Конспект логопедического занятия. Тема: «Знакомство с домиком Язычка». Лексическая тема: «Фрукты»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Жук Анастасия Николаевна

Это занятие, предназначено для старшей логопедической группы, которое включает в себя следующие цели:

- познакомить детей с артикуляционными упражнениями;

- рассказать о звуках речи; продолжать знакомить детей с пальчиковыми упражнениями и массажными приемами;

- продолжать работу над просодическими компонентами речи;

-уточнить лексико-грамматические представления по теме «Фрукты»;

-учить детей образовывать слова с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным и увеличительно-пренебрежительным значением по теме «Фрукты»;

- вспомнить обобщающие понятия;

- развивать слуховое внимание,  мышление, память слуховую и зрительную, обоняние.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_9.docx489.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия.

Тема: «Знакомство с домиком Язычка».

Лексическая тема: «Фрукты» (старшая группа)

Цель: 

- познакомить детей с артикуляционными упражнениями;

- рассказать о звуках речи; продолжать знакомить детей с пальчиковыми упражнениями и массажными приемами;

- продолжать работу над просодическими компонентами речи;

-уточнить лексико-грамматические представления по теме «Фрукты»;

-учить детей образовывать слова с использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным и увеличительно-пренебрежительным значением по теме «Фрукты»;

- вспомнить обобщающие понятия;

- развивать слуховое внимание,  мышление, память слуховую и зрительную, обоняние.

Оборудование: речевые палочки, зеркала (по количеству детей), карточки с символами артикуляционных упражнений, картинки фруктов (большие и маленькие), игрушечная кастрюля, фрукты, карточки с эмоциями (большие и маленькие), аромалампа  с маслом апельсина или лимона, карточки с цифрами, кукла, чаша для фруктов, доска, карточки для выработки интонации.

Ход занятия:

1.Организационный момент.(Стоя).

Приветствие:

Логопед: Слушайте внимательней и повторяйте за мной.

Доброе утро! Птицы и звери!

Добрые люди, вставайте с постели,

Вся темнота расползлась по углам,

Солнце встает и идет по домам.

Доброе утро и солнцу, и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам!

-Улыбнитесь мне и друг-другу. Назовите каждый по очереди свое имя ласково.

2.Объявление темы и цели занятия.

Л.: -Сегодня мы с вами познакомимся с домиком Язычка и еще поговорим о том, что  вы сейчас отгадаете.  Сядет тот, кто отгадает загадки: (после отгадки показывается картинка)

*Этот желтый плод растет

Там, где лето круглый год.

Он- как краешек луны.

Все вы знать его должны! БАНАН

big_bb082b8392ecfe098dd7a8eb3202c6d8

*В саду растет, вкусна, как мед;

Сорви и скушай,А зовется…ГРУШЕЙ. 39355f62a43c

*Лишь на юге созревает,

На бахче под небом чистым,

А потом нас угощает

Сладким ломтиком душистым. ДЫНЯ5428

*Круглое, румяное

С дерева упало,

Детям в рот попало. ЯБЛОКО

tradeboardRMmuO4_img

*Варенье солнечно, как юг,

На пирожки с повидлом- спрос.

В сушеном виде он –урюк,

А в натуральном- АБРИКОС.

MS Paint Fan Adventures

- Как, всё,что вы назвали, называется одним словом? (Фрукты)

-Вот сегодня поговорим  о них. (Садятся)

3.Лексико-грамматическое упражнение «КОМПОТ».

Дети на базар ходили,

Много фруктов там купили.

Папа их потом спросил:

«Кто какой компот сварил?»

Логопед : В этой кастрюле лежат фрукты. Вы будете подходить по очереди к столу , с закрытыми глазами вынимать фрукты и угадывать какой фрукт вы взяли. А потом скажите, какой компот можно сварить из вашего фрукта. (Дети отвечают полным ответом : « Я сварил грушевый компот».)

- А теперь давайте сварим компот из 2-х фруктов (показывает эти фрукты логопед) (Грушево - яблочный).

4.Пальчиковая гимнастика.

Игра с пальчиками (соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку; При этом ладони не касаются друг друга).

На базар ходили мы,

Мизинцы

Много груш там и хурмы,

Безымянные

Есть лимоны, апельсины,

Средние

Дыни, сливы, мандарины,

Указательные

Но купили мы арбуз-

Большие

Это самый вкусный груз!

Пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх.

5. Артикуляционная гимнастика.

(Повторить названия органов артикуляции, назвать и показать их с помощью речевой палочки (с зеркалом, без зеркала по демонстрации логопеда и без нее -на выбор).

Логопед: -Сегодня мы пойдем в гости к Язычку. Он живет в домике. Этот домик-ротик. В нем живут звуки. Скажите,сколько этажей в домике?

   Первый этаж-это нижние зубы. Покажите их речевой палочкой и потрогайте своим  язычком. На первом этаже живут гласные звуки: А О У Ы Э И. Назовите их еще раз.

Там же живет семейка свистящих звуков С З Сь Зь Ц –повторите их.

   Второй  этаж- это верхние зубы - покажите их палочкой. Здесь тоже живет много звуков. Некоторые из них любят шипеть и называются шипящими: Ш Ж Ч Щ. Еще есть звуки, которые любят петь звонкие песни –сонорные звуки-Л Ль Р Рь. Звуки Л Р с твердым характером; Ль Рь – с мягким. Назовем их. На втором этаже еще живут и другие звуки, но с ними мы познакомимся на других занятиях. Вот какой он домик звуков. А хозяин этого домика…Язычок.

   Немного позже я вам расскажу Сказку Об Язычке. А пока …поиграем.

6.Динамическая пауза.

Игра на внимание «Апельсин, яблоко, банан».

