Занятие на тему: "Дифференциация звуков [Д-Т]"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Наталья Анатольевна Рязанцева

Занятие разработано для детей с ТНР, старшая группа (первый год обучения).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  «Звуки [д-д’, д-т]»

Цель: Развивать фонематический слух.

Коррекционно-образовательные задачи. Активизация и актуализация словаря по теме «Детский сад. Профессии». Развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук). Совершенствование навыка слогового анализа слов. Совершенствование навыка чтения слогов  с пройденными буквами. Дифференциация звуков [д-д’, д-т].Автоматизация произношения звука [р].

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, артикуляционной, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: магнитная доска, наборы магнитных букв по числудетей, рабочие тетради почислу детей, стаканчики с цветными карандашами, простые карандаши, синие кружки с колокольчиками и с наушниками по числу детей.

Технологии: игровые, деятельностного типа, обучающие, информационные.

Предварительная работа. Разучивание упражнения «Лётчик», экскурсия по детскому саду, беседы по теме: «Детский сад. Профессии», определение места звука[д] в словах и дифференциация звуков [д-д’] на индивидуальных занятиях.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Уточнение  и  активизация словаря по теме «Детский сад. Профессии». Совершенствование навыка слогового анализа слов. Совершенствование грамматического строя речи. Объявление темы занятия.] Логопед встречает детей в дверях кабинета, организует приветствие, приглашает детей к столику, на котором стоит контейнер с чечевицей. В контейнере с чечевицей спрятаны небольшие предметы (игрушечная поварешки, шприц, тюбик с кремом, зонд).

Логопед.Сегодня мы продолжим разговор о профессиях работников детского  сада, вспомним изученные буквы, поиграем. Для начала опустите руки в контейнер и выберите по одному предмету. Расскажите, что вы выбрали, кому нужен этот предмет.

1-й ребенок. Я выбрала шприц. Он нужен медсестре.

2-й ребенок. А у меня поварешка. Она нужна повару.

3-й ребенок.Я взяла зонд. Он нужен логопеду.

4-й ребенок. Это мыло. Оно нужно прачке.

5-й ребёнок. Я нашла мяч. Он нужен воспитателю.

Логопед.Разделите названия этих профессий на слоги.

1-й ребенок.  Медсестра. Три слога.

2-й ребенок. Логопед. Три слога.

3-й ребенок.Повар. Два слога.

4-й ребенок. Прачка. Два слога.

5-й ребёнок. Воспитатель. Четыре слога.

Логопед.Молодцы вы очень хорошо справились с заданием садитесь на места.

2. Игра «Угадай звук». [Развитие фонематического восприятия]

Логопед. К нам на занятие пришли гости -  дети из другого детского сада, Даша и Толя. Они хотят посмотреть, как вы занимаетесь, чему научились? Расскажем нашимгостям?

Дети. Да!

Логопед. Тогда начнём. Как одним словом назвать Дашу и Толю?

Дети. Дети.

Логопед.С какого звука начинается слово «Дети»

Дети.[д’]

Логопед. Как вы думаете, звук  [д’] — гласный или согласный?

Дети. Согласный.

Логопед.Верно. Его нельзя петь, открыв рот.

Логопед.А какой он твердый или мягкий?

Дети. Мягкий.

Логопед. Правильно. Каким цветом мы  обозначаем мягкийсогласный звук?

Дети. Зелёным

Логопед.Верно. А как будет звучать его твёрдый вариант?

Дети.[д].

Логопед. Правильно. Каким цветом мы  обозначаем твёрдыйсогласный звук?

Дети. Синим.

3. Работа в тетради №2. (Нищева И. Тетрадь для старшей логопедической группыдетскогосада.№2.—СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.)[Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков [д]—[д]), тонкой моторики.]

Логопед.Давайте выполним задание в наших тетрадях. Посмотрите на страничку слева. Что вы видите на ней?

Дети. Дуб, дятла, дрова, душ.

Логопед. Возьмите синие карандаши и обведите те картинки, названия которых начинаются со звука [д]. Какие картинки вы обведи?

Дети. Дуб, дрова, душ.

Логопед. Название какой картинки начинается со звука [д']?

Дети. Дятел.

Логопед. Обведите эту картинку зеленым карандашом.

Логопед.Отлично. Внизу страницы написаны слоги прочитайте их.

Дети. Да, до, ду, ди.

Логопед. Посмотрите, под  слогами нарисованы  кружки. Что они обозначают?

Дети.Звуки.

Логопед.Правильно. Закрасьте, пожалуйста, кружочки самостоятельно.

Дети выполняют задание. Логопед оказывает им необходимую помощь.

4. Упражнение «Заведи мотор». (Автоматизация изолированного произношения звука[р]).

Логопед.Как вы думаете во что любят играть больше всего мальчики в другом саду?

Дети. В машинки.

Логопед предлагает детям превратиться в шоферов, завести мотор машины у кого получается (дрррр) и в слесарей и постучать молоточком -  у кого мотор не заводится (д-д-д-д-д).  Дети заводят моторы и «выезжают» на ковёр, выполняют упражнение «Лётчик»

Логопед.А ещё многие мальчики мечтают стать лётчиками.

