Содержание логопедической работы с детьми 3-х лет с задержкой развития в специальной (коррекционной) группе МДОУ.
методическая разработка по логопедии (младшая группа) на тему

Супрун Елена Ивановна

 

Потребности сегодняшней жизни общества диктуют необходимость создания специальных коррекционных групп для детей, отстающих в развитии, с младшего возраста. В специальные – коррекционные группы могут поступать дети с различными вариантами отклонений в развитии. Трудности построения системы коррекционно-развивающего обучения обусловлены многообразием проявлений задержек в психическом развитии, мозаичностью нарушений, сочетанием незрелости эмоционально-волевой сферы и несформированности познавательной деятельности. Для того, чтобы определить содержание коррекционной речевой работы и её методы, необходимо обозначить принципиальные позиции задержки.      

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rannyaya_logopedicheskaya_korrektsiya.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Супрун Е.И.

Содержание

логопедической работы с детьми 3-х лет с задержкой развития в специальной

(коррекционной)

группе МДОУ.

Учитель-логопед I категории

Супрун Елена Ивановна

МДОУ № 10

                                                           г. Петропавловск-Камчатский   

         

          В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1980г.) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993г.) каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с особыми нуждами в развитии.

      Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения в России, заставляют задуматься над проблемой усиления медицинской, социально-психологической, педагогической помощи детям с особыми нуждами в развитии с раннего возраста.

      Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей. А.Н.Леонтьев рассматривал дошкольный возраст как период фактического складывания будущей личности. Называя первые семь лет жизни периодом «очеловечивания», он особо подчеркивал, что именно в это время происходит овладение необходимыми родовыми человеческими признаками - членораздельной речью, специфическими формами поведения, способностью к продуктивным видам деятельности. Поэтому остро стоит проблема оказания помощи ребенку именно в ранние периоды жизни.

      4 –5 апреля 2002г. в Москве проводилось Всероссийское совещание, посвященное проблемам раннего дошкольного детства-«Новые формы помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста». Подобного совещания Россия не знала более 15 лет. На нем присутствовало более 300 специалистов в области дошкольного образования из 30 регионов Российской Федерации. На этом совещании рассматривался вопрос о ранней коррекционной помощи детям.

Потребности сегодняшней жизни общества диктуют необходимость создания специальных коррекционных групп для детей, отстающих в развитии, с младшего возраста. В специальные – коррекционные группы могут поступать дети с различными вариантами отклонений в развитии. Трудности построения системы коррекционно-развивающего обучения обусловлены многообразием проявлений задержек в психическом развитии, мозаичностью нарушений, сочетанием незрелости эмоционально-волевой сферы и несформированности познавательной деятельности. Для того, чтобы определить содержание коррекционной речевой работы и её методы, необходимо обозначить принципиальные позиции задержки.      

В практике работы с детьми с задержкой психического развития более широко  используется классификация К.С. Лебединской.  В соответствии с которой различают четыре основных варианта задержки психического развития:

  1. Задержка психического развития  конституционального  происхождения -  эмоциональная  и  личностная  незрелость, инфантильность  психики.  Для  этих детей – главный вид  деятельности-  игра,  заниматься  они  не хотят.
  2. Задержка  психического  развития  соматогенного  генеза  - это  дети  с  хроническими  заболеваниями  сердца, почек, эндокринной  системы.  У них  снижена  работоспособность,  формируется  робость, боязливость.  Повышена  утомляемость.
  3. Задержка  психического  развития  психогенного генеза – у ребенка преобладают импульсивные реакции, неумение тормозить свои эмоции (при раннем возникновении и длительном воздействии психотравмирующих факторов, а так же при гиперопеке). Педагогическая запущенность у одних детей – агрессия, истерики у других – робость, страхи, боязливость.
  4. Задержка  психического  развития  целебрально-органического генеза ( такие дети поступают в специальные группы).

