоятельному формированию новых знаний. Развитие слухового внимания и восприятия. Развитие фонематического восприятия (определение места звука в слове). Развитие речевого дыхания. Развитие навыка графического распознавания складов/слогов, навыка слитного чтения. Профилактика дисграфии и дислексии. Развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций. Развитие ручной умелости, навыков манипуляции с предметами. Коррекция и развитие тонкой моторики пальцев руки, развитие навыка печатания букв. Развитие глазомера. Совершенствование изобретательности, творчества детей в процессе работы с различными материалами.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности. Формирование умения работать в группе, договариваться, выслушивать оппонента, критически относиться к суждениям другого, отстаивать свою точку зрения. Совершенствовать умение проявлять аккуратность в работе. Формирование бережного отношения к труду, к окружающему миру, природе.

Оборудование: Аудиозапись попурри песен о различных тематических праздниках: Новом годе, Дне Победы, об осени, о празднике «8 марта». Предметные картинки с изображением папы, кота Васьки, Собаки Жучки, малыша Ванюшки, попугая Петрушки, комарика Пискарика, цветка Огонька в горшочке. Сюжетная картина «8 марта». Изображения картонной вазы и первых весенних цветов по количеству детей: мимоза, фиалка, нарцисс, тюльпан, подснежник, мать-и-мачеха. Картонные длинные полоски белого цвета по количеству детей, пластиковые яркие цветы по количеству детей. Картина с проблемным сюжетом «Подарок для девочки». Мягкая игрушка домовёнка Кузи. Большой пластмассовый дуб с полым стволом, кубики Зайцева со складами с буквами М (2 кубика), Н, П, пластиковые контейнеры с нарезанными атласными лентами и бусинами, клей ПВА, кисти для клея, цветной картон формата А4.

Интеграция образовательных областей: Конструктивно-модельная деятельность, Познавательно-исследовательская деятельность, Развитие речи, Аппликация, ФЭМП, Коррекционно-развивающая деятельность.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. Создание положительного эмоционального фона, активизация внимания, развитие слухового внимания и восприятия.

Педагог встречает детей и организует приветствие.

Педагог. Ребята, сегодня у нас особенный повод для встречи. Скоро-скоро наступит праздник. А какой, вы мне подскажете сами… громкими аплодисментами. Послушайте, песни о различных праздниках. А когда услышите песню о том празднике, который вот-вот наступит, громко хлопайте.

Дети прослушивают попурри песен и хлопают при воспроизведении песни о маме.

Педагог. Молодцы! Как называется этот праздник и кого мы будем поздравлять в этот день?

Дети. Это весенний женский день «8 марта». В этот день поздравляют вех женщин и девочек.

Педагог. Правильно. И сейчас мы с вами порепетируем. Будем дарить подарки своей любимой маме. Что вы подарите?

Ответы детей.

Педагог. Замечательные подарки вы приготовили мамам. Интересно, а что бы вы подарили, если бы вы были не вы, а кто-то другой? Давайте перевоплощаться и фантазировать!

  1. Игра с проблемным сюжетом «Если был бы я – не я». Совершенствование синтаксического строя речи: формирование умения образовывать сложноподчинённые предложения с синтаксической конструкцией «Если бы…, то…»; активизация внимания, речемыслительного процесса, воображения.

Педагог прикрепляет к магнитной доске предметные картинки с изображением папы, малыша Ванюшки, кота Васьки, Собаки Жучки, попугая Петрушки, комарика Пискарика, цветка Огонька в горшочке и знакомит детей с их ролями. Затем кладёт их на поднос рубашками вниз. Перемешивая карточки, педагог, чётко проговаривает слова, делая акцент на конструкции «если бы…, то я бы…», тем самым давая детям образец ответа:

Если бы я небом был,

То я бы солнце маме подарил.

Педагог. Выбирайте себе роль. 

Дети выбирают картинки и выполняют задание, ориентируясь на речевой образец, данный педагогом.

