Система упражнений по развитию мелких движений пальцев рук.
методическая разработка по логопедии (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Сухорукова Галина Николаевна

Система работы по развитию мелкой пальчиковой маторики

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Система упражнений по развитию мелких

движений пальцев рук.

Упражнения по развитию мелких движений пальцев рук включаются на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Начальные этапы работы включают комплекс упражнений без предмета:

  1. Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянуть, при этом большие пальцы вверх.
  2. Кисть правой/левой руки сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально кисть левой/правой руки.
  3. Кисть правой/левой руки сжать в кулак, кисть левой/правой прислонить к ней вертикально.
  4. Слегка согнуть пальцы правой/левой руки в кулак, оставить сверху отверстие.
  5. Соединить наклонно пальцы правой и левой рук, большие пальцы при этом прижать к кистям.
  6. Кисти рук в том же положении, что и в предыдущем упражнении и только большие пальцы правой и левой рук отведены от кисти располагаются горизонтально.
  7. Вытянуть одновременно (и на правой и на левой руке) указательный палец и мизинец, остальные пальцы сжаты.
  8. Вложить пальцы правой/левой руки в кольцо.
  9. Поочередно прикоснуться большим пальцем к второму, третьему, четвертому и пятому пальцам правой/левой руки.
  10. Выполнить предыдущее задание одновременно двумя руками в обычном и максимальном темпе.
  11. Пальцы правой/левой руки «здороваются» поочередно с пальцами левой/правой руки.
  12. Поочередно сгибать пальцы левой/правой руки, начиная с большого пальца/мизинца.
  13. Разгибание пальцев левой/правой руки, начиная с большого пальца, а потом с мизинца.

Упражнения без предмета проводятся в игровом порядке.

Комплекс упражнений по развитию мелких

движений пальцев рук с предметами.

  1. Непрерывно вести линию по лабиринту карандашом, взятым в правую/левую руку, не переворачивая бумагу, на которой нарисован лабиринт.
  2. Скатать пальцами правой/левой руки лист папиросной бумаги в компактный шарик, не помогая при этом другой рукой.
  3. Уложить спички в коробку одновременно двумя руками (большим и указательным пальцем обеих рук).
  4. Взять в правую и левую руки по карандашу и одновременно постукивать ими по бумаге, не ставя последние точки на предыдущие.
  5. Нанизывание и изготовление бус (состоит из нескольких операций):

- вырезать ножницами определенный кусочек бумаги,

- намазать бумагу клеем,

- скрутить бусинку,

- иголкой нанизать на нитку

Этот вид работы должен быть только индивидуальным.

  1. Работа с мелким строительным материалом по образцу, по памяти и по словесной инструкции.
  2. Составление части из целого. Складывание картинок из кубиков, гармошек, книжек.

Развитие навыков самообслуживания.

  1. Шнуровка.
  2. Застежка.
  3. Плетение (косички, коврики, шнурки).

Развитию навыков самообслуживания необходимо уделять большое внимание в течение всего учебного года.

В начале учебного года на первом родительском собрании был дан анализ состояния навыков самообслуживания всех детей группы, который был значительно ниже возрастной нормы. Родителям было предложено принять активное участие в изготовлении пособий по развитию мелких движений пальцев рук. Были выбраны пособия по пристегиванию, шнуровке, пальчиковый театр. Работа по развитию навыков самообслуживания велась в тесном контакте с воспитателями в течение года, в индивидуальной работе в утренние и вечерние отрезки времени.

В ноябре, январе и мае были проведены конкурсы «Кто самый ловкий?», «Кто быстрее?». Также был проведен конкурс пособий, изготовленных родителями. Наряду с развитием навыков самообслуживания параллельно велась работа по развитию более точных движений пальцев рук, где особое внимание уделялось развитию тактильных ощущений. В логопедическом кабинете и в группе изготовлены пособия по обводке плоскостных и объемных контуров предметов по всем программным лексическим темам.

На начальном этапе дети обводят контуры предмета и штрихуют его. Штриховка: горизонтальная, вертикальная, наклонная, сначала крупная, а затем мелкая.

Наряду со штриховками предметов идет овладение навыками закрашивания; закрашивание контуров предметов (лексические темы), раскрасок.

С января месяца наряду со всеми перечисленными выше видами работ по развитию мелких движений пальцев рук, начинается работа по подготовке к обучению грамоте: обводка букв по шаблону, написание букв по опорным точкам, и, наконец, самостоятельное печатание букв алфавита. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук для детей 2-3лет

В данном методическом пособии подобраны игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук....

Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук.

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-г...

Игры, упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук

Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома....

Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук

Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук. Движение пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металличес...

Игры и упражнения по развитию мелкой моторики пальцев рук для детей 2-3лет

Игры и упражненияпо развитию мелкой моторики пальцев рукдля детей 2-3лет...

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И ТОНКИХ ДВИЖЕНИЙ РУК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРИРОДНОГО И БРОСОВОГО МАТЕРИАЛА.

Обоснование разработки системы упражнений на развитие мелкой моторики и тонких движений с использованием природного и бросового материала. Развитие мелкой моторики и тонких движений является тол...

СИСТЕМА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: в статье описана система работы по использованию разнообразных традиционных и нетрадиционных пальчиковых упражнений и игр с целью развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошколь...