Буклет для родителей "Чистоговорка - это серьёзно"
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Штинникова Татьяна Савватьевна

Буклет раскрывает  все секреты использования чистоговорок в развитии звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Важно помнить, что в речевой игре от ребёнка требуется использование приобретённых ранее знаний в новых связях и обстоятельствах, а помочь ему в этом можете именно вы: родители, бабушки и дедушки  –  самые его наставники и воспитатели.

Использование чистоговорок

1. Формирование правильного звукопроизношения, выразительности речи.

Использование чистоговорок часто является одним из наиболее эффективных способов отработки, закрепления звуков в речи. При этом наряду с готовыми вариантами можно самим придумывать слова на изучаемый звук, составлять фразу, а к ней чистоговорку. В целях автоматизации звука, развития артикуляционной моторики, чёткой дикции, выразительности речи рекомендуется произносить чистоговорку несколько раз, выполняя при этом разные задания.

Например, при автоматизации звука [с] используется чистоговорка: «Са-са-са – идёт хитрая лиса».

Виды заданий:

Автоматизация звука, работа над выразительностью, дикцией.

-произносим с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью и т.д.);

-произносим голосом разным по тембру (как мишка, как мышка);

-произносим тихо или громко;

-произносим в разном темпе (медленно или быстро);

-произносим, меняя место логического ударения (ударяем молоточком на разные слова).

2. Развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза.

Чистоговорки способствуют привлечению внимания детей к звучащему слову, его звуковому и слоговому составу.

Виды заданий:

 добавляем слог с определённым звуком:

Сы-со-са – на бумаге поло… (са).

Су-са-сы – у девчушки две ко… (сы). и т.д.

прошагаем по слогам:

Ла-ла-ла  – ост-ра-я пи-ла.

Ще-ще-ще – в дож-дик мы и-дём в пла-ще и т.д.

закончим чистоговорку (выбираем слово с соответствующим слогом):

Ча-ча-ча – (гуща, куча, суша)? Ча-ча-ча - куча и т.д.

повторяем без ошибок:

Ща-ча, ща-ча – у Танюши два мяча и т.д.

поменяем звуки:

 «л» на «р»: Ал-ал-ал –  бал. Ар-ар-ар – бар.

3. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.

 На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы. 

Виды заданий:

изменяем форму слова:

Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).

Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).

Су-су-су – дети видели … (лису).

отвечаем чистоговоркой на вопрос (признаки, действия):

 Ра-ра-ра – какая детвора?  Ра-ра-ра – весёлая, шумная, дружная детвора и т.д.

Ра-ра-ра – что делает детвора? Ра-ра-ра – играет, напевает, танцует детвора и т.д.

подбираем слово с заданным звуком (с опорой на слова-признаки):

 Са-са-са – хитрая, рыжая, пушистая? Са-са-са – это лиса.

отвечаем  чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки):

называем слова, противоположные по значению:

Ра-ра-ра – высокая гора.  Ра-ра-ра  – низкая гора.

называем слова «ласково»:

 Лу-лу-лу – стул в углу. Лу-лу-лу – стульчик в углу.

Придумываем рассказ по картинке или вопросам:

Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.

Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса.

Са-са-са – что же делает лиса? Са-са-са – гуляет по лесу лиса. и т.д.

Желаем успехов!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка –

«Детский сад №44 «Весёлые нотки»

составитель  учитель – логопед       Штинникова  Т.С.

Наш адрес:

г. Северодвинск

ул. Лебедева 13  а (корпус 1)

ул. Лебедева 5 (корпус 2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математический КВН - "Математика - это серьёзно!"

Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя насто...

игра - это серьёзно

Презентация для семинара-практикума для  родителей...

Проект: "Ясли - это серьёзно".

Методические рекомендации и разработки занятий по физкультуре с использованием методического пособия Л.Д. Глазыриной "Физическая культура дошкольникам"...

Педагогический проект «Развитие речи – это серьёзно!»

Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста путем проведения логопедической ритмики...

Статья: Игра - серьёзная задача. (для детей раннего возраста)

Игра для ребенка, это освоение им,  его окружающей действительности. Именно  играя ребенок усваивает ценность, направленность и содержание социальных контактов между людьми....

Родительское собрание на тему: "Игра - дело серьёзное"

Цели родительского собрания:1.Познакомить родителей с понятием игра, воспитание и развитие ребёнка через игру.2. Расширить представления родителей о том, как правильно организовать досуг детей в семья...