Главные вкладки

    Логопедическое занятие в старшей логопедической группе "Зима. Зимние забавы"
    методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

    Шуть Елена Владимировна

    Тема: «Зима. Зимние забавы.»

    Цели:

    1.     Развитие пространственно- временных представлений

    2.     Развитие неречевого дыхания (длительность, сила выдоха)

    3.     Развитие связной речи (составление описательного рассказа)

    4.     Развитие навыка согласования существительных и прилагательных с числительными.

    5.     Развитие навыка образования уменьшительно-ласкательных форм существительных.

    6.     Обогащение словаря путём подбора родственных слов.

    7.     Развитие навыка образования относительных прилагательных и согласование их с существительными в числе, роде.

    8.     Развитие навыка фонематического анализа.

    9.     Профилактика нарушений письменной речи.

    10.   Развитие навыка образования существительных в родит. падеже мн. числа.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: «Зима. Зимние забавы.»

    Цели:

    1. Развитие пространственно- временных представлений
    2. Развитие неречевого дыхания (длительность, сила выдоха)
    3. Развитие связной речи (составление описательного рассказа)
    4. Развитие навыка согласования существительных и прилагательных с числительными.
    5. Развитие навыка образования уменьшительно-ласкательных форм существительных.
    6. Обогащение словаря путём подбора родственных слов.
    7. Развитие навыка образования относительных прилагательных и согласование их с существительными в числе, роде.
    8. Развитие навыка фонематического анализа.
    9. Профилактика нарушений письменной речи.
    10. Развитие навыка образования существительных в родит. падеже мн. числа.

    Оборудование: снежок (мяч, обёрнутый белой бумагой); сундук и белое покрывало (для сугроба); зимняя одежда, обувь; снежинки из тонкой бумаги; снеговик, цифры; рама для картины; картинки, относящиеся к различным временам года; картинки с изображением снега, снежинки, снеговика, снегурочки, снегопада, снегиря, снежка; большая снежинка с липучками; речка и картинки для мостика; рисунок катка, буквы.

    Ход занятия:

    Логопед.

    Дети.

    I.Организационный момент.

    -Сегодня у нас необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

    II. Сообщение темы занятия.

    - Отгадайте, о каком времени года идёт речь:

    «Запорошила дорожки, разукрасила окошки, радость детям подарила и на санках прокатила».

    - Правильно. Какое время года идёт перед зимой?

    Какое время года наступает после зимы?

    - Зима приготовила для вас сюрпризы и задания. А поможет нам волшебный снежок, куда он покатится, туда мы и отправимся.

    III. Основная часть.

    1. «Картина зимы».

    - Снежок привёл нас к раме. Для чего она нужна?

    - Картину зимы нарисуйте

      Без красок и карандашей,

      Словами её опишите

      И станет всем веселей.

    - Выбирайте картинки, которые имеют отношение к зиме, вставляйте их в раму и составьте предложение.

    - Давайте придумаем название нашей картине. Какая у нас получилась зима?

    ( Если дети затрудняются в ответах, то задаются наводящие вопросы: Зимой крепкие морозы. Значит зима какая? Зимой идёт снег. Значит зима какая?..)

    1. «Снежинки».

    - Снежок привёл нас к пеньку, на котором стоит корзинка. Что в ней находится? Угадайте:

    « Странные звёздочки с неба упали

      Мне на ладонь,

      Легли и пропали.»

    - Сейчас вы превратитесь в ветер, который будет дуть на снежинки.

    Логопед даёт чёткие инструкции по правильному выполнению этого задания: плечи не поднимать, щёки не надувать, держать снежинку у рта.

    - Как называется явление, когда ветер дует так, что сдувает снежинки, кружит снег?

    - Правильно. Когда вьюга воет, она издаёт звук : уууу. Давайте изобразим вьюгу. Она воет сначала тихо, постепенно усиливается.

    Теперь наоборот.

    1. «Снеговик».

    - Снежок привёл нас на полянку. Отгадайте загадку и узнаете, что здесь должно появиться.

     «Снег катали и лепили

       Человека мы слепили,

       Вместо глаз- два уголька,

       Там, где нос- морковка,

       А в руках – метёлка.»

    - Все вы любите лепить снеговиков. И я тоже. Я слепила одного белого снеговика.

    Далее логопед показывает на цифры, а дети строят предложение.

    - Кого мы считали?

    - О ком будете рассказывать потом?

     -Нос- морковку вставляют кому?

    -Будем играть с кем?

    - Метёлка у кого?

    4. Физ.минутка «Снежок».

    - Что ещё можно лепить из снега?

    -Давайте лепить снежок:

     1, 2, 3, 4,

    Мы с тобой снежок слепили.

    Круглый, крепкий, очень гладкий

    И совсем – совсем не сладкий.

    Раз – подбросим.

    Два – поймаем.

    Три – уроним

    И … сломаем.

    5. Родственные слова.

    - Мы пришли с вами к узору, на что он похож? Её надо украсить картинками. Отгадайте загадку:

    « Одеяло белое, не руками сделано,

    Не ткалось и не кроилось,

    С неба на землю к нам свалилось.»

    Посередине вывешивается картинка с изображением снега.

    - У слова «снег» есть родственники, слова, похожие на него. Назовите их.

