Вопросы стимулирующие познавательную активность, с использованием технологии проблемного обучения
картотека по логопедии (старшая группа) на тему

Семененко Наталья Борисовна

Познавательные и проблемные вопросы для детей старшей и подготовительной к школе группы. Разработаны с учётом лексических тем логопедических занятий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Фрукты».

  1. Чем похожи яблоко и апельсин?
  2. Чем отличаются яблоко и апельсин?
  3. Почему фрукты покрыты кожурой?
  4. Что было бы , если бы кожуры не было?
  5. Что было бы , если бы не было фруктов?
  6. Назовите все фрукты красного цвета; жёлтого; оранжевого.
  7. Назовите все фрукты круглой формы.
  8. Какой фрукт не оранжевый и не круглый?
  9. Назовите фрукт жёлтого цвета, не круглый, не кислый (груша, банан).

Тема: «Овощи».

  1. Назовите овощи с полезными «корешками».
  2. Назовите овощи с полезными «вершками».
  3. Какие овощи в корзинке у Тани, если там лежат один горький, два красных, три зелёных? (лук, помидоры, огурцы).
  4. Назови овощ не красный, не круглый, не горький.
  5. Какой овощ забыли положить в борщ, если борщ не красного цвета?
  6. На панно картинки с овощами: лук, огурец, помидор, морковь. Какой овощ я не назвала? Жёлтый и горький, зелёный и овальный, оранжевая и сладкая . (помидор)
  7. какие овощи принесли с огорода, если пять выкопали, два сорвали, три срезали, одну выдернули? (картошку, огурцы, капусту, морковку).
  8. Чем похожи морковь и лук?
  9. Чем отличаются морковь и лук?

Тема: «Деревья».

  1. Для чего нужны деревья?
  2. Что было бы , если бы не было деревьев?
  3. Чем похожи ель и сосна?
  4. Чем они отличаются?
  5. Чем похожи берёза и ель?
  6. Как сорвать шишку с ели, если она висит очень высоко и мы не можем до неё дотянуться?
  7. Что было бы , если бы на земле росли только берёзы?
  8. За каким деревом спрятался Ваня, если оно не хвойное, не тонкое, и его плоды не ягоды?
  9. Повторите за мной названия деревьев, не называя слова берёза: дуб, осина, берёза, ель, берёза, рябина, сосна, берёза.

Тема: «Человек».

  1. Чем похожи человек и кукла?
  2. Чем отличаются?
  3. Зачем человеку локти?
  4. Что было бы, если бы у человека не было локтей?
  5. Зачем человеку колени?
  6. А если бы, их не было?
  7. Если бы на свете жили только взрослые люди?
  8. А если бы жили только дети?
  9. Паша играл сначала с Колей, а потом с Мишей. Кто играл с Пашей раньше?

Тема: «Игрушки».

  1. Если бы на свете не было игрушек?
  2. Если бы все игрушки были бумажными?
  3. Какую игрушку я загадала, если она не резиновая, не круглая, её можно разбирать и собирать (пирамидка, матрёшка, конструктор).
  4. Из предложенных игрушек (пирамидка, матрёшка, мячик, кукла, кубик), назови: разноцветную, деревянную, треугольную, круглую, с углами и т.д.
  5. Сколько кукол у Марины, если из-под одеяла видны четыре ноги, две головы, четыре уха?
  6. Оля взяла куклу, а потом плюшевого мишку. С какой игрушкой Оля играла сначала?
  7. Из ряда игрушек (кукла, машинка, мишка, мячик, юла, поезд, неваляшка) назови по порядку, начиная с куклы; с мишки; с мячика; с поезда.
  8. У игрушечного паровозика отвалились колёса, он не может доехать до сказочной страны. Чем можно их заменить?
  9. На столе ряд матрёшек. Какую по счёту матрёшку я загадала, если первая самая нарядная, пятая самая маленькая, вторая самая весёлая, а четвёртая самая яркая? (третью).

Тема: «Посуда».

  1. Зачем кастрюле ручки? Дно? Если бы их не было?
  2. В таз с водой упал ключ. Как его достать не замочив рук?
  3. Чем отличается стакан от чайника?
  4. Что у них общего?
  5. Сколько чашек воды поместится в чайник? В ведёрко? (опыт).
  6. Чем можно разливать суп, если у нас нет половника?
  7. Придумай и нарисуй посуду, которой не существует.

