Главные вкладки

    План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему:
    Конспект логопедического занятия. Тема: «Знакомство с домиком Язычка». Лексическая тема: «Фрукты»

    Жук Анастасия Николаевна

    Это занятие, предназначено для старшей логопедической группы, которое включает в себя следующие цели:

    - познакомить детей с артикуляционными упражнениями;

    - рассказать о звуках речи; продолжать знакомить детей с пальчиковыми упражнениями и массажными приемами;

    - продолжать работу над просодическими компонентами речи;

    -уточнить лексико-грамматические представления по теме «Фрукты»;

    -учить детей образовывать слова с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным и увеличительно-пренебрежительным значением по теме «Фрукты»;

    - вспомнить обобщающие понятия;

    - развивать слуховое внимание,  мышление, память слуховую и зрительную, обоняние.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_9.docx489.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект логопедического занятия.

    Тема: «Знакомство с домиком Язычка».

    Лексическая тема: «Фрукты» (старшая группа)

    Цель: 

    - познакомить детей с артикуляционными упражнениями;

    - рассказать о звуках речи; продолжать знакомить детей с пальчиковыми упражнениями и массажными приемами;

    - продолжать работу над просодическими компонентами речи;

    -уточнить лексико-грамматические представления по теме «Фрукты»;

    -учить детей образовывать слова с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным и увеличительно-пренебрежительным значением по теме «Фрукты»;

    - вспомнить обобщающие понятия;

    - развивать слуховое внимание,  мышление, память слуховую и зрительную, обоняние.

    Оборудование: речевые палочки, зеркала (по количеству детей), карточки с символами артикуляционных упражнений, картинки фруктов (большие и маленькие), игрушечная кастрюля, фрукты, карточки с эмоциями (большие и маленькие), аромалампа  с маслом апельсина или лимона, карточки с цифрами, кукла, чаша для фруктов, доска, карточки для выработки интонации.

    Ход занятия:

    1.Организационный момент.(Стоя).

    Приветствие:

    Логопед: Слушайте внимательней и повторяйте за мной.

    Доброе утро! Птицы и звери!

    Добрые люди, вставайте с постели,

    Вся темнота расползлась по углам,

    Солнце встает и идет по домам.

    Доброе утро и солнцу, и птицам.

    Доброе утро улыбчивым лицам!

    -Улыбнитесь мне и друг-другу. Назовите каждый по очереди свое имя ласково.

    2.Объявление темы и цели занятия.

    Л.: -Сегодня мы с вами познакомимся с домиком Язычка и еще поговорим о том, что  вы сейчас отгадаете.  Сядет тот, кто отгадает загадки: (после отгадки показывается картинка)

    *Этот желтый плод растет

    Там, где лето круглый год.

    Он- как краешек луны.

    Все вы знать его должны! БАНАН

    big_bb082b8392ecfe098dd7a8eb3202c6d8

    *В саду растет, вкусна, как мед;

    Сорви и скушай,А зовется…ГРУШЕЙ. 39355f62a43c

    *Лишь на юге созревает,

    На бахче под небом чистым,

    А потом нас угощает

    Сладким ломтиком душистым. ДЫНЯ5428

    *Круглое, румяное

    С дерева упало,

    Детям в рот попало. ЯБЛОКО

    tradeboardRMmuO4_img

    *Варенье солнечно, как юг,

    На пирожки с повидлом- спрос.

    В сушеном виде он –урюк,

    А в натуральном- АБРИКОС.

    MS Paint Fan Adventures

    - Как, всё,что вы назвали, называется одним словом? (Фрукты)

    -Вот сегодня поговорим  о них. (Садятся)

    3.Лексико-грамматическое упражнение «КОМПОТ».

    Дети на базар ходили,

    Много фруктов там купили.

    Папа их потом спросил:

    «Кто какой компот сварил?»

