Конспект занятия по обучению грамоте
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Алехина Анастасия Михайловна

Конспект занятия по обучению грамоте по теме "Звуки [м], [м`] , буква М".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_m_m_bukva_m.docx20.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте по теме: «Звуки [м,м`]. Буква М».

Цель: познакомить со звуками [м,м`] и буквой, которая обозначает эти звуки.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • упражнять в умении сопоставлять букву и звуки;
  • формировать фонематический анализ;
  • пополнять словарный запас;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать зрительное, фонематическое восприятие;
  • развивать мелкую и общую моторику;
  • развивать оптико-пространственные представления;
  • развивать внимание, память и мышление;
  • развивать диалогическую речь;
  • развивать графомоторные навыки;

Воспитательные:

  • воспитывать умение работать в команде.

Оборудование: мяч, зеркала, белые квадраты, предметные картинки: дом, мышь, мяч; палочки для выкладывания букв, звуковые пеналы, изображение буквы М,  карандаши, тетради, ксерокопия из букваря Н. С. Жуковой, звуковой квадратик.

Учитель-логопед: Напильникова Анастасия Михайловна.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Л: Здравствуйте, ребята!

Д: Здравствуйте!

Л: У меня в руках волшебный мячик, он дарит всем, кто подержит его в руках хорошее настроение. Мы будем передавать его и желать друг другу доброго утра.

Д: (работают по заданию).

II. Основная часть

  1. Сообщение темы занятия

(Выставляется картинка «дом»).

Л: Что это?

Д: Это дом.

Л: Какой последний звук вы услышали в этом слове?

Д: Звук «м».

Л: Хорошо. В этом доме живет семья (вывешивается картинка). Прислушайтесь, какой звук есть в середине этого слова?

Д: (отвечают на вопрос, если затрудняются, то логопед подсказывает.)

Л: Сегодня мы с вами будем изучать звуки [м-м`], и букву, которая обозначает на письме эти звуки.

2. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам

Л: Давайте посмотрим в наши зеркала (зеркала раздаются заранее), произнесём звук «м». С помощью чего мы произносим звуки [м], [мь]?

Д: С помощью губ.

Л: Струя воздуха свободно выходит изо рта или встречает преграду?

Д: Встречает.

Л: При произнесении звуков [м], [мь] губы сомкнуты, на пути воздушной струи стоит преграда, воздушная струя как бы разрывает губы. Звуки ,при произнесении которых встречаются преграды во рту называются согласными.

  1. Отгадывание загадок

Л: Дети в этой семье очень любят отгадывать загадки. Давайте и мы с ними поиграем:

Маленькие зверьки,

Серенькие шубки,

Длинные хвосты,

Черненькие глазки.

Остренькие зубки. Кто это? (мышь)

Бьют его рукой и палкой-

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

А за то, что он надут. (мяч)

«Мышь» - как звучит звук [м]?

Д: твёрдо.

Л: «Мяч» - как звучит звук [м`]?

Д: мягко.

Л: вывод: звуки [м], [м`] согласные, могут быть твердыми и мягкими.

  1. Звуковой анализ слов «мышь», «мяч» (белые квадраты выставляются

на доску с закрашиванием первых кружков в синий цвет)

Л: Мы с вами узнали, что согласные могут произноситься твердо и мягко. Поэтому мы сами сейчас попробуем определить, как же мы свами обозначим первый звук в этих словах. Как бы нам показать, что звук [м] в первом случае звучит твердо, а во втором мягко, словно солнышко растопило его твердость?

Я закрашу желтым фломастером синий квадрат во втором слове, как будто на него попал лучик солнца. Теперь мы можем отличит схемы слов «мышь» и «мяч»? Как? Почему?

Д: да можем, один синий, другой зелёный.

Л: Мы будем обозначать мягкие согласные зеленым цветом, а твердые оставлять синими. Красным цветом, как раньше обозначается гласный звук.

5.  Игра «Кто внимательный?»

Л: Сейчас мы поиграем в игру «Кто внимательный?». Поднимите синий кружок, если услышите в слове звук [м], зеленый- если в слове есть звук [м`]: мяч, мышь, малина, домик, муха, медведь, машина, дом, семья, дым.

Д: (выполняют задание логопеда).

6. Физминутка

Л: Сейчас мы с вами отдохнём и поможем дружной семье собрать урожай.

В огород пойдём, урожай соберём (шаги на месте).

Мы моркови натаскаем («таскают»)

И картошки накопаем («копают»).

Срежем мы кочан капусты («срезают»),

Круглый, сочный, очень вкусный (показывают круг руками – три раза).

Д: (повторяют вслед за логопедом).

7. Знакомство с буквой

Л: Ребята, есть такое слово «мама». Вы хотите научиться писать это слово?

Д: Да.

Л: Посмотрите, этой буквой обозначаются звуки [м], [м`] (вывешивается буква М на доску). Я раскрою секрет нашего языка: в русском языке твердые и мягкие звуки обозначаются одной буквой. Без этой буквы слово «мама» не написать.

Взялись за руки друзья.

И сказали: «Ты да я – это мы!»

А между тем

Получилась буква М.

Давайте посмотрим сколько элементов в букве М (считают).

Сколько получилось?

Д: Четыре элемента.

Л: Верно, одна палочка, вторая палочка и две наискосок.

Выложите букву из счетных палочек.

Д: (выкладывают.)

Л: А сейчас мы с вами пропишем букву М в воздухе.

Д: (прорисовывают букву М в воздухе).

Л: Найдите букву, которой обозначаются звуки [м], [м`] в алфавите.

8. Печатанье буквы

Л: А, теперь я предлагаю вам напечатать букву «М».

Но перед этим мы с вами разомнём ваши пальчик.

Пальчиковая гимнастика        

          Карандаш в руке катаю

М/д пальчиков верчу

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу

Д: (Печатают в своих тетрадях букву «М»,)

Л: Молодцы.

9. Чтение буквы

Л: Ну и напоследок, мы с вами почитаем букву «М». (Вывешивается на доску лист с заданием по букварю Н.С. Жуковой.)

III. Подведение итогов

Л: Чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.

В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей  фонематического  слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием Лего «Путешествие в Царство грамоты»

Цели: Научить детей характеризовать звуки М, Мь.Задачи:- Развивать у детей фонематический слух и восприятие. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ ...