«Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями"
консультация по логопедии на тему

Саландаева Екатерина Сергеевна

Данный материал знакомит педагогов с понятиями "коммуникативная грамотность", "речевое поведение", а также как правильно и эффективно построить диалог с родителями воспитатнников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech._poved_.pedagoga.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности речевого поведения

педагога в общении с родителями»

Педагогическая деятельность имеет коммуникативную природу и строится по законам общения. Задачи обучения и воспитания решаются в процессе общения и через общение как специфический вид деятельности.

Диалог воспитателя и родителя - основа успешного развития ребенка, а сфера профессионального педагогического общения в условиях детского сада имеет свою специфику. В условиях детского сада кроме педагога и воспитанника активным участником педагогического процесса является еще и родитель. Педагогу ДОУ необходимо владеть широким арсеналом средств эффективного речевого взаимодействия, как с дошкольниками, так и с родителями своих воспитанников.

Взаимодействие семьи и системы дошкольного образования предполагает межличностное сотрудничество педагогов и родителей с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка дошкольного возраста.

Взаимодействие педагогов и родителей самым непосредственным образом связано с понятием диалога. В диалоге важную роль играют ситуация, жест, мимика, интонация.

У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Поэтому современный воспитатель должен быть не только профессионально компетентным, но и способным показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников, что у них общая цель - успешное развитие ребёнка.

Успешность педагогического общения в значительной степени определяется не только умением педагога говорить правильно и выразительно, но и его способностью выразить свои чувства и отношение к собеседнику взглядом, жестом, а также умением управлять своим психологическим состоянием, видеть себя со стороны. Практика взаимодействия с родителями показывает, что для установления контакта в диалоге педагогам важно активно использовать язык поддержки и соучастия, давать понять родителям, что их внимательно слушают.

Безусловно, диалог в педагогической практике - дело весьма сложное, требующее не рецептурного воспроизведения тех или иных приёмов, а мастерского владения ситуацией. Ведь каждый диалогический опыт в определённом смысле эксклюзивен, у каждого он свой, и каждый проявляет в этой сфере деятельности безграничное творчество.

Но только гармонизирующий диалог взрослых, объединенных заботой о развитии ребёнка, способен компенсировать и смягчить несовершенство друг друга, создать оптимальные условия для развития функционально грамотной личности ребёнка.

Главная задача взаимодействия педагогов с родителями - установление партнёрских отношений, которые позволяют объединить усилия для воспитания и развития детей, создать атмосферу общности интересов. Поэтому важным критерием, определяющим характер речевого общения в детском саду, выступает в первую очередь уровень сформированное™ профессиональной речевой личности педагога: его индивидуальные и профессиональные качества особенности его профессиональной речи, отношение к родителям как к партнерам по общению. Направленность общения воспитателя с родителями (сообщение о достижения ребёнка, о содержании занятий и происшествиях в группе; просьбы и

сообщения   административного   характера),   его   содержательность   должны способствовать оптимальному общению.

И воспитатель, и родитель - взрослые люди, имеющие свои  психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, жизненный опыт, уровень культуры нравственную позицию и собственное видение проблем связанных с процессом развития их ребёнка. Эффективность образовательного прицела ьи мшлчм определяется тем, насколько удаётся педагогу разрешить возникшие противоречия, эффективно и целесообразно выстроить речевое поведение в различных ситуациях профессионального общения.

Воспитатель сможет найти индивидуальный подход к каждому родителю своих воспитанников и построить эффективный диалог с опорой на характерные особенности определенного типа речевой личности родителя. Описание преобладающих способов речевого поведения родителей в типичных ситуациях общения с воспитателем детского сада представляется в виде таблицы.

По таблицам отчетливо видно, что взаимодействие воспитателя с родителями в условиях ДОУ имеет все признаки диалога и обусловлено совместной деятельностью для создания благоприятных условии развития ребенка, Характер межличностных взаимоотношений, их диалогичность можно определить по применяемым тактикам, способам общения собеседников и по типичным примерам речевого поведения участников диалога в ДОУ.

