Организация взаимодействия родителей с детьми, имеющими ОНР I уровня
методическая разработка по логопедии (младшая группа) на тему

Торговец Наталья Павловна

В данной работе представлен теоретический и практический материал по работе с детьми, имеющими общее недоразвитие 1 уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Работа с ОНР 1 уровня104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Организация взаимодействия родителей с детьми, имеющими   ОНР I уровня.

       Первый уровень развития речи характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребенком новыми для него словами. Такие дети в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой речью, не владеют навыками связного высказывания.

     Важнейшая задача -  развитие понимания речи и расширение пассивного словаря не говорящих детей, имеющих ОНР I уровня  — решается логопедом совместно с воспитателями и родителями через подражательную речевую деятельность детей.         Основной задачей работы с родителями является разъяснение того как создать для ребенка насыщенную речевую среду. Необходимо объяснить родителям или другим близким ребенка. Что развитие ребенка требует более внимательного отношения и специальной работы дома, что не следует надеяться только на занятия с логопедом. Родители должны осознать, что если ребенок  отстает в речевом развитии, необходимо изменить систему его домашнего воспитания.

Добиться положительной динамики в занятиях с детьми   с нарушениями речи можно, только создав особую игровую ситуацию, когда в ходе интересных для ребенка практических действий у него возникает состояние эмоционального подъема. Такой положительный настрой предоставляет логопеду возможность побуждать ребенка к речи. Поскольку занятия с неговорящими детьми,  имеющими  ОНР I уровня имеют ряд особенностей, можно утверждать, что именно организация игр для развития умения подражать является оптимальной формой проведения занятий на начальном этапе логопедической работы.

Следует принять во внимание, что у детей с нарушениями речи наблюдаются повышенная утомляемость, невнимательность и  т.д.

Занятия с детьми  основаны на умении подражать взрослому: его движениям, действиям и словам.

Отсутствие у ребенка активной речи не позволяет строить занятия на основе словесных методов. Занятия строятся в виде игр, основанных на умении подражать. В таких играх ребенок учится получать важную информацию от другого человека, усваивает речь, учится общаться и договариваться, а также получает возможность проявить активность. В ходе игры логопед может непосредственно наблюдать за действиями ребенка: как он повторяет слова, как усваивает материал. При этом элементы обучения следует вводить постепенно в ходе организации специальных игр.

Необходимо учитывать психологические и физиологические особенности развития ребенка. Внимание ребенка непроизвольно, и продуктивно он может заниматься только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Кроме того, активизация речи детей требует наглядности и должна быть тесно связана с практической ситуацией. Длительность занятия не должна превышать 15—20 мин, причем в течение одного занятия целесообразно чередовать различные виды деятельности и использовать разные игры, каждая из которых может, длится всего по нескольку минут. Играть можно на ковре, на улице, а не только за столом.

     Важный момент в логопедической игре - установление эмоционального контакта между взрослым и ребенком, и здесь многое будет зависеть от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронута эмоциональная сфера ребенка. Поэтому логопеду, воспитателю и родителям  важно вызвать у ребенка доверие и добиться положительной мотивации к занятиям. Кроме того, должно поощряться любое проявление ребенком активности -  хвалить, побуждать к новым попыткам говорить. Это поможет избежать сопутствующих нарушению речи психологических проблем — нежелания говорить, боязни речи.

       Словесный материал следует многократно повторять - это способствует формированию новых навыков, ведь известно, что чем сложнее навык, тем больше времени и повторений потребуется для его закрепления. Поэтому надо дать малышу возможность усвоить новые слова. Важно помнить, что более комфортно ребенок чувствует себя в знакомой ситуации, увереннее действует в ходе знакомых любимых игр.

Практический материал по развитию общего и речевого подражания.

Игры для развития общего подражания

Подражание — один из основных способов усвоения маленьким ребенком социального опыта. В процессе подражания он постепенно осваивает навыки поведения в бытовых и игровых ситуациях, овладевает речью.

Под понятием «общее подражание» мы понимаем подражание движениям, действиям и мимике. Предлагаем следующую последовательность развития общего подражания.

1. Начинать следует с отдельных простых движений. Например, в игре «Делаем зарядку» малыши повторяют такие движения: поднимают руки вверх, топают ножками, бегают и т. п.

   2. Затем можно начать учить детей выполнять несколько последовательных и одновременных движений. Например, в игре «Птички» дети «машут крылышками», бегают, «клюют зернышки». В некоторых играх движения следует выполнять в определенной последовательности.

    3. Следующий этап развития общего подражания -  выполнение действий с
предметами и игрушками. Например, в игре с куклой учим ребенка сначала покачать куколку, потом положить ее в кроватку, накрыть одеялом и т. д.

Игры для формирования умения

подражать движениям взрослого

и развития понимания речи

Упражнение «Делаем зарядку!»

Дети выстраиваются в ряд на достаточном расстоянии друг от друга. Взрослый становится напротив детей и предлагает им поиграть, выполняя определенные действия.

        Давайте делать зарядку! Я буду показывать, а вы повторяйте за мной!

  • Руки вверх!
  • Руки в стороны!
  • Теперь походим топ-топ-топ!
  • Руки вперед/
  • Похлопаем в ладошки!
  • Руки на пояс!
  • Присели!
  • Стоим!
  • Попрыгаем ~ прыг-скок!

Чтобы поддержать интерес к игре, в дальнейшем, когда дети запомнят

предлагаемые движения, можно выбирать ведущего из числа детей.

 - А  теперь давай меняться — ты показывай, а я буду повторять.

Игру можно усложнять и расширять, добавляя новые движения.

  Упражнение «Птички».

Предложите детям поиграть в птичек.

-  Делайте как я. Полетим как птички! Машем крыльями вверх и вниз!

Бегая по комнате, дети делают взмахи руками как крыльями. Если кто – то из малышей не может выполнить движение, нужно поднять ему руки, помочь выполнить задание правильно.

Затем предложить присесть на корточки и постучать  пальчиками по полу.

- Теперь птички присели на землю отдохнуть и стали клевать зернышки – вот так!

Предложить детям разный темп выполнения движения – птички могут лететь быстро или медленно.

- Снова полетели! Медленно машем крыльями. … А теперь быстро полетели!

Игру можно варьировать, придумывая новые движения для птичек.

                           Упражнение «Деревце».

Сейчас мы с вами превратимся в деревья. Слушайте и повторяйте за мной.

Дует ветер нам в лицо,

(Обмахиваем лицо кистями рук.)

Закачалось деревцо/

(Всем корпусом раскачиваемся из стороны в сторону.)

Ветерок все тише, тише,

(Качаемся медленнее, затем останавливаемся.)

Деревце все выше, выше/

(Поднимаем руки, тянемся вверх.)

         Упражнение «Вот такие мы!»
Предложите детям новую игру.

Ну-ка, давайте покажем, что мы умеем делать! Повторяйте за мной!

Мы ногами: топ, топ, топ!

(Топаем.)

Мы руками: хлоп, хлоп, хлоп!

(Хлопаем.)

Головою:  круть, крутъ, круть!

(Вертим головой из стороны в сторону.)

Мы себя ударим в грудь!

(Расправляем плечи, несильно ударяем себя в грудь.)

Погладили животики/

(Круговыми движениями гладим живот.)

Улыбнулись ротики!

(Указательными пальчиками растягиваем уголки рта.)

Вот какие мы молодцы!

Игры для развития речевого подражания

В предложенных играх ставятся задачи развития, как общего, так и речевого подражания, но в данном разделе на первый план выходит подражание речи

взрослого. Для этого взрослый многократно повторяет определенные слоги, слова, словосочетания, выделяя их интонационно в потоке речи, и побуждает детей повторять эти слова за ним. При этом принимаются и поощряются ответы детей в любом виде, взрослый же дает детям только образец правильной речи.

Формирование умения подражать речи взрослого также проходит в несколько этапов. В зависимости от уровня речевого развития ребенка можно предложить ему повторение звуков, слогов, слов или фраз.

  1. Повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку в игре. (Комарик
    звенит -
    з-з-з, пчела жужжит - ж-ж-ж, насос работает -  с-с-с.)
  2. Повторение аморфных слов. Это слова-звукоподражания, слова-слоги,
    имеющие при этом собственное смысловое значение. К таким словам относятся
    подражания голосам животных -  
    му, ав-ав, мяу и др.; звукам музыкальных игрушек -  бом-бом, ду-ду, динь-динь и др.; транспортным шумам - би~ би, ту-ту и др., а также другие аморфные слова, которыми ребенок может заменять любые слова, те, что еще не может произнести целиком.
  3. Повторение слов. Вначале это простые короткие слова -  дай, на, Ляля,
    Миша, киса
    и т. д. По мере развития речи ребенок учится произносить двух-, трех
    сложные слова, воспроизводя их интонационно-ритмический рисунок. При этом
    ребенок может воспроизводить звуковой состав слов приближенно.
  4. Повторение коротких фраз. Это этап объединения в одном предложении
    нескольких слов. Например:
    Где мама?Там мяч. Это ложка. Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении. Например: Вот зайка. Дай зайку. Ваня -  хороший мальчик. Маша тоже хорошая девочка.

