Итоговое занятие по изучению лексической темы «Дикие животные»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Грачева Светлана Ивановна

Тема: «Дикие животные. Составление описательного рассказа о диких жи-вотных по плану – схеме» (старшая логопедическая группа для детей с ОНР)

 

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Физическая культура», «Музыка»

 

Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная, чтение художественной литературы, познавательная, игровая, музыкально-художественная

 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Закрепить и уточнить  названия диких животных, их жилища, название детенышей; умение подбирать слова – признаки к словам –  предметам.

- Работать над практическим овладением навыков образования сложных прилагательных, закреплять умение образовывать притяжательные прилага-тельные; согласовывать слова в роде, числе, падеже. Учить отвечать предло-жением на вопрос.

- Закреплять умение использовать предлоги под, в, из, на.

- Совершенствовать умение составлять рассказы – описания по предложен-ной схеме.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение.

Коррекционно-воспитательная:

- Воспитывать умение слушать и понимать речь логопеда и своих товарищей.

 

Оборудование:  магнитная доска, следы диких животных на белой ткани; картина с изображением животных – белочка на дереве, заяц под кустом и т.д.; пеньки; предметные картинки заяц, лиса, волк, белка, детеныши диких животных; схема рассказа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_dikie_zhivotnye.doc435 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговое занятие по изучению лексической темы «Дикие животные»

Тема: «Дикие животные. Составление описательного рассказа о диких жи-вотных по плану – схеме» (старшая логопедическая группа для детей с ОНР)

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Физическая культура», «Музыка»

 

Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная, чтение художественной литературы, познавательная, игровая, музыкально-художественная

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Закрепить и уточнить  названия диких животных, их жилища, название детенышей; умение подбирать слова – признаки к словам –  предметам.

- Работать над практическим овладением навыков образования сложных прилагательных, закреплять умение образовывать притяжательные прилага-тельные; согласовывать слова в роде, числе, падеже. Учить отвечать предло-жением на вопрос.

- Закреплять умение использовать предлоги под, в, из, на.

- Совершенствовать умение составлять рассказы – описания по предложен-ной схеме.

Коррекционно-развивающие:

- Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение.

Коррекционно-воспитательная:

- Воспитывать умение слушать и понимать речь логопеда и своих товарищей.

Оборудование:  магнитная доска, следы диких животных на белой ткани; картина с изображением животных – белочка на дереве, заяц под кустом и т.д.; пеньки; предметные картинки заяц, лиса, волк, белка, детеныши диких животных; схема рассказа.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

- Какое время года наступило? Как вы это можете доказать? А в лесу много снега?

- Вы были в зимнем лесу? Хотите туда попасть? Устраивайтесь поудобнее в «санки».

- Закройте глаза и представьте, что мы отправляемся в лес на лошадях.

(звучит музыка)

- Откройте глаза. Вот мы и приехали. Вылезайте из санок.

II. Основная часть. Экспресс – опрос.

  1.Закрепление умения использовать предлоги под, из, на;   притяжательные прилагательные.

На подиуме выставлена картина с изображением диких животных в своих жилищах

- Посмотрите, что это?

(на белой ткани отпечатки следов разных зверей)

- Я загадаю вам загадки, а отгадки подскажут, какие животные оставили эти следы.

Он в шубке беленькой зимой,

А в шкурке серой летом.

- Кто это? Значит, чьи это следы?

- А где же он? (под кустом)

- Кто оставил эти следы?

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый  - краса.

А зовут ее …

- Чьи это следы?

- Откуда выглядывает лиса? (из норки)

- Идите осторожно, не затопчите следы.

- Кто оставил  вот эти отпечатки лап?

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

- Чьи это следы? Ребята, волк боится людей, поэтому он спрятался от нас.

- А это кто тут пробегал?

Хвост пушистою дугой.

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтобы зверю жить в тепле.

- Кто это? Значит, чьи это следы? Где сидит белка? (на дереве)

- Вот мы и определили, кто оставил здесь свои следы.

- Как одним словом можно назвать этих животных? Почему?

- Вы, наверное, устали? Смотрите, вот и пеньки. Будто кто – то их  пригото-вил специально для нас. Садитесь.

 2. Подбор слов – признаков к словам – предметам. 

(на магнитной доске выставлены изображения диких животных (заяц, лиса, волк, белка)

- Посмотрите на этих животных.

- Как вы думаете, почему они не мерзнут зимой? (У них есть шубка)

- У лисы какая шубка? У зайца? У белки?

