Консультация "Семейное чтение"
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В консультации отражены современные подходы к проблеме семейного чтения. Освещены методы и приемы для прведения семейного чтения. Прилагается красочная презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые слушатели. Вопросы нравственного воспитания детей всегда занимали приоритетное место в дошкольном образовании и на сегодня главной задачей ДОО остается – ориентировать семью на духовно – нравственное воспитание детей.
И мое желание выступить по данной теме неслучайно, мы столкнулись с тем, что современные дети не часто просят взрослых почитать им, так как чуть ли не с первых дней ребенку «вручается» в руки сотовый телефон, айфон, планшет, а как только ребенок начинает самостоятельно ходить, любимым местопровождением становится компьютерный стол и экран компьютера ,
и все это взамен первых колыбельных песен ,пестушек , потешек, что является первой ступенькой для эмоционального контакта между ребенком и членами семьи. Эта ступенька очень важна у ребенка для развития слухового восприятия , интонационной выразительности речи. Все реже используют родители детские стихи, сказки. Постепенно теряется эмоционально- духовная ниточка связывающая всех членов семьи.
Педагоги ДОУ отмечают, что, подрастая, наши воспитанники все меньше интересуются детской художественной литературой, а из бесед с детьми выясняется, что многие родители не часто находят время читать им книги. Это неправильно. А ведь родители должны не только как можно чаще читать детям, а читать , вызывая у детей желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событии или явлении, имевших место в содержании произведения, желание беседовать по содержанию прочитанного, задавать вопросы, обсуждать поступки героев. Со своей стороны взрослые должны отмечать художественные средства выразительности речи, обращать внимание на бережное отношение к книгам. Именно чтение сказок и рассказов позволяет детям познакомиться с такими нравственными категориями: добро – зло, любовь – ненависть, искренность – лживость, милосердие – бессердечие, уяснить, что такое добродетель, благочестие, бескорыстная любовь, милосердие, самопожертвование. Совместное времяпрепровождение за чтением, способствует не только пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений человека, но и способствует возникновению семейных обычаев, традиций.
Чтобы привить любовь к чтению, нужно сделать этот процесс «священным ритуалом». У малыша должно сложиться впечатление, что чтение — это всегда праздник. Отложите все ваши дела, не читайте наспех, сделайте чтение всеобщим удовольствием. Вы можете использовать в повседневных делах подобные фразы: «Сейчас мы переоденемся, помоем ручки, покушаем, а потом будем читать твою любимую сказку». Приглашайте ребенка к чтению выразительным, таинственным голосом. Все дети любят, когда им читают перед сном. Пусть ваш ребенок как можно меньше смотрит мультфильмы, и как можно больше слышит вашу живую речь. Вам придется проявить актерское мастерство. Ведь привлекают интерес малыша к книге не только яркие картинки, но и яркое чтение. Перевоплощайтесь в разных героев, читайте «толстым» и «тоненьким» голосом. Читайте медленно, будто «распевая», тяните гласные и четко произносите все звуки. Это поможет вашему крохе правильно усвоить родную речь, а в будущем отразится на его грамотности. Читайте малышу как можно больше стихов. Их ритмику он воспринимает как «музыку». Вы даже можете попробовать напевать любимые стихи и превращать их в песенки.
Что делать, если малыш не проявляет интерес к чтению книги?
Ничего страшного нет в том, что он отказывается вас слушать. Улучите момент, когда малыш займётся игрушками, подсядьте рядышком и почитайте, не стараясь привлечь. Замечательно, если по ходу чтения ребёнок будет договаривать последний звук, слог, слово.
Дети с удовольствием озвучивают «Путаницу» К. Чуковского. Попробуйте попросить ребёнка изобразить кого-нибудь из героев рассказа или стишка по ходу чтения или сами продемонстрируйте действия персонажа. Спросите, кто это был, что делал.
Особенность нашего ДОУ- мы принимаем детей с 1г 3мес.И, важно, что именно воспитатель группы раннего возраста -Щербакова Т. М. организовала «Мамину школу». Одна из главных задач этой «школы» - приобщение родителей к семейному чтению через ознакомление детей и взрослых с устным народным творчеством. Когда идет процесс адаптации ребенка к детском саду потешки и прибаутки, попевки и поговорки способствуют успокоению ребенка, вживанию его в новый коллектив
За последние годы в нашем ДОУ собрано много материала в электронном виде по данной теме для педагогов и родителей. Для детей младшего возраста в группах созданы уголки социально- нравственного развития. Для старших дошкольников – уголки патриотического воспитания.
По теме духовно – нравственного воспитания в нашем саду проведены следующие мероприятия;
- открытое м-е в подг. гр. Сюжетно-ролевая игра « Путешествие на корабле»;
- НОД «Что такое дружба» в стар.гр., « Знакомство с профессиями» в мл. гр.;
- родительские собрания: «Семейные традиции» в ср. гр. и «Дерево держится корнями, а человек семьей»( по пословицам и поговоркам)в под. Гр.
Также в ДОО проходит « Неделя Добра» - старшие дошкольники берут шефство над малышами: одевают их на прогулку, дарят подарки , сделанные своими руками, показывают драматизацию сказки.
Педагоги нашего детского сада возродили традицию - посещение старшими дошкольниками городской библиотеки. Дети с удовольствием участвуют в тематических викторинах, выставках, посвященных юбилейным датам писателей и поэтов. Есть дети, которые являются постоянными читателями библиотеки, домой берут книги, читают с родителями, рисуют рисунки
Еще одной формой способствующей семейному чтению является читательский дневник. Это красочные странички, которые оформляются родителями и вкладываются в портфолио ребенка. В читательском дневнике родители записывают: дату, автора и прочитанное произведение. Также краткое содержание ( по пересказу ребенка) и его впечатления о прочитанном. Пожеланию ребенок может нарисовать рисунок. Сначала выставка рисунков организуется в приемной группы, затем рисунки передаются в библиотеку.
Портфолио представляет собой красочный материал о ребенке и его семье: странички об имени ребенка, семейные традиции, достижения, увлечения.
Традиционно, что меня ,как логопеда приглашают на родительские собрания, где я обращаю внимание родителей на важность семейного чтения как развития речи ребенка. В каждой группе в начале учебного года в логопедический уголок для родителей помещаю список рекомендуемой литературы для каждого возраста и памятку « По организации семейного чтения».
Для родителей старших дошкольников на родительских собраниях
провожу консультации:
- « Использование мнемотехники в заучивании стихов»
- «Изготовление настольного театра для драматизации сказов»
Хочется подвести итог своему выступлению и надеяться на то, что современными семейными традициями станут не только походы с шашлыками, а тесное общение между членами семьи, и многими забытое семейное чтение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организованная образовательная деятельность. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке".
Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область "Чтение художественной литературы". Тема: "Чтение сказки А.С. Пушкина"Сказка о рыбаке и рыбке". Цель: знакомство со сказка...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/30/picture-192946-1364651411.jpg)
Конспект НОД по чтению художественной литературы. Чтение РНС "Волк и коза"
Конспект НОД для детей младшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/10/picture-217654-1362887189.jpg)
Занятие по чтению художественной литературы. Викторина «По страницам книг». Чтение мордовской народной сказки «Как собака друга искала».
Занятие по чтению художественной литературы. Старшая группа.Блок: «Дикие и домашние животные». Занятие сопровождается компьютерной презентацией.Цели: познакомить детей с мордовской народной сказ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/12/picture-144765-1355322743.jpg)
Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.
В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/14/picture-85756-1592128884.jpg)
проект по ОО Чтение художественная литература "чтение художественной литературы - основной этап в становленнии речи дошкольников "
краткосрочный проект в подготовительной группе по чтению художественной литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/17/picture-259501-1376741993.jpg)
НОД по ОО «Чтение художественной литературы» в старшей группе. Тема: «Чтение книги «Сказка про солнышко и луну».
Задачи:Учить понимать эмоционально-образное содержание сказки, её идею.Продолжать учить детей выразительно рассказывать стихотворения.Сформировать представление о солнце и луне.Воспитывать интерес к х...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/07/picture-376126-1389121254.jpg)
Занятие по чтению художественной литературы "Чтение потешки "Кисонька-Мурысонька"
Программные задачи:Образовательные:1. Помочь детям понять содержание потешки, вызвать желание послушать потешку еще раз.2. Учить расск...