Главные вкладки

    Автоматизация сонорных звуков
    статья по логопедии (старшая группа) на тему

    Игры и упражнения с предметными картинками позволяют реализовывать в коррекционной работе с детьми данные дидактические принципы. А так же эффективно решать задачи:
    1. Автоматизировать корригируемые звуки
    2. Обогащать лексический запас
    3. Формировать грамматический строй речи
    4. Учить строить простые и сложносочинённые предложения
    5. Развивать интонационную выразительность
    6. Развивать психические процессы – восприятие, воображение
    7. Формировать позитивное мышление

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon etapy_avtomatizatsii_zvukov.doc41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Этапы автоматизации звуков (Л, ЛЬ):

    • В открытых прямых слогах (ЛА, ЛО,ЛУ,ЛЫ,ЛЭ)
    • В слогах со стечением согласных прямых (ЛКА, ФЛА, БЛА, ЗЛА, ТЛА (то же самое и с другими гласными)) и обратных( АЛК, АБЛ, АЗЛ, АТЛ (то же самое и с другими гласными))
    • В обратных закрытых слогах (АЛ, ОЛ, УЛ, ИЛ, ЕЛ)

    Автоматизация звука Л в открытых прямых слогах
    (в словах – картинках звук Л в прямых слогах)

    Пояснение: ребёнок называет слово-предмет, выстраивая картинки в «паровозик» («пирамидку», «хороводик»).
    Вопросы:
    - Что у тебя в ладошке? (У меня в ладошке луна)
    - У тебя всё белое? (У меня белая луна)
    - У тебя всё голубое.
    - У тебя всё полосатое.
    - Что под белым, а что под голубым? (Картинки лежат под белым и под голубым листочком; ребёнок достаёт и отвечает на вопрос)

    Автоматизация звука Л в слогах со стечением согласных

    Пояснение: в прямых слогах (ЛКА, ФЛА, БЛА, ЗЛА, ТЛА (то же самое и с другими гласными)), в обратных слогах (АЛК, АБЛ, АЗЛ, АТЛ (то же самое и с другими гласными)). В словах – картинках звук Л в слогах со стечением согласных.
    Вопросы:
    - У тебя всё жёлтое.
    - Что в лодке плавает?
    - Что в глубине лужи?
    - Что на облаке?
    - Что каталось на облаке? (На облаке катался клоун)
    - Кто (что) тебе приснился?
    - Что (кого) заколдовал волшебник (колдун)?

    Автоматизация звука Л в обратных закрытых слогах

    (АЛ, ОЛ, УЛ, ИЛ, ЕЛ)
    Пояснение: в словах – картинках звук Л в обратных закрытых слогах.
    Вопросы:
    - Кто (что) в лодке плавал?
    - Что видел осёл?
    - Что откусил козёл?
    - Что нарисовал толстяк?
    - Что съел волк?
    - О чём (ком) мечтал слон?
    - Что нашёл слоник?

    Автоматизация звука ЛЬ в открытых прямых слогах

    Пояснение: в словах – картинках звук (ЛЬ) в прямых слогах.
    Вопросы:
    - Что (кто) твоё любимое?
    - Что ты любишь?
    - Что лиса любит?
    - Что маленькое?
    - Что фиолетовое?
    - Что зелёное?
    - Что лишнее?
    - Что нашли в поле?
    - Что лежит в коляске?
    - Над чем летит лебедь?
    - Что любили люди?
    - Под чем спрятали ключ?
    - Что ты купишь? (- Я куплю лису)

    Автоматизация звука ЛЬ в слогах со стечением согласных

    Пояснение: в словах – картинках звук ЛЬ в слогах со стечением согласных.
    Вопросы:
    - Что в люльке?
    - Что в маленькой люльке?
    - Что в большой люльке?
    - Что нашли в лесу?
    - Что на ключ закрыли?
    - Что в клеточке?
    - Что нарисовали в большой клеточке?

    Автоматизация звука ЛЬ в обратных слогах

    Пояснение: (в словах – картинках звук ЛЬ в обратных слогах).
    Вопросы:
    - Что (кто) клюётся?
    - О чём мечтает журавль?
    - Что клюёт журавль?
    - Что (кто) любит карамель?
    - Что (кто) лизнул карамель?
    - Что (кто) лизнул щавель?
    - Кому (чему) звенит будильник?
    - Кого (что) лизнул бульдог?

    Дифференциация звуков Л, ЛЬ

    Пояснение: с картинками со звуками Л, ЛЬ.
    Вопросы:
    - Что маленькое?
    - Что большое?
    - Был маленький, а стал большой?
    - Что лёгкое?
    - Что тяжёлое?
    - Что было тяжёлое, а стало лёгкое? 
    - Что гладкое?
    - Что колючее?
    - Что было гладкое, а стало колючее?
    - Что любит Поля?
    - Что под белым, а что под зелёным?
    - Что на полочке лежало?
    - Чем ты любовался?
    - Кто плёл плётку для слона?

    Этапы автоматизации звуков (Р, РЬ):

    • В открытых прямых слогах (РА, РО,РУ, РЫ, РЭ)
    • В слогах со стечением согласных: прямых (РКА, ФРА, БРА, ЗРА, ТРА (то же самое и с другими гласными)) и обратных (АРК, АБР, АТР (то же самое и с другими гласными)).
    • В обратных закрытых слогах (АР, ОР, УР, ИР, ЕР).

    Автоматизация звука Р в прямых слогах

    Пояснение: в словах – картинках звук Р в прямых слогах.
    Вопросы:
    - У тебя всё розовое.
    - Что на дороге?
    - Кто (что) катался на карусели?
    - Чем (кем) ты дорожишь?
    - Что тебе всего дороже?
    - Кого (что) заморозили?

    Автоматизация звука Р в слогах со стечением согласных

    Пояснение: в словах – картинках звук Р в слогах со стечением согласных.
    Вопросы:
    - У тебя всё круглое.
    - У тебя всё яркое.
    - У тебя всё квадратное.
    - У тебя всё грустное.
    - У тебя всё красное.
    - У тебя всё другое (-У меня другой круг).
    - Чем ты играл?
    - Что в трубе?
    - Что в траве?
    - Что в журнале?
    - Что кувыркалось?
    - Кто (что) врунишка?
    - Что на рынке продавалось?
    - Что (кто отражается) в зеркале?
    - Кто (что не дружит) с грубияном?
    - У кого (чего) выросли крылья?
    - С кем (чем) дружит кролик?

    Автоматизация звука Р в обратных слогах

    Пояснение: в словах – картинках звук Р в обратных слогах.
    Вопросы: 
    - Кто (что) любит мир?
    - Кто (что) любит пир?
    - Кто (что) забрался в шатёр?
    - Кто (что) забрался на забор?
    - Кто (что) играет в компьютер?
    - Кто (что) любит слушать хор?

    Автоматизация звука РЬ в прямых слогах

    Пояснение: в словах – картинках звук РЬ в прямых слогах.
    Вопросы:
    - Что тебе подарили?
    - Что ты рисовал?
    - Кто (что) захрюкал?
    - Кого (что) привезли на паровозе?
    - Что (кто) прямо перед тобой?

    Автоматизация звука РЬ в слогах со стечением согласных

    Пояснение: в словах – картинках звук (РЬ) в слогах со стечением согласных.
    Вопросы:
    - У тебя всё кривое.
    - У тебя всё грязное.
    - У тебя всех по три.
    - У тебя всех по тридцать три.
    - У тебя всех по триста тридцать три.
    - Что ты спрятал под тряпочкой?
    - Что ты встряхивал?
    - На что ты посмотрел?
    - Что стряпала бабушка?
    - Кто (что) смотрелся в зеркало?
    - Что видел в трюме корабля?
    - С кем (чем) играла матрёшка?

    Дифференциация звуков Р – Л

    Пояснение: с картинками со звуками Р – Л.
    Вопросы:
    - Кто (что) был весёлый, а стал грустный?
    - Кто загрустил?
    - Кто развеселился?
    - Кто разрушил теремок?
    - Кого (что) увидел грач?

    Дифференциация звуков Л, ЛЬ – Р, РЬ

    Пояснение: с картинками со звуками Л, ЛЬ – Р, РЬ.
    Вопросы:
    - На кого (что) смотрел волк?
    - Что спрятали в ладошках?
    - Что слева от …?
    - Что справа от …?
    - Кто дружелюбный?
    - Кто закрыл дверь на ключ?
    - Про кого эта история? (- эта история про …)
    - Про кого (что) ты прочитал историю?
    - Про кого (что) ты придумал историю?
    - Кто любовался красной рыбой? 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учим стихи по мнемодорожкам (автоматизация сонорных звуков)

    Презентация детских стихов о животных для заучивания  по мнемодорожкам, которые расположены по мере усложнения. Данный материал может применяться для автоматизации сонорных звуков и развития памя...

    “Значение дидактических игр в процессе автоматизации сонорных звуков в речи детей дошкольного возраста” (из опыта работы)

    Проводить автоматизацию сонорных звуков в слогах, словах и предложениях при помощи дидактических игр....

    В помощь логопеду. Сборник домашних заданий. Автоматизация сонорных звуков Л, Ль.

    Данный сборник  содержит практический материал в помощь логопеду. Преимущество в том, что здесь подобраны игры и упражнения для закрепления поставленных звуков дома.В данном пособии охвачены все ...

    Отчет по самообразованию "Значение дидактических игр в процессе автоматизации сонорных звуков в речи, у детей дошкольного возраста

      Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает с...

    “Значение дидактических игр в процессе автоматизации сонорных звуков в речи, у детей дошкольного возраста”.

    “Значение дидактических игр в процессе автоматизации сонорных звуков в речи, у детей дошкольного возраста”....

    Индивидуальная работа воспитателя по автоматизации сонорных звуков

            Успешность коррекционно-развивающего обучения детей зависит от участия в нем как логопеда, так и воспитателя. Логопед, проводя групповые и индивидуальные заняти...

    Автоматизация сонорных звуков

    Автоматизация сонорных звуков в игре...