Диалог взрослых в детском саду. Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями
консультация

для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_2.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями

Специфика актуальных форм диалога взрослых в дошкольном образовании предопределена целью дошкольного воспитания.

Многочисленные исследования убедительно показывают, что семья и детский сад-два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. К признакам такого сотрудничества относятся:

• соприсутствие участников деятельности во времени и в пространстве;

• наличие единой цели, общей для всех участников мотивации;

• разделение процесса деятельности между участниками;

• совмещение прав и обязанностей родителей и педагогов в

совместной деятельности с единой целью - созданием оптимальных

условий для развития и воспитания ребёнка;

• получение единого конечного результата - формирования

функционально грамотной, гармоничной личности дошкольника и др.

Взаимодействие педагогов и родителей самым непосредственным образом связано с понятием диалога. Диалог воспитателя с родителямив условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои специфические черты: постоянный и непосредственный контакт участников педагогического процесса, и индивидуальный подход к решению ежедневно возникающих вопросов различного характера.

Диалог воспитателя с родителямив условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои специфические черты: постоянный и непосредственный контакт участников педагогического процесса, индивидуальный подход к решению ежедневных возникающих вопросов различного характера для создания благоприятных условий для развития ребёнка, наличие каждодневной «обратной связи».

Обратная связь - это получение информации о партнёре для коррекции собственного поведения в процессе общения, которая состоит из сознательного контроля коммуникативных действий; оценки реакций партнёра и изменения собственного поведения; умения видеть себя со стороны. В условиях дошкольного образовательного учреждения ярко проявляются следующие характеристики диалога взрослых:

• ситуативность (участники лишь намечают общую стратегию,

коммуникативную цель будущего разговора: обсудить что-то,

проинформировать и т. п.);

• непроизвольность (нередко случайно возникшая мысль тут же

высказывается в разговоре) и реактивность (речевые действия

коммуникантов оказываются прямой и незамедлительной реакцией

на высказывание партнёра по общению);

• дискурсивность (участники диалога знают, о чём идёт речь, но

предмет разговора не всегда понятен постороннему);

• непредсказуемость речевого поведения общающихся, так как в ходе

разговора могут возникнуть как положительные, так и отрицательные

реакции собеседников.

Диалогическое взаимодействие воспитателя и родителяв условиях ДОУ представляет собой:

• диалогическую ситуацию, включающую диалогическую позицию

педагога и диалогическую позицию родителя;

• непосредственный вербальный контакт, единицей которого являются

диалогические высказывания;

• последствия диалога - продолжение действия импульса, заданного

диалогом.

Для диалога как коммуникативно-функциональной системы исходным фактором выступает результат, имеющий межличностный характер. Результат общения - складывающиеся отношения с другими людьми. Результатом взаимодействия педагога и родителя можно считать создание оптимальных условий для развития ребёнка в детском саду и дома, обеспечение тесной взаимосвязи дошкольного учреждения и семьи, которая реализуется через речевую деятельность всех участников педагогического процесса-детейродителей и педагогов.

В процессе взаимодействия воспитателя и родителя в условиях Д/с присутствуют сущностные признаки диалога/к которым относятся:

» эмпатийность, т. е. способность сопереживать, чувствовать, понимать

собеседника, мир его ценностей; «толерантность, т. е. приятие других культур - осознание права другого

«иметь право»;

* конгруэнтность, основу которой, по К. Роджерсу, составляет умение

настроиться на актуальное состояние собеседника, положительное

отношение к нему;

* конструктивность, или позитивный опыт преодоления противоречий,

умение разрешать возникающие разногласия, переориентируя

разрушительную энергию в созидательную;

* рефлексивность, т. е. опыт самоанализа и анализа процесса

взаимоотражения личностей и контактов, окружающих личность.

Под профессионально значимым типом высказывания педагога ДОУ мы понимаем эллиптическое (реже монологическое) высказывание, обладающие смысловой целостностью, подчинённое условиям конкретной ситуации и реализующее эффективное взаимодействие участников общения. У педагогов и родителей единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Поэтому современный воспитатель должен быть не только профессионально компетентным, но и способным показать родителям, что он видит в них партнёров, единомышленников, что у них общая цель -успешное развитие ребёнка.

