«Дифференциация звуков [с] - [ш]
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Севостьянова Ольга Юрьевна

 

Учить различать звуки [с] - [ш] на слух и в произношении.

Закреплять умение различать звуки [с] - [ш] в слогах, словах, фразах.

Учить образованию существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.

Упражнять в пересказывании небольшого текста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_frontalnogo_zanyatiya_po_formirovaniyu_fonetiko.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Тема: «Дифференциация звуков [с] - [ш] (подготовительная группа).

Цели:

  1. Учить различать звуки [с] - [ш] на слух и в произношении.
  2. Закреплять умение различать звуки [с] - [ш] в слогах, словах, фразах.
  3. Учить определять позицию звука в слове.
  4. Закреплять навыки согласования прилагательных с существительными.
  5. Закрепить навыки словообразования существительных, обозначающих лиц по их занятиям.
  6. Учить образованию существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
  7. Развивать фонематический слух, внимание, память, мышление.
  8. Упражнять в пересказывании небольшого текста.

Оборудование:

  1. Картинки, в названии которых слышатся звуки [с] - [ш]: мешок, катушка, лиса, сова, шляпа, аист.
  2. Мячик.
  3. Игрушки: гномик Шумка и Самоделкин.
  4. Наборное полотно.
  5. Колокольчик.

Лексический материал:

  1. Слова, в названии которых слышатся звуки [с] - [ш]; слоги, в названии которых слышатся звуки [с] - [ш].
  2. Скороговорки.
  3. Слова – паронимы.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята! Я сегодня шла к вам в сад и мне повстречались гномик Шумка и Самоделкин. Они передали вам загадки и просили отгадать их. И еще они пообещали прийти к вам в гости.

Отгадывание загадок.

Когда апрель берет свое

И ручейки бегут, звенят

Я прыгаю через нее,

А она через меня

- Скакалка.

- Правильно, это скакалка. Назовите первый звук в отгадке.

- Звук [с].

Сижу верхом

Не ведая на ком.

- Шапка.

- Правильно, шапка. Назовите первый звук в слове - отгадке.

- Звук [ш].

У него большие уши,

Длинный хобот носит он.

Хоть силен, но добродушен,

Потому что это …..

- Слон.

Правильно, слон. А какой первый звук в этом слове.

- Звук [с].

Твой хвостик я в руке держу,

Ты полетишь – я побегу.

- Шарик, шар.

- Правильно, шар. А какой первый звук вы слышите в этом слове.

- Звук [ш].

- Молодцы, ребята, вы правильно отгадали все загадки. Шумка и Самоделкин будут очень довольны.

  1. Сообщение темы занятия.

- Какие звуки вы выделяли в своих словах отгадках?

- Звук [с] и звук [ш].

- Сегодня мы будем учиться различать звуки [с] - [ш] на слух и учиться правильно их произносить.

  1. Актуализация имеющихся знаний у детей.

- Что делают наши губки, зубки, язычок, когда мы произносим звук [с]?

- Наши губы улыбаются, зубы смыкаются, кончик языка упирается в нижние зубы.

- А при произнесении звука [ш]?

- Губы вытягиваются вперед в «трубочку», зубы сближены, язык поднят «чашечкой» а небу.

- Что мы можем сказать про эти звуки?

- Они согласные, глухие, твердые.

- Правильно, звуки [с] - [ш] – согласные, так как их нельзя пропеть, воздух, выходя изо рта, встречает препятствия. Когда мы произносим звуки [с] и [ш] наш голосок не включается, горлышко отдыхает.

  1. Дидактическая игра «Поймай звук».

- Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Я буду говорить вам слоги, а вы, когда услышите звук [с] один раз хлопните в ладоши, а когда услышите звук [ш] – два раза хлопните в ладоши.

ША, СА, СО, ШО, АШ, АС.

- А теперь давайте также поиграем, только со словами.

ВИШНЯ, ЛЯГУШКА, САЛЮТ, ОСА, ОВЕС, ШУБА.

  1. Дидактическая игра «Скажи наоборот».

- Ребята, я буду  называть слоги, а вы будете мне их называть наоборот. Я подарю вам слог со звуком [с], а тот кто получит мяч, должен вернуть мне его со звуком [ш].

СА – ША             СО – ШО               АС – АШ           ОС – ОШ

СА–СА–ША – ША–ША–СА

ША-ША-СА – СА-СА-ША

  1. «Речевая зарядка».

- У гномика Шумки очень хорошая память и он помнит все телефонные номера своих друзей. Ребята, я буду называть слоги, а вы повторяйте их за мной.

СА-ША-СА     ШО-СО-ШО    УС-УШ-УС    АШ-ОС-УШ

ША-ША-ША – мама моет малыша.

