Материал по автоматизации звуков [с], [ш].
методическая разработка по логопедии на тему

    Вашему вниманию предлагаются страницы из альбома по автоматизации звуков.  В данной методической разработке предложен речевой материал и игры  по автоматизации звуков С и Ш (этап изолированного произношения, этап автоматизации в открытых слогах, в начале и в конце слова).  Материал ориентирован на работу с детьми, имеющими нарушения фонетико-фонематической стороны речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatiziruem_zvuki.docx250.35 КБ

Предварительный просмотр:

Работа над звуком [С]

  (автоматизация звука в начале и в конце слова в прямых слогах)

  1. Артикуляциолнная гимнастиака («Блинчик», «Чистим зубки», «Киска сердится», «Катушка», «Заборчик»).
  2. Дыхательная гимнастика («Загоним мяч в ворота», «Подуй на карандаш»).
  3. Выделение звука на слух в ряду других звуков, слогов, слов: Хлопни в ладоши, если услышишь звук [С]:  среди других звуков - С, З, СЬ, Х, С, Ш, Ж, С, СЬ  и т.д. ; среди слогов с другими звуками -  СА-ША-СО-ЖУ-ЩУ-СЭ-ЧА-СЫ-СУ и т.д.; среди слов – сом, кот, шуба, сок, мышь, санки и т.д.
  4. Изолированное произнесение звука (четко и медленно, с соблюдением правильной артикуляции): Упражнение  «Насос»: произнеси звук [С] отрывисто: С-С-С-С; длительно С------------------С
  5. Автоматизация звука в слогах и слоговых цепочках. Слоги: СА, СЫ, СЭ, СО, СУ (звук произносится утрированно, с соблюдением правильной артикуляции):   
  • «Пальчики здороваются» (соединяем большой палец правой/левой руки поочередно с остальными пальцами на руке, на каждое соединение произносим любой слог со звуком [С]) , «Произнеси столько слогов, сколько услышишь хлопков», «Скажи на один слог больше/меньше»; построй из  счетных палочек фигуры, дотрагиваясь до каждой палочки,  произноси слог;
  • Слоговые цепочки:  СА-СЫ-СЭ   СО-СЫ-СА  и т.д.
  • Повтори слоговую цепочку, меняя ударение: СА-са-са, са-са-СА, са-СА-са;  тоже с друми слогами.
  1. Проговори слова: сад, сам, сама, сани, сапог, сапоги, самолет, сабля, самокат, сын, сынок, оса, коса, усы, носы, весы , бусы, косы, осы, такса.
  2. Назови картинки со звуком [С] (сабля, самокат, самолет, санки, сапоги, оса, коса, коса, бусы, весы, носы, такса, усы):

           *сабля                  *   самокат                 *самолет

                санки          сапоги          *  оса         *  коса

                 коса                бусы                 весы      *  такса     усы                        носнос

  1. Выполни задания по картинкам:
  • «Один-много» (образование множественного числа существительных с картинками, возле которых стоит знак *);
  • «Запомни и назови» (назови картинки, закрой лист и назови еще раз);
  • «Чего нет?» (ребёнок закрывает глаза, взрослый закрывает любую картинку, ребёнок открывает глаза и отвечает на вопрос «Чего нет?» - нет самоката и т.д.);
  • Что  есть у Сани (составление трехсловных предложений): У Сани самолет  и т.д.

                                                             мальчик

                                                                   

  1.  Назови  все картинки, в названии которых слышится звук [С].

самокат   медведь      бусы  сова  домик          сом

  1. Чистоговорки (произнеси четко и медленно)

СА-СА-СА – вот летит оса;   СЫ-СЫ-СЫ – у осы усы;        СУ-СУ-СУ – не боимся мы осу.

Работа над звуком [Ш]

  (автоматизация звука в начале и в конце слова в прямых слогах)

http://logopeddoma.ru/_pu/0/14323689.jpg

Губы в форме «окошка» (округлены и слегка вытянуты, видны верхние и нижние резцы; зубы заборчиком, приближены друг к другу, но не смыкаются, язык в форме «чашечки», широкий кончик языка приподнят к передней части нёба, боковые края языка прижимаются к верхним коренным  зубам. Воздушная струя направлена по середине языка вверх, воздух теплый.

