Рекомендации логопеда по выполнению артикуляционной гимнастики
методическая разработка по логопедии на тему

Бутенко Елена Николаевна

Рекомендации предназначены педагогам для понимани необходимости выполнения артикуляционной гимнастики с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по выполнению артикуляционной       гимнастики

Мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность особых, с определенной целью подобранных упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата и развитию силы, ловкости и дифференцированности движений данного органа.

Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя подбирать произвольно. Следует предусматривать те движения и положения органов артикуляционного аппарата, в результате которых образуются звуки, составляющие фонетическую основу данного языка.

Самым подвижным органом является язык. Он состоит из корня (основание, которым язык прикреплен к подъязычной кости), спинки и кончика языка. Особо можно выделить кончик языка, которым заканчивается передняя часть языка, и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков.

Наибольшей степенью подвижности обладает передняя часть языка и кончик языка. Кончик языка может опускаться за нижние зубы (звуки с,з,ц), подниматься за верхние зубы (звуки т,д,н), прижиматься к альвеолам (звук л), дрожать под напором выдыхаемой воздушной струи. Передняя часть спинки языка может подниматься без участия кончика языка к альвеолам и образовывать с ними щель (звуки с,з,ц), подниматься к небу вместе с кончиком языка и образовывать щель с твердым небом (звуки ш,ж,щ).

Средняя часть языка наиболее ограничена в своих движениях. Без продвижения передней или задней части языка она может только подниматься к твердому небу (зук й и мягкие согласные).

Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с небом (звуки к, г) или же образовывать щель с небом (звук х).

Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (звуки и, э, с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р); могут опускаться и пропускать струю воздуха вбок (звук л); язык может сужаться и боковые края его не будут касаться коренных зубов (звуки о, у). Таким образом, язык может быть широким, распластанным и узким.

В образовании звуков также играет роль подвижность губ. Губы могут вытягиваться в трубочку (звук у), могут обнажать передние верхние и нижние зубы (звуки и, с, з, ц, л), могут слегка выдвигаться вперед (звуки ш, ж). Наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (звуки п, б, м), образовывать щель, приближаясь к верхним зубам (звуки ф, в).

Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, меняя этими движениями объем полости рта, что особенно важно при образовании гласных звуков.

Мягкое небо может подниматься и опускаться. Когда мягкое небо опущено, выдыхаемая струя воздуха проходит через нос, в результате образуются носовые звуки м, м’, н, н’. Если мягкое небо поднято, а маленький язычок прижимается к задней стенки глотки, то закрывается проход в носовую полость. Выдыхаемая струя воздуха идет через рот и образуются ротовые звуки (все кроме звуков м, м’, н, н’).

Выработке подвижности и качества движений артикуляционного аппарата способствует артикуляционная гимнастика.

При образовании различных звуков каждый орган артикуляционного аппарата занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а их работа – координирована.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по выполнению артикуляционной гимнастики

Рекомендации родителям по выполнению артикуляционной гимнастики...

Рекомендации логопеда по выполнению артикуляционной гимнастики

Требования правильного выполнения, примеры упражнений...

Рекомендации логопеда по проведению артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четка артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – не...

Фронтальная консультация учителя-логопеда для воспитателей "Методические рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики"

Представлены методические рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики начиная с раннего возраста и заканчивая подготовительной к школе группы....

Рекомендации родителям по выполнению артикуляционной гимнастики.

Рекомендации для родителей по проведению общей и специальной ( в зависимости от группы нарушенных звуков) артикуляционной гимнастики с комплексами упражнений и их описанием....

Рекомендации родителям при выполнении артикуляционной гимнастики для звуков Р, Р\'

Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики!...