Несмотря на то, что в последипломном образовании научить диалогу нелегко, так как личность уже сформирована, педагог, выступая активатором процесса профессионально-педагогического общения, должен и может регулировать свое речевое поведение, для того, чтобы соответствовать той социальной роли, которую он играет в условиях дошкольного учреждения в речевом взаимодействии с участниками педагогического процесса.

Современному педагогу следует стремиться к гармонизирующему общению с родителями воспитанников, придерживаясь традиций, сформированных в нашей речевой культуре и воплощенных в русском риторическом идеале. По словам С.В. Меныпениной, «...необходимо учиться общению друг с другом, следовать правшам, которые вырабатывались на протяжении многовековой истории нашими предками и оформились в некий образец бесконфликтного общения, основанного на христианских заповедях».

Каждый педагог сам решает, какое речевое поведение выбрать при общении с родителями воспитанников, но при этом он всегда должен стремиться к успешному взаимодействию со всеми участниками родительского собрания.

Исследования в психологии и социологические теории речевого общения указывают на то, что речевое поведение собеседников - это форма проявления речевого общения, а их речь-это содержание.

Речь и речевое поведение отличаются друг от друга своими результатами. Результатом речевой деятельности являются мысль и текст9 а результатом речевого поведения выступают отношения между людьми. Значит, педагог должен быть хорошим психологом и организатором, умеющим чувствовать обстановку и предугадывать исход различных ситуаций при общении с воспитанниками, но и на собрании при общении с родителями.

Как же следует вести себя педагогу на родительском собрании и в индивидуальной беседе с родителями? Прежде всего педагогу необходимо

стремиться к взаимодействию с ними. Осознание значимости этого положения особенно важно для начинающего педагога, который только накапливает свой педагогический опыт, учится строить речевую коммуникацию, вступая в контакт . не только с воспитанниками, но и с коллегами, администрацией и родителями детей. Однако возникающие проблемные ситуации нередко вызывают чувство неуверенности, страх у молодого специалиста, а найденные решения зачастую не дают нужного результата, так как ему трудно предвидеть все ситуации и предсказать реакции взрослого.

Согласимся с И.А. Стерниным в том, что коммуникативная грамотность - это «умение вести общение эффективно и бесконфликтно». И это, безусловно, важно при общении с родителями воспитанников.

Считаем, что коммуникативная грамотность включает в себя следующие коммуникативные умения педагога:

  • владение основными способами речевого взаимодействия: вербальным и
    невербальным  (умение  устанавливать  визуальный  и  голосовой  контакт  с аудиторией);
  • умение строить общение на дружелюбии, искренности;

- выбор необходимых для эффективного диалога содержание речи и
языковое оформление;

  • продумывание расположения аргументов и идей;
  • формулирование мысли ясно, чётко и выразительно;
    -использование  определенного речевого жанра с  учётом конкретной

коммуникативной ситуации;

- корректно   преподносить   информацию   об   удачах   и   ошибках
воспитанников;

  • поддерживать отношения сотрудничества, терпимо выслушивать мнения
    и советы родителей, не совпадающих с точкой зренияпедагога;
  • соблюдение норм литературного языка и коммуникативных норм;
  • совершение позитивных речевых поступков.

Так как речевое поведение педагога - это форма проявления речевого общения, «показатель определенного стиля общения человека, его коммуникативной стратегии и тактики», то будущему учителю важно обращать внимание на то, каким образом формируется и создается текст (высказывание) и как он проявляется в конкретной ситуации общения. Можно сказать, что речевое поведение педагога на родительском собрании - это реакция на возникающие проблемы, вопросы, задачи, требующие быстрого решения. Поэтому педагог всегда должен быстро реагировать и подбирать необходимые слова и выражения для решения спорных вопросов и конфликтов, что возможно благодаря речевым поступкам, без которых трудно представить педагогическое общение: различные ситуации в организованной деятельности и вне ее, родительские собрания, индивидуальные беседы и т.д.

По словам З.И. Курцевой, речевой поступок в педагогическом общении - это «намеренно созданное высказывание, отражающее нравственную позицию коммуниканта, цель которого - воздействовать на адресата (повлиять на его мнение, на его отношение к чему- либо или кому- либо, на принятие решения и т.п.)».

Позитивный речевой поступок создает условия для бесконфликтного педагогического общения, основанного на взаимопонимании, взаимодействии педагога, родителей и воспитанника, радости от общения, благодаря которому происходит полноценный образовательный процесс. От того, как будет себя вести педагог, какие речевые поступки он совершит, зависит исход проблемной или конфликтной ситуации. Для каждого педагога важно овладеть мастерством подогоппвского слова. Необходимо обращать внимание на связь избираемой педагогом формы воздействия с определенной педагогической ситуацией. Любой из речевых жанров не может использоваться универсально во всех случаях жизни, поэтому педагог всегда должен искать наиболее эффективные средства выражения речевого поступка, соответствующие данным условиям. Например, на родительском собрании педагог, помимо информационного слова, в зависимости от условий общения может использовать шутку, намек и т.п.

Специфика речевого поведения педагога с родителями заключается в том, что оно всегда должно быть диалогом сотрудничеством, направленным на решение спорных вопросов, гармонизацию общения между педагогом и коллективом родителей.

Итак, основными составляющими эффективного речевого поведения педагога являются:

  • коммуникативная грамотность;
  • позитивное настроение;
  • владение собой, своими эмоциями;
  • отбор и систематизация информации, корректное подведение итогов;

-        использование примеров, наглядных средств, материалов, адекватных
ситуаций, положительно воздействующих на восприятие слушающих;

  • внимание ко всем участникам беседы;
  • грамотная организация пространства общения;
  • регламентированный объем сообщения.

В современной педагогике опытные педагоги прибегают к организации не стандартных родительских собраний: «круглых столов», тренингов, тематических кружков и т.п., что, на наш взгляд, позволяет решать задачи и возникающие проблемы на другом, более высоком уровне.

В заключение следует отметить, что родитель и педагог, участвующий в общении - это тесный союз. Только сотрудничество и взаимопомощь всех участников этого союза могут дать положительный результат: создать единую благоприятную учебно - воспитательную среду для развития лучших качеств личности воспитуемых.

Литература:

  1. Васильев, И. А. Подготовка молодых педагогических кадров в системе вуз
    - общеобразовательная школа / И.А. Васильев // Начальная школа; До и После. -
    2011.-№4.-С.67-72.
  2. «Дошкольноевоспитание», - 2011 г.- №2. -с.

3.        Курцсва,  З.И.  Коммуникативно нравственное развитие учащихся в
системе непрерывного риторического образования: [Монография] / З.И. Курцева.
-М.:МИОО,2007.-127с.

4.        Курцева,   З.И.   Речевой   поступок   в   педагогическом   общении:
[Монография] З.И. Курцева. - М.: Баласс, 2010. - 224 с.

  1. Меньшенина,  С.В.  - Глинские чтения,  ноябрь-декабрь  2007  г.  /
    Риторический идеал как образец речевого поведения человека.
  2. Стернин, И.А. Введение в речевое воздействие / И.А. Стернин //
    Основные понятия науки о речевом воздействии. - Воронеж, 2001.

Приложение

Социально-психологический тренинг «Общение педагогов с родителями»

Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями

Упражнение 1 «Смотрим в книгу, видим...»

Цель: продемонстрировать особенности восприятия и передачи информации. Материал: картинка.

Процедура: из группы вызываются добровольцы, которые уходят за дверь. Вводится запрет на подсказки, смех и пр.

Затем приглашается первый испытуемый, которому дается следующая инструкция: «Сейчас вам будет предъявлен лист бумаги, содержащий некую информацию. Это картинка. В течение 1 минуты вы рассматриваете листок, стараясь запомнить все, что там изображено. После этого вы должны как можно подробнее донести всю запомнившуюся информацию до следующего игрока».

