Конспект фронтального занятия по обучению грамоте «Путешествие за сокровищами»
план-конспект занятия по логопедии на тему

Махмудова Зайнаб Абдурахмановна

Цели и задачи занятия

Коррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому  анализу и синтезу слов; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под музыку.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка; развивать зрительное восприятие, внимание, память; обогащать лексику, практически знакомя  с антонимами.

Коррекционно-воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_putesh-vie_za_sokrovishchami.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Рябинушка»

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте

(в подготовительной группе)

«Путешествие  за сокровищами»

Подготовила

учитель-логопед

Махмудова З.А.

г. Покачи

 2015г.

Цели и задачи занятия

Коррекционно-образовательные: продолжать обучать звуковому  анализу и синтезу слов; развивать графомоторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под музыку.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка; развивать зрительное восприятие, внимание, память; обогащать лексику, практически знакомя  с антонимами.

Коррекционно-воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность

Оборудование: проектор, компьютер, игрушка – капитан, штурвал, дидактическая игра «Собери цветы», конверты с заданиями, раздаточный материал (звуковые фишки, картинки, клей, камешки или пуговицы)

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей в зале. Давайте поздороваемся с ними все вместе.

Дети: Здравствуйте!

Психогимнастика

Логопед: А сейчас давайте встанем в кружок и пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик.

 (Дети встают вместе с логопедом в круг)

Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.

Дети здороваются друг с другом

Проблемная ситуация:

Логопед: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам в гости пожаловал … давайте отгадаем, кто же это?

Дети отгадывают имя героя, по первым звукам слов-картинок. (коляска, автобус, попугай, иголка, танк, ананас, ножницы – «КАПИТАН»)

Капитан: Здравствуйте ребята. Я хочу Вас  позвать  в опасное путешествие. Дело в том, что я перебирал старые вещи  и нашел карту, где  спрятаны сокровища, к которым необходимо добраться на  корабле. Но мне нужна команда. Согласны ли вы плыть вместе со мной?

Дети: Да.                                                                                                          

Капитан:  Нас ждут сложные испытания и только, справившись с ними, мы добудем сокровища. Вы готовы к испытаниям? Тогда в путь.                    

Логопед: Давайте скажем волшебные слова: «Вокруг себя повернись и на корабле очутись»

Дети: Все вместе произносят волшебные слова.

Дыхательная гимнастика

Логопед: Вот мы с Вами стоим на корабле, представим, что греет нас теплое солнышко и мы дышим морским целебным воздухом. Давайте мы подышим свежим воздухом (Вдох носом - выдох ртом)

Логопед: «1,2,3 – наш корабль вперед плыви!»

Введение в тему.  Кораблик  приплыл на остров  Звуков. 

Характеристика звука.

Логопед:  Итак, первое испытание. (Конверт с предложением) Я сейчас прочитаю предложение, а Вы определите какой звук чаще других слышится в этих словах? (Л)                                                        

Лодка плыла по волнам.

Логопед: Дайте характеристику этому звуку. Какой это звук? (гласный или согласный)

Дети: Согласный, потому что  есть преграда – язычок.                                          

Логопед: Еще он какой?  

Дети: Твердый, звонкий.                                                                        

Логопед: Можем плыть дальше.

Основная часть.

Логопед:  Итак, мы приблизились к  острову Перемен.

Задание на развитие фонематического восприятия

Игра “Добавь звук” (с помощью мяча)

Цель: Развитие фонематического слуха, внимания, мышления.

Логопед: Замените первую букву в слове на букву Л.

…………………………………………………………………………………..

Логопед: Ребята, а что такое звуки?    

Дети:  Звуки – то, что мы слышим и произносим

Логопед: А где живет звук Л? (в букве Л)                                                

Логопед: Ребята, скажите,  на что похожа эта буква?    (Ответы детей)        

Развитие мелкой моторики

Логопед: Ребята, а сейчас мы с вами попробуем выложить эту букву из камней   (песка, пуговиц, морской соли), на берегу моря.

Логопед: Ребята, а что Вы  сейчас печатали? (букву Л)

Логопед:  А чем буква отличается от звука?   (Буквы – мы видим и пишем).                                                    

Молодцы! Отправляемся  в путь дальше.            

Логопед: Ребята, вот мы и приплыли на остров Цветов.

Игра “Собери цветы”.

Цель: Развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза

Ребята, здесь нас ждет новое испытание, вам нужно разделиться на три команды. Одна собирает цветок с лепестками - картинками, в названии которых имеется звук Л в начале слова, другая - цветок с лепестками - картинками, в названии которых имеется звук Л в середине слова, и третья команда – звук Л в конце слова.                                                                                                                                                                                                              

Логопед : Молодцы, вы успешно справились с этим заданием, и мы можем плыть дальше.

Логопед: Ребята, а сейчас мы приплыли на остров  Противоположностей. Здесь нас ждет новое задание.

Закончить предложение  словами-неприятелями

Цель: Упражнение детей в подборе антонимов.

Пушинка легкая, а камень - …. (тяжелый)                                      

Летом погода жаркая, а зимой - …. (холодная)                          

Соль соленая, а сахар - … (сладкий)                                          

Суп горячий, а компот - … (холодный)                                              

Заяц трусливый, а лев - …. (смелый)                                                    

У лисы хвост длинный, а у зайца короткий

Лужа мелкая, а река … (глубокая)                          

Волшебница добрая, а колдунья … (злая).

(Дети произносят предложения и проходят по ребристому мостику)

Логопед: Теперь пора отдохнуть. Мы попали с вами на остров «Физминутки».

Остров Физминутки  

Море очень широко,

(Дети широко разводят руки в сторону.)

Море очень глубоко.

(Приседают, коснувшись руками пола.)

Рыбки там живут, друзья,

(Выполняют движение «Рыбка».)

А вот воду пить - нельзя.

(Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)

Задание на чтение слогов

Цель: Отработка навыка послогового чтения.

Логопед: Ребята теперь нам нужно перебраться на другой остров. Но чтобы туда попасть, надо пройти по кочкам и прочитать слоги, которые у вас в руках

 (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ, АЛ, УЛ, ОЛ, ЫЛ, ЭЛ).              

Дети читают слоги.

Остров Слов

Звуковой анализ слова.

- Посмотрите-ка ребята, что это здесь.  (Солнце).  Какое выражение лица у солнышка? (удивленное).

- Здесь новый конверт с заданием. Надо расшифровать слово по слогам. (ВОЛКИ, СЛОНЫ) Из первого слова возьмите 1 слог, со второго 2 слог. Какое слово получилось? (ВОЛНЫ)

- Давайте разделим это слово на слоги (Дети отхлопывают)

- Сколько слогов в слове ВОЛ-НЫ? (два).

- Давайте,  ребята, возьмем по лучику и выложим схему этого слова.  (Дети работают с  фишками).

- Дети дают характеристику звукам.

 (Поднять вверх лучики, чтобы показать гостям правильность выполнения задания)

Логопед: Какие Вы молодцы! Теперь наше солнышко стало каким? (Веселым)

Наш корабль плывет дальше. На горизонте остров «Пальчиковой гимнастики»      

Предлагаю всем отдохнуть и размять  пальчики.

«РЫБЫ»

 

Плыли, плыли осьминожки,

 Опустились на дорожку,

 Быстро, быстро побежали

 И три ножки потеряли.

 Но зато осталось пять –

 Можно всё пересчитать!

 

Резко и ритмично выбрасывать  пальцы из кулачка.

 Поставить подушечки пальцев на  колени.

 Пальцы бегают по коленям.

 

На слово «пять» показать  раскрытые ладони.

 Поочерёдно загнуть снова все   пальцы в кулак. 

Итог

Л: Ребята, мы с успехом справились со всеми испытаниями, добрались к  сокровищам.  Давайте посмотрим, что спрятано в сундуке. А как же мы откроем замок? Нам нужен ключ.

Капитан: Я вспомнил, у меня же  есть ключик, только я не знал от чего он.

(Дети раскрывают сундук, находят там угощения)

- Ну вот и подошло к концу наше путешествие. Пришла пора возвращаться в детский сад.

- Теперь давайте скажем волшебные слова «Вокруг себя повернусь, и в детском саду окажусь»

         - Ребята, вам понравилось путешествовать? (ответы детей)

- С каким звуком и буквой мы путешествовали?

- Где мы с вами побывали?

- Теперь попрощаемся с гостями и пойдем в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в логопедической группе старшего возраста: "Гланые звуки и буквы"

Тема занятия "Гласные звуки и бувы". Цель: развитие фонематического восприятия и формирование начального навыка звукового анаиза....

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте.

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной группы на тему: "Звук и буква З"....

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте на тему: "Звук и буква Щ"

Данное занятие можно проводить в логопедической  группе для детей с ОНР....

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте с использованием технологий АМО « Мы дружим с предлогами»

В детском саду привычной и желанной формой деятельности для ребенка, является игра. Значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, обЪединив игру и учебно-воспитательный про...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква М".

Знакомство с буквой М. Характеристика звука. Игры со звуками....