    Логопед : В этой кастрюле лежат фрукты. Вы будете подходить по очереди к столу , с закрытыми глазами вынимать фрукты и угадывать какой фрукт вы взяли. А потом скажите, какой компот можно сварить из вашего фрукта. (Дети отвечают полным ответом : « Я сварил грушевый компот».)

    - А теперь давайте сварим компот из 2-х фруктов (показывает эти фрукты логопед) (Грушево - яблочный).

    4.Пальчиковая гимнастика.

    Игра с пальчиками (соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; При этом ладони не касаются друг друга).

    На базар ходили мы,

    Мизинцы

    Много груш там и хурмы,

    Безымянные

    Есть лимоны, апельсины,

    Средние

    Дыни, сливы, мандарины,

    Указательные

    Но купили мы арбуз-

    Большие

    Это самый вкусный груз!

    Пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх.

    5. Артикуляционная гимнастика.

    (Повторить названия органов артикуляции, назвать и показать их с помощью речевой палочки (с зеркалом, без зеркала по демонстрации логопеда и без нее -на выбор).

    Логопед: -Сегодня мы пойдем в гости к Язычку. Он живет в домике. Этот домик-ротик. В нем живут звуки. Скажите,сколько этажей в домике?

       Первый этаж-это нижние зубы. Покажите их речевой палочкой и потрогайте своим  язычком. На первом этаже живут гласные звуки: А О У Ы Э И. Назовите их еще раз.

    Там же живет семейка свистящих звуков С З Сь Зь Ц –повторите их.

       Второй  этаж- это верхние зубы - покажите их палочкой. Здесь тоже живет много звуков. Некоторые из них любят шипеть и называются шипящими: Ш Ж Ч Щ. Еще есть звуки, которые любят петь звонкие песни –сонорные звуки-Л Ль Р Рь. Звуки Л Р с твердым характером; Ль Рь – с мягким. Назовем их. На втором этаже еще живут и другие звуки, но с ними мы познакомимся на других занятиях. Вот какой он домик звуков. А хозяин этого домика…Язычок.

       Немного позже я вам расскажу Сказку Об Язычке. А пока …поиграем.

    6.Динамическая пауза.

    Игра на внимание «Апельсин, яблоко, банан».

    Логопед:- Когда называю фрукты делаем такие движения :АПЕЛЬСИН –большой палец соединяется в кольцо с указательным; ЯБЛОКО- кулак; БАНАН – ладонь руки раскрыта.

    7. Лексико –грамматическое упражнение по теме «Фрукты».

    Упражнения «Фрукты для куклы».

    Логопед: К нам пришла в гости кукла Лена. Давайте угостим ее фруктами. Для этого их нужно назвать ласково. (Логопед показывает детям картинки, а те по очереди называют их ласково и складывают в  чашу (муляжи фруктов).

    Полный ответ: «Я угощу куклу яблочком» и т.д.

    Игра «Что спрятала кукла?»

    Л.: - Посмотрите на картинки. Кукла хочет проверить, какие вы внимательные. Вы закройте глазки, кукла уберет одну картинку. А вы скажите какую картинку она спрятала.

    Игра «Посчитай».

    Л.: -Помогите кукле посчитать фрукты. (Логопед над картинкой с фруктом ставит картинку с цифрой от 1-5 и просит составить ответ по образцу (Пять груш)).

    Игра «Продолжайте».

    Л.: -Кукла решила сравнить фрукты между собой. Помогите ей. Закончите предложения.

    Яблоко большое, а ананас…БОЛЬШЕ.

    Апельсин кислый, а лимон КИСЛЕЕ.

    Груша сочная, а мандарин СОЧНЕЕ.

    8.Артикуляционная гимнастика.

