Главные вкладки

    Преодоление межзубного и губно - зубного сигматизма
    статья по логопедии на тему

    Фетисова Майя Валентиновна

    Статья опубликована также в журнале "Логопед" (№6, 2015). В статье  автор подробно пишет о формах, подходах, методах и приёмах коррекционной логопедической работы по преодолению межзубного и губно - зубного сигматизма. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл mezhzubnyy_sigm.docx30.54 КБ

    Предварительный просмотр:

     ГБОУ СОШ № 1909 (2-е дошкольное отделение)

    Учитель – логопед Фетисова М.В.

    Преодоление межзубного и губно-зубного сигматизма в условиях дошкольного учреждения.

    Искажение свистящих и шипящих звуков называется сигматизмом, а замена их другими звуками  - парасигматизмом . Межзубный, призубный и губно – зубной сигматизм наблюдается при:

    - открытом прикусе;

    - перекрёстном прикусе;

    - слабой подвижности языка;

    - ротовом дыхании;

    - глотании с упором языка в нижнюю челюсть (так называемый инфантильный тип глотания).

    Причиной  нарушений  часто являются аномалии развития челюсти и языка (макроглоссия), аденоиды (нос не дышит, а рот открыт) и, конечно же, дизартрия (гипотония продольных мышц языка). На практике  макроглоссия встречается довольно редко. При  нарушениях прикуса мы направляем родителей с детьми к ортодонту. Но чаще встречаются именно дизартрические нарушения: язык вялый, не удерживается во рту, иногда картина дополняется саливацией (слюнотечением).

    О проблеме дизартрии я писала в журнале «Логопед» (№4, 2012). В статье «Проблема дизартрии: взгляд логопеда – практика»  поднимаются наболевшие для логопедов проблемы: отсуствие диагностики речевого нарушения ЦНС врачами – невропатологами, отсуствие лечения детей с диагнозом «Дизартрия» в шаговой доступности (диагноз иногда ставит учитель – логопед или логопед поликлиники) и т.д.

    Пример из практики. На консультации мама с ребёнком, который свистящие и шипящие звуки произносит одинаково: язык между зубами, рот широко раскрыт. Нарушены и искажены в общей сложности 12 звуков. Диагноз невропатолога: «Норма».  Пытаюсь рассказать, что гипотонус мышц напрямую связан с нарушением ЦНС. Мама сразу недоумевает: «А невропатолог сказала, что у нас всё нормально!»

    Печально и преступно то, что многие невропатологи забывают, что речь является проявлением высшей  нервной деятельности, присущей только человеку; в обязанности невропатолога обязательно должно входить  обследование моторики мышц лица, языка, рук, координации движений ребёнка.

    Дизартрия (речедвигательное расстройство) – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевой мускулатуры. Дизартрия является следствием органического поражения ЦНС, при котором расстраивается двигательный механизм речи.

    Межзубный и губно – зубной сигматизмы чаще всего являются следствием гипотонии (снижения тонуса мышц). При гипотонии язык тонкий, распластанный в полости рта; губы вялые, не могут плотно смыкаться. В силу этого рот обычно полуоткрыт, может быть выражена гиперсаливация.

    На практике учителя - логопеды стараются сделать всё для ребёнка. Для преодоления дизартрии  мы используем традиционные и нетрадиционные методы, включающие в себя элементы нейрореабилитации. Логопедическая работа по преодолению стёртой формы дизартрии  предусматривает обязательное участие родителей в коррекционном процессе. Поскольку дефект межзубного и губно – зубного сигматизма носит стойкий характер и при улучшении часто возвращается в виде рецидивов, совместная работа родителей и учителя – логопеда бесспорно необходима.

    Начиная работать над преодолением межзубного и губно – зубного сигматизма, нужно обязательно  сформировать положительную мотивацию у ребёнка. Если с девочками проще (они все хотят быть принцессами и красавицами, выйти замуж за принца и говорить как дикторы ЦТ), то с мальчиками  придумываем игры (язычок должен сидеть дома, не выглядывать во двор, язычок прилёг на диванчик в квартире, и его не видно). Наконец, карикатурно, но тактично изображаем речь шепелявую, с высунутым языком. Красиво? Нет. Часто этот театральный приём очень действенно влияет на критическое мышление ребёнка, заставляет его взглянуть на себя со стороны, подталкивает его к самоконтролю.

    Затем начинаем выполнять упражнения активной артикуляционной гимнастики, направленные на повышение тонуса губ и языка. Предпочтительны именно статические, силовые упражнения.