Примерные ответы детей:

  • Если бы я папой был, то я б для мамы пол помыл!
  • Если бы я Ваней был, то я бы маме улыбку подарил!
  • Если бы котом я был, то я бы маме «Мяу» подарил!
  • Если бы я Жучкой был, то я бы маме косточку подарил!
  • Если б попугаем я была, то я бы маме пёрышко подарила!
  • Если бы я комариком была, то я бы маме спокойную ночь подарила!
  • Если бы я цветочком была, то я бы маме себя подарила!

Педагог. Вы – настоящие фантазёры! Очень интересные и нужные подарки у вас были бы! А сейчас присаживайтесь на свои места. Мы с вами рассмотрим картину.

Педагог переводит внимание детей на сюжетную картину на магнитной доске.

  1. Беседа по сюжетной картине «8 марта». Формирование целостного впечатления об изображённом на картине. Развитие диалогической речи.

C:\Users\Ксения\Downloads\Сюжетные картинки по лексическим темам\Весна Мамин праздник 8 марта.jpg

Педагог даёт время детям рассмотреть картину.

Педагог. Как вы думаете, ребята, о чём эта картина?

Дети. Эта картина о празднике «8 марта».

Педагог. Кто изображён на картине? Что они делают?

Дети. На картине изображены дети и мама. Мама сидит на диване. Она отдыхает. Дети дарят маме подарки. Младшая дочь подарила маме весенний цветок мимозу. Средняя дочка сделала подарок своими руками -вышила на ткани тюльпан. А сын вырастил красивый алый тюльпан в горшочке.

Педагог. Кто ещё расположился на диване?

Дети. Слева на диване сидит кот. Он хитро улыбается. Наверное, он тоже что-то приготовил своей хозяйке к празднику.

Педагог. А что находится на заднем плане картины?

Дети. Там на стене висит картина. На ней изображена цифра «8» и первые весенние цветы.

Педагог. Какая погода за окном?

Дети. За окном солнечны весенний денёк. В комнате много солнечного света.

Педагог. Верно. Картина очень яркая и нарядная, как весенний праздник! В этот день все дарят букеты! Давайте и мы с вами составим красивый весенний букет к празднику.

  1. Упражнение «Весенний букет». Актуализация словаря-признаков по теме недели. Согласование прилагательных с существительными.

Педагог кладёт на столе перед детьми картонную вазу и цветы: мимозу, фиалку, нарцисс, тюльпан, подснежник, мать-и-мачеху.

Педагог. Выберете цветок, поставьте его в вазу и скажите какой цветок вы поставили в букет. Не забудьте использовать в своём ответе слово, которое отвечает на вопрос «Какой?», слово-признак.

1-ый ребёнок. Я поставлю в букет пушистую мимозу.

2-ой ребёнок. Я выбрала бархатную фиалку.

3-ий ребёнок. Я украшу букет алым тюльпаном.

4-ый ребёнок. Я поставлю в букет нежный прозрачный подснежник.

5-ый ребёнок. А я подобрала для букета солнечную мать-и-мачеху.

6-ой ребёнок. Я выбрал ароматный нарцисс.

Педагог. Очень хорошо! Мне понравилось то, что вы подобрали к первым весенним цветам подходящие слова-признаки. А сейчас давайте подвигаемся и расскажем стихотворение Елены Благининой «Мамин день», которое вы разучивали с Оксаной Сергеевной.

  1. Подвижное упражнение «Мамин день». Развитие крупной моторики, координация речи с движением.

Логопед приглашает детей на середину групповой комнаты. Дети выполняют упражнение.

Мамин  день

Всё хожу, всё думаю, смотрю:

Идут по кругу, друг за другом, высоко поднимая колени, руки на поясе.

"Что ж я завтра маме подарю?"

Поворачиваются в круг лицом, делают повороты вправо-влево, пожимая плечами.

Может, куклу? Может быть, конфет?

Вытягивают вперёд правую ладонь, левым указательным пальцем загибают мизинец и безымянный палец на правой руке.

Нет!

Резко разводят руки в стороны, машут головой.

Вот тебе, родная, в твой денёк

Вытягивают руки вперёд, делают полу наклон туловищем.

Аленький цветочек-огонёк!

Елена Благинина

Собирают руки «чашечкой» (кисти рук и локти прижаты друг к другу, пальцы полусогнуты, раскрыты), крутят «цветок» вокруг своей оси

Педагог приглашает детей сесть на ковре полукругом и раздаёт каждому ребёнку картонную белую полоску, яркий пластиковый цветок.

  1. Упражнение «Цветочек-огонёк». Развитие фонематического восприятия.

Педагог. Ребята, мама поставила свой цветочек-огонёк на подоконник, чтобы он её всегда радовал. Давайте посмотрим, где будет стоять горшок с цветком. Если вы услышите звук [ш] в начале слова, поставьте цветок слева на подоконнике, если посередине – посередине подоконника, если в конце – справа на подоконнике.

Словарный материал для определения места звука в слове: камыш, шаль, петушок, шайба, карандаш, дышать, вишня, шёпот, машина, ландыш.

  1. Беседа по картине с проблемным сюжетом «Подарок для девочки». Активизация спонтанной речи. Развитие словесно-логического мышления, активизация собственной познавательной активности. Формирование умения самостоятельно конструировать выводы. Расширение кругозора. Формирование бережного отношения к труду, к окружающему миру, природе.

C:\Users\Ксения\Downloads\Сюжетные картинки по лексическим темам\Проблемная ситуация подарок к 8 марта.gif

Педагог помещает на доске сюжетную картину «Подарок для девочки» и приглашает детей подойти к картине. Даёт время рассмотреть её. Активно слушает рассуждения детей. Помогает, если необходимо с помощью коротких вопросов, прийти к выводу о том, что с клумбы цветы рвать нельзя, потому что цветы в клумбе растут для всех жителей города, что это труд людей и т.п.

  1. Проблемная ситуация «Баба Яга и домовёнок Кузя». Развитие словесно-логического мышления, активизация собственной познавательной активности. Формирование умения самостоятельно конструировать выводы. Закрепление представлений о разных видах линий. Развитие зрительно-пространственных представлений, формирование графической составляющей образа буквы.

Педагог. Посмотрите, ребята, к нам в гости пришел домовёнок Кузя. Чего-то он сегодня грустный. Оказывается, он хотел напечатать на открытке для своей мамы слово «МАМА». Однако не знает, как это сделать, ведь букв он не помнит. Выручим его?

Дети. Конечно. Мы знаем буквы. 

Педагог. А поможет нам старый волшебный Дуб. 

  • Игра «Сказки старого дуба» (с использованием кубиков Зайцева). Развитие речевого дыхания (при пропевании песенок по кубикам). Развитие навыка зрительного распознавания складов/слогов, навыка слитного чтения. Профилактика дисграфии и дислексии.

Педагог ставит на стол пластмассовый дуб с полым стволом, в нем заранее приготовлены кубики: 2  - со складами с буквами «М», 1  - с буквой «П», 1 – с буквой «Н». Педагог достаёт по одному кубику, предлагает детям пропеть его в последовательности «ПУ-ПО-ПА-ПЭ-ПЫ-П» и спрашивает о том, пригодится ли этот кубик для составления слова «МАМА». Таким образом пропеваются все кубики.  Из нужных кубиков дети составляют слово.

Педагог. Ну вот, Кузя, ребята тебе помогли, слово «МАМА» составили.

Педагог прислоняет игрушку к своему уху, имитируя разговор с домовёнком, и обращается к детям.

Педагог. Ребята злоключения нашего гостя не закончились. Он говорит о том, что в его доме Баба Яга украла все горизонтальные линии, и он не сможет напечатать слово и сделать подарок маме. Надо снова идти на помощь. Посмотрите внимательно из каких линий состоят буквы в слове. Понадобятся ли для слова «МАМА» горизонтальные линии?

Дети. Горизонтальные линии нужны в буквах «А». Они соединяют наклонные, диагональные линии, а в буквах «М» горизонтальные линии не нужны, там только наклонные линии.

Педагог. Молодцы! Вы нашли украденные линии. Чем же их заменить? Как можно получить горизонтальную линию, не прорисовывая её карандашом.

Педагог активно слушает рассуждения и предложения детей.

