Статья "Произносительная сторона речи"
статья по логопедии на тему

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли,тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Произносительная сторона речи33 КБ

Предварительный просмотр:

Произносительная сторона речи

Одним из разделов общей культуры речи является звуковая культура речи, или её произносительная сторона. Основные компоненты звуковой культуры речи – это интонация(ритмико-мелодическая сторона) и система фонем(звуки речи).

Интонация – это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное, вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать разные чувства. В письме интонация выражается посредством знаков препинания.

Интонация включает такие элементы как: мелодика, ритм, темп, тембр речи, логическое ударение. Мелодика речи(тон) – повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе. Ритм речи – равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. Темп – скорость произнесения речи. Он может быть ускоренным и замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи снижается её отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь теряет свою выразительность. Для подчеркивания смысловых частей высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы – остановки в потоке речи. В детской речи часто наблюдаются паузы, связанные с несформированностью речевого дыхания, с неумением ребенка распределить ревой выдох в соответствии с длинной высказывания. Тембр – эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивления, грусти, радости. Тембр речи, её эмоциональная окрашенность достигаются путем изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста.

Логическое ударение – смысловое выделение слова во фразе путем усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения.

Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо  развивать речевой слух( такие его компоненты, как восприятие соответствующего ситуации темпа и ритма речи, а также звуковысотный слух – восприятие движений тона голоса), основные качества голоса( силу и высоту), речевое дыхание( длительность и интенсивность).

Система фонем

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого(ком, том, сом). Такой звук-смыслоразличитель называется фонемой. Все звуки речи различаются на основе артикуляторных( разница в образовании) и акустических(разница в звучании) признаков.

Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата. В их образовании принимают участие три отдела речевого аппарата: дыхательный – легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань; голосообразующий – гортань с голосовыми связками и мышцами; звукообразующий – полость рта и носа.

Взаимосвязанная и координированная работа трех частей речевого аппарата возможна лишь благодаря центральному управлению процессами рече- и голосообразования, т.е. процессы дыхания, голосообразования и артикуляции регулируются деятельностью центральной нервной системы. Под её влиянием осуществляются действия на периферии. Так, работа дыхательного аппарата обеспечивает силу звучания голоса; работа гортани и голосовых связок – его высоту и тембр; работа ротовой полости обеспечивает образование гласных и согласных звуков и их дифференциацию по способу и месту артикуляции. Носовая полость выполняет резонаторную функцию – усиливает или ослабляет обертоны, придающие голосу звонкость и полетность.

В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат(губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма). Источником образования звуков речи служит струя воздуха, идущая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. В образовании многих звуков участвует голос. Струя воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти через голосовые связки. Если они не напряжены, раздвинуты, то воздух проходит свободно, голосовые связки не вибрируют, и голос не образуется, а если связки напряжены, сближены, струя воздуха, проходя между ними, колеблет их, в результате чего образуется голос. Звуки речи образуются в ротовой и носовой полостях. Эти полости разделяет нёбо, передняя часть которого – твёрдое нёбо, задняя часть – мягкое нёбо, заканчивающееся маленьким язычком. Наибольшую роль в образовании звуков играет ротовая полость, так как она может менять свою форму и объём благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, мягкого нёба, маленького язычка.

Самыми активными, подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, которые производят наиболее разнообразную работу и окончательно формируют каждый звук речи. Благодаря чрезвычайной гибкости, эластичности языка, он может создавать разнообразие артикуляций, дающих всевозможные акустические эффекты, воспринимаемые нами как различные звуки речи.

Каждый  отдельный звук характеризуется только ему присущей комбинацией различительных признаков, как артикуляционных, так и акустических. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения.

Литература

1.Беккер К.-П., Совак М. Логопедия.-М.,1981.

2.Федоренко Л.П. Закономерности усвоения родной речи.-М.,1984.

3.Филичева Т.Б.,Чевелева Н.А., Чиркина Г.А. Основы логопедии.-М.,1989.

4.Практикум по дошкольной логопедии/Под ред. В.И.Селиверстова.-М.,1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование фронтальных (групповых) занятий по формированию фонетической стороны речи, лексико-грамматических категорий, развитию связной речи с детьми с ОНР (первый год обучения) в старшей логопедической группе

Календарно-тематическое планированиефронтальных (групповых) занятийпо формированию фонетической стороны речи,лексико-грамматических категорий,развитию связной речис детьми с ОНР (первый год обуч...

Просодическая сторона речи и работа над формированием внятности речи детей с общим недоразвитием речи.

Развитие интонационной выразтельности у детей дошкольного возраста...

Семинар-практикум "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Основные направления компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: развитие словаря, формирование грамматической стороны речи"...

Методические рекомендации учителя-логопеда, для родителей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи в возрасте от 5 до 6 лет, по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи.

Методические рекомендации по формированию лексико - грамматического строя речи и фонетико-фонематического стороны речи предназначены для родителей детей группы компенсирующей напрвленности для де...

Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи

В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепе...