Главные вкладки

    Конспект подгруппового логопедического занятия для детей 5-6 лет «Автоматизация звука «Ш» в слогах, в словах, в предложениях».
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

    Павлова Ольга Вениаминовна

    Автоматизация звука «Ш»

    в слогах, в словах, в предложениях

    для детей 5-6 лет.

    Тема: "В гости к кукушонку"

     

    Составитель занятия: учитель-логопед Павлова О.В

     

    Цель: Автоматизация звука «Ш»

    Задачи:

    ·        коррекционно-развивающая: закрепление правильного произношения звука «Ш» в самостоятельной речи ребенка, в различных речевых структурах (изолированно, в слогах, в словах, в предложениях); развитие фонематического слуха;

    ·        образовательная: практическое усвоение винительного падежа существительных; лексическая тема «Птицы»;

    ·        воспитательная: формирование контроля за собственной речью, прививать любовь к живой природе.

    Оборудование:

    ·        схема для анализа артикуляции звука и характеристики звука;

    ·        магнитная доска;

    ·        музыкальный центр;

    ·        зеркала на каждого ребенка;

    ·        картинка пальцев рук для мелкой моторики; куб с отверстиями, цветные камни для выкладывания буквы «Ш»;

    ·        изображение кукушки, кукушат;  туески на каждого ребенка с предметами-картинками (шапка, шуба, машина, шишка, мишка и т.д); мягкая игрушка-змея;

    ·        шкатулка с подарками-раскрасками.

    Предварительная работа:    постановка звука; автоматизация звука в слогах; автоматизация звука в словах; автоматизация звука в предложениях

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Панаевский детский сад  «Красная шапочка»»

    Конспект по постановке звука Ш

    Конспект подгруппового логопедического занятия для детей 5-6 лет

    «Автоматизация звука «Ш»

    в слогах, в словах, в предложениях»D:\распечатать\scan_51.jpg

    учитель-логопед: Павлова О.В.

      2015г.

    Автоматизация звука «Ш»

    в слогах, в словах, в предложениях

    для детей 5-6 лет.

    Составитель занятия: учитель-логопед Павлова О.В

    Цель: Автоматизация звука «Ш»

    Задачи:

    • коррекционно-развивающая: закрепление правильного произношения звука «Ш» в самостоятельной речи ребенка, в различных речевых структурах (изолированно, в слогах, в словах, в предложениях); развитие фонематического слуха;
    • образовательная: практическое усвоение винительного падежа существительных; лексическая тема «Птицы»;
    • воспитательная: формирование контроля за собственной речью, прививать любовь к живой природе.

    Оборудование:

    • схема для анализа артикуляции звука и характеристики звука;
    • магнитная доска;
    • музыкальный центр;
    • зеркала на каждого ребенка;
    • картинка пальцев рук для мелкой моторики; куб с отверстиями, цветные камни для выкладывания буквы «Ш»;
    • изображение кукушки, кукушат;  туески на каждого ребенка с предметами-картинками (шапка, шуба, машина, шишка, мишка и т.д); мягкая игрушка-змея;
    • шкатулка с подарками-раскрасками.

    Предварительная работа:    постановка звука; автоматизация звука в слогах; автоматизация звука в словах; автоматизация звука в предложениях.

    Ход занятия:

    Этапы

    Содержание

    Примечания

    1. орг.момент

    цель: настроить ребенка на рабочий лад

    Сегодня я вам предлагаю отправиться в гости. Ак кому, догадайтесь сами, отгадав загадку:

    Белые полоски на груди,

    В лес меня послушать приходи.

    Все одно и тоже я твержу,

    Беззаботно время провожу.

    И птенцы мои в чужом гнезде растут

    Догадайся, как меня зовут?

    -кукушка- картинка

    1. Сообщение темы занятия

    Цель: сообщить тему занятия

    -Сегодня мы пойдем с вами в гости к кукушонку и будем продолжать учиться правильно произносить звук «Ш».

    Чтобы кукушонку понравиться и хорошо выглядеть, нужно привести себя в порядок.

    1. Массаж лица

    Цель: массировать область лица, подготовка к развитию мимических мышц.

    -А теперь закроем глаза и представим, что вышли на улицу. Идет маленький весенний дождик.

    Капля первая упала: «кап».

    И вторая побежала: «кап».

    Мы на небо посмотрели

    Капельки «кап-кап» запели.

    Намочились лица, мы их вытирали.

    Ручки, посмотрите, мокрыми стали.

    Плечами дружно поведем.

    И все капельки встряхнем,

    От дождя убежим

    Под кусточком посидим.

    Выполняются массажные движения кончиками пальцев.

    1. Артикуляционная гимнастика

    Цель: упражнять в подвижности артикуляционного аппарата

    Упражнения:

    «Лопаточка»- на улице шел дождик, поэтому образовались лужи.

    «Рупор»- когда прошел дождик, то по небу поплыли облака.

    «Чашечка»-лужи глубокие.

    «Фокус»- сильный ветер подул с чашечки на носик.