    1. Сомкнуть губы, чуть вытянуть их вперёд. Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
    2. «Обезьянка». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать его в таком положении в течение 5-10 секунд.
    3. «Бульдог». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении в течение 5-10 секунд.
    4. «Хомяк». Рот закрыт.  Язык поочерёдно упирается в правую и левую щёки, задерживаясь в каждом положении в течение 5 секунд. Можно контролировать движения языка, приложив пальчики снаружи щёк.
    5. «Кружок».  Рот закрыт. Язык медленно движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг (направление по часовой стрелке, а затем в противоположную сторону).
    6. «Покусаем язык»: зубки покусывают кончик, затем середину языка, язык продвигается вперёд – назад.
    7. «Горка». Улыбнуться, приоткрыв рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
    8. «Чистим нижние зубки» (с внутренней стороны).
    9. «Чистим верхние зубки» (с внутренней стороны).
    10.  «Катушка». Улыбнуться, открыв рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта, медленно. Повторить 8-10 раз.
    11.  «Жуём блинчик». Улыбнуться, приоткрыть рот поставить кончик языка как в упражнении «Горка», потом выдвинуть его чуть вперёд и покусывать свёрнутый язык 10 – 15 раз.
    12.  «Чашечка». Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Язык во рту. Удерживать его при открытом рте в течение 5 – 10 секунд.  Затем усложняем упражнение: «Не разбей чашечку». Медленно выдвигаем вперёд (удерживаем 3-5 секунд) чашечку и задвигаем обратно в рот (также удерживаем 3-5 секунд), не разрушая «чашечки».
    13.  «Маляр». Улыбнуться, «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»).
    14.  «Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно повторяя: «Д-д-д», «Т-т-т», «Дын-дын-дын» («звоночек») или «Т-д, т-д» («скачет лошадка»).
    15.  «Лошадка». Цокаем, щёлкаем кончиком языка наверху.
    16.  «Грибок». Улыбнуться, широко открыв рот, присосать язык к нёбу, удерживать язык в таком положении в течение 5-10 секунд.
    17.  «Гармошка». Усложняем упражнение «Грибок»: присасываем язык к нёбу, при этом медленно открываем и закрываем рот (как растягиваются меха гармошки).
    18.  «Иголочка». Открыть рот, язык высунуть, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
    19.  «Качели». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении в течение 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Менять положение языка 5-6 раз.

    Упражнения пассивной артикуляционной гимнастики – такая форма гимнастики, при которой ребёнок производит движение только при помощи  механического воздействия: под нажатием пальцев и рук логопеда или соответствующего зонда, шпателя. При межзубном и губно – зубном сигматизме мы наблюдаем вялость, пассивность продольных мышц языка. Язык совершает примитивные движения только вперёд, за пределы передних и нижних зубов. Пассивные движения органов артикуляции способствуют включению в процесс артикуляционных мышц, до этого бездействующих. Это создаёт условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Вовлечение в работу разных групп мышц (продольных, поперечных, косых) способствует гармонизации общей моторики языка, коррекции всех звуков.

    1. Логопед тремя пальцами (как монету) захватывает язык ребенка в передней и средней части и делает медленные повороты как «ключиком» на 90 – 100 градусов по часовой и против часовой стрелке.
    2. Логопед большим пальцем снизу прижимает кончик и передне – среднюю часть языка к нёбу. Подержать1-2 минуты.
    3. Логопед прижимает большим пальцем сверху кончик и передне – среднюю часть языка в точке, находящейся внутри нижней челюсти. Язык статично и послушно «сидит и ждёт» 1-2 минуты.  

    Изотонические упражнения  (с элементами сопротивления)  очень эффективны в работе над преодолением межзубного и губно - зубного сигматизма, поскольку заставляют работать и напрягаться мышцы языка.

    1. Язык ребёнка высунут. Логопед просит ребёнка убрать язык в рот. Стерильным бинтом старается удержать язык в исходном положении. Разжимает пальцы в момент наивысшего напряжения в корне языка.
    2. Язык ребёнка находится в полости рта у нижних зубов. Логопед пальцем надавливает на кончик языка (фиксирует его). Далее просит ребёнка с силой вытолкнуть язык, вытолкнув палец. При наиболее сильном напряжении спинки языка палец следует приподнять.
    3. «Прогоним Карлсона». Большой палец логопеда (в стерильном бинте)   («Карлсон») «залетает» в рот ребёнка. Задача для малыша: прогнать Карлсона, т.е. вытолкнуть с силой палец («пока тот не съел всё варенье и конфеты»). Рекомендую палец прижимать как к средней точке, так и к боковым точкам языка, чтобы язык с силой « отвечал» не только прямо, но и влево, вправо.  

    При помощи вышеописанных упражнений ребёнок приобретает кинестетический самоконтроль, лучше начинает ощущать выполняемые движения (особенно языком), что способствует преодолению межзубного,  призубного и губно – зубного сигматизма.  

    Сроки коррекции зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребёнка. Большое значение имеют такие факторы как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей.

    Массаж языка широко используется при коррекции межзубного, призубного и губно – зубного сигматизма. Растирание, разминание, вибрация м поколачивание, плотное нажатие, точечный массаж, - эти активные виды логопедического массажа особенно эффективны. Я проанализировала большое количество литературы, касающееся нашей темы. В основном все авторы говорят в один голос о том, что массаж при межзубном сигматизме должен проводиться от корня языка к кончику. Но я больше доверяю методике Ю.В.Микляевой[1] (поскольку на практике занимаюсь этим вопросом и имею стаж логопеда 25 лет), которая доказывает в своей работе, что массажные приёмы при этом виде нарушений будут направлены от кончика языка вглубь, к задней части языка. При коррекции пониженного тонуса мышц языка важно и то, что движения зондом осуществляются от боковых краёв языка к средней линии (а не наоборот, как при гипертонусе).    

    В XXI веке учитель – логопед должен опираться на помощь медицины, новейших технологий. Обязательно при сигматизме ребёнка нужно направлять к стоматологу – ортодонту. Преодолению межзубного сигматизма должно предшествовать устранение открытого прикуса во фронтальном отделе. Для коррекции открытого прикуса детские  стоматологи – ортодонты рекомендуют применять специальные вестибулярные пластинки – или трейнеры – мягкие силиконовые миофункциональные позиционеры, корректирующие положение языка и способствующие нормализации мышечного баланса. Достаточно 20 – 30 минут тренировки в день дома под контролем родителей. В среднем курс лечения продолжается 3 месяца.

     

     Список используемой и рекомендуемой литературы:

    1. Приходько О.Г. «Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста», М., 2008.
    2. Костина Я.В., Чапала В.М. «Коррекция речи у детей: взгляд ортодонта», М., 2008.
    3. Крупенюк О.И., Воробьёва Т.А. «Исправляем произношение. Комплексная  методика коррекции артикуляционных расстройств», С- Пб, 2009.
    4. Шафеева А.А. «Логопедический массаж», М., 2009.
    5. Микляева Ю.В. «Логопедический массаж и гимнастика. Работа над произношением», М., 2010.
    6. Блыскина И.В. «Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж», С-Пб, 2010.
    7.  Архипова Е.Ф. «Логопедический массаж при дизартрии», М.,2012.
    8. Дьякова Е.А. «Логопедический массаж», М.,2012.


    [1] Микляева Ю.В. «Логопедический массаж и гимнастика. Работа над произношением», М., 2010.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Рисование губной помадой"

    Презентация мастер-класса и рекомендации по нетрадиционной техники изображения - рисование губной помадой....

    Использование миофункциональных трейнеров для коррекции межзубного сигматизма у детей

    Одним из распространённых нарушений, встречающихся у детей дошкольного возраста, является межзубный сигматизм.Практика показывает, что применение традиционного комплекса артикуляционной гимнастики и р...

    Консультации родителей «Преодоление межзубного и губно-зубного сигматизма в условиях дошкольного учреждения»

    Консультация поможет в работе с детьми имеющими межзубное произношение свистящих звуков....

    Межзубный сигматизм свистящих звуков: причины и коррекция

    Материал предназначен для учителей-логопедов и родителей....

    Тренировка губных мышц.

    Необходимость выполнения упражнений из комплекса мимической гимнастики обусловлена тем, что у детей наблюдаются слабый тонус лицевых мышц, невыразительная мимика, что приводит к нечеткости и смазаннос...

    Тест для обследования звукопроизношения у детей (губно - губные, губно - зубные)

    Тест для обследования состояния звукопроизношения у детей звуков раннего онтогенеза....


     

    Комментарии

    Гаврик (Мичурина) Надежда Анатольевна

    Огромное спасибо за уточнение информации! Да, Майя Валентиновна, я специально вставила эти статьи с авторами, но по этому вопросу очень небольшая информация. Хочу сама попробовать эти трейнеры в работе. Подскажите, а спортивные капы можно использовать? Дело в том, что это более доступный аппарат для наших родителей.