Конспект занятия по обучению грамоте
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Алехина Анастасия Михайловна

Конспект занятия по обучению грамоте по теме: "Звук [ш], буква Ш."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_sh_bukva_sh.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте: звук [Ш]. Буква Ш.

Цель: познакомить со звуком [Ш] и буквой, которая обозначает этот звук.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

​ упражнять в употреблении диалогической речи;

​ упражнять в умении сопоставлять букву и звук;

​ формировать фонематический анализ и синтез;

​ пополнять словарный запас;

Коррекционно-развивающие:

​ развивать зрительное, фонематическое восприятие;

​ развивать мелкую и общую моторику;

​ развивать оптико-пространственные представления;

​ развивать внимание, память и мышление;

Коррекционно-воспитательные:

​ воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: буква Ш, карандаши, фасоль и пластилиновые доски, зеркала, тетради, звуковые пеналы, ксерокопия из букваря Н.С. Жуковой, напечатанные слова: шум, Маша;

Учитель-логопед: Напильникова Анастасия Михайловна.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Л: Здравствуйте, ребята!

Д: Здравствуйте (отхлопывают данное слово по слогам).

Л: Давайте вспомним, какое сейчас время года?

Д: Сейчас осень.

Л: А какой сейчас месяц?

Д: Сейчас ноябрь.

Л: Давайте вспомним все осенние месяцы.

Д: Весенние месяцы: сентябрь, октябрь. Ноябрь.

Л: Молодцы.

  1. Основная часть
  1. Сообщение темы занятия (Игра «Назови одинаковые звуки»)

Л: Ребята, прослушайте скороговорку. Какой звук чаще других в ней слышится?

Шесть мышат

В камышах шуршат.

Д: Звук [Ш].

Л: Правильно. С этим звуком и буквой, которая обозначает этот звук мы познакомимся сегодня на занятии.

2. Акустико-артикуляционная характеристика звука [Ш] (детям раздаются зеркала)

Л: Давайте посмотрим в зеркала и произнесём звук [Ш], как у нас располагаются зубки, губки, язык?

Д: губки округлены и слегка вытянуты вперед; широкий язычок наверху, образует «чашечку»; теплая воздушная струя идет по центру язычка.

Л: Значит этот звук какой?

Д: Согласный.

Л: Почему он согласный? Что происходит, когда мы произносим звук [Ш]?

Д: Возникает преграда, мы его не поём.

Л: Верно. Проверьте, звук [Ш] – глухой или звонкий? (дети ладошкой проверяют тактильные ощущения.)

Д: Звук [Ш] -глухой, горлышко не звучит.

Л: Хорошо. Ребята, у звука [Ш] нет младшего братика, это значит что он всегда твёрдый, каким цветом мы будем его обозначать?

Д: Синим.

  1. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук

[Ш]»

Л: Сейчас мы с вами поиграем в игру, я буду называть вам звуки, а потом слова, вы, если услышите звук [Ш], то хлопните в ладоши.

ш, п, к, ш...; ша, па, ка, шу...; шапка, кот, кошка, ворона, карандаш...

Д: (выполняют задание).

  1. Физминутка «У жирафа пятна»

Л: Встанем и немного отдохнём,  у жирафа много пятен, я говорю где, а вы показываете. (на правом плече, на левой ноге и т.д.)

Д: (выполняют задание).

5. Знакомство с буквой Ш

Л: Сегодня мы познакомимся с буквой Ш. Буквой Ш на письме обозначается звук [ш]. Посмотрите на букву Ш

Буква Ш с тремя шипами —

 Не хватай ее руками.

О. Гофман

На что похожа буква Ш?

Д: (предлагают свои догадки).

Л: Сколько элементов в букве Ш? Давайте посчитаем.

Д: (четыре элемента).

Л: Прописываем все вместе букву Ш в воздухе.

6. Конструирование буквы

Л: А сейчас, я предлагаю вам выложить букву Ш фасолью на пластилиновых досках.

Д: (Выполняют задание.)

7. Печатанье буквы

Л: Открываем свои тетради, печатаем все вместе, каждый в своей тетради букву Ш.

Но перед этим мы с вами разомнём ваши пальчик.

Пальчиковая гимнастика        

          Карандаш в руке катаю

М/д пальчиков верчу

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу

Д: (Печатают в своих тетрадях букву Ш.)

Л: Молодцы.

8. Дидактическое упражнение «Назови и выложи все звуки в слове»

Л: Сейчас м с вами будем учиться выкладывать звуковую схему слова «шум». Что значит это слово, кто знает?

Д: Это значит, что кто-то шумит, гремит, издаёт звук.

Л: Хорошо, каждый из вас достаёт свой звуковой пенальчик.

Д: (дети раздельно называют звуки этого слова в должной последовательности и выкладывают схему).

Слова: шум [ш у м]; Маша [м а ш а].

9. Чтение буквы

Л: Ну и напоследок, мы с вами почитаем букву «Ш». (Вывешивается на доску лист с заданием по букварю Н.С. Жуковой.)

III. Подведение итогов

Л: С какими звуками мы с вами сегодня познакомились? С какой буквой? Какие задания мы с вами выполняли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.

В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей  фонематического  слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием Лего «Путешествие в Царство грамоты»

Цели: Научить детей характеризовать звуки М, Мь.Задачи:- Развивать у детей фонематический слух и восприятие. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ ...