Индивидуально - подгрупповая НОД ""Автоматизация звука Р в слогах, в словах и предложениях.
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Пашкова Елена Викторовна

Презентация и конспект к индивидуально - подгрупповой работе по автоматизации звука Р в слогах, словах и предложениях.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Чебурашка» Индивидуально-подгрупповая НОД по автоматизации звука Р в слогах, словах и предложениях

Слайд 2

Загадка

Слайд 3

Пальчиковая игра «Дом»

Слайд 4

Артикуляционная гимнастика

Слайд 5

Загадка

Слайд 6

Изолированное произнесение звука Р Р – Р – Р

Слайд 7

Артикуляционный уклад звука Р

Слайд 8

Характеристика звука Р

Слайд 9

Звук Р обозначается буквой Р Звук Р Буква Р

Слайд 10

Игра «Научим попугая говорить» АРА-АРО-АРЫ-АРУ УРА-УРО-УРЫ-УРУ ОРА-ОРО-ОРЫ-ОРУ ЫРА-ЫРО-ЫРЫ-ЫРУ

Слайд 11

Игра «Повтори за мной!» Рваная рубашка, бархатная куртка, красный рак, ртутный градусник, старая рама, ракета разогналась, хорошая Рая, перловка размокла, крутые рога, ровная тропинка, крупная морковь, громкое радио, картонная коробка, разноцветная радуга, рыбный пирог, быстрая ракета, крутая гора, трудная работа.

Слайд 12

Игра «Повтори за мной!» Крытый рынок, хитрая ворона, сахар рафинад, мокрая трава, Рома романтик, горная тропка, раковина-ракушка, работать на радио, розовый карандаш, Артур работяга, рукавица разорвана, Марат рабочий, радио работает, розы расцвели, родина нам дорога, Кира на уроке, ворона и сорока, чёрный ранец, Роман герой, родная Россия.

Слайд 13

Звукобуквенный анализ слов Р А Д Г У А

Слайд 14

Игра «Повтори за мной!» Рома бороздит на ракете родные просторы. Тамара и Вера подруги. Рыбак рыбачит рано утром. В саду распустились розы. Родня радушно проводила старшего брата в армию. Доброе утро Татарстан (Россия). Родинка на руке у Артура.

Слайд 15

Игра «Повтори за мной!» Тамара, расскажи о прогулке по парку. Пират зарывает сокровища на острове. Юра рубит дрова. Самара - старый город. У Веры разорван сарафан. Грамота - второй язык. Рыжики и боровики растут в бору.

Слайд 16

Игра «Повтори за мной!» У рыбака Егора в ведёрке ерши. Ира раздаёт тетради, карандаши и ручки. У Маруси красный и чёрный карандаш. Рая грызёт зефир и пьёт кефир. Морковь, помидор, горох и огурцы собраны. У Ромы грузовик, там груши и кукуруза.

Слайд 17

Выучи скороговорку!

Слайд 18

Рассказ «Открытые ворота»

Слайд 19

Игра «Посчитай-ка!»

Слайд 20

Составь предложение по картинке!

Слайд 21

Игра «Я, ты, мы, он, она, они!»

Слайд 22

Игра «Четвёртый лишний»

Слайд 23

Игра «Четвёртый лишний»

Слайд 24

Игра «Четвёртый лишний»

Слайд 25

Игра «Четвёртый лишний»

Слайд 26

Итог занятия



Предварительный просмотр:

                Конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по автоматизации звука  Р  у детей 4-7 лет.

Тема: «Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях»

Цель: Автоматизация звука Р  в слогах, словах и предложениях.  

 Задачи:

  1. Тренировать правильное произношение изолированного звука Р, а также в слогах, словах и предложениях;
  2. Развивать пальчиковую и артикуляционную моторику;
  3. Развивать фонематический слух – умение подбирать рифмы к слову с заданным звуком;
  4. Развивать навыки звукового анализа и синтеза слов (РАДУГА);
  5. Тренировать детей в умении спрягать глаголы по образцу;
  6. Тренировать детей в согласовании числительных с существительным;
  7. Тренировать детей в подборе местоимений к существительным (МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ);
  8. Тренировать детей в умении составлять предложения;
  9. Тренировать детей в умении пересказывать небольшие тексты;
  10. Развивать внимание, память, мышление;
  11. Воспитывать трудолюбие, настойчивость в достижении цели, целеустремленность.