Дети с перечисленными вариантами задержки  психического  развития   направляются в специальные (коррекционные) группы образовательного дошкольного учреждения.

В наш детский сад после прохождения ПМПК  поступают дети 3-х лет с задержкой  психического  развития  и общим недоразвитием речи (I и II уровней), в основном это 1 и 2, 3 варианты задержки  психического  развития  по классификации Лебединской.  Редко 4-й вариант.

Целью коррекционно-педагогической  работы с дошкольниками, отстающими в развитии, в условиях дошкольного учреждения является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка.

Нами проводится полное обследование детей всеми специалистами ДОУ: учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, обследование проводится в возрасте 2,6 лет – по методике Соломахи и Серебряковой.

 Она  вкючает:

        - исследование неречевых психических функций;

        - исследование речевого развития;

Остановимся на исследовании речевого развития. Представляю схему обследования речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Обследование речевого развития мы проводим используя «Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4-х лет» под ред. О.Е. Громовой и Г.Н. Соломатиной.

Специалист-логопед смотрит строение речевого аппарата (подвижность, общее звучание речи). Далее он исследует импрессивную речь: понимание инструкций, понимание слов (по картинкам), понимание ласковых значений, понимание предложений. Затем  исследуется экспрессивная речь: диалог, звукоподражание, активный словарь, общая характеристика звучания речи. Обращает  внимание на развитие моторики (как общей так и мелкой), определяет ведущую руку.

Затем дети вместе с родителями дети проходят обследование специалистами в поликлинике (ЛОР, окулист, невропатолог, психиатр). На ребенка заполняется протокол, воспитатели группы составляют характеристику, и  только после этого ребенок выводится на комиссию ПМПК, где ребенку  ставится  педагогический  диагноз и определяется  программа  обучения.

Далее начинается более трудоемкий, сложный и творческий процесс- построения индивидуальной программы педагогической коррекции детей младшего дошкольного возраста с задержкой в речевом развитии.

Глубокое всестороннее изучение ребенка является основой для выбора оптимального варианта коррекционной работы.

Особого внимания заслуживает рассмотрение особенностей речевого развития детей с задержкой психического  развития.

Нарушения речи при задержке психического развития имеют системный характер и входят в структуру дефекта. В основном это общее недоразвитие речи I и II уровней.

Поэтому прежде, чем составлять индивидуальную программу по коррекционно-логопедической работе, я провожу полное логопедическое обследование и заполняю речевую карту. Остановимся  подробнее на этом этапе работы.

Весь сентябрь – обследование речи и неречевых функций и заполнение речевых карт. (Таблица № 2).

Логопедами нашего ДОУ использовались несколько видов речевых карт, исходя из опыта работы мы пришли именно к этой форме речевой карты, т.к. она более оптимально отражает развитие ребенка.

За основу мы взяли речевую карту под ред. Илюк М.А. и Волковой Г.А которая появилась в продаже в 2004 году. Подробно изучив и несколько переработав её, мы используем эту форму речевой карты на практике. Карта:

  • Оптимально отражает сведения о ребенке;
  • Накапливает сведения о ребенке в течение 4-х лет обучения      (с 3-х до 7-ми лет);
  • В неё вносятся данные всеми специалистами ДОУ;
  • Она компактна и наглядна в расположении диагностических заданий;
  • Предполагает разные варианты фиксации результатов.

Карта является единым документов для  всех специалистов ДОУ - учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога.

Содержательно в ней отражены три основных раздела обследования:

  1. Изучение анамнеза.
  2. Сведения об адаптации ребенка.
  3. Обследование речевых и неречевых  функций ребенка.

Рассмотрим подробнее каждый раздел.