Дети. Горизонтальную линию можно получить из коротких вертикальных. Они должны быть часто нарисованы, рядом друг с другом. Можно нарисовать линию из мелких завитушек. Можно составить горизонтальную линию из точек.

Педагог. Верно! Ура! Мы спасены! Кузя приготовил для составления слова «МАМА» ленточки для наклонных линий, а для горизонтальных мы предложим ему красивые бусины. Итак, за работу! Для начала определите, сколько отрезков ленты вам потребуется для каждой буквы. Не забудьте, что горизонтальные линии считать не надо, их вы получите из бусин.

Дети. Четыре отрезка - для буквы «М», два отрезка – для буквы «А». Итого, в одном складе будет шесть линий. Для одного склада понадобится шесть отрезков атласной ленты. И для второго также.

  1. Творческое упражнение «Подарок для мамы». Закрепление навыков количественного и порядкового счёта в пределах 6. Закрепление представления о том, что результат счёта не зависит от расположения линий и направления счёта. Развивать умения детей ориентироваться на плоскости. Совершенствовать умение детей работать с различными материалами. Научить подбирать красивые сочетания цветов при составлении декоративной композиции (открытки для мамы). Закрепление представлений о разных видах линий. Формирование умения конструировать из линий буквы и складывать их в слова. Развитие тонкой моторики, навыка печатания букв, профилактика дисграфии и дислексии.

Педагог ставит на столы заранее приготовленные по количеству детей пластиковые контейнеры с атласными лентами и бусинами, цветной картон, клей ПВА и кисти для клея. Дети выкладывают на картоне слово «МАМА», ориентируясь на слово, составленное из кубиков. Пока дети выполняют задание, педагог незаметно прячет игрушку домовёнка.

  1. Организация окончания занятия.

Педагог. Ну вот, ребята, ваши открытки готовы! Давайте, спросим у Кузи, какая открытка ему понравилась больше всех. Но где же он? Посмотрите, он оставил вам записку. Здесь написано, что вы ему очень помогли и что все открытки ему понравились, но он хочет сделать для своей мамы подарок сам. А эти вы подарите своим мамам в день 8 марта.

Логопед предлагает детям вспомнить задания, которые они выполняли, и оценивает работу ребят.

Использованные здоровье сберегающие технологии:

  1. С.В. Коноваленко,  М.И. Кремнецкая. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  2. Сунцова А.В., Курдюкова С.В. Изучаем пространство с нейропсихологом: Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Генезис, 2015.
  3. Ахмылова Н.В. Учимся читать с удовольствием! Система быстрого обучения чтению детей 5-6 лет с речевыми нарушениями по методике Н.А.Зайцева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедической непосредственно образовательной деятельности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшей группы компенсирующей направленности «Путешествие предлогов»

Тема: «Путешествие предлогов».Цель – развитие лексико-грамматических категорий и обогащение словаря детей по темам  «Дикие животные», «Птицы». Закрепить навыки практического употребления в речи п...

Методическая разработка интегрированной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей старшей группы компенсирующей направленности по теме «Шаль для королевы Осени»

Совершенствование и обобщение знаний об осени; активизация знаний об осенних явлениях; развитие фантазии и воображения в процессе вспоминания образов, связанных с осенью, знакомство с техникой рисован...

проведение организованной образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Тема: звук Щ

Проведение организованной образовательной  деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием реч...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Тема: Звук Ж.

Цель: Закреплять навык чёткого произношения звука "Ж". Уточнить артикуляционную позицию органов артикуляции при произношении данного звука. Развивать мелкую моторику, двигательные функции ар...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему "Гласные звуки"

Поэтапное описание игровой образовательной деятельности на обощение материала по теме "Гласные звуки". Введение понятия о том, что количество слогов в слове соответствует количеству гласных ...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Тема: Гласные звуки. Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции на...

КОНСПЕКТ непосредственно организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи Тема: Гласные звуки.

Программное содержание: Закреплять произношение гласных звуков. Уточнить артикуляционную позицию при произношении гласных звуков, развивать умение по символу артикуляции называть гласные звуки. Подвес...