Оборудование: набор карточек для проведения артикуляционной гимнастики на звук Р; карточки для характеристики звука Р, дидактическое пособие для проведения звукового анализа слога; мяч, набор для составления схемы предложения, игрушка или картинка ЧЕБУРАШКА

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Этапы НОД

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Речевое развитие

Слайд 1,2  

Речевая деятельность

  1. Организационный момент

Логопед: Малыш, сегодня к нам в гости пришел герой мультфильма:

Этот милый, странный душка

Безымянною игрушкой

Был когда - то в магазине,

Сказки ждал он на витрине.

И дождался. Стал известным

Своей сказкою чудесной.

Ты меня, малыш, послушай,

У него большие уши,

Он коричневого цвета,

Его любят все на свете,

Знает каждая дворняжка

Друга Гены - ...

Ответ: Чебурашку.

Логопед: Да, это ЧЕБУРАШКА.

Какой звук ты слышишь в этом имени  - ЧЕБУРРРАШКА? (звук Р). Где спрятался звук Р? (в середине слова).

Сегодня мы опять тренируемся правильно и четко произносить этот звук, а так же слова, предложения и рассказы с этим звуком. А ЧЕБУРАШКА нам будет в этом помогать.

Физическое развитие

Речевое развитие

Слайд 3  

Двигательная деятельность

Речевая деятельность

  1. Пальчиковая гимнастика

Логопед: Давай вспомним пальчиковую игру про ЧЕБУРАШКУ:

ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА:

На полянке дом стоит (пальцы рук сомкнуты в виде крыши дома над головой)

Ну а в домик путь закрыт, (руки скрещены на груди)

Мы ворота открываем, (отводим руки в стороны)

Всех вас в домик приглашаем (наклоняем голову вперед)

Но на дверях висит замок, (пальцы обоих рук скрещены)

Кто его открыть бы мог, (поднимание плеч)

Покрутили, постучали, (руки поворачиваем от себя, на себя)

Потянули и открыли (тянем руки в стороны)

Ну а в доме Чебурашка живет, (руки поднимаем над головой, машем как ушками)

И нас в гости всех зовет (руки разводим в разные стороны.)

Физическое развитие

Слайд 4

Двигательная деятельность

  1. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Давай разомнем наш язычок, чтобы он всегда четко и правильно произносил звук Р, слоги и слова с этим звуком; покажи ЧЕБУРАШКЕ, как ты умеешь делать артикуляционную гимнастику.

Комплекс на звук Р.  

 

Речевое развитие, Познавательное развитие

Слайд 5

Слайд 6

Речевая деятельность

Познавательная деятельность

  1. Изолированное проговаривание звука.  

Логопед: ЧЕБУРАШКА  хочет загадать тебе загадку. Отгадаешь?

Разноцветная дуга

Поднялась за облака,

Выше дома, выше горки,

Выше самой длинной елки.

Ярко под дождем сверкала,

А затем совсем пропала.

Что за странная дуга?

Это просто…!

Ответ: Радуга

Логопед: МОЛОДЕЦ. А какой звук спрятался в начале слова РРРАДУГА? (звук Р).

Давай протянем долго звук РРРРРРР.

Речевое развитие

Слайд 7 

Речевая деятельность

  1. Анализ артикуляции звука

Логопед: Когда мы произносим звук Р:

Артикуляция звука Р

Когда мы поем песенку ТИГРА (произносим звук Р)

  • Губки улыбаются широко;
  • Кончик языка поднят к бугоркам верхних зубов и дрожит
  • Средняя часть спинки языка опущена
  • Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
  • Воздушная струя очень сильная, она заставляет вибрировать (дрожать) кончик языка.

Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Р  и может самостоятельно рассказать, как мы «ПОЁМ ПЕСЕНКУ ТИГРА» (ПРОИЗНОСИМ ЗВУК Р).

Речевое развитие

Слайд 8

Речевая деятельность

  1. Характеристика звука

Логопед: Какой звук Р?  

Звук Р  – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой.  (по схеме для характеристики звуков)

 

Познавательное развитие

Слайд 9

  1. Связь звука с буквой.

Звук Р обозначается буквой Р. (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем).

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие

На слух

Умственная деятельность, игровая деятельность

  1. Развитие фонематического слуха

Логопед: ЧЕБУРАШКА  хочет сыграть с тобой в игру: «Рифмы» - он будет говорить слово, а ты должен подобрать к этому слову рифму, заменив первый звук на Р:

ЛАК - …рак

КОТ - …рот

КОМА - …Рома

КОЗЫ - …розы

КУЧКА - …ручка

МУКИ - ..руки

ПЫЖИК - …рыжик

ЗАБОТА - …работа

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие  

Слайд 10

Слайд 11-12

Речевая деятельность Игровая деятельность  

  1. Автоматизация звука в слогах и  словах

Логопед: Повтори за ЧЕБУРАШКОЙ слоги:

АРА-АРО-АРЫ-АРУ

УРА-УРО-УРЫ-УРУ

ОРА-ОРО-ОРЫ-ОРУ

ЫРА-ЫРО-ЫРЫ-ЫРУ

Логопед: Повтори за ЧЕБУРАШКОЙ  такие слова – игра «Повтори за мной, как попугай!»

Рваная рубашка, бархатная куртка, красный рак, ртутный градусник, старая рама, ракета разогналась, хорошая Рая, перловка размокла, крутые рога, ровная тропинка,  крупная морковь, громкое радио, картонная коробка,  разноцветная радуга, рыбный пирог, быстрая ракета, крутая гора, трудная работа, крытый рынок,  хитрая ворона, сахар рафинад, мокрая трава, Рома романтик, горная тропка, раковина-ракушка, работать на радио, розовый карандаш, Артур работяга, рукавица разорвана, Марат рабочий, радио работает, розы расцвели, родина нам дорога, Кира на уроке, ворона и сорока, чёрный ранец, Роман герой, родная Россия.

Физическое развитие

Без презентации

С мячом 

Двигательная деятельность

  1.  Физкультминутка – игра с мячом

Логопед: Давай поиграем в игру «Мой, моя, мое, мои» - я буду бросать тебе мяч и называть слово, ты будешь добавлять к этому слову слова «мой», «моя», «мое», «мои» (то, что подходит по смыслу) и возвращать мяч мне.

САМОВАР - …мой самовар

АРМИЯ - …моя армия

АРБУЗ - …мой арбуз

ЧЕРНИЛА  - …мои чернила

ПЕРЧАТКИ - …мои перчатки

РАК - …мой рак

НОРА - …моя нора

ПЕРО – … моё перо

МАКАРОНЫ - …мои макароны

РЫЖИК - …мой рыжик

КУРЫ - …мои куры

КОРЫТО - …моё корыто

РУЧЕЙ - …мой ручей

Познавательное развитие

Слайд 13

Умственная деятельность

  1.  Звуковой анализ/синтез

Звуковой анализ слова РАДУГА

 

Речевое развитие

Слайд 14-15-16

Слайд 17

Слайд 18

  1. Автоматизация звука в предложениях и текстах

Логопед: Повтори предложения за ЧЕБУРАШКОЙ:

Рома бороздит на ракете родные просторы.

Тамара и Вера подруги.

Рыбак рыбачит рано утром.

В саду распустились розы.

Родня радушно проводила старшего брата в армию.

Доброе утро Татарстан (Россия).

Родинка на руке у Артура.

Тамара, расскажи о прогулке по парку.

Пират зарывает сокровища на острове.

Юра рубит дрова.

Самара - старый город.

У Веры разорван сарафан.

Грамота - второй язык.

Рыжики и боровики растут в бору.

У рыбака  Егора в ведёрке ерши.

Ира раздаёт тетради, карандаши и ручки.

У Маруси красный и чёрный карандаш. 

Рая грызёт зефир и пьёт кефир.

Морковь, помидор, горох и огурцы собраны.

У Ромы грузовик, там  груши и кукуруза.

Логопед: Послушай и выучи скороговорку:

Сорок сорок для своих сорочат 
Сорок сорочек, не ссорясь строчат. 
Сорок сорочек прострочены в срок - 
Сразу поссорились, 
Сразу поссорились, 
Сразу поссорились сорок сорок.

Логопед: Послушай рассказ. Приготовься его пересказывать:

ОТКРЫТЫЕ ВОРОТА.

Утром мама попросила Егорку полить огород. Сама она отправилась на работу. В огороде росли морковь, картошка, огурцы и помидоры.

Взял, было, Егорка ведро, да увидел за забором друзей. Забыл Егорка про мамину просьбу. Выбежал за ворота и не закрыл их.

В огород забрались соседские куры, поросёнок, бородатый козел и пес Буран. Через некоторое время они вытоптали огород. Растения были съедены, урожай испорчен... Ох, и отругает Егора мама, когда вернется с работы! 

Речевое развитие

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21 

Игровая деятельность, речевая деятельность

  1. Игры на развитие словаря и ГСР

Логопед: Малыш, вспомни, про что тебе загадал загадку ЧЕБУРАШКА? (про РАДУГУ)

ОДНА – это РАДУГА, а много - …радуги.

Посчитай: ОДНА РАДУГА, ДВЕ РАДУГИ, ТРИ РАДУГИ, ЧЕТЫРЕ РАДУГИ, ПЯТЬ РАДУГ.

Придумай красивое предложение со словом РАДУГА

Игра «Изменяй предложения»

 РАСКРЫВАТЬ КОРОБКУ С ПОДАРКОМ:

Я раскрываю коробку с подарком, ты раскрываешь коробку с подарком, он раскрывает коробку с подарком, мы раскрываем коробку с подарком, вы раскрываете коробку с подарком, они раскрывают коробку с подарком.

Познавательное развитие

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Игровая деятельность  Познавательная деятельность

  1.  Игры на развитие ВПФ

Логопед: ЧЕБУРАШКА  хочет сыграть с тобой в игру «Четвертый лишний»

ГРУША, ПОМИДОР, ОГУРЕЦ, ПЕРЕЦ

КОРОВА, СВИНЬЯ, РЫСЬ, ЛОШАДЬ

САПОГИ, ВАЛЕНКИ, БОТИНКИ, РУБАХА

МУХОМОР, ПОДБЕРЕЗОВИК, ЛИСИЧКА, БЕЛЫЙ ГРИБ

МОЛОДЕЦ! УМНИЦА!

Речевое развитие

Слайд 26

Речевая деятельность

  1. Итог НОД, оценка работы ребенка

Логопед: Какой звук мы тренировались сегодня произносить? (ЗВУК Р)

 Какой это звук? (СОГЛАСНЫЙ, СОНОРНЫЙ,  ЗВОНКИЙ, ТВЕРДЫЙ)

Что тебе больше всего понравилось на занятии? Кто к нам приходил в гости?

Речевое развитие  Художественно-эстетическое развитие

Речевая деятельность  Изо-деятельность

  1. Домашнее задание

 Пересказать рассказ ОТКРЫТЫЕ ВОРОТА родителям, нарисовать к нему рисунок.

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

  1. Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект индивидуального занятия по автоматизации звука "Л" в слогах и словах

конспект индивидуального занятия для детей с общим недоразвитием речи...

конспект индивидуального занятия по автоматизации звука "Л" в слогах и словах

конспект индивидуального занятия для детей с общим недоразвитием речи...

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей 5-6 лет «Автоматизация звука «Ш» в слогах, в словах, в предложениях».

Автоматизация звука «Ш»в слогах, в словах, в предложенияхдля детей 5-6 лет.Тема: "В гости к кукушонку" Составитель занятия: учитель-логопед Павлова О.В Цель: Автоматизация звука «Ш»Задачи:·...

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука С в слогах и словах.

Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука СЗадачи: Коррекционно-образовательные:-формирование кинестетического образа звука С (ощущения положения органов артик...

Автоматизация звука [Ж] в слогах, чистоговорках,словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, играх.

Данный материал могут использовать логопеды, воспитатели, родители для автоматизации звука  [ Ж ] в различных позициях ( в начале слова, в середине слова, в стечении согласных звуков).  В чи...

Конспект подгруппового занятия Автоматизация звука «Л» в слогах, в словах, словосочетаниях и предложениях с детьми подготовительной группы. По теме «Волшебники».

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Керчи Республики Крым «Детский сад № 32 «Дюймовочка»     Конспект подгруппо...