Конспект подгруппового логопедического занятия для детей 5-6 лет «Автоматизация звука «Ш» в слогах, в словах, в предложениях».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Павлова Ольга Вениаминовна

Автоматизация звука «Ш»

в слогах, в словах, в предложениях

для детей 5-6 лет.

Тема: "В гости к кукушонку"

 

Составитель занятия: учитель-логопед Павлова О.В

 

Цель: Автоматизация звука «Ш»

Задачи:

·        коррекционно-развивающая: закрепление правильного произношения звука «Ш» в самостоятельной речи ребенка, в различных речевых структурах (изолированно, в слогах, в словах, в предложениях); развитие фонематического слуха;

·        образовательная: практическое усвоение винительного падежа существительных; лексическая тема «Птицы»;

·        воспитательная: формирование контроля за собственной речью, прививать любовь к живой природе.

Оборудование:

·        схема для анализа артикуляции звука и характеристики звука;

·        магнитная доска;

·        музыкальный центр;

·        зеркала на каждого ребенка;

·        картинка пальцев рук для мелкой моторики; куб с отверстиями, цветные камни для выкладывания буквы «Ш»;

·        изображение кукушки, кукушат;  туески на каждого ребенка с предметами-картинками (шапка, шуба, машина, шишка, мишка и т.д); мягкая игрушка-змея;

·        шкатулка с подарками-раскрасками.

Предварительная работа:    постановка звука; автоматизация звука в слогах; автоматизация звука в словах; автоматизация звука в предложениях

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Панаевский детский сад  «Красная шапочка»»

Конспект по постановке звука Ш

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей 5-6 лет

«Автоматизация звука «Ш»

в слогах, в словах, в предложениях»D:\распечатать\scan_51.jpg

учитель-логопед: Павлова О.В.

  2015г.

Автоматизация звука «Ш»

в слогах, в словах, в предложениях

для детей 5-6 лет.

Составитель занятия: учитель-логопед Павлова О.В

Цель: Автоматизация звука «Ш»

Задачи:

  • коррекционно-развивающая: закрепление правильного произношения звука «Ш» в самостоятельной речи ребенка, в различных речевых структурах (изолированно, в слогах, в словах, в предложениях); развитие фонематического слуха;
  • образовательная: практическое усвоение винительного падежа существительных; лексическая тема «Птицы»;
  • воспитательная: формирование контроля за собственной речью, прививать любовь к живой природе.

Оборудование:

  • схема для анализа артикуляции звука и характеристики звука;
  • магнитная доска;
  • музыкальный центр;
  • зеркала на каждого ребенка;
  • картинка пальцев рук для мелкой моторики; куб с отверстиями, цветные камни для выкладывания буквы «Ш»;
  • изображение кукушки, кукушат;  туески на каждого ребенка с предметами-картинками (шапка, шуба, машина, шишка, мишка и т.д); мягкая игрушка-змея;
  • шкатулка с подарками-раскрасками.

Предварительная работа:    постановка звука; автоматизация звука в слогах; автоматизация звука в словах; автоматизация звука в предложениях.

Ход занятия:

Этапы

Содержание

Примечания

  1. орг.момент

цель: настроить ребенка на рабочий лад

Сегодня я вам предлагаю отправиться в гости. Ак кому, догадайтесь сами, отгадав загадку:

Белые полоски на груди,

В лес меня послушать приходи.

Все одно и тоже я твержу,

Беззаботно время провожу.

И птенцы мои в чужом гнезде растут

Догадайся, как меня зовут?

-кукушка- картинка

  1. Сообщение темы занятия

Цель: сообщить тему занятия

-Сегодня мы пойдем с вами в гости к кукушонку и будем продолжать учиться правильно произносить звук «Ш».

Чтобы кукушонку понравиться и хорошо выглядеть, нужно привести себя в порядок.

  1. Массаж лица

Цель: массировать область лица, подготовка к развитию мимических мышц.

-А теперь закроем глаза и представим, что вышли на улицу. Идет маленький весенний дождик.

Капля первая упала: «кап».

И вторая побежала: «кап».

Мы на небо посмотрели

Капельки «кап-кап» запели.

Намочились лица, мы их вытирали.

Ручки, посмотрите, мокрыми стали.

Плечами дружно поведем.

И все капельки встряхнем,

От дождя убежим

Под кусточком посидим.

Выполняются массажные движения кончиками пальцев.

  1. Артикуляционная гимнастика

Цель: упражнять в подвижности артикуляционного аппарата

Упражнения:

«Лопаточка»- на улице шел дождик, поэтому образовались лужи.

«Рупор»- когда прошел дождик, то по небу поплыли облака.

«Чашечка»-лужи глубокие.

«Фокус»- сильный ветер подул с чашечки на носик.

«Маляр»- чистое, голубое небо.

