"Учим детей читать"
методическая разработка по логопедии на тему

Исанова Любовь Васильевна

Чтобы научиться читать и писать. Ребёнок должен правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. В этом сложном синтетическом процессе одновременно принимают участие разные психические способности ребёнка.

Зрительное, пространственное восприятие помогает ребёнку узнать и отличать буквы между собой, ориентироваться на листе бумаги, определять направления слева направо, сверху вниз.

Зрительное внимание, память способны удерживать в поле зрения ребёнка необходимый объём зрительного материала, запоминать начертания и порядок следования букв друг за другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_material.docx30.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Учим детей читать»

Как учить

ребёнка читать?

Учитель-логопед

Современные родители хотят видеть своего ребёнка умным. Одарённым, способным покорить воображение близких, знакомых умением читать и считать чуть ли ни с младенчества. Сегодняшняя школа тоже диктует свои условия: «Ребёнок должен читать», и читать хорошо». Как же помочь дошкольнику овладеть навыками чтения и письма (выкладыванию слов и предложений из букв разрезной азбуки?

Чтобы научиться читать и писать. Ребёнок должен правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. В этом сложном синтетическом процессе одновременно принимают участие разные психические способности ребёнка.

Зрительное, пространственное восприятие помогает ребёнку узнать и отличать буквы между собой, ориентироваться на листе бумаги, определять направления слева направо, сверху вниз.

Зрительное внимание, память способны удерживать в поле зрения ребёнка необходимый объём зрительного материала, запоминать начертания и порядок следования букв друг за другом.

Слуховое восприятие (речевой слух, внимание и память помогают различать звуки речи, удерживать в памяти их последовательность.

Кинестетическое (мышечное) восприятие необходимо для формирования произносительных образов звуков, при проговаривании текста про себя во время письма.

В дошкольном возрасте формируется способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы между собой, что позволяет ребёнку:

- услышать и правильно повторить звук, определив правильность его произнесения;

- соотнести услышанный звук с соответствующей буквой;

- правильно подобрать букву к звуку, который он сам теперь произносит или

произносит «про себя»;

- написать букву и правильно прочитать.

При освоении языкового анализа и синтеза ребёнок должен уметь:

- выделять заданный звук из потока звуков, в слоге и слове, слог из слова, слово из

предложения;

- соединять звуки в слог;

- составлять из слогов слово, из слов предложения.

Конечно, учить читать и писать ребёнка должен специалист, но многие мамы хотят сами научить этому своего малыша. Ниже для успешного обучения ребёнка 4х лет дано несколько советов.

1. Поиграйте с каждым звуком. Начинайте ознакомление с гласных звуков, предложив их пропеть, протянуть, прокричать. При произнесении гласных звуков воздух проходит свободно, не встречая преград. Сравните их с произнесением согласных, предложив пропеть. Протянуть звуки [ п], [н]. Их нельзя пропеть, протянуть, прокричать, они согласны, чтобы их не пели, не кричали, их так и называют – согласные. Название букв произносите коротко, как звуки: Б[ б], П[ п], М [м], а не Мэ, Пэ.

2. Учите ребёнка слушать каждый звук и выделять его из потока других звуков.

Задания:

- хлопни, когда услышишь звук [ а] среди других звуков;

- когда услышишь в слоге заданный звук;

- найди и назови картинки, в названии которых услышишь заданный звук;

- хлопни, когда услышишь заданный звук в слове;

- когда один и тот же звук ты услышал во всех произнесённых словах?

- что могли бы рассказать о себе звуки [ а], [ о], [ и], [п ], [ б] при встрече друг с другом?

И так со всеми звуками.

3. Познакомьте с буквой, которая обозначает изучаемый звук. Объясните ребёнку, что звук мы произносим и слышим, а букву, которая обозначает этот звук, мы видим А – А – А .

Вопросы и задания:

- какой звук я произнесла?

- как ты определил, что это звук[ а]?

- да. Ты его услышал. А вот буква А, которая обозначает произнесённый мной звук. На что она похожа? Давай слепим её из пластилина, нарисуем, выложим её из палочек.

- сколько и каких палочек нужно для буквы А?

- одинаковой длины или разной?

- найди и покажи эту букву среди других букв;

- зачеркни все буквы А.

И так со всеми буквами.

4. Учите слушать и определять место нахождения звука в слове. Объясните ребёнку, что слово можно обозначить полоской, разделив её на три части (начало, середина и конец полоски будут обозначать начало, середину и конец слова) .

Вопросы и задания:

- звук обозначь цветным квадратиком; гласный, например, красным;

- произнеси слово автобус;

- какой первый звук в этом слове? (звук [ а]) ;

- какой это звук? (гласный.) ;

- обозначь его красным квадратиком. Куда ты положишь красный квадратик в нашем слове? (в начале слова.)

5. Далее переходите к обозначению согласных звуков.

Вопросы и задания:

- ты уже знаешь, что есть гласные и согласные звуки. Послушай и скажи, одинаково ли

звучат эти согласные

звуки: [ п] –[пь], [т] – [ть];

- как произносятся первые звуки? (твёрдо.) ;

- а вторые звуки? (мягко.) ;

- произнеси твёрдые и мягкие звуки в словах пушинка, пёрышко;

- твёрдые согласные звуки обозначь синим цветом – они произносятся твёрдо;

- мягкие звуки обозначь зелёным цветом – они произносятся мягко;

-вспомни слова, которые начинаются на один и тот же звук, только в одном случае он

твёрдый, а в другом – мягкий (лук – люк) .

6. Теперь ваш ребёнок знает, что согласные звуки бывают твёрдыми, как камень, и мягкими, как травка., столько и слогов. Предложите ему послушать звуки, закрыв уши ладошками: [ п] –[б] ; [т] – [д] ; [с] –[ з] .

Вопросы:

- когда произносишь первый звук с закрытыми ушками, что-нибудь слышишь? (ничего.)

Значит это не только твёрдый согласный, он ещё и глухой звук;

- Когда произносишь второй звук с закрытыми ушками, что слышишь? Правильно, как

будто звенит в у ушах, как колокольчик. Мы знаем, что это звук согласный, твёрдый и

теперь узнали, что он звонкий.

Когда ребёнок научится слышать и выделять заданный звук, находить и определять место заданного звука в слове, можно переходить к слиянию звуков и образованию слогов.

7. Покажите ребёнку разницу в произнесении слов и отдельных звуков, Объясните ему, что в нашей речи звуки «дружат», «держатся» друг за друга, поэтому при чтении они не рассыпаются.

Обучение чтению надо начинать с чтения слогов. Если это закрытый слог, необходимо объяснить, что первый звук произносится протяжно, а второй коротко – АП. Если открытый слог. Ребёнок должен сложить губы так, как будто хочет произнести первый звук и сразу второй – ПА.

8. Обратите внимание ребёнка на то, что когда согласные «дружат» с гласными звуками [ а], [о], [ у], [ ы], [ э], все согласные, кроме [ ч], [ щ] - твёрдые; когда согласные «дружат» с гласными звуками [ и], [е], [ ё], [ ю], [я], все согласные, кроме [ж], [ш ], [ ц ] – мягкие.

Без согласных не получается слога, а без слога не получится слова. Запомните правило: сколько в слове гласных, столько и слогов, Вместе с ребёнком поиграйте, поделите слова на слоги, отхлопывая в ладоши каждый слог, тем самым можно показать ребёнку, что слова бывают длинные и короткие (мак, ма-ши-на) .

Запомните:

• Звуки [ ж], [ш], [ ц] - всегда твёрдые;

• Звуки [ ч], [ щ] – всегда мягкие;

• Звук [ й] – мягкий согласный.

9. Все гласные второго ряда [ е], [ё], [ ю], [ я] произносите кратко, не растягивая.

Поиграйте в игру «Волшебные звуки» и покажите ребёнку, как с помощью гласных согласные из твёрдых превращаются в мягкие и наоборот, кроме перечисленных выше звуков.

10. Соединяя слоги в слова, обратите внимание ребёнка на то, что слово нужно произносить плавно, не деля их при произношении на слоги.

11. Читая с ребёнком первые слова, подчёркивайте и смысловую сторону прочитанного.

Обучая детей чтению, не забывайте об очень важном моменте – развитии мелкой моторики, что необходимо для успешного обучения ребёнка письму.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как правильно учить детей читать"

Не для никого уже не секрет, что к первому классу ребенок уже должен уметь читать! Если же ребенок таковым навыком не владеет, то ему очень тяжело усваивать новый материал на уроке, поскольку педагог ...

Как правильно учить детей читать.

Рекомендации родителям дошкольников по изучению букв, слитному чтению слогов и слов, предостережение от ошибок....

Учите детей читать

Информация к размышлению....

УЧИМ ДЕТЕЙ ЧИТАТЬ

Материал будет полезным для воспитателей,логопедов и родителей....

"С какого возраста учить детей читать и писать"

Важно вовремя научить детей основам грамотности! Предлагаю некоторые практические советы....

Чем опасно раннее развитие детей. Когда можно учить детей читать.

Материал содержит психологические аспекты раннего развития детей. Поможет определиться родителям в вопросах обучения детей чтению.   Мы говорим об опасной тенденции чрезмерно раннего (до 5 с...