  1. Общие сведения –сведения  о  семье.
  2. Анамнез – подразумевает выявление хронических соматических заболеваний: сердечно-сосудистой системы, верхних дыхательных путей. Анализ особенностей речевого развития направлен не только на выявление сроков появления речи, но и дисгармонии её развития.
  3. Период адаптации ребенка в детском саду – в первый месяц нахождения ребенка в группе на основе результатов многократных наблюдений  учитель-логопед отмечает  в  карте  состояние вегетативной сферы ребенка (особенности сна, аппетит), поведение в новом коллективе, характер и особенности взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, игровая и речевая активность. Эти наблюдения помогают найти пути индивидуального подхода к детям, выбрать формы логопедической работы, сформировать подгруппы для знаний.
  4. Обследование речевых и неречевых функций ребенка – подразумевает весь курс обследования развития  ребенка, проводится качественный анализ нарушений как речевых, так и неречевых  функций ребенка. Это позволяет осуществлять коррекцию и компенсацию  путем развития индивидуальных возможностей и способностей ребенка.

В процессе обследования специалистами  используется специально отобранный наглядный материал. Это, прежде всего, хорошо известный всем учителям-логопедам «Дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей дошкольного возраста» (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева), разнообразные дидактические и образные игрушки (пирамидки, вкладыши, разрезные картинки, доски Сегена и др.). В карте предлагаются задания на исследование зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, конструктивного и  динамического праксиса.  

Следующим из показателей уровня развития ребенка является состояние его моторики. При оценке выполнения общих и тонких движений особо следует отметить наличие двигательной расторможенности,  переключаемости, точности движений, наличие леворукости   или   двурукости  у ребёнка.

Далее разделы карты содержат задания для обследования строения подвижности артикуляторного аппарата, состояние звукопроизношения, общего звучания речи.

В следующем разделе определяем состояние звуковой, фонематической и лексико-грамматической сторонах речи. Изучение экспрессивной и импрессивной речи ребенка строится на одном наглядном и речевом материале, поэтому в карте  одновременно отмечаются понимание и употребление в речи языковых форм, особенности развития лексики (объем активного и пассивного словаря).

В карте обращается внимание на состояние речи в целом.

В реализации этих направлений обследования значимую роль играет особое графическое оформление речевой карты. Она (карта) позволяет накапливать сведения об особенностях развития ребенка на протяжении всего времени его пребывания в детском саду. Подробная информация по итогам обследования в начале каждого учебного года фиксируется в соответствующих графах карты. Обобщенные результаты изучения всех функций заносятся на страницы «Дневника логопеда», где предусмотрена возможность отличать изменения в состоянии детей в течение каждого учебного года, который традиционно разделен на три периода обучения. Это позволяет увидеть результативность коррекционной  работы и определить динамику в развитии. В карту вносятся данные всех специалистов, работающих  с ребенком.

Особенностью графического оформления карты также является компактность и наглядность в расположении различных видов диагностических заданий на одной странице. Так, в карте жирной линией обозначены примерные возрастные нормативы в развитии тех или иных функций. Это позволяет увидеть как сохранные, так и нарушенные функции у детей, что важно для построения индивидуальной программы коррекционной работы. Такое обследование развития ребенка дает возможность четко проследить его динамику.

Оформление карты, где отраженны все параметры обследования ребенка, позволяют фиксировать результаты обследования в соответствующих графах (по возрасту). Также мы прилагаем в карту две таблицы:

  • Усвоения звуков в норме развития (Л.Г. Парамонова);
  • Таблица уточнения и дифференциации звуков в течение учебного года 2-ой  младшей группы (В.В. Гербова)

Анализ  результатов, отраженный в речевой карте, позволяет сформировать  подгруппы детей для проведения коррекционной работы, выстроить своеобразные  «уровневые»  программы обучения и развития детей с задержкой  психического  развития. Такая карта дает возможность наблюдать за развитием детей на протяжении всего времени обучения, увидеть динамику, а так же выбрать наиболее эффективные методы и средства для определения различных видов речевых нарушений на основе  системного логопедического воздействия. После всей проделанной работы мы переходим к составлению перспективных планов логопедической коррекции. Планы составляются по периодам. Индивидуальные перспективные планы включают в себя все разделы логопедической работы.

Предлагаю вашему вниманию форму Перспективного плана индивидуальной работы. На каждого ребенка индивидуальный план составляется по периодам. Подробнее рассмотрим перспективный план индивидуальной работы на I период обучения. В группу поступил ребенок- девочка 3 года 3 месяца с диагнозом ЗПР конституционального генеза, с общим недоразвитием речи (II уровня). Индивидуальный план включает в себя пять пунктов коррекционной работы, в которые подробнее внесены задачи коррекционной логопедической работы на I период обучения. Это:

  1. Развитие общих речевых навыков:
  1. Уточнение произнесения гласных звуков.
  2. Развитие правильного физиологического дыхания.
  3. Подготовка артикуляционного аппарата : логомассаж,

       пассивная артикуляционная гимнастика.

  1. Лексика:
  1. Преодоление речевого негативизма.
  2. Формирование пассивного словаря.
  1. Грамматика:
  1. Уточнение употребления в речи имен существительных в единственном числе, именительном падеже.
  2. Учить согласованию существительных и прилагательных в единственном  числе, именительном падеже.
  3. Учить отвечать на вопросы косвенных падежей (где, куда).
  1. Развитие речи:
  1. Учить договаривать слова за педагогом.
  2. Учить составлять предложения из двух слов.
  3. Учить отвечать на вопрос- что это? кто это?
  1. Моторика:

1. Развитие мелкой моторики: разрезные картинки, пальчиковая гимнастика.

2.Суставной массаж.

И только по итогам I периода обучения при полном обследовании ребенка я приступаю к планированию индивидуальной коррекционной логопедической работы на II период, а далее на III.

Наблюдение за речевым развитием ребенка на протяжении длительного временного периода помогает своевременно осуществить  коррекцию  речи.

Заключение

По итогам первого года коррекционной работы по программе обучения, рассчитанной на 4-е года, предлагаем следующие достижения детей:

  1. Адаптация ребенка к условиям группы. Готовность к положительным эмоциональным  контактам детей со взрослыми и со сверстниками.
  2. Активное включение речевого сопровождения в предметно-практическую деятельность детей0; понимание названия предметов обихода, игрушек, частей тела человека, животных; понимание некоторых грамматических форм слов. Активное употребление в речи существительных, глаголов, прилагательных. Активное участие в диалоге. Подготовка и развитие артикуляционного аппарата для усвоения правильного звукопроизношения.

          Наблюдение за речевым развитием ребенка на протяжении длительного временного периода помогает своевременно и полноценно осуществить коррекцию речи.

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа с детьми раннего возраста по преодолению задержки речевого развития

В статье кратко раскрываются основные целми и этапы коррекционной работы по формированию речевой системы у  детей раннего возраста...

Коррекционно-логопедическая работа с детьми раннего возраста с задержкой психоречевого развития

Направления  коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой психоречевого развития...

Рабочая программа учителя-логопеда по логопедической работе с детьми 5-6 летнего возраста, имеющими тяжелые нарушения речи для групп компенсирующей направленности

С О Д Е Р Ж А Н И Е  I.  ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ1.1. Пояснительная записка1.2. Характеристика детей дошкольного возраста   с ТНР1.3. Цели и задачи программы1.4.Подходы и принципы и к формир...

«Организация и содержание логопедической работы с детьми с нарушениями произносительной стороны речи, обусловленными недостаточность иннервации речевого аппарата"

Нарушения произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста встречаются довольно часто. Нарушения речи, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата,  отличаются трудностя...

Презентация на тему: "Организация и содержание логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи"

Организация  и содержание логопедической работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи....

Содержание индивидуальной работы с детьми, имеющими трудности в освоении двигательных умений и навыков, подготовительная группа

Содержание индивидуальной работы с детьми, имеющими трудности в освоении двигательных умений и навыков, подготовительная группа...