Индивидуальная работа воспитателя по автоматизации сонорных звуков
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Степанова Лариса Николаевна

      

    Успешность коррекционно-развивающего обучения детей зависит от участия в нем как логопеда, так и воспитателя. Логопед, проводя групповые и индивидуальные занятия с детьми по развитию речи, не может уследить за речью каждого ребёнка: во время игр, на занятиях воспитателя, специалистов, на прогулке.       Именно воспитатель следит за речью детей, закрепляя пройденный материал на своих занятиях, в играх, различных режимных моментах. В свою очередь логопед может подсказать те или иные приёмы, которые стоит использовать для развития грамматического строя речи, внимания, памяти и мышления, расширения словаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Коррекция в старшей группе30 КБ

Предварительный просмотр:

       

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Дубравушка»

города Балашова Саратовской области»

Индивидуальная работа воспитателя по автоматизации сонорных звуков

Сообщение воспитателя

I квалификационной категории

                                                                                    Коррекционной группы

«Смородинка» (5 – 6 лет)

с фонетико- фонематическим

 недоразвитием речи

Степановой Л.Н.

    Успешность коррекционно-развивающего обучения детей зависит от участия в нем как логопеда, так и воспитателя. Логопед, проводя групповые и индивидуальные занятия с детьми по развитию речи, не может уследить за речью каждого ребёнка: во время игр, на занятиях воспитателя, специалистов, на прогулке.       Именно воспитатель следит за речью детей, закрепляя пройденный материал на своих занятиях, в играх, различных режимных моментах. В свою очередь логопед может подсказать те или иные приёмы, которые стоит использовать для развития грамматического строя речи, внимания, памяти и мышления, расширения словаря.

            Вся работа воспитателя в группе с ФФН находится в прямой зависимости от планирования работы логопеда. Все темы, которые логопед проходит с детьми прорабатываются воспитателем в группе. Но это не только работа по логопедической тетради – этого недостаточно.

            Коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем      логопедической группы:

1.Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики.

2.Закрепления произношения поставленных логопедом звуков.

3.Целенаправленная активизация отработанной лексики.

4.Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

5.Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнениях на бездефектном речевом материале.

6.Формирование связной речи.

      Основные направления коррекционной работы воспитателя:

1.Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течение дня 3-5 раз.

2.Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день.

3.Корригирующая  минигимнастика   для профилактики нарушения осанки и стопы выполняется ежедневно после сна.

4.Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по заданиям логопеда, закрепляющие звукопроизношение.

Содержание данных занятий определенно программой:

а) проговаривание слогов. Слов, предложений на закрепляемый звук;

б) повторение скороговорок. Коротких рассказов, стихов;

г) повторение лексико-грамматических упражнений;

д) упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

           

  Воспитатель логопедической группы не должен:

 1. торопить ребёнка с ответом

 2. перебивать речь и грубо одёргивать, а тактично дать образец правильной речи

 3. заставлять ребёнка произносить фразу насыщенную ещё не поставленными у него звуками

 4. давать заучивать тексты и стихи, которые ребёнок ещё не может произносить

 5. выпускать на сцену (утренник) ребёнка с неправильной речью

                Развитие речи детей в значительной степени определяется созданием потребности в пользовании языком. В игре как ведущей деятельности детей дошкольного возраста создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. В связи с этим в отечественной психологии и специальной педагогики (Е.А. Аркин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.) огромное значение придаётся реализации развивающего характера игры при обучении детей.

                        Так ка игровая деятельность хорошо знакома ребенку старшего дошкольного возраста, то именно  через игровые ситуации проходят индивидуальные занятия в вечернее время, она стимулирует появление мотивов учения в выполнении разнообразных заданий .  Дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои когнитивные и творческие возможности.  

            Автоматизация звука проводится по определенной схеме. Сначала проводится комплекс упражнений артикуляционной гимнастики. Затем предлагаются упражнения на автоматизацию звука изолированно на материале слогов, слов, предложений, стихотворных и прозаических текстов.

         

  Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных  движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения, и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады звуков совместно с движениями кистей рук. 

Артикуляционная гимнастика совместно с движением кистей рук вполне оправдана , так как она играет положительную роль в коррекционном обучении детей с нарушением речи.  

Предлагаемые упражнения позволяют;

1.Стимулировать действие речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.

2. Совершенствовать внимание, память- все психические процессы , тесно связанные с речью.

3.Развивать точность, чистоту плавность, силу, темп,  саморегуляцию и переключаемость.

4. Развивать координацию движений рук, что облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

5. Активно включать детей в работу на занятии.

       Небрежное, расслабленное выполнение упражнений не дает эффекта.  Отрабатывать движения желательно индивидуально перед зеркалом. Для успешного освоения детьми артикуляционной гимнастики нужно, чтобы они умели ориентироваться в пространстве. Необходимо полное понимание пространственных отношений ( вверху, внизу, налево, направо).

Детям с трехлетнего возраста в доступной форме даются понятия о разных частях артикуляционного аппарата, которые принимают участие в речи: рот, губы, зубы, язык, кончик языка.  Чем старше становятся дети , тем шире даются знания; верхняя губа-нижняя губа, верхние зубы-нижние зубы, бугорки за верхними зубами и т.д.

Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но важно, чтобы они запомнили. Это вызывает интерес к артикуляционной гимнастики, дети быстрее запоминают упражнения.                                                                            

 Упражнения в период работы над звуками Л-ЛЬ, Р-РЬ

ПРИМЕР 1                                                                                                                         (поехали на лошадке, барабанщик, качели, иголочка,   лопатка)

 ПРИМЕР2

Пальчиковая гимнастика также может сопровождаться короткими стихотворениями, (фонарики, заготавливаем капусту, кошечка, птичка летит, замок,

           На этапе автоматизации звуков в  слогах, словах, предложениях мы используем игровые упражнения разработанные Л.А. Комаровой. Работа по данному пособию способствует более быстрой автоматизации звука в спонтанной речи, развитию фонематического слуха, совершенствованию слоговой структуры слова, коррекции лексико - грамматического строя речи, закреплению знаний об автоматизируемом звуке и соответствующей букве, формированию навыка звукобуквенного анализа слогов и слов. Одновременно с этим происходит развитие

мелкой моторики пальцев рук; активизация памяти, внимания, мышления.

ПРИМЕР3

Игровые упражнения  «Спортивный свисток»(РЬ) длительно и многократно(изолированно)

Игровое упражнение (Р) «Заведи мотор»                                 длительно, громко, тихо и шепотом.

Игровое упражнение (Л) «Как гудит пароход»                          многократное длительное произнесение звука с четко фиксируемой позой

Незабываем в данных упражнения следить за дыханием детей .

ПРИМЕР4

Игровые упражнения на материале слогов

Упражнение «Песенки» для сонорных звуков .                                Для того  чтобы сделать процесс автоматизации звука более увлекательным и эффективным используются плоскостные игрушки или объёмные  например из киндер-сюрпризов, названия которых содержат автоматизируемый звук .Этот прием  помогает  активизировать внимание ребенка и максимально поддержать его  интерес к изучаемому материалу, доставляя радость самовыражения и. безусловно вызывая положительные эмоции. Игровая ситуация создаёт непринужденную обстановку , освобождает ребёнка от скованности, побуждает его к общению, способствует быстрому контакту с воспитателем.                                       Работа с игрушкой проводится при проведении следующих игр :

Автоматизация звуков в словах

ПРИМЕР5

Лабиринт: «Угадай», «Чего не стало», «Живое-неживое», «Что делает?»,  «Волшебная палочка» и т. д.                                           Ребенок  при движении по лабиринту перемещает выбранную игрушку  при этом он должен не только назвать выбранную игрушку, но и указать направление следующего хода (например: пряники вверх, грядка-налево, гриб-вниз.                                                

       В дальнейшем закрепление произношения звука происходит в словосочетаниях, предложениях рассказах  и стихотворных текстах.                                    

