Использование сказкотерапии в логопедической работе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Работа имеет практическую значимость для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoskazka_gusi-lebedi.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

В системе логопедических занятий использование сказок помогает:

осуществлять коммуникативную направленность каждого слова и высказывания ребёнка на занятии;

совершенствовать лексико-грамматические средства языка;

совершенствовать звуковую сторону речи в сфере произношения, восприятия, выразительности, развивать диалогическую и монологическую речь; повышает игровую мотивацию детской речи;

помогает осуществлять взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

способствует укреплению сотрудничества логопеда с детьми и друг с другом;

создаёт на занятии благоприятную психологическую атмосферу, обогащает эмоционально -чувственную сферу ребёнка;

приобщает детей к прошлому и настоящему русской культуры.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

уточнить артикуляцию звуков С-СЬ, дифференцировать эти звуки в слогах, словах, связной речи.

совершенствовать грамматический строй речи: учить согласовывать прилагательные с существительными, употреблять слова в правильной грамматической форме

обогащать словарный запас детей новыми словами: «Верещунья-белобока», «гостинцы», повторить лексику по темам: «Продукты», «Фрукты»

Коррекционно-развивающие:

развивать словесно-логическое мышление детей, интонационную выразительность речи, активизировать внимание, память.

развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику детей,

развивать слуховое внимание и фонематический слух

 Коррекционно-воспитательные: воспитывать взаимовыручку

Оборудование  : муляжи деревьев, кустов, избушки Бабы Яги, Гусей-лебедей, печки, кукла- Баба Яга, кукла мальчика и девочки, предметные картинки на звуки С-СЬ, картинки фруктов и продуктов. Фонограммы: «Звуки леса»,  «Шум реки».

ХОД ЗАНЯТИЯ

Логопед: Ребята, мне сегодня очень нужно попасть в сказочный лес. Кто хотел бы отправиться туда со мной?

-все

Логопед: Здорово, значит мы отправимся туда все вместе. Но попасть в сказочный лес можно только с помощью какого-нибудь волшебного транспорта.  

-Какие сказочные предметы могут нам в этом помочь? (ступа Бабы-Яги, метла, сапоги-скороходы, ковер-самолет)

-Я, думаю, что лучше всего нам полететь на ковре-самолете.

-Итак, в путь! Садитесь поудобнее, берите друг друга за руки, наше путешествие начинается.

        Логопед: Мы поднимаемся на нашем ковре высоко, к самым облакам. Нам удобно, спокойно и не капельки не страшно. Где-то далеко внизу виднеются поля, реки, горы. А вот и наш лес.

- Посмотрите, ребята, кто это сидит на суку?

        Дети: Сова

        Логопед: Да, это сова, хозяйка сказочного леса!

-  А с какого звука начинается слово сова? ( с )

-   А с какого звука начинается слово сидит? ( сь )

- Чем эти звуки похожи? ( они согласные, при произношении губы «улыбаются», зубки «заборчиком», язычок «горкой», по середине языка проходит холодная воздушная струя, голос «спит».

- Чем они отличаются (звук « с»- твердый, «сь» -мягкий).

        Сова: Какие умные ребята попали в наш сказочный лес, мне как раз такие помощники нужны. Беда у нас в лесу случилась, да только справиться с ней смогут только смышленые и внимательные дети.

        Логопед: А ты, совушка, наших ребят и проверь.

         Сова: Вот вам конверт. Там отгадки, а как их достать и как они вам пригодятся, сами догадайтесь.

        (Упражнение на дыхание: «Подними ленточки», подбор рифм и проговаривание чистоговорок каждым ребенком:

        СА-СА-СА - вот идет лиса,

        СУ-СУ-СУ - видели лису, и т.д.)

        Картинки на конверте, закрыты ленточками. Чистоговорки внутри конверта.

        Сова: Да, смотрю ребята вы смышленые, внимательные. Слушайте задание. В сказочном лесу случилось страшное событие: Гуси – Лебеди унесли на крыльях, в избушку Бабы- Яги маленького Симу, а его сестренка Соня побежала его спасать. Но она не знает как это сделать. Нужна ваша помощь.

        Логопед: Ну что, дети, спасем Симу и Соню? В какую же сказку для этого нам нужно попасть?  (Гуси-Лебеди)           

Дети подходят к избушке Бабы Яги.

