Главные вкладки

    План-конспект индивидуальной НОД по коррекции звукопроизношения в старшей группе «Автоматизация звуков Ш и Ж в слогах и словах»
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    План-конспект индивидуальной НОД по коррекции звукопроизношения в старшей группе «Автоматизация звуков Ш и Ж в слогах и словах».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    План-конспект

    индивидуальной НОД по коррекции звукопроизношения

    в старшей группе дошкольного отделения

    Составила учитель – логопед Дысина Наталия Борисовна

    ГБОУ Школа №1383 Дошкольное отделение

    Тема: «Автоматизация звуков Ш и Ж в слогах и словах».

    Цели:      закреплять артикуляцию звуков Ш и Ж;

     закреплять навык правильного произношения звуков Ш и Ж в слогах, словах;

     дифференцировать звуки Ш и Ж в слогах, словах;

     продолжать учить делить слова на слоги;

     расширять словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи    

     (образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, относительные прилагательные, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже);

     развивать фонематический слух;

     развивать мелкую моторику рук;

     совершенствовать слуховое и зрительное внимание, память, мышление;

     воспитывать усидчивость, трудолюбие, целеустремлённость.

        Оборудование: настольное зеркало, загадки, предметные картинки, звуковая дорожка-схема занятия, картинки-образы звуков Ш и Ж (змея и жук), слоговые дорожки, мяч, предметные картинки с паровозами и вагонами (три), с поваром, удочка.                                                        

    Ход занятия

    I Вводная часть.

    1. Организационный момент. Разгадывание загадок.

    Чтобы нарисовать шалаш

    Мне нужен …(карандаш)

    Ловко мышку догоняет,

    Остры когти выпускает.

    Отдыхает у окошка

    И мурлычет нежно … (кошка)

    Возле речки на болоте

    Вы легко её найдёте.

    То не рыбка, не зверушка –

    А зелёная … (лягушка)

    Вот цветочек на поляне,

    Серединка солнцем взглянет,

    Сам же в беленькой рубашке.

    Хороши в траве … (ромашки)

    Живёт в норке, грызёт корки.
    Короткие ножки; боится кошки. (мышь)

    Твой хвостик я в руке держал,

    Ты полетел - я побежал. (шар воздушный)

    Картинки-отгадки выставляются в ряд.

    - Назови ещё раз все картинки. Какой звук мы слышим во всех словах? (звук Ш) Пошипи. Кто так шипит? (змея)

    Выставляется картинка-образ звука Ш - змея.

    2. Сообщение темы занятия, показ звуковой дорожки-схемы занятия.

    - Сегодня мы будем продолжать учиться произносить звук Ш в слогах и словах.

    Показ звуковой дорожки-схемы занятия.

    II Основная часть.

    1. Артикуляционная гимнастика. Характеристика звуков Ш  и Ж по артикуляционным признакам.

    Упражнения для артикуляционной гимнастики, которые выполняются перед настольным зеркалом:

    1) «Барабанщик».

    Цель: Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым.

    Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнося звук Д: д-д-д. 10 раз.

    2) «Вкусное варенье».

    Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука Ш.

    Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. 10 раз.

    3) «Лошадка».

    Цель: Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх.

    Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка, присасывая язык к нёбу. 10 раз.

    4) «Чашечка».

    Цель: Вырабатывать умение удерживать широкий, загнутый вверх язык.

    Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, а затем, загнув кончик языка и боковые края вверх, потянуться языком вверх. 5 раз.
           
    Артикуляция звука Ш: губы «окошком», язык «чашечкой» вверху, под «потолочком», голосок «выключен». Длительное произношение звука Ш.

    Артикуляция звука Ж: губы «окошком», язык «чашечкой» вверху, под «потолочком», голосок «включен». Картинка-образ звука Ж – жук. Длительное произношение звука Ж.

    2. Произношение звуков Ш и Ж:

    1) в слогах:

    Цели: автоматизировать правильное произношение звуков Ш и Ж в слогах, дифференцировать их; развивать фонематический слух и слуховую память.

    а) использование слоговых дорожек:

    - произносить прямые и обратные слоги со звуками Ш и Ж,  «шагая» пальцами по кружкам (ША, ИШ, ОЖ, ЖИ, АША, ОЖО…);

    б) игра «Внимательные ушки».

    Логопед, закрыв рот экраном, произносит слоговые цепочки по три слога. Ребёнок слушает, запоминает и воспроизводит слоговые цепочки.

