Коррекция дизартрии с использованием методики логоритмического воздействия.
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) по теме

Атаманова Маргарита Степановна

Задачи, структура, этапы логоритмических занятий в работе с детьми, страдающими дизартрией

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция дизартрии с использованием методики логоритмического воздействия.

Занятия по логопедической ритмике в детском саду планируется один раз в неделю. Элементы логоритмики логопед  используют на своих занятиях в течение всего учебного года.

Складывается следующая структура логоритмического занятия:

  • Движения под музыку, упражнения в различных видах ходьбы и бега;
  • Танец (хоровод). Упражнения, регулирующие мышечный тонус: общеразвивающие и коррекционные. Общеразвивающие упражнения воздействуют на мышцы спины, плечевого пояса, рук, ног. По характеру выполнения они похожи на упражнения с предметами (флажки, мячи, ленты, и пр.) и без предметов. Коррекционные упражнения применяются для укрепления мышц стоп и туловища, для развития чувства равновесия, формирования правильной осанки;

  • Разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;
  • Песня, сопровождаемая жестами;
  • Мимические упражнения;
  • Массаж (спины, рук, ног  и т.п.)
  • Упражнения и игры для развития общей, тонкой моторики;
  • Упражнения, активизирующие внимание;
  • Ритмические упражнения;
  • Упражнения и игры для развития творческой инициативы. Подвижная или коммуникативная игра.

В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры, занятие на развитие чувства ритма или внимания.

На представленных логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:

  • уточнение артикуляции – положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;
  • развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
  • расширение лексического запаса;
  • развитие слухового внимания и зрительной памяти4
  • совершенствование общей и мелкой моторики;
  • выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Логоритмическое воздействие в работе с детьми, страдающими дизартрией осуществляется поэтапно, в соответствии с логопедической коррекцией, выделяются 3 этапа: подготовительный этап; этап формирования первичных произносительных умений и навыков; этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Задачи первого этапа: воспитание статики движений; развитие общих движений рук, ног, туловища с постепенным введением упражнений с предметами; развитие мелкой моторики пальцев рук; мимических мышц лица; различных видов внимания: слухового, зрительного, и памяти; коррекция просодии речи; постепенное формирование нормального двигательного навыка.

Кроме того, для развития общих движений рук, ног, туловища проводятся безречевые дидактические игры: собрать-разобрать пирамидку по кольцу, соблюдая величину колец, сначала под замедленную музыку, затем в более ускоренном темпе: разобрать-собрать матрешку, бочонки, игры со строительным материалом и т.п.

Помимо дидактических игр, полезно проводить игры на внимание с психотерапевтической направленностью.

Постепенно вводятся упражнения и игры с предметами (обручами, мячами, шарами, булавами) для развития общей моторики. Вначале предлагаются движения с воображаемыми предметами. Например, игра “Мячик прыгает и упал”. Игра с воображаемым мячом, который подбрасывают вверх: “Прыг, прыг, прыг и хоп – “упал”, руки свободно падают вдоль туловища. Ритм музыки меняется.

Затем детям предлагаются игры с настоящими предметами, например палочки-лошадки в игре “Чья лошадка быстрее?”. Двое детей сидят на стуле и держат в руках палочки длиной 20 см, к которым за шнурочки привязаны игрушечные маленькие лошадки на колесиках. Дети находятся на расстоянии 15-20 шагов от обеих игрушек. Под задорную музыку шнурок наматывается на палочку, лошадки приближаются к детям. Чья лошадка придет первой, тот победит.

В первый период проводятся игры и упражнения в положении сидя. Они предназначены для развития движений строго определенных частей тела.

Развитие мелкой моторики проводится в играх типа “Пальчик о пальчик”. Дети сидят перед логопедом, поют с ним и выполняют движения: “Пальчик о пальчик тук да тук (повторить два раза), хлопай, хлопай, хлопай (хлопают в ладоши). Ножками топай (повторить два раза). Спрятались, спрятались (закрыть лицо руками), пальчик о пальчик тук да тук (повторить два раза)”.

Развитие мимических мышц полезно проводить во время создания определенных ситуаций (помимо перечисленных ранее специальных упражнений), таких, как: “Мы удивились(удивляемся)”, “Мы огорчились”, “Вкусное варенье”, “Горький лук”, “Мы веселимся”, “Разбилась кукла”, “Мама пришла” и т.д. Эти ситуации готовятся  с детьми постепенно: тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем мышцы объединяются в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обида, ликование и т.д. Полезно использовать наглядный материал – картинки с изображением людей, лица которых выражают различные чувства. Сначала дети по слову логопеда (“Покажи лицо сердитого человека”) находят соответствующие картинки, рассматривают их, затем, сидя перед зеркалом, придают своему лицу то или иное выражение. Логопед помогает как пассивными движениями (раздвигает пальцами губы ребенка в улыбку или сдвигает к переносице брови, чтобы помочь ребенку нахмуриться, и т.д.) так и словесными объяснениями, вызывая у детей необходимые представления.

Для закрепления умения придавать лицу нужное выражение на занятиях проводятся инсценировки песен, игры-драматизации, разыгрываются этюды.

Развитие внимания на занятиях логоритмикой осуществляется в нескольких направлениях: а) специальная стимуляция; б) быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые раздражители; в) укрепление зрительной, слуховой и моторной памяти; г) развитие волевой сферы через способность к сосредоточению.

Помимо слушания музыки, для различных параметров внимания даются специальные упражнения и игры, например “Зевака”, с музыкальным сопровождением. Играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Если будет дано подряд несколько сигналов, то направление меняется после каждого сигнала. Не выполнившие задание выходят из игры.

