Рекомендации логопеда по выполнению артикуляционной гимнастики
методическая разработка по логопедии на тему
Рекомендации предназначены педагогам для понимани необходимости выполнения артикуляционной гимнастики с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики
Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность особых, с определенной целью подобранных упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата и развитию силы, ловкости и дифференцированности движений данного органа.
Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую основу данного языка.
Самым подвижным органом является язык. Он состоит из корня (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости), спинки и кончика языка. Особо можно выделить кончик языка, которым заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков.
Наибольшей степенью подвижности обладает передняя часть языка и кончик языка. Кончик языка может опускаться за нижние зубы (звуки с,з,ц), подниматься за верхние зубы (звуки т,д,н), прижиматься к альвеолам (звук л), дрожать под напором выдыхаемой воздушной струи. Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (звуки с,з,ц), подниматься к небу вместе с кончиком языка и образовывать щель с твердым небом (звуки ш,ж,щ).
Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части языка она может только подниматься к твердому небу (зук й и мягкие согласные).
Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с небом (звуки к, г) или же образовывать щель с небом (звук х).
Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (звуки и, э, с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р); могут опускаться и пропускать струю воздуха вбок (звук л); язык может сужаться и боковые края его не будут касаться коренных зубов (звуки о, у). Таким образом, язык может быть широким, распластанным и узким.
В образовании звуков также играет роль подвижность губ. Губы могут вытягиваться в трубочку (звук у), могут обнажать передние верхние и нижние зубы (звуки и, с, з, ц, л), могут слегка выдвигаться вперед (звуки ш, ж). Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (звуки п, б, м), образовывать щель, приближаясь к верхним зубам (звуки ф, в).
Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, меняя этими движениями объем полости рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.
Мягкое небо может подниматься и опускаться. Когда мягкое небо опущено, выдыхаемая струя воздуха проходит через нос, в результате образуются носовые звуки м, м’, н, н’. Если мягкое небо поднято, а маленький язычок прижимается к задней стенки глотки, то закрывается проход в носовую полость. Выдыхаемая струя воздуха идет через рот и образуются ротовые звуки (все кроме звуков м, м’, н, н’).
Выработке подвижности и качества движений артикуляционного аппарата способствует артикуляционная гимнастика.
При образовании различных звуков каждый орган артикуляционного аппарата занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а их работа – координирована.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/07/picture-751485-1454863139.jpg)
Рекомендации родителям по выполнению артикуляционной гимнастики
Рекомендации родителям по выполнению артикуляционной гимнастики...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/13/picture-698793-1447444166.jpg)
Рекомендации логопеда по выполнению артикуляционной гимнастики
Требования правильного выполнения, примеры упражнений...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/22/picture-999804-1516614490.jpg)
Показ выполнения артикуляционной гимнастики детьми, зачисленными на занятие с логопедом.
Представлены фотографии выполнения детьми артикуляционной гимнастики ("Сказка о весёлом язычке") и комплекс артикуляционной гимнастики с описанием упражнений....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/30/picture-356945-1385826945.jpg)
Рекомендации логопеда по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста
Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четка артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – не...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/20/picture-1019501-1521527939.jpg)
Фронтальная консультация учителя-логопеда для воспитателей "Методические рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики"
Представлены методические рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики начиная с раннего возраста и заканчивая подготовительной к школе группы....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/12/picture-1353957-1634038005.jpg)
Рекомендации родителям по выполнению артикуляционной гимнастики.
Рекомендации для родителей по проведению общей и специальной ( в зависимости от группы нарушенных звуков) артикуляционной гимнастики с комплексами упражнений и их описанием....