5.  Упражнение «Летчик». [Координация общих речевых навыков]

Быть шофером хорошо,       Бегут по кругу, крутят   воображаемыйруль

А летчиком — лучше.            Бегут, расставив руки, как  крылья.

Я бы в летчики пошел.

Пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин,           Остановились, наклонили  воображаемый сосуд.

Завожу  пропеллер.                  Круговое  движение   правой  рукой.

В небеса, мотор,  веди.

Чтобы  птицы  пели.            Вновь бегут, расставив руки.

В.  Маяковский

Логопед.Какой звук нам помогал завести мотор?

Дети.  Звук [д]

Логопед.Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите, звонкий он или глухой.

Дети вместе с логопедом произносят звук [д].

Дети. Он звонкий.

Логопед.Верно. Это согласный твердый звонкий звук.  Значит, на синем кружочке должен быть колокольчик.

А если «выключить голосок» какой глухой звук получится?

Дети.  Звук [т]

Дети вместе с логопедом произносят звук [т].

Логопед.Верно. Это согласный твердый глухой  звук.  Значит, на синем кружочке будут наушники.

6. Упражнение «Разноцветные кружки». [Развитие фонематического восприятия, дифференциация звуков [т]—[д] в ряду звуков, слогов, слов.]

Логопед приглашает детей на ковер и раздает им по два кружка с колокольчиком и с наушниками.

Логопед. А сейчас поиграем с шарами. Я буду произносить сначала просто звуки, потом — слоги, а потом — слова, а вы будете поднимать синий кружок с наушниками, если услышите звук [т], и синий кружок с колокольчиком, если услышите звук [д].

О, т, п, д, и, н, т, д, б, д.

Да, то, му, но, ты, на, ду, ту.

Дом, точка, ночь, вода, вата, мышь, надувать, топать.

Логопед.Молодцы! Вы были очень внимательными.

7. Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики, фонематических представлений.]

Логопед. Я вижу, что вы умеете различать звуки [т]—[д]. Давайте закрепим это умение. Возвращайтесь за столы. Какие буквы вы видите на страничке справа?

Дети. Мы видим буквы Т и Д, но они не дописаны.

Логопед. Возьмите простой карандаш и допишите буквы, а потом раскрасьте их синим цветом. Над какой буквой вы нарисуете колокольчик, а над какой  - наушники?

Дети выполняют задание.

Логопед. А какие картинки вы видите рядом с буквами?

Дети. Мы видим танк, тапки, дудочку и дрова.

Логопед. Соедините картинки с соответствующими буквами. С буквой Т соедините те картинки, названия которых начинаются со звука [т]. С буквой Д соедините те картинки, названия которых начинаются со звука [д].

Дети выполняют задание.

Логопед. Посмотрите, все ли выполнили задание правильно.

Дети проверяют друг друга.

8.Игра «Разложи картинки». [Развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [т]—[д]) в словах). Развитие навыков звукового анализа (определение места звука в слове]

Логопед.Посмотрите на доску. Наши гости не могут поделить картинки. Давайте им поможем: Даше отдадим картинки, названия которых начинаются со звука [д], а Толе картинки, названия которых начинаются со звука [т].

Дети называют картинки и расставляют их на доске, а логопед оказывает им помощь, если они испытывают затруднения.

9. Упражнение «Составь слова». [Совершенствование навыков составления и чтения слов.]

Логопед. Молодцы вы помогли Даше и Толе поделить картинки и за это они оставили вам сюрприз.  Прочитайте слоги на ваших дощечках.

1-йребенок.Ма.

2-й ребенок. До.

3-й ребенок. Да.

 4-й ребенок. Мо.

Логопед. Составьте и прочитайте слова.

Дети. До-ма, мо-да.

Логопед. Отлично!Молодцы! Вы были очень внимательными.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей]

По просьбе логопеда дети рассказывают, о чем они говорили на занятии, в какие игры играли. Логопед положительно оценивает работу детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного логопедического занятия по теме: Дифференциация звуков Р и Л

Конспект комплексного логопедического занятия по теме: Дифференциация [р] - [л] Цель: сравнение, различение и правильное произношение звуков [р]-[л].Задачи: сравнение, различение и правильн...

Конспект фронтального логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков Ж-З»

Конспект фронтального логопедического занятия на тему:«Дифференциация звуков Ж-З» Цель: Закрепление правильного произношения и различения звуков Ж - 3.Задачи: - образовательные: формировать...

Конспект индивидуального занятия на тему: "Дифференциация звуков [Л]-[Р]. Лексическая тема "Цветы".

Конспект индивидуального занятия для детей подготовительной группы по дифференциации сонорных звуков. Занятие построено с применением сюрпризного момента, в виде музыкальной загадки. Игры, задания вып...

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе специальной группе для детей с нарушением речи по теме "Дифференциация гласных звуков А, И, У".

В данном занятии закрепляем знания детей о пройденных гласных звуках, учим выделять их из состава слова, учим составлять предложения со словами отгадками, закрепляем умение правильного написания...

Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков "с" и "ш" в словах, фразах"

Конспект занятия по дифференциации звуков проводится только после того как будут поставлены звуки с и ш....

Конспект занятия по теме: "Дифференциация звуков [т, д] и букв, которые обозначают эти звуки".

Данный конспект занятия предназначен для детей  подготовительной группы детского сада....

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...