Логопед: А вот и избушка. Кто живёт в этой избушке? (Баба Яга)

-Она какая? (Старая, страшная)

Слышится храп Бабы Яги, в окошке дети видят «спящую» Бабу Ягу.

Логопед: Дети, братик и сестрёнка, наверное, в этой избушке? Пока Баба Яга спит, давайте позовём их: «Сима, Соня!»

 (Все дети вместе, с игрушечными мальчиком и девочкой убегают от избушки Бабы Яги)

Дети: «Гуси-лебеди летят, нас догнать они хотят...»

Имитация полёта гусей-лебедей.

Логопед: Вспоминайте, ребята, кто в сказке нам помочь сможет? Вдали синеет речка, крутые берега. Побежим туда скорей, попросим помощи у нее...

Речка: Спрячу, если построите мост из камней, да не обыкновенный, а с картинками, в названии которых есть твёрдый звук «С». Будьте внимательны, камни с картинками, в названии которых мягкий звук «СЬ» мягкий, оставьте на месте.

Картинки: сова, собака, суп, стул, часы, самолёт, семь, восемь, сено, сито, селёдка, синица.

Дети «строят мост» и переходят по нему на другой берег, называя картинки.

Речка: Прячьтесь за кустами.

Логопед: Гуси полетали, гуси развернулись и ни с чем вернулись... Дети (выходят из-за кустов и говорят):

Спасибо тебе, Речка...

-        Побежим дальше? Что это за дерево?

(Это яблоня.)

        Дети: Яблоня, яблоня спрячь нас...

Логопед: Я бы спрятала, да Баба Яга заколдовала меня и на моих ветвях выросли лишние фрукты (не яблоки). Снимите их с моих веток и скажите, что не должно расти на мне?»

Дети: На яблоне не растут: кокосы, ананасы, сливы, апельсины.

-        Правильно, скажите в названии какого фрукта звук «С» звучит мягко? (Апельсин)

-        Какие фрукты остались на яблоне? (Яблоки)

Дети снимают яблоки с яблони и переворачивают их. На них - буквы, из которых они складывают слова: «соки, сила»

. Логопед: Гуси покрутились, гуси развернулись и ни с чем вернулись. Побежали дальше...

-        Гуси белые летят, нас догнать они хотят... Видим Печку впереди. Попросите печку спрятать нас.

Дети: Печка, печка, спрячь нас.

Печка: Спрячу, если съедите что-нибудь вкусненькое, в названии которого есть звуки «С-СЬ»

Логопед: Что ты съешь? (Я съем салат из свёклы, тушёное мясо с рисом, кусок хлеба с маслом, сметану, кусок колбасы ) Какой звук слышится в названии этих блюд? (Селёдку, апельсин, кисель -звук «СЬ»)

Печка: Прячьтесь скорее, пока гуси не вернулись.

Гуси покружили, гуси развернулись и ни с чем вернулись...

-        Сима, Соня, пойдёмте, мы вас проводим в деревню!

        Ну, вот дети и дома, и нам ребята возвращаться пора, но прежде давайте вспомним, слова с какими звуками встречались нам в этой сказке?

- Назовите героев сказки в названии которых есть звук «С», «СЬ»  

  • -Что вам понравилось?
  • Что вам запомнилось?
  • С кем бы хотели встретиться вновь?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказкотерапия в логопедической работе

В  последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений  речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и,  в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно ...

Педагогический опыт "Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе"

Педагогический опыт "Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе"...

«Возможности сказкотерапии в логопедической работе»

        Современные специалисты в поиске эффективных средств коррекции для ребенка с различными отклонениями все больше ориентируются на использование механизма воздействия ...

Опыт работы в группе компенсирующей направленности "Сказкотерапия в логопедической работе с дошкольниками"

Доклад с использованием нестандартных форм и методов - "Сказкотерапия", с презентацией "Сказкотерапия в работе с дошкольниками"...

Использование сказкотерапии на логопедическом занятии для детей с моторной алалией

Конспект подгруппового логопедического занятияс элементами сказкотерапии для детей с моторной алалиейна тему: «Курочка Ряба в гостях»...

Специфика использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Термин «сказкотерапия»  всегда  интересен для  педагогов и психологов, видимо, потому что является самым древним методом воспитания и обучения. Сказкотерапия обращается  к  де...

" Сказкотерапия в логопедической работе"

Материал рассказывает о том как использовать элементы сказкотерапии в логопедической работе с детьми....