ШУ-ШУ-ШУ – я письмо тебе пишу.

СА-СА-СА – в лесу бегает лиса.

СО-СО-СО – у Вовы Колесо.

  1. Пальчиковая гимнастика.

- Вы наверное устали. Давайте с вами поиграем. Игра называется «Две сороконожки».

Две сороконожки

Бежали по дорожке

Бежали, бежали

Друг друга повстречали

Так друг друга обнимали,

Что мы еле их разняли.

  1. Дидактическое упражнение «Измени слово».

- А сейчас мы с вами поиграем в волшебников. Одни слова будем превращать в другие. Я буду называть слова, а вы звук [с] замените на звук [ш] и у нас получатся новые слова. Давайте попробуем.

Сутки – шутки                              каска – кашка

Марс – марш                                миска – мишка

Басня – башня                              маска – Машка

  1. Отработка согласования прилагательных с существительными.

- А теперь подумайте, про что можно сказать…

ШЕРСТЯНОЙ (свитер, шарф);

ШЕРСТЯНЫЕ (носки, рукавицы);

ШЕРСТЯНАЯ (шаль, накидка);

ШЕРСТЯНОЕ (платье, одеяло).

СМЕШНОЙ       - ОЕ, - ЫЕ, - АЯ.

ДУШИСТЫЙ     - ОЕ, - ЫЕ, - АЯ.

  1.  Отработка лексико – грамматических категорий (словообразование) – образование существительных, обозначающих людей по их занятиям.

- Ребята, назовите профессию человека, который…

Играет в шахматы –

Играет в футбол –

Играет на пианино –

Играет в баскетбол –

Играет в хоккей –

  1.  Физкультминутка.

- Вы наверное устали? Давайте с вами поиграем.

Мы по лесу шли – шли,

Только шишку нашли.

Дети дальше побежали

И лягушку повстречали.

Лягушка – попрыгушка –

Глазки на макушке.

Прячьтесь от лягушки

Комары да мушки.

  1.  Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами.

- Шумка и Самоделкин очень любят превращать все слова в ласковые. И хотят поиграть вместе с вами. Я буду называть вам слова, а вы должны сказать это слово ласково, чтобы в нем появился звук [ш].

Петух – петушок

Хлеб –

Ладонь –

Гнездо –

Окно –

Солнце –

Черепаха –

Травка –

  1.  Дидактическое упражнение «Отгадай слово».

- Ребята, вчера вечером, к нам в кабинет забрался «звукоешка» и съел первый звук в словах. Давайте все исправим. В начало слова нужно вставить либо звук [с], либо звук [ш].

…амолет                                         …ляпа

…анки                                             …апог

…уба                                              …апка

…обака                                          …алаш

…ина                                              …амокат

  1.  Дидактическая игра «Подари картинки»

- Ребята, Шумке и Самоделкину друзья подарили картинки, но они не знают как поделить их между собой. Поможем им?

- Да.

- Как вы думаете, какие картинки мы отдадим Самоделкину, а какие гномику Шумке, и почему?

- Самоделкин любит картинки, в названии которых есть звук [с], потому что в слове «Самоделкин» слышится звук [с]. А гномик Шумка любит картинки, в названии которых есть звук [ш], потому что в слове «Шумка» слышится звук [ш].

  1.  Дидактическая игра «Что изменилось?»

- Посмотрите внимательно на эти картинки, давайте их еще раз назовем (дети называют картинки). А теперь закройте глаза. Чего не стало? (дети отвечают). Еще раз закройте глаза. Какие картинки поменялись местами? (дети отвечают). Шумка и Самоделкин говорят вам, ребята, большое спасибо за то, что вы верно поделили между ними все картинки. Они с вами прощаются и говорят что придут к вам обязательно еще раз.

  1.  Пересказ рассказа «Пушок и Машка».

- Когда Шумка и Самоделкин уходили, они оставили вам рассказ. Послушайте его внимательно.

«У Саши собака Пушок. У Даши – кошка Машка. Пушок любит кости, а Машка мышек. Пушок спит у Сашиных ног, а Машка – на кушетке».

- Кто у Саши?

- У Саши собака пушок.

- Кто у Даши?

- У Даши кошка Машка.

- Что любит Пушок?

- Он любит кости.

- Что любит машка?

- Она любит мышек.

- Где спит Пушок?

- Пушок спит у Сашиных ног.

- где спит Машка?

- Машка спит на кушетке.

  1.  Итог занятия.

- Дети, что вам запомнилось, понравилось на занятии? Какие звуки были в гостях? Во что играли с Шумкой и Самоделкиным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия "Звук Ш. Дифференциация  звуков С-Ш "   с презентацией....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...