  1. Артикуляциолнная гимнастика («Лопатка», «Чистим зубки», «Окошечко», «Качели», «Вкусное варенье», «Чашечка»).
  2.  Дыхательная гимнастика («Фокусник», «Сдуй снежинку»).
  3. Выделение звука на слух в ряду других звуков, слогов, слов: Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Ш]:  среди других звуков - Ш, З, СЬ, Х, С, Ш, Ж, С, Ш  и т.д.  ; среди слогов с другими звуками -  СА-ША-ШО-ЖУ-ЩУ-СЭ-ЧА-ШИ-ШУ и т.д.; среди слов – шапка, зонт, шуба, шина, кот и т.д.
  4. Изолированное произнесение звука (четко и медленно, с соблюдением правильной артикуляции, на сильном выдохе): Упражнение  «Шарик лопнул»: произнеси звук [Ш] отрывисто: Ш-Ш-Ш-Ш; длительно Ш------------------Ш
  5. Автоматизация звука в слогах и слоговых цепочках. Слоги: ША, ШИ, ШЕ, ШО, ШУ (звук произносится утрированно, с соблюдением правильной артикуляции, щеки не раздуваются):   
  • «Пальчики здороваются» (соединяем большой палец правой/левой руки поочередно с остальными пальцами на руке, на каждое соединение произносим любой слог со звуком [Ш]) , «Произнеси столько слогов, сколько услышишь хлопков», «Скажи на один слог больше/меньше»; построй из  счетных палочек фигуры, дотрагиваясь до каждой палочки,  произноси слог;
  • Слоговые цепочки:  ША-ШИ-ШЕ   ШО-ШИ-ША  и т.д.
  • Повтори слоговую цепочку, меняя ударение: ША-ша-ша, ша-ша-ША, ша-ША-ша;  тоже с друми слогами.
  1. Назови  все картинки, в названии которых слышится звук [Ш] (шапка, конфета, мышь, шиповник, попугай, шляпа, шуба, флаг, кошка).

шапка              конфета    мышкашиповникпопугай шляпа          шуба        флаг                        кошка               

  1. Проговори слова:

ША: шаг,  шайба, шапка, шахта, шампунь, Маша, Даша, Лёша, Паша, Миша, Алёша, Наташа, ваша, наша;

ШО: шёл, шёпот, шоколад;

ШИ: шина, шило, шипеть, шиповник, шить, уши, мыши, калоши, ландыши,  пиши, дыши, камыши, малыши;

ШУ: шум, шуба, шутка, шутить, шутник, дышу, ношу, пишу, шея.

  1. Посчитай от 1 до 5: шуба, шапка, шутка. (Пример: одна  шуба, две шубы………… пять шуб.)
  2. Закончи предложения по картинкам:

Паша          играет в               шахматы     .    В   норке шуршат  мыши.

Маша надела на голову                шапка.                             На болоте растут камыш.

  1. Доскажи словечко в рифму:

А под снегом спит медведь,                             По шоссе бегут машины,

Тише, тише. Не ….. (шуметь)                           В темноте шуршат их …(шины)

ЭЙ, эй, мохнатый мишка,

Помоги достать нам …..(шишку)

     

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дидактический материал по автоматизация звука ш

Артикуляционные комплексы, картинки, загадки, чистоговорки, дидактические игры...

Практический материал по автоматизации звуков "От слогов к словам и предложениям".

Нарушенный звук уже поставлен, и вы постепенно начинаете вводить его в слоги. Это только начало работы по автоматизации поставленного звука. Впереди еще предстоит длительная период по вве...

Материал для автоматизации звука /С/.

 Появление данного пособия явилось результатом: с одной стороны – многолетней работы, а с другой стороны желанием обобщить опыт многих логопедов-практиков и создать необходимейшую вещь для...

Картотека речевого материала для автоматизации звука Щ.

Речевой материал для автоматизации звука Щ разбит на отдельные карточки, сгруппированные по речевым единицам: слова, словосочетания, предложения,  стихи и короткие рассказы. Данный материал также...

Речевой материал по автоматизации звуков

Ваша радость по поводу нового поставленного звука ещё не утихла, а его уже пора быстренько закреплять в речи. Вот слоги и слова позади, где же взять материал посложнее? Нет ничего приятнее для родител...

Занимательный материал для автоматизации звука [Ш].

Загадки для автоматизации звука [ш] могут использоваться  учителем - логопедом в подгрупповой и индивидуальной коррекционной деятельности. А также воспитателями на занятиях по звуковой культ...

Лексический материал для автоматизации звуков и введении их в речь.

Содержит речевой материал по автоматизации (чистоговорки, стихи, скороговорки, рассказы) свистящих, шипящих, соноров и других групп звуков....