ПРИМЕР6

Упражнение    «Аналогии»,     «Составь предложение» , «Посчитай», «Рифмы», «Загадки, «Пересказ с картинки»,                      « Раскрась звуковую схему».                                                                    

         Также проводим игры по развитию различных сторон грамматического строя речи:                                                               НАПРИМЕР  с мячом «Живое- неживое»(взрослый называет слова и бросает мяч, задавая ребёнку вопрос «кто?», «что?» И.П., «Кого не стало?» Р.П., «Кто к кому в гости пришел?» Д.П., «Кого я люблю?» В.П., «Кто чем работает?» Т.П., «Кто о ком заботится?» П.П.                                                                                            Грамматические конструкции с предлогами « Спрячь мышку», «Кто где стоит».                                                                                        Словообразование , «Скажи ласково», «Какой предмет» - эта игра направлена на закрепление уменьшительно-ласкательных форм существительных.

В течение всего дня воспитатель обязательно использует индивидуальную форму работы на режимных моментах. Вопросы педагога предполагают употребление детьми в ответах грамматические конструкции, включающие глаголы единственного числа совершенного и несовершенного вида: - Что ты делаешь? –Я мою руки.

выполнение действий по инструкции педагога, включающие глаголы, близкие по смыслу: завязывать (шнурки), застегивать (пуговицы), мыть (руки), умываться (лицо) и т.д.;

 заучивание чистоговорок, потешек (по заданию логопеда), включающих правильно произносимые детьми звуки.

 

Также на вечерних индивидуальных занятиях с детьми используем  многофункциональное логопедическое пособие «Звуковая улитка». Это пособие выражается в разнообразии картинок которые можно использовать в соответствии с поставленной целью. Картинки легко снимаются и прикрепляются, дети могут сами менять необходимые картинки.

ПРИМЕР 7

Дидактическая игра «Улитка весело ползёт, нам картинки везёт».

Цель: автоматизация звуков в речи, закрепление в речи детей согласования существительных с числительными.

Материал: картинки с изображением разного количества предметов на заданный звук.

Описание: читается стихотворение

Улитка медленно ползёт,

Качаясь на листке,

Улитка целый день несёт

Картинки на себе

Ребенок называет картинки, чётко проговаривая поставленные звуки и правильно согласовывая существительные с числительными.

Дидактическая игра « Улитка учит язычок делать зарядку»

Цель: развивать артикуляционную моторику детей

Материал: картинки для  артикуляционных упражнений.

Описание: дети рассматривают картинки, которые везёт улитка, и выполняют определённое артикуляционное упражнение.

Используем логопедическое лото из серии «Говори правильно!

Эти игры помогают детям закрепить верное звукопроизношение,

 В индивидуальной работе с детьми большое внимание уделяем изобразительной деятельности(рисованию, аппликации, лепке), которая кроме своего основного назначения(формирование художественного вкуса, чувства красоты) , выполняет ещё и коррекционные задачи: совершенствование мелких движений пальцев рук и подготовка руки к письму, улучшение зрительного внимания и памяти, развитие пространственной ориентации и мышления.

Используем нетрадиционные техники для развития ручной умелости (скатывание бумажных шариков, обрывание бумаги, картинки-пластилинки и т.д.).

Игры и действия с игрушками и предметами: раскладывание пуговиц, палочек, зерен,  желудей, нанизывание бус, колечек, пуговиц на нитку, застегивание и расстегивание, игры с мозаикой, строительным материалом.

 Таким образом, в работе воспитателя в течение всего дня: в режимных моментах, на занятиях, в индивидуальной работе, на прогулке – придается большое значение развитию у детей умения понимать обращенную к ним речь.  Основной акцент в коррекционной работе педагогом делается на закрепление у детей некоторых навыков диалога,  умении словесно оформить свою мысль ,расширить словарный запас детей для полноценного общения ребёнка с окружающими.

воздуха .При  твердом звуке р колебание происходит у альвеол верхних передних зубов. При мягком звуке рь  кончик языка колеблется у передних верхних зубов .Голосовые связки вибрируются.

ЗВУК Л. Кончик языка прикасается к верхним передним зубам, корень языка приподнят, нёбная занавеска поднята, голосовые связки вибрируют.  При мягком звуке ль кончик языка прикасается к верхним альвеолам , весь язык очень напряжён , чем при твёрдом звуке л.

, короткого рассказа.