    -ША-ШО-ШЕ; АШ-ЭШ-ЫШ; ЖУ-ЖА-ЖЕ; ШО-ЖО-ШО; УЖ-УШ-УЖ.

    2) в словах:

    Игра «Назови слова со звуком Ш».

    Цели: определять наличие звука Ш в слове, автоматизировать правильное произношение звука Ш в словах; развивать фонематический слух, внимание и память.

    Ребёнок называет слова со звуком Ш по картине с изображением комнаты.

    Словарь: шкаф, шляпа, окошко, шторы, кошка, машина, мишка, шары, карандаши, лошадка.

    3. Динамическая пауза:

    1) Пальчиковая гимнастика «Дружба».

    Дружат в нашей группе

    Девочки и мальчики.

    Мы с тобой подружим

    Маленькие пальчики.

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Снова будем мы считать:

    Раз, два, три, четыре, пять.

    Мы закончили считать.

    Поочерёдное пожимание одной рукой другой.

    Поочередное    касание    пальцев     на     обеих     руках, начиная с мизинца.

            2) Игра «Назови ласково».

    Цели: закреплять правильное произношение звуков Ш и Ж в словах, образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

    Логопед катит по столу мяч ребёнку, называя слово, а тот – катит обратно, называя слово ласково.

    Словарь: шапка (шапочка), шкаф (шкафчик), кошка (кошечка), уши (ушки), кувшин (кувшинчик), карандаш (карандашик), жук (жучок), журнал (журнальчик), снег (снежок), ёж (ёжик).

    4. Произношение звуков Ш и Ж в словах:

    1) Игра «Рыболов».

    Цели: автоматизировать правильное произношение звуков Ш и Ж, дифференцировать их; развивать фонематический слух.

    Ребёнок удочкой «вылавливает» предметные картинки, называет их и раскладывает на две стопки: со змейкой – звуком Ш и жуком – звуком Ж. Колесо и снеговик – лишние.

    Словарь: ежевика, крыжовник, жук, джем, жаба, жираф, жёлудь, пижама, шар, малыш, мишка, ландыш, вишня, шапка, кошка, мешок, колесо. снеговик.

    2) Игра «Живое - неживое».

    Цели: автоматизировать правильное произношение звуков Ш и Ж в словах, дифференцировать их; развивать внимание, мышление.

    Перед ребёнком предметные картинки из предыдущего задания.

    - Назови картинки и скажи, живое или неживое на них изображено. Например, кошка – живая.

    3) Игра «Паровозики».

    Цели: автоматизировать правильное произношение звуков Ш и Ж в словах; продолжать учить делить слова на слоги, развивать фонематический слух, внимание и память.

    Перед ребёнком предметные картинки из предыдущего задания (кроме ежевики) и три паровозика с вагончиками.

    - Картинки нужно разложить следующим образом: сколько окошек в вагончике, столько и слогов в слове.

    4) Игра «Весёлый повар».

    Цели: автоматизировать правильное произношение звуков Ш и Ж в словах, дифференцировать их; расширять словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи (образовывать относительные прилагательные, согласовывать прилагательные  с существительными в роде, числе, падеже), развивать фонематический слух, внимание и память.

    На поднос весёлого повара закрепляется картинка с изображением ягоды.

    - Расскажи, какие варенье, сок, компот приготовил повар из этой ягоды, плюшки с каким повидлом и ватрушки с какой начинкой он испёк.

    Словарь: из вишни вишнёвое варенье, вишнёвый сок, вишнёвая ватрушка, вишнёвые плюшки, вишнёвый компот; из ежевики ежевичное варенье, ежевичный сок, ежевичная ватрушка, ежевичные плюшки, ежевичный компот.

    III Заключительная часть.

    Итог занятия.

    - Какие звуки мы продолжаем учиться красиво произносить в слогах, словах? Назови по три слова с каждым звуком. Что сегодня на занятии понравилось больше всего? Какое задание было самым сложным?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ индивидуального занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях»

    Образовательные задачи:Закрепить знания о времени года – зима. Расширить представления о признаках зимы.Коррекционные задачи:Активизация словаря по теме.Развитие фонематического восприятия.Выработка р...

    Учитель-логопед Торбочкина Екатерина Евгеньевна Конспект индивидуального интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения + аппликация по теме: «Автоматизация звука [С] в позиции в начале, середине, конце слова".

    Заключительное занятие по теме: "Автоматизация звука [С] в позиции в начале, середине, конце слова". (индивидуальное логопедическое занятие для дошкольника старшего возраста)....

    Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшей группы «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях»

    Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах и предложениях»...