    Л.: - Жил-был Язычок. проснулся он рано утром. Открыл ОКОШКО. Посмотрел НАЛЕВО, НАПРАВО, ВНИЗ- нет ли луж, ВВЕРХ- есть ли солнышко. Закрыл ОКОШКО -жарко стало: ААА…Открыл снова -холодно стало: ДДД…Побежал язычок в ванную. Открыл дверь- заскрипела дверь ИИИ… «Надо дверь смазать»,-подумал Язычок. Открыл воду .Полилась сначала горячая вода ШШШ. Язычок отдернул руки «Ой!» Включил холодную воду. Горячая вода соединилась с холодной и водичка стала теплой ССС…Наконец он начал чистить зубы. Сначала верхние, затем нижние (ЧИСТИМ ЗУБЫ).Почистил зубы ,закрыл скрипучую дверь ИИИ…И побежал на кухню печь блины. Начал тесто месить ПЯ-ПЯ-ПЯ(губами), ТЯ-ТЯ-ТЯ (зубами).Посмотрим готово ли тесто?(ватной палочкой проверить «покалывая» язычок).Нет, не готово. Снова месим тесто и проверяем. Готово!

       Испек Язычок БЛИНЫ. Съел их с ВКУСНЫМ ВАРЕНЬЕМ, запил молоком из ЧАШЕЧКИ. 9.Физминутка «Мы делили апельсин»

    (Встать со стульчиков. Выполнять соответствующие движения)

    Мы делили апельсин

    Много нас, а он один

    Эта долька для котят

    Эта долька для утят

    Эта долька для чижат

    Эта долька для ежат

    Эта долька для бобра

    А для волка кожура.

    10. Работа над просодикой и дыханием.

    Упражнение «Назови фрукт ласково»

    Познакомить детей с картинками-символами разных эмоций : Весельчаком, Грустинкой, Злючкой, Малышом- удивлением. Затем предложить детям произнести фрукты на картинках с соответствующей интонацией.

    Упражнение на развитие дыхания и обоняния.

    Л.: -Ребята, вдохните через нос воздух с закрытыми глазами и скажите каким фруктом пахнет в нашей комнате? (Апельсин или лимон- использование аромолампы с соответсвтующими эфирными маслами)

    Упражнение «Песенки гласных звуков» (на развитие речевого выдоха)

    Проводится с использованием карточек. Логопед, читая стихотворение, поочередно демонстрирует детям карточки с изображением гласных звуков и их «песенок».Дети должны воспроизвести соответсвующую песенку.

    Открываем мы глаза,

    Вдох – и долго тянем: ААА…

    Утром солнышко взошло

    Сверху вниз мы тянем: ООО…

    Днем по горкам ездим мы :ЫЫЫ…

                            

    Ночью смотрим на звезду-

    Сверху вниз слетает: УУУ…

    Условные обозначение:

                  произнесение звука ровно, без изменения высоты голоса.

       

                   произнесение звука с повышением интонации.

              произнесение звука с понижением интонации.

                  произнесение звука с повышение и понижением интонации.

    Игра «Повтори скороговорку».

    Проговаривание скороговорки:

    Абрикос у нас, ананас у вас.

    11. Подведение итогов занятия.

    Логопед: - Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии? Что делали?

    - Давайте поблагодарим наши пальчики и язычок за работу. Повторяйте за мной:

    Спасибо нашим пальчикам,

    Спасибо язычку.

    Красиво, четко ,правильно

    Я говорить хочу!

    - У меня есть эмоции- символы. Посмотрите. Если вам понравилось занятие ,то возьмите радостную эмоцию; если нет- грустную.

    На этом наше занятие окончено. До свидания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия в старшей речевой группе на лексическую тему « Осень»

    Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях....

    Конспект логопедического занятия. Тема "Звук С"

    Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема "Звук С"...

    Конспект логопедического занятия. Тема : Звук С

    Конспект занятия для детей подготовительной группы с ОНР....

    Конспект интегрированного занятия Тема: «Знакомство с натюрмортом «Виноград и яблоки»

    Образовательные задачи: способствовать проявлению у детей  активного интереса и  эмоционального отклика на художественное произведение. Вызвать желание внимательно рассмотреть натюрморт, пол...

    Конспект интегрированного занятия Тема: Знакомство с картиной А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

    Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с живописью на примере произведения художника А.К.Саврасова, способствовать проявлению активного интереса и  эмоционального отклика на содержани...