Тема: «Животные».

  1. Назови «лишнее» животное – игра «4-ый лишний».
  2. Почему белка не живёт в норе?
  3. Почему заяц и белка меняют цвет шерсти на зиму?
  4. А если бы они этого не делали?
  5. Если бы у лисы был заячий хвост, а у зайца лисий?
  6. Если бы на земле остались только хищные звери?
  7. Если бы остались только травоядные?
  8. Почему тело животных покрыто шерстью, а тело человека нет?
  9. Посмотри на картинки, какую картинку я не назвала? Почему?

Тема: «Птицы».

  1. Как птицы узнают дорогу домой?
  2. Почему одни птицы улетают от нас на юг, а другие остаются зимовать?
  3. Чем птицы отличаются от животных?
  4. Чем похожи птицы и животные?
  5. Как нарисовать птицу, которой не существует в природе? (соединить части тела различных не похожих друг на друга птиц).
  6. Какая птица оставила следы? (по картинкам).
  7. назови одну зимующую, одну перелётную, одну домашнюю птицу.
  8. Повтори за мной все названия птиц, кроме соловья: ворона, воробей, соловей, попугай, аист, соловей, синица, соловей.
  9. Зачем дятлу короткий, широкий хвост?
  10. Если бы у него был хвост, как у павлина?

Тема: «Зима».

  1. Почему зимой всё белое?
  2. Почему мороз – художник?
  3. Почему с ледяной горки санки катятся, а с деревянной нет?
  4. Если бы всегда была зима?
  5. Зачем снежную горку заливают водой?
  6. Чем похожи лёд и стекло?
  7. Чем они отличаются?
  8. Чем похожи лёд и снег?
  9. Чем они отличаются?
  10.  Почему деревья не мёрзнут под снегом?

Тема: «Одежда».

  1. Зачем людям нужна одежда?
  2. Если бы на земле не было одежды?
  3. Если бы вся одежда была одинаково пошита и одного цвета?
  4. Если бы не было пуговиц?
  5. Чем их можно заменить?
  6. Можно ли заменить швейную иголку? Чем?
  7. А чем можно заменить нитки?
  8. У куклы Тани оторвался карман на платье. У нас нет нитки и иголки. Чем мы можем помочь Тане?
  9. Зачем нужен капюшон?
  10. Чем его можно заменить?

Тема: «Весна».

  1. Правильно ли я сказала: наступила весна, потому что потекли ручьи?
  2. Почему не правильно?
  3. Хлопни в ладоши, когда услышишь слова про весну: листопад, ручьи, почки, снегопад, сугроб, насекомые, берёзовый сок, метель, проталины.
  4. Если бы не было весны?
  5. После какого времени года и перед каким наступает весна?
  6. Если бы весна наступила после осени? После лета?
  7. Почему на деревьях сначала появляются почки, а потом листочки? А не наоборот?
  8. Где снег растает быстрее в поле или в лесу? Почему?
  9. Почему весной появляется много насекомых?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения "Теремок"

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения....

нод "Зимушка" с использованием технологии проблемного обучения

Программное содержание:Обобщение,  уточнение и расширение представлений знаний детей о зиме;Активизация словаря по теме;Совершенствование грамматического строя;Развитие памяти, внимания, фо...

НОД с использованием технологий проблемного обучения

НОД с использование технологий проблемного обучения в старшей группеРебята сегодня у нас занятие очень интересное необычное. Нам предстоит преодолеть очень много трудностей и помочь Ивану царевичу.Зву...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием технологии проблемного обучения по образовательной области: познавательное развитие для средней группы на тему: «Наши любимые игрушки»

Цель: расширить представления детей о свойствах водыЗадачи:ОбразовательныеДать знания о том, что от температуры воды зависит скорость таяния льда.Создавать условия для расширения представлений детей о...

Познавательно – исследовательский проект с использованием технологии проблемного обучения в старшей группе «Первые раскопки»

Археология является очень интересной профессией. Она притягивает ксебе людей, любящих тайны, историю и романтику. Археологов можноназвать настоящими искателями приключений....