Далее    приглашается   второй   испытуемый,    которому   дается   следующая инструкция:

«Вам будет устно передана некая информация, которую вы должны запомнить, для того, чтобы передать ее следующему участнику. Задавать уточняющие вопросы вы не имеете права».

Игра продолжается пока, наконец, последний участник не расскажет то, что он запомнил, всей группе. Рефлексия.

  1. Как вы себя чувствовали во время данного упражнения?
  2. Сложно ли было запомнить и передать информацию?
  3. Заменяли ли вы ранее переданные слова в информации синонимами?

Упражнение 2. «Самый трудный родитель, самый приятный родитель» Цель: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников. Процедура. Педагогам предлагается разделиться на группы по 3-4 человека. Вам необходимо создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками. Затем создать портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции. Рефлексия.

  1. Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым Вам
    неприятно вступать в контакт? Какие качества Вы отразили в этом портрете? Были  ли у Вас в практике такие родители?
  2. Что Вы чувствовали при создании этого портрета? Есть ли в Вашей группе
    такие родители?
  3. Какие Вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями,
    которые Вам неприятны?

Упражнение 3. «Войди в круг»

Цель: Демонстрация воспитателям необходимости гибкого отношения к общению с родителями.

Процедура. Педагогам предлагается вытянуть из коробки листок, по сигналу ведущего все открывают разворачивают его и читают, что написано, но никому не показывают. Участникам, вытянувшим слово «круг» - родитель нужно встать в круг и крепко держаться за руки - это круг родителей. Педагоги, которые вытянули листок со словами «смоделировать общение педагога с родителем в соответствии с заданным типом общения», встают за кругом, но в разных местах друг от друга. Они должны так убедить играющих впустить их в круг, то есть подобрать необходимые слова в соответствии с указанным заданием, чтобы «родители» захотели это сделать. Рефлексия.

  1. Что Вы испытывали, выполняя упражнение?
  2. Легко ли Вам было войти в замкнутый круг? Удалось ли это с первого раза?
    Почему?
  3. Как Вы считаете, общаясь с родителями Вашей группы, находитесь ли Вы в
    кругу или за кругом?

Круг

(родитель)

Круг

(родитель)

Круг

(родитель)

Круг

(родитель)

Круг

(родитель)

Круг

(родитель)

Круг

(родитель)

Круг

(родитель)

Круг

(родитель)

Круг

(родитель)

Круг

(родитель)

Круг

(родитель)

      Смоделировать общение педагога с родителем в соответствии с авторитарным
стилем:
Родитель рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнер. Педагог единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль за
выполнением предъявляемых требований, использует свои права без учета ситуации и мнений
родителей, не обосновывает свои действия перед родителями. Главными методами воздействия такого педагога являются - приказ, поучение.        

     Смоделировать общение    педагога    с родителем        в  соответствии        с либеральным стилем: Педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу родителям, коллегам. Проявляет нерешительность и колебания        при взаимодействии        с родителями.

      Смоделировать общение педагога с родителем в соответствии с демократическим стилем: Родитель рассматривается как равноправный партнер в общении. Педагог привлекает родителей к принятию решений, учитывает их мнение, учитывает личностные качества родителей и детей. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями.

Предлагаемый материал призван способствовать овладению основами речевой культуры диалога, умению применять их к различным аспектам прфессиональной деятельности....

"Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями"

Взаимодействие педагогов и родителей самым непосредственным образом связано с понятием диалога. Диалог воспитателя с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои специфичес...

Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями

Данная статья поможет педагогам выстроить свою линию речевой культуры и этикета в общении с родителями....

презентация "Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями"

Получение единого конечного результата – формирование гармоничной личности ребёнка...

Тема самообразования "Речевой этикет педагога в общении с родителями воспитанников"

Педагог — «речевая» профессия: именно в коммуникационной деятельности в конечном счёте реализуются научность, проблемность, последовательность, природо- и культуросообразность, други...