Главные вкладки

    "Формирование речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР"
    консультация по логопедии на тему

    Саландаева Екатерина Сергеевна

    В материале вы найдете понятие "речевая активность", какие условия необходимо создать для ее формирования у детей с тяжелыми нарушениями речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirov._rech.aktivn.docx18.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на тему:

    «Формирование речевой активности

    у детей старшего  дошкольного возраста

     с тяжелыми нарушениями речи»

    Ульяновск

    Старший дошкольный возраст - возраст интенсивного формирования речи. Это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения, формирования речевой активности у детей.

    Речь сопровождает все виды деятельности детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности познать действительность, наладить полноценное взаимоотношение с окружающими. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития.

    Одним из ведущих направлений в нашей профессиональной деятельности является - формирование речевой активности у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

    Но как ребенка с ТНР научить разговаривать? Как развивать речевое общение? Вопрос актуальный.

    Так что же такое речевая активность?

    Речевая активность - свойство личности, проявляющееся в способности высказываться и воспринимать речь другого субъекта речевой коммуникации.

    Речевая активность - качественно-количественная характеристика речевой деятельности.

    Работа по формированию речевой активности включает в себя:

    • поддержание и развитие естественного и живого интереса дошкольников
      к звучащей речи;
    • развитие речевого внимания;
    • формирование грамматически правильной речи;

    Работа в данном направлении строилась с учетом следующих принципов

    • Ориентация на зону ближайшего развития.
    • Включение   детей   в   различные   формы   организации   деятельности
      общения с взрослым.
    • Обеспечение успеха организуемой познавательной деятельности.
    • Стимуляция потребности детей в коммуникации со взрослым.
    • Тесное взаимодействие воспитателя с логопедом при построении работы.

    Для того чтобы у детей с ТНР сформировать речевую активность, необходимо, чтобы у них возникла потребность высказываться, общаться с окружающими - нужна мотивация.

    Развитая потребность в общении стимулирует самопознание ребенка в целях регуляции деятельности - своей и своих партнеров - и ведет к становлению сложных механизмов познавательной активности. Коммуникативный опыт - один из важнейших факторов, определяющий, как представляет ребенок свои способности и связанные с ним возможности.

    Формированию мотивации способствует увлекательное изложение материала, интересная форма преподнесения, эмоциональность речи педагога, поддержка, красочный наглядный материал.

    Все это использовалось в работе по формированию мотивационной сферы у детей с ТНР.

    Кроме этого необходимо создавать определенные условия:

    1. Развивающая речевая среда:

    • Книжные уголки;
    • разнообразные виды театра;
    • аудиотека,  музыкальный уголок;
    • познавательная литература;
      дидактические игры;

    Все это важные составляющие «речевой среды», «речевого пространства».

    2.Детское речевое творчество, его поддержка и развитие:

    Здесь очень хорошо использовать устное народное творчество - малые фольклорные формы: загадки, потешки, пестушки.

    В своей работе на логопедических занятиях используя, например, загадки, развиваем интерес и внимание, чуткость к народному слову. Составление загадок - описаний с использование схем, способствует формированию грамматически правильной, связной речи, речевой активности у детей с ТНР.

    Еще одним из важнейших условий является:

    3. Широкая речевая практика:

    • совместные праздники, досуги (с детьми из других групп);
    • театрализованная деятельность;

    Т.е. общение с взрослыми и сверстниками, с детьми младше и старше себя. Любая совместная деятельность дает возможность формировать положительное отношение к сверстникам. Непринужденное общение способствует развитию детского коллектива. Все это является подтверждением народной мудрости: «Уметь общаться - в счастье купаться».

    Подводя итоги выше сказанного, формирование речевой активности - одна из целей всего коррекционного процесса, требующая длительной, кропотливой, совместной работы логопеда, воспитателя и родителей. От того, как дети овладеют связной речью, насколько их речь будет активна - зависит дальнейший успех в обучении.

    Список используемой литературы:

    1. Сидорова У.М. «Формирование речевой и познавательной активности у
      детей с ОНР». - М.,-Сфера, 2005г.
    2. Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучение
      родному языку дошкольников». - М., - Академия, 2000г.
    3. Белобрыкина О.А. «Речь и общение». - ЯрославльД 998г.
    4. Александрина И.Н. «Формирование связного высказывания у детей с
      ОНР» /Логопед №8/2008г., с. 4-8/.
    5. Гуськова А.А. «Малые фольклорные жанры в формировании звуковой
      культуры речи» /Логопед №5/2008г., с. 66-67/.
    6. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. «Ребенок плохо говорит? Почему? Что
      делать?»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

    Проблема формирования познавательной активности дошкольников, как показывают исследования, находилась в центре внимания педагогов с давних времён. Педагогическая действительность ежедневно д...

    Проект «Развивающие игры как средство формирования познавательной и речевой активности у детей старшего дошкольного возраста»

    Как часто родители слышат от своих детей знакомую просьбу: «Мама, папа, поиграйте со мной!» И сколько радости получают малыши, когда взрослые, преодолевая усталость, занятость, отложив в с...

    Педагогический проект «Развивающие игры как средство формирования познавательной и речевой активности у детей старшего дошкольного возраста»

    Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной и речевой активности у детей старшего дошкольного возраста»...

    Тема по самообразованию «Использование технологии создания мультипликации как средство развития речевой активности у детей старшего дошкольного возраста»

    Наряду с традиционными методами и приёмами развития монологической речи дошкольников, в дошкольных образовательных учреждениях широко используются элементы мультипликации икомпьютерной анимации, а име...

    Игры на развитие творческого мышления как стимуляция речевой активности у детей старшего дошкольного возраста

    Игры на развитие творческого мышления как стимуляция речевой активности у детей старшего дошкольного возраста...

    Игры на развитие творческого мышления как стимуляция речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

    Творческое мышление является важным компонентом развития личности ребенка, оно позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения в условиях неопределенности, множества выборов, де...

    Использование технологии создания мультипликации как средство развития речевой активности у детей старшего дошкольного возраста

    Отчет по самообразованию: «Использование технологии создания мультипликации как средство развития речевой активности у детей старшего дошкольного возраста»...