-  У лисы хвост длинный, пушистый. А у зайца?

-  У белки шубка пушистая, мягкая, рыжеватая. А у волка?

- Не замерзли? Давайте погреемся.

 III. Физминутка. (1минута)

(Попрыгали, похлопали руками по плечам)

  3.Практическое овладение навыками образования сложных   прилагательных.

- Давайте еще  поговорим об этих животных.

- Сейчас вы будете «строителями». Будете «строить» новые слова.

- У лисы длинный хвост. Лиса какая?

- У зайца короткий хвост. Заяц какой?

- У зайца длинные уши. Заяц какой?

- У лисы тонкие лапы. Лиса какая?

- У зайца короткие лапы. Заяц какой?

   

4. Расширение и уточнение словаря по теме.

- Вы «построили» длинные слова, а какие домики построили себе животные?

Д/и «Закончи предложение».

- Я буду говорить начало предложения, а вы его закончите и повторите все предложение.

К зиме все звери готовят себе дома.

Белка ищет… (дупло)

Лиса роет … (нору)

Волк устраивает … (логово)

Зайчик зимует … (под кустом)

- Все животные сидят в своих домиках, и каждый мечтает о том, что любит есть.

Д/и «Кто о чем мечтает?»

- Догадайтесь, о чем мечтают эти животные?

- Я читаю стихотворение, а вы говорите последнее слово.

Белка ловко в елках скачет и взлетает на дубы,

И в дупле орехи прячет, сушит на зиму …(грибы)

Он зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой.

И медведю снится сон: лапой он черпает… (мед)

Вот задумала лисица очень вкусно подкрепиться.

И увидела в кустах двух молоденьких …(зайчат)

Злобный волк по полю рыщет, он свою добычу ищет.

Выйдут зайцы погулять, волк найдет себе …(зайчат)

-А следы какого животного мы не можем увидеть зимой? Почему? Где спит медведь?

5. Д/и «Кто у кого?»

- Ребята, вы знаете, что у мам и пап есть дети. Вот и у животных тоже есть детки. Давайте вспомним, как их называют.

(детям раздаются картинки с изображением диких животных и их детенышей)

- У лисы… У волка… У зайца … и т.д.

- Молодцы!

- Замерзли? Давайте погреемся.

IV. Физминутка.

«На водопой» Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР - с. 448)

V. Составление описательного рассказа.

-  Садитесь на пеньки.

- Вы много узнали о диких животных. А теперь вы будете писателями – будете рассказывать о животных по схеме (выставляется схема)

- О чем расскажете сначала?

- Затем расскажете о внешнем виде.

- Где живет?

- Чем питается?

- Как зовут детенышей?

(Рассказы детей)

VI. Итог занятия.

- Ребята, о животных писали не только рассказы, но и стихи. Послушайте стихи о диких животных. (Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР - с. 291)

- Чьи рассказы вам понравились?

Угощение белочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (ОНР) на тему: «Обитатели наших лесов» (по лексической теме «Дикие животные»)

Цель: формирование  представлений детей об условиях среды, к которой приспособились животные и их детеныши     Задачи:Познание:расширять и активизировать номинативного и глагольног...

Конспект логопедического занятия Тема: Формирование начального лексикона у детей с ОНР 1 уровня по лексической теме «Дикие животные». «Путешествие в зимний лес».

Конспект логопедического занятия для детей 3 лет. Уточнение и закрепление  представлений о диких животных....

Материал для занятий дома по лексической теме "Дикие животные"

Материал для занятий дома по лексической теме "Дикие животные"...

Конспект занятия с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста на тему «Предлог «под». (лексическая тема «Дикие животные»)

Конспект предназначен для работы с детьми с ЗПР старшего дошкольного возраста. Может использоваться учителями-логопедами, воспитателями групп компенсирующей направленности, родителями....

Презентация к фронтальному логопедическому занятию по теме "Притяжательные прилагательные" (лексическая тема "Дикие животные)

1 слайд - Отправляемся в лес (футаж и звуки природы). Как вы думаете, какое время года?2 слайд - мы с вами пришли к Теремку, но не обычному, вы хотите узнать, кто в нем живет?3 слайд - ребята, у наших...

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия Тема: «Дикие животные в лесу» (лексическая тема «Дикие животные»)

Участники коррекционно-развивающего занятия: воспитанники группы компенсирующей направленности с расстройствами аутистического спектра. Познавательный интерес не соответствует возрастной норме. Понима...