Обучение речевому подражанию в нижеприведенных играх предлагается именно в такой последовательности: звуки - аморфные слова – слова - фразы. Это позволяет логопеду гибко подбирать подходящий вариант в зависимости от уровня развития речи детей и их возраста.

                           Самолетики.

Предложите детям поиграть в самолетики.

Послушайте стихотворение про самолетик:

      По земле разбежался,

      В небо поднялся!

      Летит самолет

      Прямо вперед!

Давайте поиграем в самолетики! Полетели в небе самолеты, загудели: у-у-у!

Расставив прямые руки в стороны, дети бегают по комнате.

Следите, чтобы они бегали осторожно, не сталкиваясь друг с другом.

        Пароходики.

     Послушайте стихотворение про пароходик:

Пароходик домой

Спешит по прямой!

 На волнах качается,

Брызги разлетаются!

   Давайте поиграем в пароходики! Плывут пароходики и гудят: ы-ы-ы!

Вытянув прямые руки перед собой, дети совершают ими колебательные движения,    как будто плывут по волнам.

        Машинки.

Послушайте стихотворение про машинку:

                       Би-би-би — гудит машина:

                       Не поеду без бензина!

Давайте поиграем в машинки! Поехали машинки: ж-ж-ж!

Сигналит машинка: би-би! Освободите: дорогу!

Дети ходят по комнате, имитируя при  помощи движений рук управление машиной       крутят руль.

        Паровозики.

Послушайте стихотворение про паровозик:

                      Веселый паровозик

                      Вагончики возит!

                     Трубой пыхтит,

                       Колесами стучит!

Давайте поиграем в паровозики! Поехал паровозик: чу-чу-чу! Сигналит поезд: ту-ту!

Дети ходят, изображая при помощи круговых движений руками, согнутыми в локтях, движения колес поезда.

                      Поиграем на дудочке.

Перед началом игры покажите детям! настоящую дудочку, поиграйте на ней. Затем предложите ребенку «поиграть» на дудочке с помощью движений и озвучить ее.

Давайте поиграем на дудочке! Как  дудочка дудит? Ду-ду-ду! Повторяйте за мной! «Дудим» и одновременно движениями рук изображаем игру на дудочке.

        Поиграем на балалайке.

Перед началом игры покажите детям настоящую балалайку и поиграйте на ней,  или покажите картинку с ее изображением. Затем предложите изобразить игру на балалайке с помощью движений и озвучить ее.

А теперь давайте поиграем на балалайке: ля-ля-ля!

                       Позвеним колокольчиком.

   Перед началом игры покажите детям настоящий колокольчик и позвените им. Затем предложите «позвенеть» колокольчиком с помощью движений и речи.

Давайте позвеним колокольчиком:
динь-динь-динь!

 Имитируем движением поднятой руки игру на колокольчике.

Можно предложить позвенеть по-другому: дон-дон! или дин-дон. Выбирайте вариант, который больше нравится детям. Можно использовать в одной игре разные варианты. В этом случае дается следующая инструкция:

Звенеть колокольчиком можно по-разному. Давайте позвеним так: дон-дон-дон! А теперь по-другому: дин-дон! А теперь вот так: динь-динь-динь! Повторяйте за мной!

    Бьем в барабан.

Предложите детям «поиграть» на барабане. Перед началом игры покажите настоящий барабан. Затем изобразите игру на барабане с помощью движений и озвучивания.

А как мы бьем в барабан? Та-та-та!

При этом имитируем игру на барабане, поочередно поднимая и опуская согнутые в локтях руки.

Можно предложить побарабанить по-другому: бом-бом-бом! Бал1-бам-бам! Выбрать вариант, который больше нравится детям и лучше запоминается. Можно использовать в одной игре разные варианты. В этом случае дается следующая инструкция:

Барабанить можно по-разному. Давайте бить в барабан так: та-та-та! Атеперь  по-другому: бом-бом-бом! А теперь вот так: бам-бам-бам! Повторяйте за мной!

Когда дети хорошо запомнят игру на барабане, дудочке, колокольчике и балалайке,    можно предложить им выполнять необходимые движения и повторять речевые конструкции по словесной инструкции без показа:

Бьем в барабан! Поиграем на дудочке! Позвеним колокольчиком! Поиграем на
балалайке!

                 Гости

   Постройте вместе с малышами домик из конструктора (можно соорудить домик из стула, столика, накрытого одеялом, и т. п.) и предложите поиграть в «гости». Заранее нужно приготовить игрушки (мягкие или резиновые): курочку, собачку, кошку, коровку, гуся, утку, лошадку и др.

