Конспект занятия по обучению грамоте
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Алехина Анастасия Михайловна

Документ содержит конспект занятия по обучению грамоте по теме: "Звуки [р],  [р`]. буква Р."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_r_r_bukva_r.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте: звуки [Р], [Р`]. Буква Р.

Цель: познакомить со звуками [Р], [Р`] и буквой, которая обозначает эти звуки.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

​ упражнять в употреблении диалогической речи;

​ упражнять в умении сопоставлять букву и звук;

​ формировать фонематический анализ и синтез;

​ пополнять словарный запас;

Коррекционно-развивающие:

​ развивать зрительное, фонематическое восприятие;

​ развивать мелкую и общую моторику;

​ развивать оптико-пространственные представления;

​ развивать внимание, память и мышление;

Коррекционно-воспитательные:

​ воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: буква Р, карандаши, фасоль и пластилиновые доски, зеркала, тетради, звуковые пеналы, ксерокопия из букваря Н.С. Жуковой.

Учитель-логопед: Напильникова Анастасия Михайловна.

Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Л: Здравствуйте, ребята!

Д: Здравствуйте (отхлопывают данное слово по слогам).

Л: Давайте вспомним, какое сейчас время года?

Д: Сейчас осень.

Л: А какой сейчас месяц?

Д: Сейчас октябрь.

Л: Давайте вспомним все осенние месяцы.

Д: Весенние месяцы: сентябрь, октябрь. Ноябрь.

Л: Молодцы.

  1. Основная часть
  1. Сообщение темы занятия (Игра «Назови одинаковые звуки»)

Л: Ребята, давайте поиграем в игру «Назови одинаковые звуки».

СЫР, РОЗА, РУЧКА, КАРАНДАШ, ПОМИДОР, КАТЕР, РАДУГА, ВЕДРО, ФОНАРИ, КАРЕТА…

Л: Скажите, какие одинаковый звуки вы слышите в названиях этихслов?

Дети: Звуки[Р, Р`].

Л: Правильно. С этими звуками и буквой, которая обозначает эти звуки мы познакомимся сегодня на занятии.

2. Акустико-артикуляционная характеристика звуков [Р,Р`] (детям раздаются зеркала)

Л: Давайте посмотрим в зеркала и произнесём звук [р], он – какой?

Д: Согласный.

Л: Почему он согласный? Что происходит, когда мы произносим звук [р]?

Д: Когда мы произносим звук р, язык дрожит за верхними зубами.

Л: Верно. Проверьте, звук [р] – глухой или звонкий? (дети ладошкой проверяют тактильные ощущения.)

Д: Звук [р] - звонкий, голос работает.

Л: Послушайте, как звучит звук [р] в словах «СЫР» «РОЗА» «КОРОВА»?

Д: Звук [р] - звучит твердо.

Д: А в словах «КАРЕТА», «РЕЧКА», «ФОНАРИ».

Д: В этих словах какой вы слышите звук?

Д: Звук [р`]

3. Выделение звуков [р – р`] на слух (детям раздаются звуковые пеналы)

Л: Если услышите твердый звук [р], поднимите синий фонарик, а если услышите мягкий звук [р`] – зеленый фонарик.

Слоги: РА, РИ, РУ, РЮ, РЕ, РЫ…

Слова: РАК, КОРЫТО, РЯБИНА, РАДИО, СНЕГИРИ…

4. Физминутка

Л: А сейчас встанем и немного отдохнём, повторяйте за мной.

На холме стоит рябинка,

Держит прямо, ровно спинку.

Ей не просто жить на свете –

Ветер крутит, вертит ветер.

Но рябинка тоже гнётся,

Не печалится – смеётся.

Резкий ветер грозно дует

На рябинку молодую.

(Дети потягиваются поднимают руки вверх.

Выполняют вращения туловищем вправо-влево.

Выполняют наклоны в стороны.

Дети машут руками, изображая ветер.)

5. Знакомство с буквой Р

Л: Сегодня мы познакомимся с буквой Р. Буквой Р на письме обозначаются и твердый звук [р], и мягкий звук [р`]. Посмотрите на букву Р. На что она похожа?

Д: (предлагают свои догадки).

Л: Сколько элементов в букве Р? Давайте посчитаем.

Д: (два элемента).

Л: Прописываем все вместе букву Р в воздухе.

6. Конструирование буквы

Л: А сейчас, я предлагаю вам выложить букву Р фасолью на пластилиновых досках.

Д: (Выполняют задание.)

7. Печатанье буквы

Л: Открываем свои тетради, печатаем все вместе, каждый в своей тетради букву Р.

Но перед этим мы с вами разомнём ваши пальчик.

Пальчиковая гимнастика        

          Карандаш в руке катаю

М/д пальчиков верчу

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу

Д: (Печатают в своих тетрадях букву Р.)

Л: Молодцы.

8. Чтение буквы

Ну и напоследок, мы с вами почитаем букву «А». (Вывещивается на доску лист с заданием по букварю Н.С. Жуковой.)

III. Подведение итогов

Л: С какими звуками мы с вами сегодня познакомились? С какой         буквой? Какие задания мы с вами выполняли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Посылка от Феи Грамоты"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте, которое поможет охватить материал за весь год....

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.

В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей  фонематического  слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...

Конспект занятия по обучению грамоте «Знакомство с ударением» Образовательная область «Речевое развитие» (Обучение грамоте)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социал...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Грамотеи-путешественники"

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте содержит в себе игровые приемы закрепления и обобщения по темам"Фонетический анализ слова", "Слоговая структура слова"...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием Лего «Путешествие в Царство грамоты»

Цели: Научить детей характеризовать звуки М, Мь.Задачи:- Развивать у детей фонематический слух и восприятие. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ ...