Инновации в логопедической практике
статья по логопедии на тему

Голикова Татьяна Викторовна

Инновации в логопедической практике 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

Инновации в логопедической практике

       Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма.

Существует множество методической литературы, в которой освещаются инновационные методы логопедической практики. В ДОУ №394 «Умка» г.Казань методическая копилка постоянно пополняется новинками литературы по развитию связной речи, подготовке к обучению грамоте, развитию мелкой моторики. Богатый материал для диагностирования и тестирования  детей, позволяющий всесторонне изучить уровень развития детей, помог педагогам ДОУ разработать индивидуальную коррекционно-развивающую программу.   Большое значение в коррекции речи детей имеет организация предметно-пространственной развивающей среды в кабинете логопеда. Так в кабинете оформлены два стенда, предназначенные для развития мелкой моторики, зрительного внимания, памяти, тактильных ощущений. Оформлена «Волшебная поляна», которую использую на занятиях по обучению грамоте. Во время занятий провожу гимнастику для глаз.

   Подробно изучив новинки методической литературы, я решила использовать инновационные методы в своей работе. Для детей  с общим недоразвитием речи характерны: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложения, дефектное произношение звуков. Наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Большинство из них страдает нарушениями внимания, несовершенством логического мышления. Поэтому наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих методов, эффективность которых очевидна.

   Логопедическое воздействие при устранении общего недоразвития речи преследует цель – научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

   Немного подробнее о каждом из методов.

1. Пальчиковая азбука. Её использование способствует эффективной подготовке ребёнка к школе. Интерес к выполнению заданий и процессу чтения в целом значительно повышается при ознакомлении детей со стихами В.А.Ракитиной, посвящённым каждой букве пальчиковой азбуки.

   Используя пальчиковую азбуку, провожу различные игры, направленные на развитие зрительно-пространственного восприятия, анализа и синтеза, внимания, памяти, конструктивного праксиса, совершенствование навыков чтения, актуализацию словарного запаса.

2. Многообразные возможности песочной терапии способствуют более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Задачи, которые решаю на занятиях:

         Совершенствование умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства.

         Развитие фантазии и образного мышления.

         Обогащение словарного запаса.

         Развитие связной речи.

         Побуждение детей к активным действиям и концентрации внимания.

Ввиду того, что дошкольники по своей психоорганизации откликаются на яркие впечатления, в работе использую цветной песок. Этот материал очень нравится детям. Они могут довольно продолжительное время создавать песочные сюжеты, что говорит о развитии устойчивости их внимания.

3. Игры с цветными крышками. С помощью этого яркого, гигиеничного, наглядного материала знакомлю детей с понятиями основных цветов, сравнением величин, развиваю мелкую моторику рук и умение логически мыслить. Провожу различные игры: «Сухой аквариум», «Модель времени», «Накорми птенца», «Счетная звуковая линейка» и т.д.

4. Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

   Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно помогает мне решить  ряд задач.

   Такие приёмы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Использую мнемотаблицы на занятиях по развитию связной речи, что позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов  для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.  

5. Хромотерапия  – наука, изучающая свойства света и цвета. Целью этой терапии являются нормализация мышечного тонуса и нейтрализация негативного состояния. Одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие – раздражают, угнетают.  

   Дети  с общим недоразвитием речи испытывают некоторые трудности в определении цвета предметов. Четырехлетние малыши, поступающие в группы для детей с ОНР, часто не знают даже названий основных цветов, не узнают их и не соотносят их. Все это говорит о том, что с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, необходимо проводить специальную работу по развитию цветовосприятия и цветоразличения. Ребенок, по выражению К.Д.Ушинского, «мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще».

В своей работе широко использую «Разноцветные сказки» Н.В.Нищевой, что помогает детям усвоить названия основных и оттеночных цветов.

   6. Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Лёгкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.

   На занятиях использую следующие приёмы музыкотерапии:

      Прослушивание музыкальных произведений.

      Ритмические движения под музыку.

      Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.

      Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.

Музыкотерапевтическое направление работы способствует:

      Улучшению общего состояния детей;

      Улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);

      Коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;

      Стимуляции речевой функции;

      Нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).

7. Коллаж – приём в изобразительном искусстве, заключающийся в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся по цвету и фактуре.

В логопедии этот приём можно считать одним из методов развития не только познавательной, но и речевой активности. В процессе работы над составлением коллажей дети овладевают умением связно передавать содержание, сочетать образы и предметы между собой по величине, окраске, пространственному расположению. Как правило, это коллективная работа, и она позволяет одновременно решать ряд важных задач:

      Вовлечение в работу родителей.

      Развитие творческих способностей.

      Речевой активности.

      Мышления.

    Использование этих форм работы помогает организовать занятия интереснее и разнообразнее, превратить скучную работу в живую и творческую, поддержать заинтересованность детей на протяжении всего обучения, а также обеспечить быстроту запоминания, понимания, и усвоения программного материала в полном объёме. 

Работа ведется в тесном контакте с родителями, которые закрепляют навыки и умения, полученные детьми на занятиях, дома. Заинтересовываю родителей, активно включая их в воспитательно-образовательный процесс группы, стараюсь повысить у них уровень педагогической культуры. Использую различные методы вовлечения родителей в совместную деятельность: изготовление книжек-малышек, коллажей, пошив мягкой игрушки, проектная деятельность.  В лице родителей  мы обрели помощников, союзников, единомышленников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающие технологии на логопедических занятиях Массаж, самомассаж, пальчиковая и дыхательная гимнастики используемые на занятиях с дошкольниками с ОНР. спользование приемов самомассажа в логопедической практике

Комплекс по самомассажу и массажу.Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упр. следует делать ра...

Инновации в логопедической практике

Представленный материал направлен на развитие речи старших дошкольников с помощью элементов "Мнемотехники"Автор: Воспитатель логопедической группы ГБДОУ детский сад № 17 Петродворцоовго района СПб., П...

Инновации в логопедической практике

Прогресс не стоит на месте. Во всех сферах нашей жизни из года в год происходят изменения. Значимую  роль в обществе играет образование. Именно, поэтому внедрение новых инновационных методов несе...

Инновации в логопедическую практику

Представлены инновационные технологии, которые могут быть использованы логопедами при комплексной логопедической помощи....

Педагогическая конференция "Педагог и инновации: идеи, опыт, практика, современные приоритеты образования"

Использование нетрадиционных техник в изо продуктивной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья...

«Логосказка- как один из видов инновации в логопедической работе»

laquo;Логосказка- как один из видов инновации в логопедической работе»...