Рекомендации логопеда по выполнению артикуляционной гимнастики
методическая разработка по логопедии на тему

Бутенко Елена Николаевна

Рекомендации предназначены педагогам для понимани необходимости выполнения артикуляционной гимнастики с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по выполнению артикуляционной       гимнастики

Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность особых, с определенной целью подобранных упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата и развитию силы, ловкости и дифференцированности движений данного органа.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую основу данного языка.

Самым подвижным органом является язык. Он состоит из корня (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости), спинки и кончика языка. Особо можно выделить кончик языка, которым заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков.

Наибольшей степенью подвижности обладает передняя часть языка и кончик языка. Кончик языка может опускаться за нижние зубы (звуки с,з,ц), подниматься за верхние зубы (звуки т,д,н), прижиматься к альвеолам (звук л), дрожать под напором выдыхаемой воздушной струи. Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (звуки с,з,ц), подниматься к небу вместе с кончиком языка и образовывать щель с твердым небом (звуки ш,ж,щ).

Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части языка она может только подниматься к твердому небу (зук й и мягкие согласные).

Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с небом (звуки к, г) или же образовывать щель с небом (звук х).

Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (звуки и, э, с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р); могут опускаться и пропускать струю воздуха вбок (звук л); язык может сужаться и боковые края его не будут касаться коренных зубов (звуки о, у). Таким образом, язык может быть широким, распластанным и узким.

В образовании звуков также играет роль подвижность губ. Губы могут вытягиваться в трубочку (звук у), могут обнажать передние верхние и нижние зубы (звуки и, с, з, ц, л), могут слегка выдвигаться вперед (звуки ш, ж). Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (звуки п, б, м), образовывать щель, приближаясь к верхним зубам (звуки ф, в).

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, меняя этими движениями объем полости рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.

Мягкое небо может подниматься и опускаться. Когда мягкое небо опущено, выдыхаемая струя воздуха проходит через нос, в результате образуются носовые звуки м, м’, н, н’. Если мягкое небо поднято, а маленький язычок прижимается к задней стенки глотки, то закрывается проход в носовую полость. Выдыхаемая струя воздуха идет через рот и образуются ротовые звуки (все кроме звуков м, м’, н, н’).

Выработке подвижности и качества движений артикуляционного аппарата способствует артикуляционная гимнастика.

При образовании различных звуков каждый орган артикуляционного аппарата занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а их работа – координирована.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по выполнению артикуляционной гимнастики

Рекомендации родителям по выполнению артикуляционной гимнастики...

Рекомендации логопеда по выполнению артикуляционной гимнастики

Требования правильного выполнения, примеры упражнений...

Показ выполнения артикуляционной гимнастики детьми, зачисленными на занятие с логопедом.

Представлены фотографии выполнения детьми артикуляционной гимнастики ("Сказка о весёлом язычке") и комплекс артикуляционной гимнастики с описанием упражнений....

Рекомендации логопеда по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четка артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – не...

Фронтальная консультация учителя-логопеда для воспитателей "Методические рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики"

Представлены методические рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики начиная с раннего возраста и заканчивая подготовительной к школе группы....

Рекомендации родителям по выполнению артикуляционной гимнастики.

Рекомендации для родителей по проведению общей и специальной ( в зависимости от группы нарушенных звуков) артикуляционной гимнастики с комплексами упражнений и их описанием....