Логопед:- Когда называю фрукты делаем такие движения :АПЕЛЬСИН –большой палец соединяется в кольцо с указательным; ЯБЛОКО- кулак; БАНАН – ладонь руки раскрыта.

7. Лексико –грамматическое упражнение по теме «Фрукты».

Упражнения «Фрукты для куклы».

Логопед: К нам пришла в гости кукла Лена. Давайте угостим ее фруктами. Для этого их нужно назвать ласково. (Логопед показывает детям картинки, а те по очереди называют их ласково и складывают в  чашу (муляжи фруктов).

Полный ответ: «Я угощу куклу яблочком» и т.д.

Игра «Что спрятала кукла?»

Л.: - Посмотрите на картинки. Кукла хочет проверить, какие вы внимательные. Вы закройте глазки, кукла уберет одну картинку. А вы скажите какую картинку она спрятала.

Игра «Посчитай».

Л.: -Помогите кукле посчитать фрукты. (Логопед над картинкой с фруктом ставит картинку с цифрой от 1-5 и просит составить ответ по образцу (Пять груш)).

Игра «Продолжайте».

Л.: -Кукла решила сравнить фрукты между собой. Помогите ей. Закончите предложения.

Яблоко большое, а ананас…БОЛЬШЕ.

Апельсин кислый, а лимон КИСЛЕЕ.

Груша сочная, а мандарин СОЧНЕЕ.

8.Артикуляционная гимнастика.

Л.: - Жил-был Язычок. проснулся он рано утром. Открыл ОКОШКО. Посмотрел НАЛЕВО, НАПРАВО, ВНИЗ- нет ли луж, ВВЕРХ- есть ли солнышко. Закрыл ОКОШКО -жарко стало: ААА…Открыл снова -холодно стало: ДДД…Побежал язычок в ванную. Открыл дверь- заскрипела дверь ИИИ… «Надо дверь смазать»,-подумал Язычок. Открыл воду .Полилась сначала горячая вода ШШШ. Язычок отдернул руки «Ой!» Включил холодную воду. Горячая вода соединилась с холодной и водичка стала теплой ССС…Наконец он начал чистить зубы. Сначала верхние, затем нижние (ЧИСТИМ ЗУБЫ).Почистил зубы ,закрыл скрипучую дверь ИИИ…И побежал на кухню печь блины. Начал тесто месить ПЯ-ПЯ-ПЯ(губами), ТЯ-ТЯ-ТЯ (зубами).Посмотрим готово ли тесто?(ватной палочкой проверить «покалывая» язычок).Нет, не готово. Снова месим тесто и проверяем. Готово!

   Испек Язычок БЛИНЫ. Съел их с ВКУСНЫМ ВАРЕНЬЕМ, запил молоком из ЧАШЕЧКИ. 9.Физминутка «Мы делили апельсин»

(Встать со стульчиков. Выполнять соответствующие движения)

Мы делили апельсин

Много нас, а он один

Эта долька для котят

Эта долька для утят

Эта долька для чижат

Эта долька для ежат

Эта долька для бобра

А для волка кожура.

10. Работа над просодикой и дыханием.

Упражнение «Назови фрукт ласково»

Познакомить детей с картинками-символами разных эмоций : Весельчаком, Грустинкой, Злючкой, Малышом- удивлением. Затем предложить детям произнести фрукты на картинках с соответствующей интонацией.

Упражнение на развитие дыхания и обоняния.

Л.: -Ребята, вдохните через нос воздух с закрытыми глазами и скажите каким фруктом пахнет в нашей комнате? (Апельсин или лимон- использование аромолампы с соответсвтующими эфирными маслами)

Упражнение «Песенки гласных звуков» (на развитие речевого выдоха)

Проводится с использованием карточек. Логопед, читая стихотворение, поочередно демонстрирует детям карточки с изображением гласных звуков и их «песенок».Дети должны воспроизвести соответсвующую песенку.

Открываем мы глаза,

Вдох – и долго тянем: ААА…

Утром солнышко взошло

Сверху вниз мы тянем: ООО…

Днем по горкам ездим мы :ЫЫЫ…

                        

Ночью смотрим на звезду-

Сверху вниз слетает: УУУ…

Условные обозначение:

              произнесение звука ровно, без изменения высоты голоса.

   

               произнесение звука с повышением интонации.

          произнесение звука с понижением интонации.

              произнесение звука с повышение и понижением интонации.

Игра «Повтори скороговорку».

Проговаривание скороговорки:

Абрикос у нас, ананас у вас.

11. Подведение итогов занятия.

Логопед: - Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии? Что делали?

- Давайте поблагодарим наши пальчики и язычок за работу. Повторяйте за мной:

Спасибо нашим пальчикам,

Спасибо язычку.

Красиво, четко ,правильно

Я говорить хочу!

- У меня есть эмоции- символы. Посмотрите. Если вам понравилось занятие ,то возьмите радостную эмоцию; если нет- грустную.

На этом наше занятие окончено. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей речевой группе на лексическую тему « Осень»

Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях....

Конспект логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: Знакомство с предложением.

Конспект разработан для детей старшего возраста. В нем хорошо  изложен материал для изучения  данной темы. Его могут использовать логопеды детских содов....

Конспект логопедического занятия Тема: Формирование начального лексикона у детей с ОНР 1 уровня по лексической теме «Дикие животные». «Путешествие в зимний лес».

Конспект логопедического занятия для детей 3 лет. Уточнение и закрепление  представлений о диких животных....

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей логопедической группе по лексической теме «Осень»

В данном занятии, помимо основных образовательных и воспитательных, решаются такие коррекционно - развивающие задачи, как: Разитие длительного плавного выдоха, связной речи, зрительного внимания,...