Безусловно, диалог в педагогической практике - дело весьма сложное, требующее не рецептурного воспроизведения тех или иных приёмов, а мастерского владения ситуацией. Отсутствие взаимопонимания во многом определяется коммуникативной установкой партнёров по общению, зависящей от их характера, способностей, которые организованы определённым образом.

Коммуникативная установка - интеллектуальная предрасположенность, настроенность на определенное понимание, отношение к людям, предметам, событиям, с которой индивид вступает в коммуникацию. Главная задача взаимодействия педагогов с родителями - установление партнёрских отношений, которые позволяют объединить усилия для воспитания и развития детей, создать атмосферу общности интересов.

Оптимальное общение - это такое взаимодействие, которое создаёт наилучшие условия для выработки и реализации не противоречащих друг другу коммуникативных целей всех партнёров по общению, для создания благоприятного эмоционального климата вследствие преодоления различного рода барьеров, а также для максимального раскрытия личности каждого. Столкновение противоположно направленных целей, интересов, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия определяется понятием «конфликт».

Деструктивный конфликт - это конфликт, не приводящий к оптимальному результату. Оппоненты не желают слушать мнение друг друга и упорно стремятся настоять на своей точке зрения, тем самым подавляя желания партнёра.

Конструктивный конфликт-это конфликт, приводящий к решению проблемы инцидента. Инцидент-действия или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующих резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними. Возникновение конфликтной ситуации в диалоге с родителями наиболее ярко иллюстрирует особенности речевого поведения педагога детского сада. Томас Килменн выделяет пять стилей поведения в конфликте:

• конкуренция («я активно отстаиваю собственную позицию»);

• уклонение («я стараюсь уклониться от участия в конфликте»);

» приспособление («я стараюсь выработать решение, удовлетворяющее обе стороны»);

• сотрудничество («я ищу решение, основанное на взаимных

интересах»);

• соперничество (конфронтация) («я, и только я, прав в этой ситуации»).

• Обозначенные стили поведения коммуникантов в конфликтной ситуации напрямую связаны со стилями педагогического общения:

• • авторитарным, при котором позиция в общении - «сверху»;

• • демократическим, т. е. «на равных»;

» либеральным, позиция «снизу»;

• • игнорирующим, позиция «неучастия».

• Речевое поведение педагога - определённый стиль общения с участниками педагогического процесса, коммуникативная стратегия и тактика. Доминирующей установкой в речевом поведении педагога по отношению к участникам общения должна быть способность к кооперации. Рассматривая различные классификации типов языковой личности, мы берём за основу классификацию предложенную К. Ф. Седовым, который выделяет конфликтный, центрированный и кооперативный типы языковой личности. Конфликтный тип - демонстрирует установку на себя и одновременно против партнёра по коммуникации; центрированный тип характеризуется установкой на себя при игнорировании партнёра по коммуникации, а кооперативный тип в качестве доминирующей установки общения демонстрирует установку на партнёра по коммуникации. Характеристики каждого типа языковой личности основаны на особенностях речевого поведения участника общения в трёх аспектах: перцептивном, поведенческом, рефлексивном. Профессиональная речевая личность педагога способна овладеть коммуникативными формами речевого поведения, помогающими успешному профессиональному общению, и конструктивными способами построения социально-коммуникативного взаимодействия с родителями воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями.

Предлагаемый материал призван способствовать овладению основами речевой культуры диалога, умению применять их к различным аспектам прфессиональной деятельности....

"Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями"

Взаимодействие педагогов и родителей самым непосредственным образом связано с понятием диалога. Диалог воспитателя с родителями в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои специфичес...

Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями

Данная статья поможет педагогам выстроить свою линию речевой культуры и этикета в общении с родителями....

презентация "Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями"

Получение единого конечного результата – формирование гармоничной личности ребёнка...

«Особенности речевого поведения педагога в общении с родителями"

Данный материал знакомит педагогов с понятиями "коммуникативная грамотность", "речевое поведение", а также как правильно и эффективно построить диалог с родителями воспитатнников....

Тема самообразования "Речевой этикет педагога в общении с родителями воспитанников"

Педагог — «речевая» профессия: именно в коммуникационной деятельности в конечном счёте реализуются научность, проблемность, последовательность, природо- и культуросообразность, други...