   Можно варьировать количество персонажей игры в зависимости от того, какие игрушки есть в наличии. Например, можно использовать ослика -  иа, козлика -  бе, голубя  - гули-гули, ворону -  кар, мышку  -  пи-пи и др. Главное, чтобы эти персонажи издавали звуки, доступные для подражания.

    - Вот какой у нас домик получился замечательный -  большой и красивый!
Кто к нам сегодня в гости пришел? Тук- тук! Кто там? (Игрушка не видна.) Ав- ав! Кто же это, догадались? Правильно, собака. Заходи, собака, к нам в гости. Давайте поговорим с собачкой на ее собачьем языке: ав-ав!

     - Тук-тук! Кто-то еще пожаловал к нам в гости...

   Побуждайте ребенка повторять за взрослым  звукоподражания, слова и фразы. Для этого можно использовать вопросы, как показано в приведенном примере.

   Продолжите игру с другим персонажем. Количество персонажей и продолжительность игры следует гибко варьировать. При признаках утомления малышей игру следует завершить.

                  Упражнение « На! Дай»!

Логопед протягивает руку с маленьким мячиком в направлении игрушечного  зайчика со словами:

      - Да, зайка, мячик! На!

Просит у зайки мячик, сопровождая слова жестом: протянув руку, произвести ладонью «просительное» движение по направлению к себе.

  - А теперь попросим у зайки мячик: «Зайка, дай мячик! Дай!»

Такую игру можно проводить с самыми разнообразными игрушками. При этом дети учатся просить то, что им необходимо, у взрослых и сверстников, учатся делиться.

                           Упражнение «Куколка».

Раздайте детям кукол и предложите игру.

 - Куколка устала, она хочет спать. Давайте уложим куколку спать: покачаем и споем ей песенку: а-а-а!

Прижав куколку к груди, покачивайте ее и напевайте тихим голосом: a-a-al Дети повторяют за взрослым, укачивая своих кукол. Следите, чтобы малыши повторяли интонацию напева.

 - Проснулась куколка. Смотрите, как куколка танцует. Кукла «танцует и кланяется».

 - А теперь куколка поет песенку: ля-ля-ля! Ля-ля-ля! Помогите своим куколкам потанцевать и спеть песенку.

При необходимости покажите детям, как совершать игровые действия с куклой. Важно стимулировать повторение слов и фраз с помощью вопросов: Кто это? Что делает куколка? Как куколка поет песенку? и т. д.

                 Упражнение «Большие ноги идут по дороге».

Сейчас мы будем ходить и бегать.
Слушайте стихотворение, повторяйте за мной!

Большие ноги идут по дороге:

топ-топ-топ!

(Говорите низким голосом, высоко поднимая ноги, делая широкие шаги.)

Маленькие ножки побежали по дорожке:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ!

(Говорите тонким голосом, делая мелкие шажки.)

Можно двигаться сначала в одно; направлении, затем в обратном

(соответственно первой и второй частям стихотворения), а можно двигаться по кругу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ОНР III УРОВНЯ

  Формирование связной речи у детей с тяжёлым нарушением речи – одна из серьёзнейших проблем дошкольной педагогики. Несформированность речи  отрицательно сказывается ...

Личностно ориентированные формы взаимодействия учителя-дефектолога с родителями и детьми, имеющими проблемы в развитии.

Проектная деятельность на тему «Взаимодействие с семьёй в воспитательно-образовательной  и коррекционной работе с детьми»....

Презентация "Личностно-ориентированные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями и детьми, имеющими нарушения речи"

Данная презентация представляет опыт работы учителя-логопеда с родителями дошкольников группы компенсирующей направленности....

"Использование здоровьесберегающих технологий в непосредственной образовательной деятельности с детьми, имеющими ОНР III уровня, по теме "Семья"

В ходе кружка  по развитию двигательной и интеллектуальной сфер у дошкольников данные заданные задачи решаются средствами здоровьесберегающих технологий: дыхательной гимнастики, кинезиологических...

Взаимодействие взрослых с детьми, имеющими нарушения слуха

Консультация для родителей детей с нарушениями слуха...

Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушение зрения в условиях инклюзии в дошкольных учреждениях.

Очень важной задачей, стоящей перед специалистами, является научить детей общаться, взаимодействовать друг с другом, так, чтобы ребенок с нарушением зрения не считал себя лишним, а стал полноценным чл...

Памятка для воспитателей «Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии»

Памятка для воспитателей«Правила взаимодействия педагога с детьми, имеющими нарушения слуха, в условиях инклюзии»Ребенок с особыми образовательными потребностями имеет и общие для всех пот...