Главные вкладки

    Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению в старшей группе. «Автоматизация звука [Л] в слогах, в словах и предложениях»
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

    Мощенко Юлия Александровна

     Автоматизация   звука  [Л] в слогах, в   словах и предложениях

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_po_avtom_zvuka_l.docx25.55 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ

    подгруппового занятия по звукопроизношению в старшей группе.

     «Автоматизация   звука  [Л] в слогах, в   словах и предложениях»

     Цель: правильно и четко произносить звук Л в слогах, словах и предложениях.

    Задачи:

     Коррекционно-обучающие:

    - закрепить понятие согласный звук, уточнить особенности артикуляции звука [л];

     - закрепить навык произношения звука в слогах, словах, предложениях;

    - формировать навыки образования глаголов прошедшего времени, существительных в родительном падеже;
    - упражнять детей в звукобуквенном анализе и синтезе слов;
    - учить детей точно и полно отвечать на вопросы;

     Коррекционно-развивающие:
    - развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
    - развитие внимания, памяти, мышления, воображения;
    - развитие мелкой и артикуляционной моторики.
    Коррекционно-воспитательные:
    - формирование положительной установки на участие в занятии;
    - формирование умения слушать сверстников и логопеда;
    - воспитание доброжелательных отношений, воспитание усидчивости;
    - воспитывать языковое чутьё к родному языку, желание говорить правильно.

    Материалы и оборудование:

    Кукла девочки и мальчика, мяч, карточки для определения позиции звука Л в слове,

    предметные картинки: кукла, стул, нож, лак, мяч, мел, шар, пенал, карандаш, стул, ластик, машина, лыжи, книга

    Ход  занятия

         I. Организационный момент.

    Приготовились к занятию. Слушай меня внимательно, старайся правильно выполнять все задания.

         II. Основная часть.

    1. Артикуляционная гимнастика.

    Логопед: Будем делать зарядку для язычка, чтобы он хорошо и правильно двигался, четко проговаривал звуки и слова.

         Повторение артикуляционных упражнений:

    Трубочка –Улыбочка –Заборчик – Окошко

    Лошадка

    Часики

    Качели

    Блинчик-Иголочка

    Вкусное варенье

    Маляр

    Парус

    Ребенок делает упражнения по инструкции логопеда.

    3. Сообщение цели занятия.

    Логопед: К нам на занятие на пароходе приплыли  девочка  Мила и мальчик Кирилл. Сегодня вместе с ними мы будем повторять слоги и слова со

    звуком [л].

    4. Акустико-артикуляционный образ звука.

     Логопед: Вспомним, когда мы произносим звук Л, что делают губки?

    - Улыбаются.

    Логопед: Что делает язычок?

    - Поднимается за верхние зубки к бугорочкам (если отрабатывается зазубная артикуляция).

    Или:

    - Кончик языка зажат между зубов.

    Логопед:  Дадим характеристику звука Л.

    - Звук Л согласный, звонкий, твердый.

    (Дети получают картинку с изображением парохода, плывущего  к пристани. Движение парохода изображено пунктирной линией)

    Логопед: Когда Мила плыла , пароход гудел «Л-Л-Л».    Сейчас погудят девочки  по моему сигналу:

    Логопед:Пароход дает сигнал, покидает он причал.

    (девочки  произносят звук Л и ведут пальчиком по  картинке от парохода к причалу) .

    Логопед:Когда Кирилл плыл , пароход тоже  гудел «Л-Л-Л».    Сейчас погудят мальчики  по моему сигналу:

    Логопед:Пароход дает сигнал, покидает он причал.

    (мальчики произносят звук Л и ведут пальчиком по  картинке от парохода к причалу) .

    5. Слоговая гимнастика.

    Логопед:Слушай, повторяй, пальчики соединяй .

    Ребенок воспроизводит серию слогов за логопедом, сопровождая проговаривание пальчиковой гимнастикой «Пальчики здороваются». (Пальцы рук  ( указательный, средний, безымянный, мизинец) поочередно соприкасаются с большим пальцем).

    Проговаривать с разной интонацией:

    В прямых слогах

    ЛА-ла-ла-ла                  ЛЫ-лы-лы-лы                  

    ла-ЛА-ла                       лы-ЛЫ-лы-лы            

    ла-ла-ЛА-ла                  лы-лы-ЛЫ-лы

    ла-ла-ла-ЛА                  лы-лы-лы-ЛЫ

    аналогично с другими слогами.

    Проговариваем в обратных

    ал-ол-ул-ил

    ил-ол-ил-ал

    ул-ал-ыл-ол                  и  т.д.

    6. Проговаривание слов за логопедом.

    Повтори за мной. Дети по очереди повторяют за логопедом:

    Ал-ал-ал –зал

    Ал-ал-ал –бал

    Ал-ал-ал – мал

    Ал-ал-ал- вал

    Ал-ал-ал – дал и т.д.