«Непослушный язычок»- пошлепаем по лужам

Работа с зеркалами.

Открыть рот и положить широкий расплюснутый язык на нижнюю губу.

Округление губ  и выдвижение их вперед «окошечко».

Открыть широко рот и показать язычком чашечку.

«Воздух носом мы вдыхаем, плечи мы не поднимаем».        (3 раза)

Кончик языка поднимаем к небу и «красим  кисточкой» вперед, назад.

Открыть рот и положить язык расплющенный на нижнюю губу, произнести «Па-па-па», прижимая губами язык.

  1. Анализ артикуляции звука

Цель: закрепить правильное положение губ, зубов и языка при произношении звука «Ш»

-Кто к нам прилетел?

-Кто нас встречает?

-Какой звук спрятался в середине слова «КУКУШОНОК»?

-Посмотрите на схему и скажите мне, как работают губы, зубы, язык, когда мы произносим звук «Ш»?

-Что делают губки, когда произносим звук «Ш»?

-Что делают зубки?

-Где находится язычок?

Какой звук по характеру?

Выставляются картинка кукушонка

Предлагается детям схема-профиль.

Ребенок рассказывает опираясь на схему.

Дается характеристика звука ребенком.

  1. Произношение изолированного звука

Цель: упражнять в произношении звука «Ш»

-Давайте произнесем звук «Ш»

«Ш-шшш»

-А чья эта песенка? Кто так шипит?

-Возьмите змею в руки и пошипите с ней вместе. Она ползет медленно, …быстрее.

Выставляется игрушка- змея.

Змеи

Змея

Дети поочередно берут змею и шипят, имитируют движение змеи.

  1. Развитие мелкой моторики

Цель: способствовать развитию мелкой моторики.

Закреплять счет до 5

-Посмотрите. К нашему кукушонку прилетели друзья.

-Кто они?

-Давайте посмотрим сколько их?

Присоедини каждый пальчик в красный кружок и назови птицу.

-Сколько насчитали кукушат?

Один кукушонок,

Два кукушонка,

Три кукушонка,

Четыре кукушонка,

Пять кукушат.

  1. Физкультминутка

Цель: развитие общей моторики

Наши кукушата очень устали с дороги. Давайте вместе с ними сделаем зарядку.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише-тише,

Дерево все выше-выше.

Кисти встряхнули-плавно махнули

Ветер сбивает росу.

Руки в стороны-плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем-

Крылья сложили назад.

Проведение и выполнение детьми физ.минутки

  1. Развитие фонематического слуха

Цель: опознание звука в различных речевых структурах

-Хлопните, когда услышите звук «Ш»

М-С-П-Ш-З-Р-Ж-Л-Ш-Д-Щ-В..

В слогах: ША-ЖА-МА-ША-РА-СА-ША-ПА-ЗА-ША

В словах: ШАЙБА, ЛУЖА, УШИ, КАМЫШ, ЛЯГУШКА…

Предлагается различный речевой материал.

  1. Закрепление звука в слогах

Цель: закрепление правильного произношения звука «Ш»

Кукушонок со своими друзьями очень рады встречи с вами. Они запели песенку. Давайте им подпевать.

ША-ША-ША-ША

ШО-ШО-ШО-ШО

ШУ-ШУ-ШУ-ШУ

АШ-ОШ; ОШ-УШ; УШ-ИШ; ИШ-АШ.

Ребенок повторяет

  1. Зарядка для глаз

Цель: снять напряжение с глаз и развивать глазодвигательную мышцу, развитие пространственных навыков

-Посмотрите, как развеселились кукушата. Следите за ними глазами

Иллюминация- движения птиц с ветки на ветку

  1. Закрепление звука в словах

Цель: закрепление правильного произношения звука «Ш»; умение делить слова на слоги;

Формировать умение определять где стоит звук в слове (начало, середина, коней слова).

Продолжать развивать мелкую моторику, развивать логику и фоназию.

_Посмотрите, что принес нам кукушонок? Давайте посмотрим, что в них находится.

(шапка, штаны, машина, шиповник, пушка, мишка, шарф, лягушка и т.д)

-Какой звук спрятался в этих словах?  («Ш»)

-Раздели слова эти на слоги и прохлопай.

-В каких словах звук «Ш» стоит в начале слова?

 В середине?

 В конце слова?

-Посмотрите, что нам приготовил кукушонок:

Чистоговорка:

Шу-шу-шу, шу-шу-шу

Я письмо тебе пишу.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша

И пишу я не спеша.

Шо-шо-шо, шо-шо-шо

У меня все хорошо.

Шу-шу-шу

Сам примеры я решу.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши

У тебя как-напиши.

-Ребята, давайте напишем  букву «Ша». А чем, мы посмотрим в этом домике для птиц-скворечнике.

-Что же там лежит?

-Правильно, камешки.

(Туески) Короба. Ребенок достает картинки и называет.