Для активизации просодических компонентов речи используется прежде всего пение.

Проводятся специальные упражнения типа “Живая гамма”, “Сирена”. Напимер, восемь детей объявляются “живой гаммой”. Слева направо, как на клавиатуре, участвующие получают по одному звуку. Логопед как бы играет на этой “живой гамме” небольшие попевки, взмахом руки показывая вступление каждому.

Полезны инсценировки песни, при исполнении которых надо менять силу, высоту, тембр голоса.

Для нормализации голосовой функции у детей с дизартрией необходимо проводить артикуляторные, дыхательные упражнения и движения для мышц шеи, головы. Например:”Головой качает слон, умный слон. Он слонихе шлет поклон, свой поклон”. Под мелодекламацию логопеда дети наклоняют голову к левому плечу, поднимают, наклоняют к правому плечу, поднимают, наклоняют голову вперед, на грудь, поднимают.

В первом периоде важно обращать внимание на постепенное формирование двигательного навыка. Сначала логопед сам эмоционально, в надлежащем темпе выполняет движение от начала до конца, чтобы дети восприняли целостный образ движения в его динамике. Затем дает расчлененный показ действия в более медленном темпе с пояснением всех элементов,  составляющих движение. Поле этого дети сами воспроизводят действие, слушая указания логопеда. Он обращает внимание детей на правильность выполняемых ими действий и поощряет их. Постепенно вводится музыкальное сопровождение, сначала с пояснением логопеда, а затем дети самостоятельно выполняют движение под музыку.  

На втором этапе:  логоритмической работы с детьми, страдающими дизартрией, средства логоритмики используются для развития: моторики артикуляционного аппарата, общих двигательных навыков, тонких, слухопроизносительных дифференцировок.

На этом этапе особое внимание обращается на: совершенствование речевой моторики (переключаемости, координации, точности выполнения движения ), развитие мыслительных операций: сравнения и обобщения, звуковысотного  и динамического слуха; фонематического восприятия; воспитание связи между звуком и его музыкальным образом.

Так, для развития моторики артикуляторного аппарата используются безречевые игры (показать удивление, огорчение, испуг и др.) и речевые игры со звукоподражанием.

Для развития общих движений рекомендуются игры с движениями для верхних конечностей, кисти пальцев; для нижних конечностей; упражнения с палкой, мячом,  на преодоление сопротивления; упражнения для туловища.Широко используется ходьба под музыку по следам на полу с препятствиями между ними в виде дощечек; по нарисованным дорожкам; ходьба на носочках, пятках, на полной ступне.

На третьем этапе  логоритмической работы с детьми, страдающими дизартрией, осуществляется закрепление речевых навыков, двигательных способностей и коллективных взаимоотношений, умения коллективного общения, развитие мыслительных операций: сравнения и обобщения, звуковысотного и динамического слуха, фонематического восприятия, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом. С этой целью проводятся игры с пением, подвижные игры с правилами (несюжетные, сюжетные, с элементами спортивных игр), игры-драматизации.  

В работе с детьми, страдающими дизартрией, надо соблюдать требования к подбору музыкально-ритмического материала в зависимости от характера речедвигательного и общедвигательного нарушений. Группы детей для логоритмических занятий целесообразно комплектовать по сходству нарушений. Так, в одну группу берутся дети с явлениями парезов, неловкие, дискоординированные. Музыкальное сопровождение занятий с этими детьми должно быть бодрым, ритмичным, стимулирующим их движения (марш, полька, галоп, музыкальные произведения с короткими, но четко выраженными ритмическими фразами). Для детей с гиперкинезами, тиками, миоклунусами следует подбирать музыкальные произведения с плавным, спокойным рисунком, с акцентирующими движение фразами; песни обязательно с ритмичным припевом и плавным запевом. Для детей со спастическими явлениями музыка подбирается мелодичная, спокойная, способствующая расслаблению: вальс, колыбельная, музыка, иллюстрирующая явления природы: журчание воды, шум ветерка в листве, шум дождя и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исследовательской культуры воспитателей на основе использования методик диагностирования детей коррекция их способностей»

Основные подходы к организации диагностической работы.    Внедрение ДР в деятельность дошкольных образовательных учреждений обусловлено несколькими обстоятельствами:...

Использование логопедических модулей в коррекции дизартрии у дошкольников.

Запомнить артикуляционный уклад звука, правильно  воспроизвести новый для него звук  ребенку с дизартрией сложно. Учитывая возраст моих воспитанников (4-6 лет) и тот факт, что получают они с...

"Основные направления логоритмического воздействия в системе работы с детьми с ОНР"

quot;Основные направления логоритмического воздействия в системе работы с детьми с ОНР"...

Использование логопедического электромассажёра Z –Vibe в работе учителя-логопеда при коррекции дизартрии.

Использование логопедического электромассажёра Z –Vibe в работе учителя-логопеда при коррекции дизартрии....

Формы занятий с детьми в МКДОУ "Детский сад "Улыбка" г. Щигры по развитию технологии музыкального воздействия с использованием методики Сергея и Екатерины Железновых "Музыка с мамой"

Формы занятий с детьми в МКДОУ "Детский сад "Улыбка" г. Щигры по развитию технологии музыкального воздействия с использованием методики Сергея и Екатерины Железновых "Музыка с мамо...

Проблемы дизартрии. Комплексный подход и методы коррекции дизартрии в логопедической практике.

Комплексный подход и методы коррекции дизартрии в логопедической практике.Система логопедического воздействия при дизартрии...