Подгрупповое лексическое занятие с элементами грамматики для детей 6-7 лет с ОНР III ур. «Лесные ягоды».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Подгрупповое лексическое занятие с элементами грамматики для детей 6-7 лет с ОНР III ур.  «Лесные ягоды».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yagody-_konspekt.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

Подгрупповое лексическое занятие с элементами грамматики для детей 6-7 лет с ОНР III ур.  «Лесные ягоды».

Цель: Уточнение,  расширение и активизация словаря. Совершенствование грамматического строя речи.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

- закреплять умение подбирать прилагательные к существительным; 
- упражнять в образовании существительных с уменьшительно- 
ласкательными суффиксами; 

- упражнять в образовании множественного числа существительных; 
- упражнять в образовании прилагательных от  существительных;

-  закреплять умение составлять предложения.

Коррекционно-развивающие:

-  развивать силу голоса;

-  развивать зрительное внимание;

-  развивать речь с движением;

- развивать навык обобщения;

- продолжать развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

- формировать навык доброжелательности;

- воспитывать   бережное отношение к природе.

Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением леса,  корзинка с плоскостными изображениями ягод,  картинки с изображением ягод,  мяч.

I. Вводная часть

1. Организационный  момент.

Л-д: Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро.

Дети: - Доброе утро! -

Л-д: Солнцу и птицам.

- Доброе утро! -

- Улыбчивым лицам.

- И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро

Длится до вечера.

-Мы с вами сегодня пойдем гулять. А куда же это мы попали? Давайте посмотрим на лесную полянку.

- Что вы увидели? (Грибы)

- А что еще в лесу растет?

- О чем мы сегодня будем говорить?

 2. Пальчиковая гимнастика «За ягодами».
Раз, два, три, четыре, пять,                      Пальчики обеих рук  здороваются. 
В лес идем мы погулять.                Обе руки «идут» указательными

За черникой, за малиной,               и средними пальчиками по столу. 
За брусникой, за калиной.              Загибают пальчики, начиная с большого.
Землянику мы найдем,
И братишке отнесем.

 3. Введение в тему. Игра «Прогулка в лес».

- Лес - это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы.
Собираемся в лес. «Кого вы увидите в лесу?» или «Что вы увидите в лесу?»
(Дети отвечает: «Я увижу деревья. Я увижу кусты. Я увижу цветы. Я увижу зверей. Я увижу птиц. Я увижу грибы. Я увижу ягоды».)
Давайте по картинкам  назовем лесные ягоды (брусника, малина, черника, клюква, земляника). На каждой  из этих ягод – задание, если мы их выполним, то сможем вернуться из леса с корзинкой ягод.

II. Основная часть занятия.

1.Употребление прилагательных.

 Упражнение «Скажи какая ягода».

Брусника какая? Красная, кислая, мелкая.

Малина какая? Розовая, крупная, сладкая, сочная.

Черника какая? Синяя, сладкая, мелкая.

2. Развитие силы голоса.

Упражнение  «Эхо».

 Мы с вами заблудились в лесу. Давайте покричим «АУ!»

Девочки кричат громко, а мальчики тихо. А теперь наоборот.

3.Развитие зрительного внимания.

Игра «Чего не стало?»

- Посмотрите внимательно на картинки.

Теперь закройте глаза, я убираю одну картинку. Чего не стало?

4.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Игра «Большой — маленький».

ягода- ягодка                        малина — малинка
земляника – земляничка        черника — черничка

куст- кустик                        клюква — клюковка
лист- листочек                      птица- птичка
цветок- цветочек                  ветка- веточка

5.Образование множественного числа существительных.

 Игра «Один — много» (с мячом) 
Гриб — грибы                    ягода — ягоды
Дерево — деревья              куст — кусты
Лист — листья                   птица — птицы
Цветок — цветы                 ветка – ветки

 Динамическая пауза.

 Физкультминутка «Сбор ягод».  ( Действия выполнять по тексту)

С веток ягоды снимаю и в лукошко собираю.

Ягод -  полное лукошко!  Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть – легче будет к дому путь.

А потом еще малинки.

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять…

Снова буду собирать.

6.Образование прилагательных от  существительных.

 Игра «Что приготовим?»
Из малины — малиновое варенье.

Из черники — черничное варенье.
Из земляники — земляничное варенье.
Из клюквы — клюквенный морс.
Из брусники — брусничное варенье.
7.Активизация словаря. Развитие навыка обобщения.

Игра «Что это?» (закончить предложение и повторить его полностью).
Береза, осина, дуб – это…(деревья).
Опенок, сыроежка, мухомор – это…(грибы).
Малина, черника, земляника – это…(ягоды)
8.Развитие связной речи.

 Игра «Составь предложение о ягодах».

Посмотрите на картинки. Выбирайте себе ягодку и будем составлять предложения. Я помогу вам (речевой образец):

Мы собрали много клюквы.

В лесу растет много земляники.

На кустиках поспевает черника.

Мама сварила варенье из малины.

Папа привез из леса много брусники.

III. Итог занятия.

Где же мы сегодня побывали? А какие же ягоды мы принесли из леса? А что можно из них приготовить?

Список литературы

1.Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия   с дошкольниками. Методическое пособие./Е.А. Борисова — М.: ТЦ Сфера, 2008. — 64 с.

2. Крупенчук  О.И. Научите меня говорить правильно! / О. И. Крупенчук. – СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2006. – 208 с.

3. Лылова  Л.С. Индивидуальные и подгрупповые логопедических занятия с детьми дошкольного возраста. Практическое пособие для воспитателей, логопедов, методистов ДОУ, родителей и гувернеров. /Л. С. Лылова и др. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., 2012. – 176 с.

4.Филичева ТБ. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина. – М.: Дрофа, 2010. – 189с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект интегрированного подгруппового коррекционного занятия (математика, элементы пескотерапии).

Тема: «Путешествие в страну Цифр».Педагог: Черанёва Лариса Юрьевна.Время: 15.15 – 15.45Цель: Развитие у детей тактильно – кинестетической чувствительности и...

Подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе НПОЗ по теме «Дифференциация звуков С, 3, Ш, Ж. Лесная школа.»

Данный конспект занятия посвещен дифференциации звуков С, З, Ш, Ж в слогах, словах, предложениях....

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с логопедическим заключением ОНР III уровень речевого развития. Лексическая тема: «Овощи и фрукты».

Лексическая тема: «овощи и фрукты».Грамматическая тема: суффиксальное образование прилагательных от существительных, согласование прилагательных с существительными в роде.Цель: развивать навык суффикс...

Конспект подгруппового вводного занятия с элементами диагностики.

Целью данного занятия является знакомство с органами артикуляционного аппарата, а также активизация кинестетических и кинетических основ артикуляционных движений....

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР. Лексическая тема: «Овощи»

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР. Лексическая тема: «Овощи»...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ СУ-ДЖОК ТЕРАПИИ

Коррекция речевых нарушения у детей с помощью использования Су – Джок терапии....