    «Маляр»- чистое, голубое небо.

    «Непослушный язычок»- пошлепаем по лужам

    Работа с зеркалами.

    Открыть рот и положить широкий расплюснутый язык на нижнюю губу.

    Округление губ  и выдвижение их вперед «окошечко».

    Открыть широко рот и показать язычком чашечку.

    «Воздух носом мы вдыхаем, плечи мы не поднимаем».        (3 раза)

    Кончик языка поднимаем к небу и «красим  кисточкой» вперед, назад.

    Открыть рот и положить язык расплющенный на нижнюю губу, произнести «Па-па-па», прижимая губами язык.

    1. Анализ артикуляции звука

    Цель: закрепить правильное положение губ, зубов и языка при произношении звука «Ш»

    -Кто к нам прилетел?

    -Кто нас встречает?

    -Какой звук спрятался в середине слова «КУКУШОНОК»?

    -Посмотрите на схему и скажите мне, как работают губы, зубы, язык, когда мы произносим звук «Ш»?

    -Что делают губки, когда произносим звук «Ш»?

    -Что делают зубки?

    -Где находится язычок?

    Какой звук по характеру?

    Выставляются картинка кукушонка

    Предлагается детям схема-профиль.

    Ребенок рассказывает опираясь на схему.

    Дается характеристика звука ребенком.

    1. Произношение изолированного звука

    Цель: упражнять в произношении звука «Ш»

    -Давайте произнесем звук «Ш»

    «Ш-шшш»

    -А чья эта песенка? Кто так шипит?

    -Возьмите змею в руки и пошипите с ней вместе. Она ползет медленно, …быстрее.

    Выставляется игрушка- змея.

    Змеи

    Змея

    Дети поочередно берут змею и шипят, имитируют движение змеи.

    1. Развитие мелкой моторики

    Цель: способствовать развитию мелкой моторики.

    Закреплять счет до 5

    -Посмотрите. К нашему кукушонку прилетели друзья.

    -Кто они?

    -Давайте посмотрим сколько их?

    Присоедини каждый пальчик в красный кружок и назови птицу.

    -Сколько насчитали кукушат?

    Один кукушонок,

    Два кукушонка,

    Три кукушонка,

    Четыре кукушонка,

    Пять кукушат.

    1. Физкультминутка

    Цель: развитие общей моторики

    Наши кукушата очень устали с дороги. Давайте вместе с ними сделаем зарядку.

    Ветер дует нам в лицо,

    Закачалось деревцо.

    Ветерок все тише-тише,

    Дерево все выше-выше.

    Кисти встряхнули-плавно махнули

    Ветер сбивает росу.

    Руки в стороны-плавно помашем

    Это к нам птицы летят.

    Как они сядут, тоже покажем-

    Крылья сложили назад.

    Проведение и выполнение детьми физ.минутки

    1. Развитие фонематического слуха

    Цель: опознание звука в различных речевых структурах

    -Хлопните, когда услышите звук «Ш»

    М-С-П-Ш-З-Р-Ж-Л-Ш-Д-Щ-В..

    В слогах: ША-ЖА-МА-ША-РА-СА-ША-ПА-ЗА-ША

    В словах: ШАЙБА, ЛУЖА, УШИ, КАМЫШ, ЛЯГУШКА…

    Предлагается различный речевой материал.

    1. Закрепление звука в слогах

    Цель: закрепление правильного произношения звука «Ш»

    Кукушонок со своими друзьями очень рады встречи с вами. Они запели песенку. Давайте им подпевать.

    ША-ША-ША-ША

    ШО-ШО-ШО-ШО

    ШУ-ШУ-ШУ-ШУ

    АШ-ОШ; ОШ-УШ; УШ-ИШ; ИШ-АШ.

    Ребенок повторяет

    1. Зарядка для глаз

    Цель: снять напряжение с глаз и развивать глазодвигательную мышцу, развитие пространственных навыков

    -Посмотрите, как развеселились кукушата. Следите за ними глазами

    Иллюминация- движения птиц с ветки на ветку

    1. Закрепление звука в словах

    Цель: закрепление правильного произношения звука «Ш»; умение делить слова на слоги;

    Формировать умение определять где стоит звук в слове (начало, середина, коней слова).

    Продолжать развивать мелкую моторику, развивать логику и фоназию.

    _Посмотрите, что принес нам кукушонок? Давайте посмотрим, что в них находится.

    (шапка, штаны, машина, шиповник, пушка, мишка, шарф, лягушка и т.д)

    -Какой звук спрятался в этих словах?  («Ш»)

    -Раздели слова эти на слоги и прохлопай.

    -В каких словах звук «Ш» стоит в начале слова?

     В середине?

     В конце слова?

    -Посмотрите, что нам приготовил кукушонок:

    Чистоговорка:

    Шу-шу-шу, шу-шу-шу

    Я письмо тебе пишу.

    Ша-ша-ша, ша-ша-ша

    И пишу я не спеша.

    Шо-шо-шо, шо-шо-шо

    У меня все хорошо.

    Шу-шу-шу

    Сам примеры я решу.

    Ши-ши-ши, ши-ши-ши

    У тебя как-напиши.

    -Ребята, давайте напишем  букву «Ша». А чем, мы посмотрим в этом домике для птиц-скворечнике.

    -Что же там лежит?

    -Правильно, камешки.

    (Туески) Короба. Ребенок достает картинки и называет.

    Делят слова на слоги.

    Выделяют заданный звук из слов.

    Педагог достает из своей туески чистоговорку-письмо.

    Дети повторяют чистоговорку.

    Написать букву «Ш» камешками.

    1.  Закрепление звука в предложениях

    Цель: закрепление правильного произношения звука «Ш»

    -Давайте поблагодарим кукушонка за интересные задания и позовем его еще в гости. Придумайте предложения и обязательно называй его имя.

    (Кукушонок, спасибо тебе! Прилетай еще к нам кукушонок! С тобой кукушонок весело!

    Выбирают картинку и составляют структуру по образцу

    1.  Итог

    Цель: выяснение правильности отработки звука

    -С каким звуком сегодня мы работали?

    -Какие слова вы запомнили на звук «Ш»?

    -Какие игры кукушонка вам больше понравились?

    -Чем и почему?

    Составляют предложения

    1.  Оценка работы детей

    Цель: психологическая рефлексия

    Вы сегодня молодцы! Запомнили слова, с кукушонком пели песню, вспомнили характеристику звука. Были такими добрыми и поблагодарили кукушонка.

    Похвалить детей всегда есть за что!

    1.  Домашнее задание

    Цель: закрепление материала дома.

    Кукушонок вам подарил раскраски, раскрасьте и выучите стихотворение.

    Раскраска с  изображением шишки и стихотворения.

    Самоанализ занятия «Автоматизация звука «Ш»                                        в старшей группе(5-6 лет).

    Цель: Автоматизация звука «Ш»

    Задачи:

    • коррекционно-развивающая: закрепление правильного произношения звука «Ш» в самостоятельной речи ребенка, в различных речевых структурах (изолированно, в слогах, в словах, в предложениях); развитие фонематического слуха;
    • образовательная: практическое усвоение винительного падежа существительных; лексическая тема «Птицы»;
    • воспитательная: формирование контроля за собственной речью, прививать любовь к живой природе.

    Занятие проводилось с подгруппой детей 5-6 лет(старшая группа). Детям поставлен звук «Ш». Они  знают характеристику звука, рисуют самостоятельно схему правильной постановки звука (звуковой уклад).          На занятие были использованы игровые технологии, сюрпризные моменты. В игровой форме провела массаж лица, что подготовило детей к развитию мимических мышц. Артикуляционная гимнастика подготовила артикуляционный аппарат к правильному произношению звука «Ш» Этапы последовательности на логопедическом занятии и взаимосвязь с темой были  учтены и выполнены. Был использован наглядный материал (игрушка, картинка, вымышленные (весенний дождик)). Смена деятельности позволила детям на занятии быть эмоциональными, стремиться к правильному выполнению задания. Была использована физкультминутка. В игровой форме развивала мелкую и общую моторику.  Снятия напряжения с глаз и развитие глазодвигательной мышцы, развитие пространственных навыков решалось непринужденно в игре «Куда полетел кукушонок?». Дети хорошо справились с заданием на развитие фонематического слуха.  На слух они определяли звук изолированно, в слогах, в словах. С увлечением определяли заданный звук «Ш» в словах (в начале, в конце, в середине) рассматривая сюрпризы от кукушонка. На занятии развивала мышление, логику, фантазию, память, внимание. Занятие закончила сюрпризным моментом. Дети получили подарки-раскраски. Они с желанием выполнят дома и еще раз с родителями закрепят этот звук, выучат стихотворение и раскрасят шишку. Считаю, что задачи, которые я поставила, дети выполнили.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с ОНР. Тема: "Автоматизация звука Л в слогах"

       В процессе работы над коррекцией ОНР у дошкольников, разработала серию индивидуальных занятий, где сюжет и тема всего занятия соответствует лексической теме недели. В игровой форме...

    Конспект индивидуального логопедического занятия «Дикие животные и их детёныши. Автоматизация звука Л в слогах, словах, фразовой речи».

    Конспект индивидуального логопедического занятия «Дикие животные и их детёныши. Автоматизация звука Л в слогах, словах, фразовой речи». Разработан для ребенка 6 лет с ОВЗ в условиях логопедическо...

    Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе по теме: «Птицы. Звук П в слогах и словах» .

    Цель: Закрепить четкое произношение звука [п] в слогах и словах, определять место  звука П в слове.Коррекционно-развивающие:- корригировать произношение;- корригировать и развивать диалогич...

    Индивидуальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по автоматизации звука [С’] в слогах, словах и предложениях

    Индивидуальное логопедическое занятие с использованием метода моделирования по автоматизации звука [С’] в слогах, словах и предложениях...