         Слова: бал, мал, вал, зал, дал, стул, мел, сел, пел, гол, вал, пол, был, мыл, ныл, мёл, вёл, осёл, бил, плыл, вил, бокал, пенал, укол, футбол.

         7. Игра на развитие фонематического восприятия.

    Логопед:  Поднимите  флажок, если услышишь в слове звук Л.

    Слова: лопата, машина, пила, ведро, молоток, совок, игла, ножницы, акула,  

    8. Подбор картинок на заданный звук.

         Игра «Подбери и назови».

    Логопед:  Мила и Кирилл  пошли  в магазин. Помоги  им купить  купить вещи, в названии которых есть звук Л.

    Предметные картинки: кукла, стул, нож, лак, мяч, мел, шар, пенал, карандаш, стул, ластик, машина, лыжи, книга.

    Дети должны составить предложение с выбранной картинкой.

    Например:  Мила купила куклу. Кирилл купил стул.   И т.д.

     9. Игра «Чего не стало?».

    Учимся образовывать существительные в родительном падеже.

    Подобранные в предыдущей игре картинки  в количестве четырех штук  выставляются на наборное полотно. Ребенок запоминает их, закрывает глаза, логопед убирает одну картинку.

    Логопед:  Посмотри, чего нет?

    Ребенок: Нет …   (сущ. в форме родительного падежа).

    10. Физкультминутка.

    Буквой Л расставим ноги,

    Словно в пляске – руки    в боки,

    Наклонились влево, вправо,

    Получается на славу!

    11. Четвертый лишний.

    Дети получают картинки с  изображением четырех предметов. Название всех предметов содержат звук [л]. Надо найти лишний предмет и объяснить, почему его надо исключить.

    Например: баклажан, свекла, лук, яблоко.

    12. Образование глаголов прошедшего времени.

    Логопед: Я буду говорить , что я делаю. А ты скажешь так, как будто ты  делал это вчера.

    Логопед :                                    Ребенок:

    Я вижу   ласточку.

    Я видела ласточку. (Я видел ласточку.)

    Я сижу на полу.

    Я сидела на полу. (Я сидел на полу.)

    Я прыгаю через лужу.

    И т.д

    Я стою на стуле.

    Я пишу письмо.

    Я читаю  сказку.

    Я делаю салат.

    Я ловлю галку.

    13. Игра «Много – один» (с мячом).

    Логопед: Измени слово, помни о звуке Л в конце слова.

    Логопед:       Ребенок:

    столы      -       стол

    уколы        -       укол

    полы       -       пол

    залы        -      зал

    пеналы    -      пенал

    голы        -      гол

    бокалы    -      бокал

    дятлы      -      дятел

    фиалки   -    фиалка

    14.  Определение положения звука Л в слове.

    Работа в прописи.

    Логопед:  Где в слове спрятался звук Л (в начале, в середине, в конце слова).

    Слова: лампа, ложка, пенал, стул, лук, слон, колбаса, лопата, белка

     III. Итог занятия и оценка деятельности детей.

    Логопед:  Наше занятие закончено. Давайте напомним нашим гостям, которые приплыли на пароходе, какой звук мы сегодня повторяли   и учились правильно произносить? (ответы детей). Миле и Кириллу очень понравилось ваше занятие. Они  собираются к себе домой, ну а вам дарят подарки ( детям, например, раздаются наклейки).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого индивидуального занятия (старший возраст) Тема: Автоматизация звука – с – в слогах, в словах, предложениях

    Цели: 1. Автоматизация звука в слогах, в словах, в предложениях.           2. Развитие звукослогового анализа, фонематического слуха,...

    Конспект подгруппового логопедического занятия для детей 5-6 лет «Автоматизация звука «Ш» в слогах, в словах, в предложениях».

    Автоматизация звука «Ш»в слогах, в словах, в предложенияхдля детей 5-6 лет.Тема: "В гости к кукушонку" Составитель занятия: учитель-логопед Павлова О.В Цель: Автоматизация звука «Ш»Задачи:·...

    Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе по теме: «Птицы. Звук П в слогах и словах» .

    Цель: Закрепить четкое произношение звука [п] в слогах и словах, определять место  звука П в слове.Коррекционно-развивающие:- корригировать произношение;- корригировать и развивать диалогич...

    План-конспект индивидуальной НОД по коррекции звукопроизношения в старшей группе «Автоматизация звуков Ш и Ж в слогах и словах»

    План-конспект индивидуальной НОД по коррекции звукопроизношения в старшей группе «Автоматизация звуков Ш и Ж в слогах и словах»....

    Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшей группы «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях»

    Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях»...

    Автоматизация звука [Ж] в слогах, чистоговорках,словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, играх.

    Данный материал могут использовать логопеды, воспитатели, родители для автоматизации звука  [ Ж ] в различных позициях ( в начале слова, в середине слова, в стечении согласных звуков).  В чи...