    - Зима приготовила вам стихотворение, я его буду читать, а вы добавляйте снежные слова:

    Тихо, тихо, как во сне,

    Падает на землю …

    С неба всё скользят пушинки,

    Серебристые …

    Вот веселье для ребят,

    Всё сильнее…

    Все бегут вперегонки,

    Все хотят играть в …

    Словно в белый пуховик

    Нарядился…

    Рядом снежная фигурка-

    Это девочка-…

    На снегу-то, посмотри-

    С красной грудкой…

    - Молодцы, ребята. А теперь поиграем,

    снежок поймай, и слово ласково называй:

    снег-

    снегурка-

    снегирь-

    и т.д.

    6. «Мостик через речку»

    - Ребята, перед нами река. Что с ней произошло?

    - «Мостик вы соорудите, звук первый и последний определите.»

    Перед речкой лежат картинки.

    -Первую картинку определите: в её названии первый звук [к], а последний [т], всего 3 звука.

    -Какая картинка имеет отношение к зиме?

    7. «Каток».

    - мы пришли на какое-то странное место. Угадайте, куда мы пришли? « Буквы вы узнайте и слово прочитайте.»

    - Что можно делать на катке?

    -Сколько коньков нужно одному человеку?

    - Как это называется по-другому?

    - Какие ещё парные предметы вы знаете?

    - Скажите со словом «пара»:

    Коньки-

    Сапоги-

    Варежки-

    И т.д.

    8. «Сугроб».

    - Вот мы и добрались до сугроба. Давайте его разроем.

    -Под сугробом оказался сундук. Его оставила нам зима, в нём наверное подарки.

    - Давайте разберём сундук.

    - Смотрите, на дне оказался конверт с письмом, прочитаем его:

    «К вам я в гости собиралась,

    Но немного задержалась,

    Отвлекли меня дела:

    Метели, вьюги, холода.

    Вы задания выполняли,

    Дружно за снежком шагали.

    Снова в гости к вам приду

    В садик в будущем году.

    А сейчас вы не скучайте

    И подарки получайте.

    ВАША ЗИМА.»

    - Здравствуйте!

    - это стихотворение о зиме.

    - Осень.

    -Весна.

    Дети идут за снежком.

    - Для того, чтобы вставлять фотографии, картины.

    Дети по очереди выбирают картинки, прикрепляют их на полотно и составляют предложение по ним. Например: Солнце зимой светит, но не греет. Медведь зимой спит в берлоге. И т.д.

    - Снежная. Морозная. Ветреная. Холодная.

    - это снежинки.

    Дети получают снежинки.

    Сначала дуют через губы длительно, держа снежинку за кончик. Затем кладут снежинку на ладошку и сильным коротким выдохом сдувают её.

    - Вьюга, метель, пурга.

    Дети приседают, Тянут звук У сначала тихо, постепенно усиливая голос, поднимаются. И наоборот: тянут звук громко, постепенно приседая , тянут звук всё тише.

    - Это снеговик.

    - Я слепил два белых снеговика. Я слепила пять белых снеговиков. И т.д.

    -Снеговиков.

    - О снеговике.

    -Снеговику.

    -со снеговиком.

    -у снеговика.

    -снежки.

    Загибают пальчики, начиная с большого.

    Лепят, меняя положение ладоней.

    Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую. Грозят пальчиком.

    Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.

    Приседают, ловят воображаемый снежок.

    Встают, роняют воображаемый снежок.

    Топают.

    - На снежинку.

    - Это снег.

    Дети называют слова, получают соответствующую картинку и вешают её к лучику снежинки: снежок, снегурка, снеговик, снежинка, снегопад, снегирь.

    -снег.

    -снежинки.

    -снегопад.

    -снежки.

    -снеговик.

    -снегурка.

    -снегири.

    -снежок

    -снегурочка

    -Снегирёк.

    - Река покрылась льдом.

    Дети называют картинки.

    - Это кот.

    Угадавший кладёт картинку к речке.

    Далее дети выкладывают цепочку из картинок, определяя первый и последний звук, так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего.

    (кот-танк-кабан-насос-санки-индюк).

    - санки.

    Дети узнают буквы, закрытые «снегом», открывают их и читают слово: каток.

    - На катке катаются на коньках.

    -два.

    -пара.

    Называют.

    -пара коньков

    -пара сапог

    -пара варежек

    Разрывают.

    Дети открывают сундук, а он заполнен вещами.

    Дети достают по одной вещи и согласовывают с прилагательными: зимняя(ее, ие, ий):

    - Шарф-зимний

    -варежки-зимние

    -куртка-зимняя

    И т.д.

    Дети получают подарки от зимы, прощаются с гостями и уходят.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе по теме "Грибы и ягоды"

    Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи...

    Интегрированное игровое логопедическое занятие в старшей логопедической группе «В гостях у бабушки Маши»

    Конспект интегрированного игрового логопедического занятия, которое мы проводили в рамках недели "Игра и игрушки"....

    Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе (5-6 лет) детей с ФФНР и ФНР «Звуки С – З» (Автоматизация звуков С - З). Речевое развитие детей через игровую деятельность «Автоматизация свистящих звуков».

    Цель: Формировать у детей предпосылки к учебной деятельности на логопедических занятиях через игровую  деятельность, участников по совместной деятельности....

    Самоанализ открытого группового логопедического занятия в старшей логопедической группе.

    Занятие проводилось с детьми c диагнозом ФФНР. Занятие по теме «Автоматизация звуков «С-З» в слогах, словах, чистоговорках, предложениях» Занятие  занимает важное место в системе занятий по изуча...

    Конспект логопедического занятия по развитию связной речи "Зимние забавы" с использованием ИКТ.

    "Связная речь - высшая форма мыслительной деятельности" - Л.С. Выготский.Формирование умений и навыков связной речи - одна из важных задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зав...