Делят слова на слоги.

Выделяют заданный звук из слов.

Педагог достает из своей туески чистоговорку-письмо.

Дети повторяют чистоговорку.

Написать букву «Ш» камешками.

  1.  Закрепление звука в предложениях

Цель: закрепление правильного произношения звука «Ш»

-Давайте поблагодарим кукушонка за интересные задания и позовем его еще в гости. Придумайте предложения и обязательно называй его имя.

(Кукушонок, спасибо тебе! Прилетай еще к нам кукушонок! С тобой кукушонок весело!

Выбирают картинку и составляют структуру по образцу

  1.  Итог

Цель: выяснение правильности отработки звука

-С каким звуком сегодня мы работали?

-Какие слова вы запомнили на звук «Ш»?

-Какие игры кукушонка вам больше понравились?

-Чем и почему?

Составляют предложения

  1.  Оценка работы детей

Цель: психологическая рефлексия

Вы сегодня молодцы! Запомнили слова, с кукушонком пели песню, вспомнили характеристику звука. Были такими добрыми и поблагодарили кукушонка.

Похвалить детей всегда есть за что!

  1.  Домашнее задание

Цель: закрепление материала дома.

Кукушонок вам подарил раскраски, раскрасьте и выучите стихотворение.

Раскраска с  изображением шишки и стихотворения.

Самоанализ занятия «Автоматизация звука «Ш»                                        в старшей группе(5-6 лет).

Цель: Автоматизация звука «Ш»

Задачи:

  • коррекционно-развивающая: закрепление правильного произношения звука «Ш» в самостоятельной речи ребенка, в различных речевых структурах (изолированно, в слогах, в словах, в предложениях); развитие фонематического слуха;
  • образовательная: практическое усвоение винительного падежа существительных; лексическая тема «Птицы»;
  • воспитательная: формирование контроля за собственной речью, прививать любовь к живой природе.

Занятие проводилось с подгруппой детей 5-6 лет(старшая группа). Детям поставлен звук «Ш». Они  знают характеристику звука, рисуют самостоятельно схему правильной постановки звука (звуковой уклад).          На занятие были использованы игровые технологии, сюрпризные моменты. В игровой форме провела массаж лица, что подготовило детей к развитию мимических мышц. Артикуляционная гимнастика подготовила артикуляционный аппарат к правильному произношению звука «Ш» Этапы последовательности на логопедическом занятии и взаимосвязь с темой были  учтены и выполнены. Был использован наглядный материал (игрушка, картинка, вымышленные (весенний дождик)). Смена деятельности позволила детям на занятии быть эмоциональными, стремиться к правильному выполнению задания. Была использована физкультминутка. В игровой форме развивала мелкую и общую моторику.  Снятия напряжения с глаз и развитие глазодвигательной мышцы, развитие пространственных навыков решалось непринужденно в игре «Куда полетел кукушонок?». Дети хорошо справились с заданием на развитие фонематического слуха.  На слух они определяли звук изолированно, в слогах, в словах. С увлечением определяли заданный звук «Ш» в словах (в начале, в конце, в середине) рассматривая сюрпризы от кукушонка. На занятии развивала мышление, логику, фантазию, память, внимание. Занятие закончила сюрпризным моментом. Дети получили подарки-раскраски. Они с желанием выполнят дома и еще раз с родителями закрепят этот звук, выучат стихотворение и раскрасят шишку. Считаю, что задачи, которые я поставила, дети выполнили.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия для детей с ОНР. Тема: "Автоматизация звука Л в слогах"

   В процессе работы над коррекцией ОНР у дошкольников, разработала серию индивидуальных занятий, где сюжет и тема всего занятия соответствует лексической теме недели. В игровой форме...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дикие животные и их детёныши. Автоматизация звука Л в слогах, словах, фразовой речи».

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дикие животные и их детёныши. Автоматизация звука Л в слогах, словах, фразовой речи». Разработан для ребенка 6 лет с ОВЗ в условиях логопедическо...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе по теме: «Птицы. Звук П в слогах и словах» .

Цель: Закрепить четкое произношение звука [п] в слогах и словах, определять место  звука П в слове.Коррекционно-развивающие:- корригировать произношение;- корригировать и развивать диалогич...

Занятие для детей с нарушением звукопроизношения «Автоматизация звуков «Р» и «Рь» в словах и предложениях.

Цель:1. Автоматизация звуков Р, РЬ в словах, предложения2. Правильная артикуляция звука «С» во всех   позициях на материалеразговорной речи.3.Развитие фонетического слуха.4.Разви...

Конспект подгруппового логопедического занятия для подготовительной группы. Шарик Шурик.. Автоматизация звука "Ш"

Предлагаемый план-конспект логопедического занятия автоматизировать у детей произноение звука "Ш"  в изолированном виде, в слогах, словах, фразе....