"Формирование речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР"
консультация по логопедии на тему

Саландаева Екатерина Сергеевна

В материале вы найдете понятие "речевая активность", какие условия необходимо создать для ее формирования у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirov._rech.aktivn.docx18.68 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

«Формирование речевой активности

у детей старшего  дошкольного возраста

 с тяжелыми нарушениями речи»

Ульяновск

Старший дошкольный возраст - возраст интенсивного формирования речи. Это благоприятная пора для выработки навыков эффективного общения, формирования речевой активности у детей.

Речь сопровождает все виды деятельности детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности познать действительность, наладить полноценное взаимоотношение с окружающими. С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития.

Одним из ведущих направлений в нашей профессиональной деятельности является - формирование речевой активности у детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Но как ребенка с ТНР научить разговаривать? Как развивать речевое общение? Вопрос актуальный.

Так что же такое речевая активность?

Речевая активность - свойство личности, проявляющееся в способности высказываться и воспринимать речь другого субъекта речевой коммуникации.

Речевая активность - качественно-количественная характеристика речевой деятельности.

Работа по формированию речевой активности включает в себя:

  • поддержание и развитие естественного и живого интереса дошкольников
    к звучащей речи;
  • развитие речевого внимания;
  • формирование грамматически правильной речи;

Работа в данном направлении строилась с учетом следующих принципов

  • Ориентация на зону ближайшего развития.
  • Включение   детей   в   различные   формы   организации   деятельности
    общения с взрослым.
  • Обеспечение успеха организуемой познавательной деятельности.
  • Стимуляция потребности детей в коммуникации со взрослым.
  • Тесное взаимодействие воспитателя с логопедом при построении работы.

Для того чтобы у детей с ТНР сформировать речевую активность, необходимо, чтобы у них возникла потребность высказываться, общаться с окружающими - нужна мотивация.

Развитая потребность в общении стимулирует самопознание ребенка в целях регуляции деятельности - своей и своих партнеров - и ведет к становлению сложных механизмов познавательной активности. Коммуникативный опыт - один из важнейших факторов, определяющий, как представляет ребенок свои способности и связанные с ним возможности.

Формированию мотивации способствует увлекательное изложение материала, интересная форма преподнесения, эмоциональность речи педагога, поддержка, красочный наглядный материал.

Все это использовалось в работе по формированию мотивационной сферы у детей с ТНР.

Кроме этого необходимо создавать определенные условия:

1. Развивающая речевая среда:

  • Книжные уголки;
  • разнообразные виды театра;
  • аудиотека,  музыкальный уголок;
  • познавательная литература;
    дидактические игры;

Все это важные составляющие «речевой среды», «речевого пространства».

2.Детское речевое творчество, его поддержка и развитие:

Здесь очень хорошо использовать устное народное творчество - малые фольклорные формы: загадки, потешки, пестушки.

В своей работе на логопедических занятиях используя, например, загадки, развиваем интерес и внимание, чуткость к народному слову. Составление загадок - описаний с использование схем, способствует формированию грамматически правильной, связной речи, речевой активности у детей с ТНР.

Еще одним из важнейших условий является:

3. Широкая речевая практика:

  • совместные праздники, досуги (с детьми из других групп);
  • театрализованная деятельность;

Т.е. общение с взрослыми и сверстниками, с детьми младше и старше себя. Любая совместная деятельность дает возможность формировать положительное отношение к сверстникам. Непринужденное общение способствует развитию детского коллектива. Все это является подтверждением народной мудрости: «Уметь общаться - в счастье купаться».

Подводя итоги выше сказанного, формирование речевой активности - одна из целей всего коррекционного процесса, требующая длительной, кропотливой, совместной работы логопеда, воспитателя и родителей. От того, как дети овладеют связной речью, насколько их речь будет активна - зависит дальнейший успех в обучении.

Список используемой литературы:

  1. Сидорова У.М. «Формирование речевой и познавательной активности у
    детей с ОНР». - М.,-Сфера, 2005г.
  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучение
    родному языку дошкольников». - М., - Академия, 2000г.
  3. Белобрыкина О.А. «Речь и общение». - ЯрославльД 998г.
  4. Александрина И.Н. «Формирование связного высказывания у детей с
    ОНР» /Логопед №8/2008г., с. 4-8/.
  5. Гуськова А.А. «Малые фольклорные жанры в формировании звуковой
    культуры речи» /Логопед №5/2008г., с. 66-67/.
  6. Давидович Л.Р., Резниченко Т.С. «Ребенок плохо говорит? Почему? Что
    делать?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Развивающие игры как средство формирования познавательной и речевой активности у детей старшего дошкольного возраста»

Как часто родители слышат от своих детей знакомую просьбу: «Мама, папа, поиграйте со мной!» И сколько радости получают малыши, когда взрослые, преодолевая усталость, занятость, отложив в с...

Педагогический проект «Развивающие игры как средство формирования познавательной и речевой активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной и речевой активности у детей старшего дошкольного возраста»...

Тема по самообразованию «Использование технологии создания мультипликации как средство развития речевой активности у детей старшего дошкольного возраста»

Наряду с традиционными методами и приёмами развития монологической речи дошкольников, в дошкольных образовательных учреждениях широко используются элементы мультипликации икомпьютерной анимации, а име...

Игры на развитие творческого мышления как стимуляция речевой активности у детей старшего дошкольного возраста

Игры на развитие творческого мышления как стимуляция речевой активности у детей старшего дошкольного возраста...

Игры на развитие творческого мышления как стимуляция речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Творческое мышление является важным компонентом развития личности ребенка, оно позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения в условиях неопределенности, множества выборов, де...

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...

Мастер-класс для педагогов «Формирование речевой активности у детей старшего дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности».

Цель: Повышение профессиональной педагогической компетентности педагогов в  вопросах речевого развития дошкольников посредством технологии развивающих игр  Никитина.Задачи:- Развивать ...